Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ, ПРИМЕНИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Осуществить … глубокую перестройку всего государственного механизма без
твердой опоры на науку и образование невозможно» ,необходимо «придать системе
образования приоритетное значение …» Точка зрения В. Садовничего, президента
Российского союза ректоров, ректора МГУ, члена Политического консультативного
совета.
Необходимость
Национальной доктрины образования – «важный шаг к укреплению взаимного доверия
между государственной властью и школой», которая выступает «за глубокие и
продуктивные реформы». «Цель доктрины в том, чтобы определить наиболее
актуальные проблемы развития образования и сосредоточить на их решении всеобщее
внимание и силы». Наипервейший постулат при решении этих проблем – «государство
в условиях общей бедности должно взять на себя все обязательства по обеспечению
для молодежи доступности образования».
«…
Особенно важным, с точки зрения приоритетности, представляется: следующее:
–
обновление принципов связи высшей и средней школы;
–
упрочение государственного статуса учителя школы и преподавателя вуза;
–
развитие федеральных основ системы образования» как фундамента сохранения и
усиления единого образовательного пространства, что в совокупности «и образует
идейный каркас доктрины». [Садовничий В. Выступление на заседании
Политического консультативного совета 28 января 2000 г. // “Alma Mater” (“Вестник
высшей школы”). – 2000. — № 1. – С. 7—9.]
Национальная доктрина образования должна предусматривать различные
«способы координации деятельности системы образования и средств массовой
информации» как важного фактора влияния «на образование и воспитание человека».
Мнение Н. Никандрова, президента Российской академии образования.
«…
Система образования … является только частью более широкой системы
социализации», в которой есть область, имеющая «ни с чем несравнимое значение»
по своему влиянию, в том числе и на образование – «влияние средств массовой
информации». Нам необходимо «чтото делать, чтобы скоординировать усилия школы»,
старающейся «воспитывать разумное, доброе, вечное, и деятельность средств
массовой информации», которая далеко не всегда способствует этому, оставляя
последнее слово за «школой жизни» в ее антигуманной, жестокой интерпретации. [Никандров
Н. Выступление на заседании Политического консультативного совета 28 января
2000 г. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 1. – С. 13—14.]
Реинтеграция образовательного пространства – объективно необходимое
условие развития реинтеграционных процессов во всех других сферах как степень
«открытости» образовательных систем стран СНГ для международного
сотрудничества. Мнение А. Лиферова, ректора Рязанского государственного
педагогического университета.
Реинтеграция
– «устойчивое совпадение определенных потенциальных возможностей той или иной
образовательной системы с ее стремлением к развитию межгосударственных связей в
области образования» при различном «действии этого фактора … в отношениях,
например, России и Беларуси, России и Грузии или Азербайджана. … В настоящее
время наиболее реальным инструментом процесса реинтеграции … могут быть
двусторонние соглашения», при которых наиболее реально можно учесть
образовательные цели партнеров.
Сегодня
«в центр современной геополитики ставится не столько стремление сохранить
влияние на обширных территориях, типичное для геополитических устремлений
мировых держав вплоть до середины XX в., сколько желание установить контроль
над потоками информации, перемещением знаний и технологий», что возможно только
на путях «сотрудничества в сфере образования», и прежде всего – со странами
СНГ. Здесь «немаловажно и то, что такие славянские республики бывшего СССР, как
Беларусь, в своих связях в образовании и культуре ориентируются в большей мере
на ближнее зарубежье». [Лиферов А. Выступление на заседании
Политического консультативного совета 28 января 2000 г. / “Alma Mater”
(“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 1 – С. 15—19.]
Концепция реформирования образования Правительством Российской Федерации
предусматривает три основополагающих принципа: 1) «признание … необходимости
существенного увеличения расходов на образование» и осознание «того факта, что
достаточным» это финансирование в современной ситуации быть не может;
2)инвестиции в образование из бюджетных и внебюджетных источников; 3)
«эволюционный, поэтапный … характер перехода к намечаемым инновациям». Позиция
В. Филиппова, Министра образования Российской Федерации (парламентские слушания
14 ноября 2000 г. в Госдуме, организованные Комитетом по образованию и науке).
«До
сих пор мы не сформировали новые механизмы финансирования образования», и
поэтому «предполагается « увеличить финансовые ресурсы, … обеспечить
софинансирование на конкурсной основе инвестиционных образовательных проектов,
реализуемых организациями образования.… Намечается «в значительной мере
экспериментальный характер перехода к … инновациям:
–
экспериментальная отработка в 2001 – 2003 гг. технологий проведения единого
государственного экзамена;
–
организация в 2001 – 2003 гг. эксперимента по персонализации титула бюджетного
финансирования профессионального образования через государственные именные
финансовые обязательства;
–
поэтапное внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования». [Филиппов
В. О концепции реформирования образования в проекте программы Правительства
Российской Федерации (стенограмма Парламентских слушаний). // “Alma Mater”
(“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 10. – С. 3.]
