Переводы Центра проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА[1]

 

 

Джон Генри Ньюмен (Newman, John Henry) (1801 – 1890) – английский теолог, педагог, церковный деятель, один из выдающихся мыслителей и литераторов 19 века – явился одним из зачинателей традиции, которая, имея на Западе полуторавековую историю, дала импульс и нашему проекту «Идея университета». Именно эта традиция приписывает Ньюмену создание и разработку оригинальной модели «либерального университета».

Джон Генри Ньюмен родился 21 февраля 1801 года в Лондоне в семье банкира. Его мать, происходившая из протестантской гугенотской семьи, будучи сторонницей одного из течений кальвинизма, привила ему любовь к Библии.

Блестяще окончив школу доктора Николаса в Илинге, Ньюмен в 16 лет поступил в знаменитый Тринити – колледж Оксфорда. Получив степень бакалавра, он выставил свою кандидатуру на место преподавателя Ориэл-колледжа и в апреле 1822 г. вступил в эту должность. Спустя два года Ньюмен стал священником англиканской церкви в Оксфорде.

С самого начала своей деятельности Ньюмен разделял взгляды реформаторского, либерального направления англиканской церкви. Его представителями в это время были Джон Келб и Ричард Фруд. Сблизившись с этими сторонниками либерализма, Ньюмен стал одним из лидеров «оксфордского движения», в основе которого лежал протест против стремления государства усилить контроль над деятельностью англиканской церкви.

 

 

В сентябре 1833 г. Ньюмен приступил к изданию «Трактатов для нашего времени», которые дали оксфордскому движению название «трактарианского движения». Двадцать четыре трактата Ньюмен написал сам. В течение последующих семи лет Ньюмен стал духовным лидером оппозиционного движения. В многочисленных трудах он развивал идею via media – срединного пути, согласно которой англиканская церковь должна занимать промежуточное положение между порочными крайностями протестантизма и католицизма. После нескольких драматических лет Ньюмен (в 1845 г.) принял католицизм.

Пересмотрев свои отношения с католицизмом, Ньюмен прибыл в Рим и поступил в Коллегию ватиканской конгрегации пропаганды веры, где осваивал труды святого Филипо Нери (1515 – 1595). Проявив исключительный талант, он вскоре стал энергичным вдохновителем движения обновления католицизма. Вместе со своими единомышленниками он объединил молодежь в кружках (сегодня мы могли бы назвать их дискуссионными клубами по интересам), которые совмещали вероисповедание, благотворительность и рекреационную деятельность. Численность этих кружков вскоре чрезвычайно выросла, и Ньюмен перенес занятия в церковное помещение. Эта инициатива получила название «Оратория» (от английского rhetoric – красноречие, риторика). Оратория – это объединение молодежи, сплотившееся вокруг наставника. Именно опыт сильного переживания духа «Ораторий» как свободных сообществ повлиял, по свидетельствам современников, на формирование либеральной концепции университета Ньюмена.

30 мая 1847 г. Ньюмен стал католическим священнослужителем. После периода послушания в Риме он уехал в Англию, где в феврале 1848 г. организовал английскую «Ораторию» в Меривейле, близ Бирмингема. Несколько месяцев спустя он основал ораторианскую общину в Оксфорде, а позже и в Лондоне.

В начале 50-х годов Ньюмен принял предложение занять пост первого президента и ректора будущего католического университета в Дублине (Ирландия) и начал активно участвовать в работе по составлению учебного плана создаваемого университета. В 1852 г. он прочитал там серию лекций об университетском образовании «Идея университета» («The Idea of a University»). Эта, а позже и другие попытки Ньюмена представить модель современного ему университета и легли в основу будущей книги с одноименным названием – «The Idea of a University», где Ньюмен описал либеральное, светское образование и его отношение к Христианскому идеалу.

Ньюмену удалось собрать коллектив преподавателей и 300 студентов, построить университетскую церковь и основать медицинское училище. Однако сопротивление местного духовенства было столь велико, что он был вынужден отказаться от дальнейших усилий. Критические взгляды Ньюмена неоднократно подвергались нападкам его коллег и недругов, что послужило поводом для написания автобиографической книги «Apologia pro vita sua», которая укрепила его авторитет в английском обществе.

В 1878 г. оксфордский Тринити-колледж присвоил ему звание почетного преподавателя, а год спустя, по ходатайству английских католиков-мирян, папа Лев XII объявил его кардиналом.

 

***

 

Работа Ньюмена «Идея университета» («The Idea of a University») является одним из классических текстов, во многом заложивших западную, европейскую традицию философского обсуждения университета, рассматриваемого как субъект социальных изменений. Одной их фундаментальных идей этой работы является всестороннее актуальное обоснование миссии университета – утверждение единства человечества. Обоснованием этого представления служит убеждение, ведущее свое начало от «Метафизики» Аристотеля, – все знание образует собой единое целое, или «круг», из которого различные ветви познания вычленяют тот или иной сегмент. Эта мысль выступает как принцип, который направляет все рассуждение «Идеи университета».

