Издания Центра проблем развития
образования
Белорусского
государственного университета
www.charko.narod.ru
Аналитический обзор международных
тенденций развития высшего образования*
№
4 (июль - декабрь 2002 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Современные образовательные технологии
1.1.
К вопросу об определении понятий "технология обучения", "метод
обучения", "форма обучения", "педагогическая техника"
и т.п.
Обзор определений понятия "педагогическая
технология"
1.2.
К проблеме классификации "методов" и "форм" обучения
Оглавление книги Г.К.Селевко "современные
образовательные технологии" (1998) в качестве материала для ориентировки в
современных "педагогических технологиях"
1.3. Конкретные
"образовательные технологии", "методы обучения",
"формы обучения" и т.п.
"Модельный метод обучения" (занятия в
виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)
1.4. Метод Case Study
("разбор конкретных ситуаций")
История метода Case Study
Образовательный ресурс метода Case Study .
Технология конструирования Case Study .
Технология работы с кейсом в учебном процессе
Возможности использования Case в обучении
Структура и виды Case
Учебная деятельность в Case Study
Педагогическая деятельность в Case Study
Возможности Case Study как метода отбора
персонала < br>Приложение 1. Пример кейса: почему бистро не растут как
грибы?
1.5. Метод проектов
История метода проектов
Образовательный ресурс "Метода
проектов"
Статус метода проектов (в сравнении с иными
методами и технологиями)
Типология проектов
Этапы работы над проектом (возможные варианты
описания)
Характер педагогической деятельности в методе
проектов
Границы и трудности использования метода проектов
Библиография используемой литературы по теме:
"современные образовательные технологии"
2.
Современные информационные технологии в образовании
2.1. Общие проблемы:
информационые технологии и современное образование
2.2.
Информатизационные технологии в образовании: конфликты и перспективы развития
человеческого потенциала
2.3. Реформа научного
и образовательного труда в мире информационных технологий. Социальный аспект
коммуникации
2.4. Информационные
технологии и капитализация знания
2.5. Информационные
технологии и проблемы функционирования научно-образовательного знания
2.6. Рынок
образовательных информационных технологий
Приложение 1.
Компьютеризация школ.
Обеспечение доступа к Интернету.
Повышение компьютерных знаний у преподавателей.
Организация дистанционного (заочного) образования.
Приложение 2.
Глоссарий дистанционного образования. [27]
2.7. Место информационных технологий в высшем образовании
2.8. Проблемы и рекомендации по внедрению информационных технологий в
высшем образовании
2.9. Тенденции и проблемы развития информационных технологий в высшем
образовании
2.10. Основные направления использования
информационных технологий в высшем образовании
2.11. Основные уровни внедрения
информационных технологий в высшем образовании
2.12. Оценка инноваций в области
информационных технологий
Методы оценки инновационных проектов в области информационных
технологий
2.13. Оценка затрат на внедрение и
развитие информационных технологий
2.14. Основные проекты в области
дистанционного обучения
Библиография используемой литературы по теме:
"современные информационные технологии в образовании" [часть II]
3.
Управление самостоятельной работой студентов
3.1. Основные подходы и характеристики
самостоятельной работы студентов
Тенденции развития образовательной ситуации в высшем образовании
Виды и структура самостоятельной работы студентов
Технологическая организация самостоятельной работы студентов
Основные характеристики самостоятельной работы студентов
3.2. Организация самостоятельной работы
студентов.
Возможная структурная организация заданий на выполнение студентом
контрольной работы и модель Уоллеса для дисциплин специализаций.
Параметры и возможные формы организованной самостоятельной работы
студентов.
3.3. Мотивация, контроль и эффективность
самостоятельной работы студентов
Основные виды мотивации самостоятельной работы студентов
Условия эффективности самостоятельной работы студентов
3.4. Сущность и принципы самоорганизации
учебной деятельности студентов.
Основные принципы самоорганизации учебной деятельности
3.5. Методы и формы самоорганизации студентов
Структурная периодизация самоорганизации учебной деятельности
Значение учебно-методической литературы для самоорганизации учебной
деятельности студента
Библиография используемой литературы по теме: "управление
самостоятельной работой студентов"
4.
Организация процесса воспитания и самоуправление студентов вузов
4.1. Состояние и общая
характеристика проблемы
4.2. О системе
управления воспитательным процессом в витебском государственном медицинском
университете.
4.3. О
социально-воспитательной работе в Белорусском государственном университете
4.4. О студенческом
самоуправлении
4.5. Приоритеты
государственной молодежной политики
4.6. О понятии
"технология воспитания"
Библиография используемой
литературы по теме: "современные приоритеты воспитания студенческой
молодежи"
Аналитику
осуществили: Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут А.М., Краснов Ю.Э.,
Краснова Т.И., Костюкевич С.В., Харченко А.В., Ященко Л.А. - сотрудники ЦПРО
БГУ.