Цели
предлагаемых новаций:
1.
«Повышение качества российского образования за счет разработки (с учетом
реалий) механизмов дополнительного финансирования системы образования.
2.
Расширение доступности качественного образования, прежде всего для способных
детей из малообеспеченных семей.
Цели
перехода к единому экзамену состоят в следующем: повысить качество образования
в средней школе и обеспечить реальную доступность высшего образования». [Филиппов
В. О концепции реформирования образования в проекте программы Правительства
Российской Федерации (стенограмма Парламентских слушаний). // Alma Mater
(“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 11. – С. 4.]
Многие
участники парламентских слушаний (Б Грызлов, фракция «Единство», А. Бузгалин,
член Общественного совета по образованию при Комитете по образованию и науке
Госдумы РФ, Б. Немцов, фракция «Союз правых сил» (СПС), Г. Явлинский, фракция
«Яблоко», Е. Бунимович, заслуженный учитель России и др.) подчеркивали, что
принципы и цели предлагаемой концепции реформирования образования и Плана
действий по ее реализации, при всей их положительности для существующей системы
образования, в значительной степени меньше затрагивают собственно образование,
его содержание. «… Если сохранить все, как есть сегодня, увеличивая до
бесконечности финансовые ресурсы и средства, результат окажется пустым. В
том виде, в каком существует наше современное образование, нам ничто не поможет
и в принципе ситуацию не изменит. Ресурсы нужно направить на коренное
улучшение образования. Конечно, их должно быть больше, … но свой смысл такой
шаг обретет только в том случае, если эти ресурсы будут направлены именно на
улучшение качества образования.». [Явлинский Г., фракция
«Яблоко» О концепции реформирования образования в проекте программы
Правительства Российской Федерации (стенограмма Парламентских слушаний). //
“Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 11. – С. 11—12.]
«…
Особенность нашей системы образования» в том, что «она была исключительно
толково, грамотно, … идеально спроектирована для решения ключевой задачи 30х
гг. – перехода от аграрной страны к индустриальной. Свою задачу эта система
образования решила блестяще.
Но
… сегодня решается другая задача, связанная с переходом от индустриальной к
стране с экономикой и обществом XXI в. Старая система образования для этого не
годится. Сейчас нам нужна … система, которая обеспечила бы … обучение с
личностной ориентацией, … система, … в которой будет многообразие
образовательных учреждений, обеспечивающих подлинную вариативность обучения». [Явлинский
Г., фракция «Яблоко» О концепции реформирования образования в проекте программы
Правительства Российской Федерации (стенограмма Парламентских слушаний). //
“Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2000. № 11. – С. 12.]
Резюме
«Участники
парламентских слушаний полагают, что мероприятия по реформированию системы
образования в части реализации Плана действий содержат ряд положений, которые заслуживают
одобрения и поддержки. В их числе:
–
безусловность приоритета инвестиций в человека;
–
обеспечение роста расходов на образование и существенного повышения их
эффективности;
–
выделение средств на информационное обеспечение образования;
–
формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования».
Понемногу
о многом
По
данным Российского союза ректоров, размер заработной платы в вузах РФ в 2000 г.
составлял у профессоров 1102 р. 50 коп. – 1222 р. 50 коп.
Для
сравнения: зарплата профессора почти в 2 раза ниже зарплаты московского
дворника РЭО (2300 р.) и почти в 3 – величины прожиточного минимума в Москве
(3100 р.). [О концепции реформирования образования в проекте
программы Правительства Российской Федерации (стенограмма Парламентских
слушаний). // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2000. — № 11. – С.
27—28.]
«… В стратегической перспективе для России и ее партнеров по Содружеству
Независимых Государств … тесные культурно - образовательные связи … могут
служить основой такого содружества» (эксперты НИИВО).
В
сравнении с Европейским Союзом, который «по мере развития сформировал
разветвленную сеть наднациональных структур с обширными функциями» (Комиссия
ЕС, Европарламент, Западноевропейский Союз … и др.), «… в СНГ также созданы
механизмы взаимодействия, но они скорее являются межнациональными,
координирующими, чем наднациональными. Только в Российско - Белорусском
договоре об образовании Сообщества удалось выйти на уровень “европейских
стандартов” интеграции». [Рябов Л.П. Интернациональные процессы в
области образования в Содружестве Независимых Государств. – Проблемы зарубежной
высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего
образования / НИИВО; Вып.7. – М., — 2000. – С. 3.].
