Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ ЦЕЛОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Интерактивная организация учебного процесса предпочтительна по сравнению
с директивной, так как первая более эффективна с точки зрения оптимального
сочетания цели и результата учебной деятельности. Мнение И Бутенко, доктора
социологических наук Российского института культурологии.
Директивная
модель «ориентирована на достижение результата как передачи
некоторой суммы знаний, в основном за счет рациональной организации содержания
учебного процесса, осуществляемого путем однонаправленного воздействия
преподавателя на реципиентов - студентов». Подобная модель предполагает
«достаточным механическое воспроизведение студентами некоторых сведений».
Интерактивная модель «исходит
из необходимости достичь понимания транслируемой информации, построена на
взаимодействии участников, предусматривает их постоянную обратную связь и
активность, нацелена на творческую переработку поступающих сведений». Ниже
приводится таблица названных выше различий этих 2х моделей (см. ниже таблицу).
Директивность |
Интерактивность |
Точность и бесспорность информации, сообщаемой на занятиях |
Возможность неформальной дискуссии на занятиях |
Большое число лекций, незначительное число семинаров |
Больше семинаров, меньше лекций |
Обязательная посещаемость |
Свободная посещаемость |
Поощрение исполнительности |
Поощрение инициативы |
Отсутствие общественной работы |
Вовлечение студентов в общественную работу |
Возможность работать самостоятельно |
Наличие групповых заданий, требующих коллективных усилий |
Контроль конечного результата в сессию |
Постоянный контроль в течение семестра |
Небольшое число письменных работ |
Большое число письменных работ |
В целом
подтвердилась основная гипотеза: «студенты чаще отдают предпочтение
интерактивным, а не директивным характеристикам учебного процесса». [Бутенко
И, доктор социологических наук Российского института культурологии. Что
привлекает студентов в учебном процессе? / “Alma Mater” (“Вестник высшей
школы”). — 2000 — № 1 – С. 21—22.].