Непосредственная цель университета – культивирование интеллекта. Интеллект понимается Ньюменом как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, отождествляемая с системой умственных операций, со стилем мышления и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности и обладающей универсальными характеристиками.

Остановимся несколько подробнее на предыстории появления труда «Идея университета».

Получив общественное признание, а также степень доктора теологии по постановлению Папы Римского Пия IX, 15 апреля 1851 г. Ньюмену поступило, как уже было упомянуто выше, неожиданное предложение от примаса Ирландии, доктора Пола Каллена: высказать свои рекомендации по поводу основания в Ирландии университета для католиков и прочитать там серию лекций, направленных, как он сам выражался, против «смешанного образования» (т.е. против совместного обучения католиков и протестантов, когда из учебного плана изымались теология и религиозное учение).

Пять лекций, прочитанных Ньюменом с 10 мая по 7 июня 1852 г. по понедельникам пополудни перед почтенной аудиторией в Дублине, и составили первоначально материал книги «Идея университета». Первые пять лекций публиковались каждые две недели в форме брошюр по мере их публичного представления. Вторые пять лекций были написаны после вынужденного перерыва и также вышли в форме брошюр с предисловием и приложениями. Все они были объединены под единым переплетом и изданы единой книгой 21 ноября 1852 г. в Дублине (фактически книга вышла 2 февраля 1853 г.). Эта книга явилась первым изданием знаменитой «Идеи университета». Первоначально она носила название «Беседы о предмете и сущности университетского образования. Для католиков Дублина». Заметим, что ни пятая беседа, озаглавленная как «Общее знание, рассматриваемое как единая философия», ни подробное приложение в последующие издания не попали.

Второе издание книги под названием «Предмет и сущность университетского образования» вышло в Лондоне в 1859 г. В данном издании опубликовано лишь восемь бесед (первая и вторая лекции были объединены, а пятая не была включена вовсе), которые подверглись значительной стилистической правке автора. Наконец, в 1873 г. первая и вторая лекции вновь были напечатаны раздельно, и все девять лекций вышли под названием «Идея университета».

С указанием на третье издание книга имела две части – девять бесед об университетском преподавании и десять лекций, прочитанных автором по случаю и с очерками, первоначально адресованными членам католического университета. Вторая часть впервые публиковалась в 1858 г. в качестве отдельного тома с названием «Lectures and Essays on University Subject». Именно данное издание 1873 года считается полным в деле издания книги. Однако надо заметить, что и во все последующие издания Ньюмен вносил изменения, в том числе и в девятое издание (1890 г.), эту работу он продолжал вплоть до своей кончины.

Именно по этой причине у издателей нет окончательного мнения по поводу канонического текста. Мы остановились на публикации первых девяти лекций, составляющих, по нашему мнению, базовый текст и основу книги. В основу предлагаемого здесь перевода положено издание 1960 г., которое, в свою очередь, воспроизводит опубликованную в 1899 г. издательством «Лонгмэнс, Грин энд Компани» полную копию версию 1873 г.[2] Насколько нам известно, это первое издание книги на русском языке. Из лекций второй части укажем на публикацию в «Отечественных записках»[3].

 

***

Ньюмен справедливо полагал, что все университеты время от времени нуждаются в обновлении в связи с необходимостью приведения их в соответствие с требованиями времени, но никогда ранее университет не выступал в качестве места для формирования индивидуального субъекта. Это было иное решение проблемы единства, изначально присутствующее в «идее университета», разрабатываемое в то время, когда в связи с возникновением новых наций начали появляться свои, национально окрашенные модели университетского образования.

Так, предшественник и современник Ньюмена, автор немецкой модели университета Вильгельм Гумбольдт представлял единство как преемственность наук на основе рационализма. Рационализм, по убеждениям сторонников данной модели, преподанный в должное время, должен открывать доступ ко всем наукам и любым знаниям, благодаря чему возникает возможность качественного приращения знаний от поколения к поколению. В этом суть концепции социального и культурного развития, олицетворяемая германским университетом. Ньюмен предложил иное решение проблемы единства – на основе формирования либеральной личности джентльмена. Надо отметить, что понятие «джентльмен» определяется им строго и исчерпывающе.

Как отмечают исследователи, для Ньюмена значимой моделью, своего рода образцом, выступает Оксфорд – его Alma mater, поэтому, видимо, его идеи и по сей день вызывают горячий отклик в сердцах у всех англо-говорящих представителей, замышляющих очередную реформу университета.

В труде Ньюмена мы можем обнаружить известные параллели с мышлением немецкого идеализма. Так, Ньюмен представляет знание как целостную сущность. Предмет университета – не частное знание, а то, что он называет «интеллектуальной культурой». Далеко не общее понятие культуры является у Ньюмена основанием органического синтеза, который воздействует и как целое, и как содержание его составных частных знаний, без чего не может быть ни целого, ни главного. В структуру этого целого Ньюмен органически включает и теологию. Таким образом, структура и критерии единого знания у Ньюмена иные, нежели у Гумбольдта.