Когда говорят о создании единого образовательного
пространства то «… это рабочая метафора. Даже в рамках Единой Европы такая
задача не ставится, ибо уникальность системы образования – то национальное
достояние, которое надо отстаивать, беречь и никоим образом не оспаривать друг
у друга» Все государства имеют свои развитые исторические, культурные,
этнические, религиозные традиции. Требования к образованию в странах СНГ не
могут быть идентичными» [Проблемы зарубежной высшей школы:
Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /
НИИВО; Вып.7. – М., — 2000. – С. 3—4.].
Некоторые
показатели в области образования Содружества Независимых Государств
Страны СНГ |
Население (млн чел.) |
ВНП на душу насел., долл. |
Доля в средн. образов., % |
Доля в высш. образов., % |
Число студентов на 100 тыс. чел. |
Армения |
3,63 |
730 |
79 |
32,3 |
3076 (1985 г.) |
Азербайджан |
7,5 |
480 |
78 |
19,8 |
1751 |
Беларусь |
10,4 |
2070 |
94 |
42,6 |
3031 |
Грузия |
5,4 |
440 |
73 |
38,1 |
2845 |
Казахстан |
16,8 |
1330 |
82 |
32,7 |
2807 |
Киргизия |
4,5 |
700 |
81 |
12,2 |
1115 |
Таджикистан |
5,8 |
340 |
82 |
20,3 |
18576 |
Узбекистан |
22,7 |
970 |
93 |
31,7 |
2960 |
Молдова |
4,4 |
920 |
80 |
25,0 |
1976 |
Туркменистан |
4,1 |
920 |
|
22,4 |
2347 (1985 г.) |
Украина |
58,8 |
1630 |
91 |
40,6 |
2812 |
Россия |
148,5 |
2240 |
87 |
42,9 |
2998 |
“Важно
найти точки соприкосновения, позволяющие системам образования стран Содружества
стать прозрачными, открытыми, адекватными реалиям каждой страны и приемлемыми
друг для друга.
Таким образом, под единым образовательным
пространством СНГ можно подразумевать занимаемое ими после распада Союза
пространство, в котором на основе добровольно принятых обязательств
осуществляется согласованная деятельность в области образования, науки и
культуры, отвечающая как национальным интересам каждого из его членов, так и
интересам Содружества в целом, и базирующаяся на исторической общности живущих
в нем людей”. [Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические
обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.7. –
М., — 2000. – С. 5—6.].
Цели
общего образовательного пространства СНГ:
1.
«Сближение систем образования государств, входящих в единое образовательное
пространство, включая философию образования, образовательную политику,
организационные структуры, содержание, формы и методы обучения, вступительные
требования и требования к выпускникам, ... международное сотрудничество.
2.
Повышение качества образования на всех его уровнях и во всех типах учебных
заведений, особенно в высших учебных заведениях...
3.
Разработка единых механизмов и методов оценки качества высшего образования,
включая аккредитацию вузов и их учебных программ, тестирование, анализ
востребованности выпускников и их продвижение на работе и т.п.
4.
Создание системы мониторинга состояния и тенденций развития систем образования
Содружества с целью своевременного выявления негативных явлений и принятия мер
по их устранению.
5.
Развитие научных исследований наиболее актуальных проблем высшего
образования...
6.
Содействие сближению законодательных актов и нормативно - правовых документов в
области образования и науки...
7.
Создание единой системы дистанционного образования в государствах Содружества и
условий для широкого использования в этих целях информационных технологий...
8.
Создание единой системы повышения квалификации специалистов народного
хозяйства, преподавательского состава учреждений системы высшего образования на
базе ведущих вузов стран - участниц.
9.
Совершенствование образовательной статистики и приведение ее в соответствие с
требованиями Международной стандартной классификации (МСКО), разработанной
ЮНЕСКО, а также единых глобальных индикаторов, необходимых для управления и
планирования развития образовательных систем.
10.
Проведение согласованной политики в рамках международной организации в области
образования (ЮНЕСКО и др.), региональных организаций. Двусторонних и
многосторонних договоров и соглашений о сотрудничестве в области образования,
науки и культуры.
11.
Обеспечение открытости образовательных систем стран Содружества, как важного
фактора повышения качества обучения и развития международного сотрудничества со
всеми странами мира». [Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры
по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.7. – М., —
2000. – С. 6—8.]
«Теоретико
- методологической основой для формирования единого образовательного
пространства СНГ может служить Евразийская теория», ... «сформулированная в
начале XX в. группой выдающихся русских мыслителей и ученых – Н. Трубецким, П.
Савицким, Л. Красавиным и др». [Проблемы зарубежной высшей школы:
Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /
НИИВО; Вып.7. – М., — 2000. – С. 9.]
«…
Евразийская парадигма возродилась (после 30х гг.) в последних работах Л.
