Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования   № 1 (январь 2001 - март 2001 г.)

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СУЩНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 

«Предоставляя широкий доступ к информации и открывая новые педагогические возможности, новые информационные и коммуникативные технологии, в особенности Интернет и его использование… кардинально перестраивают весь процесс обучения. По многим признакам, Интернет в ближайшее время будет оказывать еще большее влияние на все сферы высшего образования, и университеты должны быть к этому готовы». Точка зрения членов рабочей группы «Университеты и информационные технологии», созданной в рамках Международной ассоциации университетов (президент рабочей группы – др Хенрик Дженсен, при участии группы экспертов).

В настоящее время, с развитием новейших информационных технологий, будущее университетов зависит от их способности приспосабливаться к условиям нового информационного общества, а также от их способности соответствовать все возрастающим требованиям профессионального рынка. Лица, ответственные за развитие университета, должны осознавать все преимущества, а также возможные трудности, связанные с развитием информационных и коммуникативных технологий.

Возникает новое понятие – понятие «виртуального» университета, иными словами университета, который может предложить свои услуги посредством информационных сетей.

Почему университеты должны использовать информационные технологии?

По экономическим (и политическим) соображениям.

В настоящее время снижается уровень финансирования и университет должен отвечать требованиям рентабельности. Использование информационных технологий есть способ снижения цен на образовательные услуги. Одновременно знание становится продуктом, который может быть продан. Высшее образование в этом смысле все более ориентируется на требования экономики и рынка труда.

Конкурентоспособность: Университеты должны вкладывать средства в развитие информационных технологий с целью привлечения потенциальных клиентов. В регионах, где наличествует множество университетов, неизбежно возникает конкуренция между ними. В этом смысле университеты должны активно участвовать в разработке педагогических информационных технологий, чтобы быть конкурентоспособными на образовательном рынке.

Социальные требования.

Университеты берут на себя определенные обязательства по отношению к студентам. Современные студенты изыскивают более гибкие формы обучения, и университеты должны активно участвовать в создании новых образовательных сред.

Перед лицом этих вызовов университеты должны принимать соответствующие решения: Управленцы не могут игнорировать информационные технологии или позволять им развиваться неконтролируемым образом. Ни одна из существующих информационных технологий не может быть применима исключительно ко всем сферам университетского развития. Университеты должны предвидеть возможные эффекты от использования новых технологий (например, изменение качества и продуктивности, проблема рентабельности и т.д.). Иными словами, администраторы университета должны выработать определенную стратегию использования информационных и коммуникативных технологий. [Claudine Langlois. Les universites et les nouvelles technologies de l’information et de la communication: problemes et strategies. URL http://www.unesco.org/iau/fre/tfit_paper_fr.html] (реферативный перевод с франц. Гербовицкая М.Ф.)



Назад


Hosted by uCoz