Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования   № 1 (январь 2001 - март 2001 г.)

 

 

ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КРИЗИС И ОБРАЗОВАНИЕ

 

В современных экстремальных условиях существования роль знания весьма неоднозначна как с точки зрения востребованности уровня и степени технологичности, так и, что особенно важно, специфичности социокультурных факторов, «определяющих нашу собственную образовательную практику», т. е. место, проблемы и задачи отечественного образования. Точка зрения О Долженко, главного редактора журнала “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – Российский университет дружбы народов.

Третье тысячелетие «… во многом будет связано со знанием. Весь вопрос, с каким?

Сторонники одной точки зрения утверждают, что это будут высокие технологии и средства коммуникации. … Возможно, так и будет. Но далеко не все человечество пойдет таким путем. И это не хорошо, не плохо. … Количество лекарств, которые принимает человек, обратно пропорционально его здоровью, и институт образования, в каком-то смысле, тоже лекарство, точнее, средство компенсации того, что отсутствует в жизни». Современное высокотехнологичное знание, как представляется, хотя и будет востребовано, но отнюдь не всеми. [Долженко О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования. // “Alma Mater”. – 2000. — № 10. М., – С. 24—25.]

«Гораздо вероятнее (другая точка зрения), многим потребуется знание, совершенно иного толка: знание, позволяющее выжить в экстремальных условиях. … Одно из них – потепление климата Земли: к концу первого десятилетия нового века оно … ожидается уже не на 4, а на 8 градусов. Последствия очевидны. Но альтернативы возможны». [Долженко О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования. // Alma Mater. – 2000. — № 10. – С. 25.]

«Не пора ли понять, что так, … как собираются жить в новом тысячелетии … за морем» у нас не будет. «Каждый народ проходит свой путь, и этот путь сам по себе является ценностью.

Для нас гораздо важнее выявить системообразующие факторы, определяющие нашу собственную образовательную практику, ту самую, которая и может позволить человеку с нашим типом социальности жить в меру себя, в согласии с собой и миром природы (первая задача).

Вторая задача: … нужно внимательнейшим образом исследовать возможности ускорения темпов социокультурного развития общества с помощью средств образования и коммуникаций».

Итак, в области образования «необходимо различать как бы три уровня проблем. Первый связан с выходом на новую парадигму образования в промышленно развитых странах. Второй – с причинами кризиса образования на постсоветском пространстве, как представленными в самой бывшей системе, структуре управления и собственно учебных заведениях, так и привнесенными нашими псевдореформаторами в последнее десятилетие. Наконец, особо следует выделить социально - экономические детерминанты развития образования в современных условиях.

Задача такого анализа – выход на формулировку тех целей, которые действительно могут выступать в развивающем качестве по отношению и к преподавателям, и к учащимся, и к вузу, и к среде, его окружающей». [Долженко О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования. // “Alma Mater”. – 2000. — № 10. – С. 25.]



Назад


Hosted by uCoz