Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
ГЛОБАЛЬНЫЙ
ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КРИЗИС И ОБРАЗОВАНИЕ
В современных экстремальных условиях существования роль знания весьма
неоднозначна как с точки зрения востребованности уровня и степени
технологичности, так и, что особенно важно, специфичности социокультурных факторов,
«определяющих нашу собственную образовательную практику», т. е. место, проблемы
и задачи отечественного образования. Точка зрения О Долженко, главного
редактора журнала “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – Российский
университет дружбы народов.
Третье
тысячелетие «… во многом будет связано со знанием. Весь вопрос, с каким?
Сторонники
одной точки зрения утверждают, что это будут высокие технологии и средства
коммуникации. … Возможно, так и будет. Но далеко не все человечество пойдет
таким путем. И это не хорошо, не плохо. … Количество лекарств, которые
принимает человек, обратно пропорционально его здоровью, и институт
образования, в каком-то смысле, тоже лекарство, точнее, средство компенсации
того, что отсутствует в жизни». Современное высокотехнологичное знание, как
представляется, хотя и будет востребовано, но отнюдь не всеми. [Долженко
О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования.
// “Alma Mater”. – 2000. — № 10. М., – С. 24—25.]
«Гораздо
вероятнее (другая точка зрения), многим потребуется знание, совершенно иного
толка: знание, позволяющее выжить в экстремальных условиях. … Одно из них –
потепление климата Земли: к концу первого десятилетия нового века оно …
ожидается уже не на 4, а на 8 градусов. Последствия очевидны. Но альтернативы
возможны». [Долженко О. Социокультурные предпосылки становления
новой парадигмы высшего образования. // Alma Mater. – 2000. — № 10. – С. 25.]
«Не
пора ли понять, что так, … как собираются жить в новом тысячелетии … за морем»
у нас не будет. «Каждый народ проходит свой путь, и этот путь сам по себе
является ценностью.
Для
нас гораздо важнее выявить системообразующие факторы, определяющие нашу
собственную образовательную практику, ту самую, которая и может позволить
человеку с нашим типом социальности жить в меру себя, в согласии с собой и
миром природы (первая задача).
Вторая
задача: … нужно внимательнейшим образом исследовать возможности ускорения
темпов социокультурного развития общества с помощью средств образования и
коммуникаций».
Итак,
в области образования «необходимо различать как бы три уровня проблем. Первый
связан с выходом на новую парадигму образования в промышленно развитых странах.
Второй – с причинами кризиса образования на постсоветском пространстве, как
представленными в самой бывшей системе, структуре управления и собственно
учебных заведениях, так и привнесенными нашими псевдореформаторами в последнее
десятилетие. Наконец, особо следует выделить социально - экономические
детерминанты развития образования в современных условиях.
Задача такого анализа – выход на формулировку тех
целей, которые действительно могут выступать в развивающем качестве по
отношению и к преподавателям, и к учащимся, и к вузу, и к среде, его
окружающей». [Долженко О. Социокультурные предпосылки
становления новой парадигмы высшего образования. // “Alma Mater”. – 2000. — №
10. – С. 25.]