Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
МЕСТО И
ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Современный университет – уже не только и даже не столько учебно -
научное заведение, сколько полноценный субъект социально - экономической жизни
региона», … «все чаще ограничивающийся общеобразовательной и
общепрофессиональной подготовкой, отказываясь от специальной, которая
становится делом внутрифирменных образовательных структур». Точка зрения О
Долженко, главного редактора журнала Alma Mater (“Вестник высшей школы”),
Российский университет дружбы народов.
Тенденции
жизни университетов Западной Европы:
–
«… размеры средств, отводимых на их содержание, резко сокращаются, … все
большее распространение получает практика многоканального финансирования»;
–
«многие западноевропейские университеты … не в состоянии удерживать у себя на
работе наиболее квалифицированных специалистов, которые уходят в
транснациональные корпорации;
–
университеты утрачивают роль лидеров и в научных исследованиях, по многим
направлениям не будучи в состоянии проводить их на нужном уровне» [Долженко
О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего
образования». // Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 10. – С.
27.].
«…
Поскольку результаты исследовательской работы удается внедрять в промышленность
с большим трудом, университеты постепенно обрастают оболочками, обеспечивающими
своеобразный интерфейс, взаимодействие с потенциальными партнерами. Налицо –
процесс регионализации, параллельно с которым идет и другой: кооперация учебных
заведений». Таким образом, «специфической особенностью переживаемого периода
является не столько спрос на новое знание (его и так больше, чем нужно),
сколько спрос, связанный с поиском путей внедрения того, что уже есть, в
социальную практику» [Долженко О. Социокультурные предпосылки
становления новой парадигмы высшего образования». // “Alma Mater” (“Вестник
высшей школы”). – 2000. — № 10. – С. 27.].
По мнению американских специалистов, «при существующей нагрузке
учащихся» в школе и университете «никакие дополнительные вложения
принципиальным образом повлиять на качество образования не смогут», поэтому
следует изменить базовый элемент системы образования (не школа, не университет
в традиционном понимании), которым в США стал т. н. “коммунальный университет”.
Интерпретация О Долженко, главного редактора журнала “Alma Mater” (“Вестник
высшей школы”), Российский университет дружбы народов.
Задачи
коммунального университета (с 60 - х гг.):
«во
- первых, предоставить людям возможность получить образование на уровне
последних старших классов средней школы;
во - вторых, создать условия детям, родители которых не хотят слишком рано
отпускать их в крупные университетские центры по месту жительства (… подготовка
на уровне первых двух курсов вуза с последующим обучением уже в соответствующем
университете);
в - третьих, обеспечить подготовку работников фирм по тем направлениям, в
знании которых они нуждаются;
в - четвертых, … реализация социально значимых образовательных программ, в том
числе и программ по интересам отдельных групп населения.
…
В результате школа смогла перестроиться: теперь ей нужно было учить не всему
тому, что может понадобиться в жизни, а лишь тому, чему нельзя не учить.
Произошла разгрузка образовательного пространства, расширились и возможности
для самореализации учащихся. Нечто подобное проделали и университеты.
Уже
в середине 70х гг. финансирование коммунальных университетов превзошло
финансирование остальных составляющих системы образования. Именно в этих
колледжах сегодня подчас самые высокие оклады. Именно они решающим образом
влияют на жизнь своих регионов». [Долженко О.
Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования».
// “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 10. – С. 28.].
«….Основной источник наших нынешних бед … в высшем образовании … на
постсоветском пространстве … избыточная зацентрализованность советской системы
образования» (особенно «в определении содержания, форм и методов обучения»), «в
результате чего учебные заведения утратили способность к самостоятельному
анализу окружающей среды и принятию решений». Точка зрения О Долженко, главного
редактора журнала “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”), Российский университет
дружбы народов.
«Жесткие
структуры зафиксировали и жесткий менталитет преподавательского корпуса.
Постоянное, из года в год, чтение одних и тех же, практически не обновляемых
курсов, имело своим следствием абсолютизацию положений дисциплин, которые
таковыми не были. Ранняя же специализация в области будущей профессиональной деятельности
имела своим следствием возникновение непреодолимых барьеров между
естественнонаучными, социальными и гуманитарными предметами. … Кроме того, …
доктор наук, профессор – носитель лишь ученого звания и степени,
свидетельствующих об уровне квалификации, но далеко не всегда связанных с
образованием и образованностью». [Долженко О.
Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования».
// “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 10. – С. 28—29.].
«…
В произошедшем нет ошибки. Все вполне правомерно. Учителя подменила идеология,
а профессора – человек знающий, часто просто учитель - предметник. Отсюда,
наверное, и известная триада советской педагогики: знания, умения, навыки. А
для души – словословие по должности…
Советская
система высшего образования была весьма экономной. Она работала на вал, в
котором всегда попадались люди, способные решать нестандартные задачи»
(«подлинно образованные … становились таковыми не благодаря, а вопреки
действовавшей системе образования»).Вместе с тем именно они слишком часто
пополняли ряды самой бесполезной части нашего общества – интеллигенции,
которая, хотя и была начитанной, на реалии жизни смотрела свысока, не касаясь
ее самой.
…
Кстати, именно наша интеллигенция – эти чужие среди своих – и стала инициатором
перемен последнего десятилетия», когда «… монетаристские подходы, приемы
насаждения либеральной модели, … непонимание самих законов функционирования
системы образования – все это сказалось и на результатах реформ («вузам нужна была
свобода в выработке стратегии развития, … а министерства стремились сохранить
поводья, с помощью которых можно было бы «руководить»). В итоге прекрасно
звучавшие призывы к свободе и самоуправлению постепенно утрачивали смысл,
становились пустым звуком, зато все чаще стали говорить о стандартах, платности
и т. п.» [Долженко О. Социокультурные предпосылки
становления новой парадигмы высшего образования». // “Alma Mater” (“Вестник
высшей школы”). – 2000. — № 10. – С. 29.].
Новая парадигма образования – это переход «инициативы в развитии
образования к самим образовательным учреждениям, которые ведут поиски своих
собственных ниш и своих собственных организационно - управленческих решений», а
«процесс обучения все более основывается на социокультурных началах», т. е. и
на социальных, и на культурных знаниях. Точка зрения О Долженко, главного
редактора журнала “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”), Российский университет
дружбы народов.
Характеристики
современной парадигмы образования:
«…
Меняется роль так называемого “бытового” знания. Именно оно … и становится
высшим, поскольку циркулирует в жизни и определяет эту жизнь», и именно «из
этого - то высшего знания и выводятся все остальные его подвиды, в том числе и
профессионально - научное.
…
Социальность задает не только социальные структуры, доминирующие в обществе, но
и систему отношений между людьми, между человеком и окружающей его средой, …
определенным образом проблематизирует жизнь человека. Cоциальная проблемность
ищет свое разрешение через средства культуры, однако в разных социокультурных
средах господствуют разные типы социальности», определяемые «мерой
социальности». … «Мера … собственной социальности определяет и меру допустимой
технологической активности человека, предельные масштабы объектов социокультурной
и технической практики», превышение которой (меры) приводит к резкому
расхождению «постигаемой реальности … с действительностью».
«Сегодня
нарушение человеком меры своего понимания во многом – следствие догматического
построения содержания изучаемых дисциплин, представляющих, якобы, истинное,
подлинное знание. В периоды стабильного устойчивого развития такое толкование,
возможно, и могло бы устроить практиков, но сегодня человек все время
оказывается в граничных ситуациях, когда известное резко … меняется». Именно
поэтому «от информационной модели обучения нужно переходить к модели,
методологически ориентированной, все более связанной с анализом не типичного, а
уникального», что позволит преодолевать ограничения типа социальности и
развивать «меру социальности», а это и есть «важнейшая задача учебного
заведения. Традиционное же обучающие технологии эту социальность не только не
развивают, но и не фиксируют». [Долженко О. Социокультурные предпосылки
становления новой парадигмы высшего образования». // “Alma Mater” (“Вестник
высшей школы”). – 2000. — № 10. – С. 30.].
«Культура
как некое духовное измерение, позволяющее порождать новое содержание, способна
функционировать, только опираясь на бытовой опыт жизни идей, обеспечивая
рождение нового как вариации, которая базируется на известном,
прочувствованном, эмоционально пережитом.
…
Все области научного знания объединяет только одно – человек. И физика не
является только наукой о физических явлениях в природе, и химия… Всюду и везде
одно и то же – проекция человека на тот или иной срез исследуемого предмета.
