Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Альманах № 2
«В поисках нового университета»

 

 

Университетское образование как объект анализа

 

Университет представляет собой сложную структуру - целый конгломерат различных ситуаций, феноменов, характеристик. Для того, чтобы сделать его предметом размышления и обсуждения, необходимо, разделив эту целостность университетской жизни, попытаться провести границы между ее различными сферами и сторонами. Как и всякое аналитическое разграничение, это деление, в определенном смысле, условно, но именно оно позволяет мыслить и говорить аналитическим языком об университете.

Отдельные тексты предлагаемого альманаха отражают параметры, по которым строится логика восприятия и анализа университетского образования специалистами Центра. В текстах альманаха, поочередно, университет предстает то как структура, в которой циркулирует знание, то как институт, то как место реализации определенного дискурса, то как сфера коммуникации или технологии.

Институты - трансформация структуры; (нынешний университет чудовищно бюрократическая структура). Вертикальная иерархия должна быть заменена горизонтальной координационной сетью. (Вместо иерархии ризома, не дерево, а координационная сеть, лабиринт)

Коммуникации - сегодня университет имеет закрытую структуру. Студенты, преподаватели, администрация представляют собой своеобразные "зоны" с четкими границами. В случае замены существующей структуры на открытую структуру, и внутри и вовне должна возникнуть открытая коммуникация. (Выход и вход в университет должны быть открыты)

Технологии - мы не против технологии; к примеру, сохранение природы возможно сегодня только технологическим образом. Сегодня в университетском образовании господствуют жесткие технологические схемы. Они должны быть сменены технологиями кооперативного обучения, современными новейшими технологиями, в основе которых со-мышление, со-творчество, со-трудничество

Знание - отношение к знанию трансформируется вместе с распространением компьютерных информационных технологий. Сегодня происходит смена парадигм. Классическое знание, в стиле Ньютона, сменяется неклассическим. Какому знанию мы учим? "Моно-", линейное представление знания, должно смениться представлением о многокомпонентном знании

Дискурс - какие в университете господствуют типы речи - общения, и, соответственно, молчания, умолчания? В университете культивируется речь властвующих: у преподавателей самая большая привилегия - это привилегия на речь. У студентов другая привилегия - слушать, отвечать (именно так, как правило, строятся экзамены). Властвующий дискурс преподавателя должен быть сменен иным типом дискурса - дискурсом равноправия, полифоничности.

Речь идет о новых практиках, о создании образца, где бы образовательный процесс на новых принципах был реализован. Образовательный процесс - ряд последовательных взаимодействий, осуществляемых субъектами, имеющими заданную цель. Эти взаимодействия прерывны во времени. Каждое такое взаимодействие имеет свою структуру. Это образовательное взаимодействие опосредовано предложенными параметрами.

 

Назад



Hosted by uCoz