Центр
проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Университетское
образование как объект анализа
Университет представляет собой сложную структуру - целый
конгломерат различных ситуаций, феноменов, характеристик. Для того, чтобы
сделать его предметом размышления и обсуждения, необходимо, разделив эту
целостность университетской жизни, попытаться провести границы между ее
различными сферами и сторонами. Как и всякое аналитическое разграничение, это
деление, в определенном смысле, условно, но именно оно позволяет мыслить и
говорить аналитическим языком об университете.
Отдельные тексты предлагаемого альманаха отражают
параметры, по которым строится логика восприятия и анализа университетского
образования специалистами Центра. В текстах альманаха, поочередно, университет
предстает то как структура, в которой циркулирует знание, то как институт, то
как место реализации определенного дискурса, то как сфера коммуникации или
технологии.
Институты - трансформация структуры; (нынешний
университет чудовищно бюрократическая структура). Вертикальная иерархия должна
быть заменена горизонтальной координационной сетью. (Вместо иерархии ризома, не
дерево, а координационная сеть, лабиринт)
Коммуникации - сегодня университет имеет закрытую
структуру. Студенты, преподаватели, администрация представляют собой
своеобразные "зоны" с четкими границами. В случае замены существующей
структуры на открытую структуру, и внутри и вовне должна возникнуть открытая
коммуникация. (Выход и вход в университет должны быть открыты)
Технологии - мы не против технологии; к примеру,
сохранение природы возможно сегодня только технологическим образом. Сегодня в
университетском образовании господствуют жесткие технологические схемы. Они
должны быть сменены технологиями кооперативного обучения, современными
новейшими технологиями, в основе которых со-мышление, со-творчество,
со-трудничество
Знание - отношение к знанию трансформируется вместе с
распространением компьютерных информационных технологий. Сегодня происходит
смена парадигм. Классическое знание, в стиле Ньютона, сменяется неклассическим.
Какому знанию мы учим? "Моно-", линейное представление знания, должно
смениться представлением о многокомпонентном знании
Дискурс - какие в университете господствуют типы речи
- общения, и, соответственно, молчания, умолчания? В университете
культивируется речь властвующих: у преподавателей самая большая привилегия -
это привилегия на речь. У студентов другая привилегия - слушать, отвечать
(именно так, как правило, строятся экзамены). Властвующий дискурс преподавателя
должен быть сменен иным типом дискурса - дискурсом равноправия, полифоничности.
Речь идет о новых практиках, о
создании образца, где бы образовательный процесс на новых принципах был
реализован. Образовательный процесс - ряд последовательных взаимодействий,
осуществляемых субъектами, имеющими заданную цель. Эти взаимодействия прерывны
во времени. Каждое такое взаимодействие имеет свою структуру. Это
образовательное взаимодействие опосредовано предложенными параметрами.