Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
По итогам работы семинара Совета Европы на тему «Педагогика культурного
наследия в процессе строительства гражданского общества» 24-27 октября 2000 г.
в Италии (г. Вьест)
«…Мир и стабильность в Европе не могут быть достигнуты за счет
нивелирования культурных различий в то время, когда развитие мировых рынков и
технологий ведет к всеобщей глобализации». Положение итоговых документов встреч
глав государств – членов Совета Европы 1993 (Вена) и 1997 (Страсбург).
Национальная идентичность есть основа педагогической деятельности любой
образовательной системы.
«Совет
Европы призвал обратиться к изучению собственных корней, пониманию того, что
национальная идентичность каждого народа – итог сложного переплетения и
взаимодействия различных культур: понимание собственной уникальности
способствует признанию разнообразия как общечеловеческой ценности…
Совет
Европы призывает сделать изучение европейского наследия основной объединяющей идеей
всей педагогической деятельности современной школы.
…
Таким образом, речь идет о таких основных приоритетах образовательного
процесса, как:
ориентация
на познавательную и практическую деятельность учащихся в изучении своего
природно - географического, социального и культурного окружения;
развитие
критических способностей учащихся, позволяющих им адекватно оценивать
информацию, вести диалог и проявлять терпимость по отношению к мыслящему иначе;
изучение
социально - экономических закономерностей развития общества для проектирования
и реализации собственного культурно - образовательного и профессионального
будущего;
ориентация
на осознание ценности исторической традиции в социальном и культурном контексте
современной жизни.
…
В четырех рабочих группах семинара состоялось обсуждение принципов и стратегии
преподавания европейского наследия, в частности, отмечалась необходимость:
усиления
роли дискуссии в учебном процессе;
создания
предпосылок для формирования в сознании учащихся того, что они – граждане
Европы;
развитие
совместных школьных проектов, цель которых – расширить кругозор учащихся по
вопросам культурных различий, используя всевозможные формы обменов и
сотрудничества между молодежью европейских государств и государств всего мира;
включения в программы обучения всех школ стран членов
Совета Европы курса по истории религий». [Якушкина Т, доцент,
докторант Санкт-Петербургского госуниверситета. Семинар Совета Европы. // “Alma
Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 11. – С. 50.]