Либеральное знание есть некоторая противоположность утилитарному знанию. Для Ньюмена знание – и есть цель. Чутье полезного в нее тоже входит, но частные и прикладные знания целью университетского образования не являются. Такой целью, по Ньюмену, должны быть либеральные ценности – свобода и автономное индивидуальное поведение. Эта определяющая оппозиция германскому рационализму оказывается ближе к утилитарно-философскому (нежели более широкому – философскому) взгляду на образование.

Образование в университетском проекте Ньюмена занимает ведущее место, но не обучение. Среди методов преподавания Ньюмен выделяет два основных, у одного – философская цель, а у другого – механическая. При этом Ньюмен не выбирает между ними, но указывает, что важно тщательно подбирать цели в зависимости от целей образования.

Как полагает Ньюмен, университет по своей природе имеет либеральную основу, потому что университет – высшее средоточие интеллектуальной культуры, которая рождается благодаря свободному общению представителей разнообразных знаний, воплощающих эти знания своей личностью и всем образом жизни, чему и подражают студенты. Вся среда, в которой изначально находятся студенты, – незаменима. Вне университета ее невозможно больше наблюдать нигде. Таким образом, Ньюмен выступает носителем известной традиции, представляющей университет как единую корпорацию преподавателей и студентов, образующих единое сообщество в поисках себя и истины. Здесь будет уместно указать на постоянную тему Ньюмена, направленную на поиск условий единения человечества, красной нитью проходящую через все творчество автора. Своим проектом университета как католического института Ньюмен предлагал альтернативу тому узконациональному стремлению, что составляло современный ему мир. Его католический университет оказывался свободным и универсальным проектом, при этом именно университет, по мысли Ньюмена, призван задавать образец социального устройства.

Средневековый университет, как известно, представлял собой корпоративную организацию, подобную гильдии, где общность занятий, изучения знания и поиск истины выступали достаточным основанием для жизни общины. В условиях модернизма основой жизни университетской общины являлась модель социальных связей и отношений, которая существует в государстве. В проекте Ньюмена университет оказывался средством выхода из круга застойной отсталости и медлительности, как государственной жизни, так и духовного роста церкви.

Мы уже говорили, что видная роль в этой социальной жизни, согласно Ньюмену, должна принадлежать теологии. И как указывают историки церкви, Ньюмен отважился искать совершенство в самом теологическом сознании. В конечном итоге именно университет оказывался у него источником искомого совершенства. Примечательной характеристикой этой идеи университета выступает у него не только идеал личности «джентльмена», на который мы указывали выше, но и раскрепощающая, по убеждению автора, роль теологии как хранительницы устоев свободы и просвещения. Образовательная деятельность священников, идеал христианской общины выступают у Ньюмена прототипом модели университета, процессов общения и роста преподавательского и студенческого состава. Оксфорд здесь – один из примеров «хранителей традиции», черпающих вдохновение в старых идеалах.

В основе модели Ньюмена лежит особое представление о самостоятельной, автономной деятельности студента. По замыслу Ньюмена, студент, помещенный в духовную «экологическую нишу» университета, в первую очередь усваивает особенности этой среды, двигаясь в порядке от общего к частному. У него складывается и остается на всю жизнь стремление к культурному развитию собственной личности. Поначалу студент подражает старшим в силу их авторитета и опытности, в последующем этому усвоенному поведению начинают подражать и другие люди, окружающие студента (выпускника) вне стен университета.

По Ньюмену, личность студента, оказываясь высокоразвитой благодаря университету, с неизбежностью становится локомотивом общественной жизни. Либеральная личность и есть то достаточное условие, благодаря которому достигается согласие социального и индивидуального интересов. Свободность избрания студентом либерального способа поведения, как полагал Ньюмен, призвана обеспечить дальнейшую динамику либеральных установок, мотивов, а также основ социального процесса, концентрирующегося вокруг выпускников университета.

Проект Ньюмена, осуществленный в «Идее университета», как и ряд других проектов активной общественной жизни Ньюмена, сами по себе ознаменовались обилием серьезных коллизий. И, как указывает Билл Ридингс – продолжатель традиции исследования идеи университета, не всегда они завершались победой Ньюмена, но всегда – его личностным ростом, масштаб которого оказался источником влиятельности этого неординарного человека и в наше время.

 

 

20 июня 2005 г.                                                          М.А. Гусаковский

 

 



[1] подготовлено на основе следующих материалов:

Martin J. Svaglic Editor’s Introdaction // Newman, J.H. The Idea of a University. – San Francisco, Rinehart Press, 1960. 428 p. – p. VII – XXVII;

Bill Readings, The University in Ruins. -- Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998.

Ньюмен, Джон Генри  // http://www.krugosvet.ru

 

[2] См. John Henry Cardinal Newman «The Idea of a University». Edited by Martin J. Svaglic/ — San Francisco, Rinehart Press, 1960. 428 p. – p.XXXII.

[3] Христианство и научные изыскания. Лекция для студентов школы естественных наук. “Christianity and Scientific Investigation. A Lecture for the School of Science”. (1855). Лекция в качестве отдельной главы включена во вторую часть сборника Дж. Г. Ньюмена “Идея университета”. Пер. с англ. А. Ливерганта. См. Отечественные записки. №6 (15) 2003.



Hosted by uCoz