Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования   № 1 (январь 2001 - март 2001 г.)

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ ЦЕЛОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Интерактивная организация учебного процесса предпочтительна по сравнению с директивной, так как первая более эффективна с точки зрения оптимального сочетания цели и результата учебной деятельности. Мнение И Бутенко, доктора социологических наук Российского института культурологии.

Директивная модель «ориентирована на достижение результата как передачи некоторой суммы знаний, в основном за счет рациональной организации содержания учебного процесса, осуществляемого путем однонаправленного воздействия преподавателя на реципиентов - студентов». Подобная модель предполагает «достаточным механическое воспроизведение студентами некоторых сведений».

Интерактивная модель «исходит из необходимости достичь понимания транслируемой информации, построена на взаимодействии участников, предусматривает их постоянную обратную связь и активность, нацелена на творческую переработку поступающих сведений». Ниже приводится таблица названных выше различий этих 2х моделей (см. ниже таблицу).

Директивность

Интерактивность

Точность и бесспорность информации, сообщаемой на занятиях

Возможность неформальной дискуссии на занятиях

Большое число лекций, незначительное число семинаров

Больше семинаров, меньше лекций

Обязательная посещаемость

Свободная посещаемость

Поощрение исполнительности

Поощрение инициативы

Отсутствие общественной работы

Вовлечение студентов в общественную работу

Возможность работать самостоятельно

Наличие групповых заданий, требующих коллективных усилий

Контроль конечного результата в сессию

Постоянный контроль в течение семестра

Небольшое число письменных работ

Большое число письменных работ

 

В целом подтвердилась основная гипотеза: «студенты чаще отдают предпочтение интерактивным, а не директивным характеристикам учебного процесса». [Бутенко И, доктор социологических наук Российского института культурологии. Что привлекает студентов в учебном процессе? / “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). — 2000 — № 1 – С. 21—22.].



Назад


Hosted by uCoz