Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

www.edc.bsu.by

 

 

 

 

 

УДК   378.091.322(063)

ББК   74.58я43

          У91

Р е д к о л л е г и я :

Канд. филос. наук, доц. М.А. Гусаковский,

И.Е. Осипчик, Н.Д. Корчалова, Д.И. Губаревич

 

П о д  р е д а к ц и е й

Н.Д. Корчаловой, И.Е. Осипчик

 

Р е ц е н з е н т в :

д-р психол. Наук, проф. Е.С. Слепович;

канд. пед. наук, доц. В.В. Чечет

 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

ОТ УПРАВЛЕНИЯ

К САМОУПРАВЛЕНИЮ

 

 

Материалы Международной научно-практической конференции (Минск, 22-23 апреля 2009 г.) / под ред. Н. Д. Корчаловой, И. Е. Осипчик. — Минск: Изд. центр БГУ, 2009. —  348 с.

 

ISBN 978=985-476-731-4

© БГУ, 2009

 

В настоящем сборнике представлены статьи участников Международной научно-практической конференции «Учебная деятельность студента университета: от управления к самоуправлению» (Минск, 22–23 апреля 2009 г.), отражающие современные подходы к проблеме учебной деятельности студента университета в философии, психологии, социологии и педагогике.

Адресуется преподавателям университетов, исследователям образования, работникам системы повышения квалификации, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Нужен ли высшей школе методический язык? (Предисловие к сборнику, или, скорее, послесловие к конференции) 

Раздел 1. Учебная деятельность студента как теоретико-методологическая проблема

Гимпель Л. П., МГЛУ   Управление учебной деятельностью как творческий процесс

Корчалова Н. Д., БГУ   Самоуправление учебной деятельностью студентов: право на высказывание  

Новиков С. А., МГУ им. А. А. Кулешова   Поиски новой продуктивности языка образования: к понятию об акте образования 

Полонников А. А., БГУ    Теоретические и практические вопросы адаптации опыта развивающего обучения Эльконина/Давыдова: к проектированию университетских дидактических систем 

Строгецкая Е. В., СПбГЭТУ «ЛЭТИ»    Применение коммуникационного подхода в анализе ограничений реализации самоуправления

учебной деятельностью в российских вузах       

Раздел 2. Учебная деятельность студента как проблема прикладных исследований   

Болдырихина В. Н., МГПИ   Пути осознания студентом себя как самоуправляемой личности в современной системе высшего образования     

Буйко Т. Н., БГУФК   О методологическом потенциале конструктивизма в исследовании проблемы гражданского воспитания студенчества   

Валаханович С. А., АУпПРБ   Психолого-педагогические особенности развития личности студента и их влияние на самоуправление в учебной деятельности  

Демидова О. В., НИО Краснова Т. И., БГПУ   Стили и стратегии учения как средства самоуправления учебной деятельностью студентом (к проблеме самоменеджмента учения)      

Дерман И. Н., БНТУ   Мотивация достижения в учении как детерминанта личностной саморегуляции студентов     

Изотова Е. Г., ЯГПУ   Специфические особенности структуры учебной деятельности студентов 1–5 курсов  

Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б., РУДН   Самообразование студентов университета: управленческий аспект 

Лабода С. В., БГПУ им. М. Танка   Университеты Германии в условиях реформ: from crisis to crisis

Лазарева О. В., ГОУВПО КГПУ   Значение метакогнитивных стратегий в саморегуляции учебной деятельности студентов  

Лебедева О. И., ГГАУ   Студент как субъект учебной деятельности в высшей школе

Меркулова О. П., ВГПУ   Студент как потребитель образовательных услуг 

Михайловская Е. Н., БГПУ им. М. Танка   Этапы развития познавательной самостоятельности студентов      

Разорина Л. М., СыктГУ   Переход от управления к самоуправлению учебной деятельностью: теоретико-методологические аспекты нормативного подхода  

Рогова О. Б., ПетрГУ   Влияние опыта исследовательской деятельности на уровень самоорганизации студентов     

