Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 4. Современные образовательные технологии. Современные информационные технологии в образовании. Управление самостоятельной работой студентов. Организация процесса воспитания и самоуправление студентов вузов. Центр проблем развития образования БГУ

Издания Центра проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования*

 

№ 4 (июль - декабрь 2002 г.)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Современные образовательные технологии

 

1.1. К вопросу об определении понятий "технология обучения", "метод обучения", "форма обучения", "педагогическая техника" и т.п.

Обзор определений понятия "педагогическая технология"

 

1.2. К проблеме классификации "методов" и "форм" обучения

Оглавление книги Г.К.Селевко "современные образовательные технологии" (1998) в качестве материала для ориентировки в современных "педагогических технологиях"

 

1.3. Конкретные "образовательные технологии", "методы обучения", "формы обучения" и т.п.

"Модельный метод обучения" (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)

 

1.4. Метод Case Study ("разбор конкретных ситуаций")

История метода Case Study

Образовательный ресурс метода Case Study .

Технология конструирования Case Study .

Технология работы с кейсом в учебном процессе

Возможности использования Case в обучении

Структура и виды Case

Учебная деятельность в Case Study

Педагогическая деятельность в Case Study

Возможности Case Study как метода отбора персонала < br>Приложение 1. Пример кейса: почему бистро не растут как грибы?

 

1.5. Метод проектов

История метода проектов

Образовательный ресурс "Метода проектов"

Статус метода проектов (в сравнении с иными методами и технологиями)

Типология проектов

Этапы работы над проектом (возможные варианты описания)

Характер педагогической деятельности в методе проектов

Границы и трудности использования метода проектов

Библиография используемой литературы по теме: "современные образовательные технологии"

 

2. Современные информационные технологии в образовании

 

2.1. Общие проблемы: информационые технологии и современное образование

2.2. Информатизационные технологии в образовании: конфликты и перспективы развития человеческого потенциала

2.3. Реформа научного и образовательного труда в мире информационных технологий. Социальный аспект коммуникации

2.4. Информационные технологии и капитализация знания

2.5. Информационные технологии и проблемы функционирования научно-образовательного знания

2.6. Рынок образовательных информационных технологий

 

Приложение 1.

Компьютеризация школ.

Обеспечение доступа к Интернету.

Повышение компьютерных знаний у преподавателей.

Организация дистанционного (заочного) образования.

 

Приложение 2.

Глоссарий дистанционного образования. [27]

 

2.7.  Место информационных технологий в высшем образовании

2.8.  Проблемы и рекомендации по внедрению информационных технологий в высшем образовании

2.9.  Тенденции и проблемы развития информационных технологий в высшем образовании

2.10. Основные направления использования информационных технологий в высшем образовании

2.11. Основные уровни внедрения информационных технологий в высшем образовании

2.12. Оценка инноваций в области информационных технологий

Методы оценки инновационных проектов в области информационных технологий

2.13. Оценка затрат на внедрение и развитие информационных технологий

2.14. Основные проекты в области дистанционного обучения

Библиография используемой литературы по теме: "современные информационные технологии в образовании" [часть II]

 

3. Управление самостоятельной работой студентов

 

3.1. Основные подходы и характеристики самостоятельной работы студентов

Тенденции развития образовательной ситуации в высшем образовании

Виды и структура самостоятельной работы студентов

Технологическая организация самостоятельной работы студентов

Основные характеристики самостоятельной работы студентов

 

3.2. Организация самостоятельной работы студентов.

Возможная структурная организация заданий на выполнение студентом контрольной работы и модель Уоллеса для дисциплин специализаций.

Параметры и возможные формы организованной самостоятельной работы студентов.

 

3.3. Мотивация, контроль и эффективность самостоятельной работы студентов

Основные виды мотивации самостоятельной работы студентов

Условия эффективности самостоятельной работы студентов

 

3.4. Сущность и принципы самоорганизации учебной деятельности студентов.

Основные принципы самоорганизации учебной деятельности

 

3.5. Методы и формы самоорганизации студентов

Структурная периодизация самоорганизации учебной деятельности

Значение учебно-методической литературы для самоорганизации учебной деятельности студента

Библиография используемой литературы по теме: "управление самостоятельной работой студентов"

 

4. Организация процесса воспитания и самоуправление студентов вузов

 

4.1. Состояние и общая характеристика проблемы

4.2. О системе управления воспитательным процессом в витебском государственном медицинском университете.

4.3. О социально-воспитательной работе в Белорусском государственном университете

4.4. О студенческом самоуправлении

4.5. Приоритеты государственной молодежной политики

4.6. О понятии "технология воспитания"

Библиография используемой литературы по теме: "современные приоритеты воспитания студенческой молодежи"

 

 

 

Аналитику осуществили: Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут А.М., Краснов Ю.Э., Краснова Т.И., Костюкевич С.В., Харченко А.В., Ященко Л.А. - сотрудники ЦПРО БГУ.





Аналитический обзор № 5


ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА
ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!


Hosted by uCoz