Ведь мы можем сказать о мире только то, чем являемся сами. … Модели, образы,
метафоры и у физика, и у гуманитария – едины. Если же отбросить форму, в
которой представлены окончательные результаты исследования, сосредоточившись на
сути научного процесса, совпадение окажется стопроцентным: человек постигающий
– человек страдающий». [Долженко О. Социокультурные предпосылки
становления новой парадигмы высшего образования». // “Alma Mater” (“Вестник
высшей школы”). – 2000. — № 10. – С. 30.].
Таким
образом, «современному вузу нужно стать полноценным субъектом социокультурной и
хозяйственной практики своего региона. Но его задача – не только подготовка
специалсистов высшей квалификации (кому нужны эти специалисты, если нет
мастеров, техников?). Университету необходимо обрести облик полифункционального
учебного заведения, реализующего не только учебную, научную, но и вполне
хозяйственную деятельность…». [Долженко О. Социокультурные предпосылки
становления новой парадигмы высшего образования». // Alma Mater (“Вестник
высшей школы”). – 2000. — № 10. – С. 52.].
Новая
парадигма образования – это «процесс порождения человеком того образа мира,
который и определит допустимую степень его активности, ориентация не только на
высокое и глобальное, но и вполне конкретное, “человеческое”, связанное с
возможностью предвидения будущего в условиях всеми нами переживаемого кризиса».
[Долженко О. Социокультурные предпосылки становления новой
парадигмы высшего образования». // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). –
2000. — № 10. – С. 52.
Преподавание и научное творчество – основы идеи университета.
Университет – это особый вид «высшего учебного заведения, которое: реализует
образовательные программы высшего и послевузовского профессионального
образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации, научных
и научно - педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные
научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим
центром в областях своей деятельности». Определение
из федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» (1996 г.) в статье 9 «Виды и наименования высших учебных
заведений».
«…
Функции других видов высших учебных заведений – академии и института –
отличаются более узкой направленностью подготовки кадров и научных
исследований. Так академия ведет фундаментальные и прикладные исследования
преимущественно в одной из областей науки или культуры и является ведущим
научным и методическим центром в области конкретной деятельности. Институт,
осуществляя подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров
для определенной области профессиональной деятельности и выполняя
фундаментальные и прикладные исследования, не наделен функциями научного и
методического центра». [Алексеева Л. П., Шаблыгина Н. С. Процесс
университизации вузов России и некоторые подходы к оценке их деятельности.
–Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным
направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.1. – М., — 1999. – С.
1—2.].
«…
С. И. Гессен, профессор Петербургского и Томского университетов, … отличие
университета от любого другого типа вуза видел, прежде всего, в полноте
представленного в учебных программах знания, в научном характере образования,
во взаимодополняющем характере исследования и обучения, в обеспечении свободы
реализации этих двух определяющих видов университетской деятельности, в
самоуправлении и самовоспроизводстве университетской системы». [Проблемы
зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития
высшего образования / НИИВО; Вып.1. – М., — 1999. – С. 5.].
Итак,
университетская идея – это стремление к реализации трех принципов – «полнота
научного знания, свобода преподавания и учения и самоуправление», когда
«университет как очаг научного знания, обеспечивает непрерывность научного
творчества через организацию преподавания, и вместе с тем школа, дающая высшее
научное образование через приобщение учащихся к исследовательской работе». [Проблемы
зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития
высшего образования / НИИВО; Вып.1. – М., — 1999. – С. 8—9.].
«С
позиций современного осмысления … университетской идеи, … в ней акцентируется
научный характер университетского образования, отстаивается междисциплинарный
подход к научному знанию, целостность и системность его предъявления,
необходимость философской культуры для специалиста естественнонаучных областей
знания, включая прикладные, а для философа – профессионала – получения второго
«базового» образования.
Кроме того, выпускник университета должен быть
состоявшимся исследователем, а университет – самовоспроизводящейся структурой,
обеспечивая пополнение, профессорско - преподавательского состава из числа
бывших студентов, наиболее преуспевших в исследовательской деятельности». [Проблемы
зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития
высшего образования / НИИВО; Вып.1. – М., — 1999. – С. 9—10.].