Руда К. Ю., ВА РБ   Особенности подготовки специалистов экстремального профиля    

Самохвал В. В., Кисель Н. К., Позняк Ю. В., Шваркова Г. Г., Галынский В. М., БГУ   Системная экспликация ценностно-смысловых ориентиров развития культуры личности в практике университетской эдукологии    

Сидорова М. В., БГЭУ    Функциональная структура самоуправления учебной деятельностью студентов

Титовец Т. Е., БГПУ   Теоретико-методические основы управления самостоятельной учебной деятельностью будущего учителя в свете типологии когнитивных мотивов Ю. Хабермаса    

Хухлындина Л. М., Молофеев В. М., БГУ   Мониторинг в системе менеджмента качества образования  

Щуринова И. А., ТГПУ им. Л. Н. Толстого   Развитие учебной деятельности первокурсников как фактор становления их субъектной познавательной позиции     

Якушина Н. В., ОрелГТУ   Познавательная самостоятельность и профессиональная компетентность студента    

Раздел 3. Самостоятельная работа студента: проблемы, решения, перспективы

Алтайцев А. М., БГУ   Информационно-образовательная среда как педагогическая система осуществления дидактического взаимодействия преподавания и учения (самообучения)   

Дмитриев Е. И., РИВШ   Самостоятельная работа студента в вузе: мнение студентов (социологический анализ)      

Лобанов А. П., БГПУ Дроздова Н. В., РИВШ   Самостоятельная работа студентов как рефлексия компетентностного подхода     

Марченко В. М., Пыжкова О. Н., БГТУ    Роль контролируемой самостоятельной работы в системе уровневой образовательной технологии    Михайлова Н. С., ИПКиПК ГрГУ им. Я. Купалы    Педагогическая поддержка становления самообразовательной деятельности студента 

Можей Н. П., БГТУ   Проблемы формирования профессиональной компетентности в преподавании математики

Осадчук О. Л., ОмГПУ   Возможности самостоятельной работы в развитии регулятивной компетенции выпускника педагогического университета 

Сарсембаева А. А., ВКГТУ им. Д. Серикбаева   Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку в условиях технического вуза     

Сороко С. М., ПГУ   Комплексное использование системы рейтингового контроля и УКСРС в условиях перехода на новый образовательный стандарт  

Федосов А. Ю., РГСУ   Пути организации самостоятельной работы студентов — будущих учителей   

Раздел 4. Педагогическая деятельность преподавателя: проблемы, решения, перспективы 

Бондаренко Е. Н., МИТСО   Стратегии управления и самоуправления профессиональной деятельностью студентов — выпускников педагогических вузов за рубежом   

Воеводина С. А., УО «ПГУ»    Проблема формирования профессиональной компетентности будущих педагогов посредством активных методов обучения

Кашлев С. С., МГЛУ   Субъектность преподавателя как фактор формирования субъектности студентов

Краснова Т. И., Егорова Ю. Н., БГПУ   Трудности преподавателей при разработке учебно-методических комплексов 

Сабитова Л. Б., СИФК   Процесс формирования способности будущего учителя к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего образования 

Торхова А. В., БГПУ   Развитие компетентности будущих педагогов в самоорганизации учебно-профессиональной деятельности       

Швецова С. Т., КФ АБиК МФ   Педагогическая компетентность преподавателя вуза: некоторые аспекты анализа и решения проблемы в современных условиях 

Раздел 5. Методические разработки по обеспечению учебной деятельности студента  209

Авдонина Т. В., Королёва Е. А., ГГУ им. Ф. Скорины   Культура речи: психологическая установка на общение    

Аникина Ж. С., ТПУ   Об опыте исследования учебной автономии при обучении иностранному языку в Томском политехническом университете

Антохина В. А., КГПУ   Деятельностные основания содержательных и технологических аспектов профессиональной лингводидактической подготовки будущих учителей начальных классов    

Галиев Т. Т, ЕАГИ   Самоуправление учебной деятельностью: системное структурирование, представление и изучение содержания обучения 

Глотова Ж. В., РГУ имени И. Канта   Новые подходы к оцениванию учебной и обучающей деятельности субъектов обучения в вузе   Горностай Т. Л., БрГУ имени А. С. Пушкина   Формирование профессиональной направленности студентов в преподавании курса «История педагогики»      

Дьяченко Л. С., ВГУ им. П. М. Машерова   Педагогические аспекты организации самоуправления учебной деятельностью студентов      

Евстифеева Н. В., Жиндеева Е. А., МГПИ им. М. Е. Евсевьева   Студент как субъект учебной деятельности       

Ермакова Э. Э., БрГТУ   Основные формы практической подготовки студентов в высших учебных заведениях  

Ермолович М. М., БГУ   Деонтологический компонент в учебной деятельности: от управления к самоуправлению 

Каллаур Н. А., Решеткина И. В., БрГУ им. А. С. Пушкина   Инновационные формы организации образовательного процесса будущих учителей математики: из опыта работы 

Карпов Д. С., ЯГПУ   Резервирование информации как компонент информационно-технологической компетентности студента-гуманитария      

Кравец В. А., Товажнянский Л. Л., Сук А. Ф., Синельник Н. А., НТУ «ХПИ»    Виртуальное образовательное пространство НТУ «ХПИ» — новое качество учебного процесса  

Кравчук Г. Т., ЛИБД УБД НБУ   Модель формирования готовности к использованию информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности    

Михайлова Е. В., ГОУ ВПО МГПУ   Практико-ориентированные основы профессионального саморазвития будущих учителей начальных классов

Мякинник Т. Н., НИО   Научно-методическое обеспечение самоуправления учебной деятельностью   

Посягина Т. А., филиал ГОУ ВПО МГУТУ   Информационное обеспечение организации обучения студентов-заочников технического вуза 

Репина Г. А., СмолГУ   Электронная ведомость учета как средство стимулирования студента к управлению учебной деятельностью    

Решеткина И. В., Селивоник С. В., БрГУ им. А. С. Пушкина   Самоуправление и самоорганизация учебной деятельности студентов-математиков средствами проекта «Наш ответ „Числам“» 

Ручко Л. С., КГУ им. Н. А. Некрасова   Научно-педагогический отряд как средство профессионального становления будущего педагога       

Савич О. Е., ИПКиПК ГрГУ им. Я. Купалы   К проблеме организации учебного процесса подготовки программистов в условиях переподготовки

Савчик О. М., УО РИПО   Вопросы к экзамену как инструмент повышения эффективности учебной деятельности 

Салимова Р. И., МИЭ СПбАУЭ   Региональная лексика как воспитательный элемент в учебной деятельности студентов вузов 

Сергейко С. А., ГрГУ им. Я. Купалы   Организация самостоятельной работы студентов по сравнительной педагогике на основе рабочей тетради  

Сидорчук И. П., Невмержицкая А. В., АУпПРБ   Инновации в образовательном процессе: на примере визуализации административных процедур 

Сутович Е. И., ВА РБ   Методические основания организации самостоятельной учебной деятельности курсантов      

Сямёнава С. М., БДУ   Мадэлi i структура крытычнага ўспрымання i разумення зместу унiверсiтэцкага дыскурсу лекцыi ў працэсе выкладання методыкi беларускай мовы      

Ходосевич В. И., Ярошевич О. В., БГАТУ   Мультимедийное сопровождение самостоятельной работы студентов как средство интенсификации процесса обучения   

Цехан О. Б., ГрГУ   Метод проектов как средство самоуправления учебной деятельностью студента: компетентностный подход

Янковская Л. В., УО «ПГУ»    Управляемая самостоятельная работа студентов в рамках модульной организации курса «Основы идеологии Белорусского государства»     

Аналитическая записка 

Сведения об авторах   

     

 

 

С текстом сборника можно ознакомиться ЗДЕСЬ (текст в формате PDF)

 

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА

ССЫЛКА НА  САЙТ  ОБЯЗАТЕЛЬНА!

 



Hosted by uCoz