Гумилева и испытывает ныне настоящий “ренессанс” в научно - публицистической
литературе. … Евразийская теория – это культурологическая концепция,
претендующая на системное объяснение всего комплекса социально - духовного,
исторического развития дореволюционной России и Советского Союза. В ее основе
лежит представление, что базовым признаком исторического развития Евразии
выступает своеобразие географической среды. … Структурообразующим признаком
континента являются великие реки, текущие в меридиональном направлении, и
полоса степей, расположенная с Востока на Запад. Это геостратегическое
пространство и стало месторазвитием, очагом формирования своеобразной культуры,
отличающейся единством исторической судьбы.
…
В отличие от славянофилов и традиционной исторической школы евразийцы рассматривали
Московскую Русь как западный авангард Великой Степи, противостоящий
агрессивному натиску европейского воинства. … Россия как государство изначально
формировалось на полиэтнической основе, в процессе колонизации,
взаимообогащения и взаимопроникновения культур. При этом каждый этнос, внося
свой вклад в культуру, не подавлялся, а сохранял свою уникальную форму и
самобытность. Так было и в раннем средневековье, в эпоху Российской империи, и
в период существования СССР, когда народы были объединены интернациональной, т.
е. евразийской, по сути, культурой». [Проблемы зарубежной
высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего
образования / НИИВО; Вып.7. – М., — 2000. – С. 9—11.]
Создание Союзного государства
поставило задачу поиска механизмов взаимодействия двух образовательных систем
как в направлении разработки концепции, так и «совместной программы
реформирования и развития единого образовательного пространства». Точка зрения
министров образования союзных государств.
«За
последние два года мы провели три совещания министров образования стран СНГ и …
все педагоги стран СНГ … поняли:
–
что следует понимать под обязательным школьным образованием,
–
сколько лет надо учить детей в школе,
–
какова роль информационных технологий в современном учебном процессе,
–
каким должно быть сочетание платности и бесплатности,
–
как обеспечивать социальную справедливость,
–
как строить взаимоотношения общеобразовательной и профессионально - технической
школы и ее взаимосвязь с высшей школой,
–
как строить многоуровневое и многоступенчатое обучение в высшей школе».
«…
Институт общего образования Минобразования РФ, Российская академия образования,
национальный институт Минобразования РФ и Белорусская академия образования
должны наладить обмен опытом по внедрению новых образовательных технологий,
готовить предложения по оценке знаний в школе и по развитию инновационной
деятельности в массовой школе, предусмотрев работу по координации российских
программ тестирования с учетом требований белорусских учебных
общеобразовательных программ». [Стражев В. Все мы ищем
ответы на одни и те же вопросы. – Расписание на завтра / «Советская Белоруссия
(СОЮЗ)». – 8 февраля 2001. — С.3.].
«…
Использование информационных технологий в образовании характерно для всех стран
мира. Поэтому, определяя направление сотрудничества России и Белоруссии, мы
выбрали эту тематику основной в наших взаимоотношениях, чтобы не отставать от
мировых тенденций.
У
нас в России есть блестящий пример реализации программы открытого
дистанционного образования – МЭСИ… Мне кажется, что нам нужны постоянный
семинар по разработке и внедрению информационных образовательных технологий,
единый словарь терминов в области информатизации образования, единый регламент
разработки, экспертизы и внедрения программно - методических комплексов
педагогического и управленческого назначения. Нам необходимы “Программа
согласованных действий по развитию дистанционного образования в Союзном
государстве”, взаимный доступ к электронным каталогам библиотек наших стран на
бесплатной основе. Нам архинеобходимо разработать согласованные
общеобразовательные стандарты и программы по курсу “Информатика. Информационные
технологии” для 12летней общеобразовательной школы. Мы должны по возможности
привлечь к двустороннему сотрудничеству в сфере информатизации образования
Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО». [Филиппов
В. Ответ на вызов – в освоении информационных технологий. – Расписание на
завтра / «Советская Белоруссия (СОЮЗ)». – 8 февраля 2001. — С.3.].
"Негосударственные вузы
заполняют собой "лакуны", которые не может заполнить государственная
система образования". Мнение Заборова Е.Н., сделанное на основе опроса
студентов по данной проблематике.
В
ходе проведенного в Екатеринбурге исследования, в ходе которого были опрошены
студенты государственных и негосударственных вузов, выяснилось следующее:
негосударственные вузы существенно превосходят государственные по следующим
параметрам:
—
во - первых, "общие условия организации учебного процесса"
("гибкость и динамичность реагирования на изменения рынка
специалистов", "высокое качество подготовки",
"инновационный подход в обучении", "приближенность учебного
процесса к запросам обучаемых", "создание в учебном заведении
комфортных условий учебы");
—
во - вторых, "качество преподавания дисциплин" ("дисциплины
преподаются интересно и понятно");
–
в - третьих, "характер взаимоотношения между студентами, преподавателями и
администрацией институтов". [Заборова Е.Н. Студенты
об институте негосударственного высшего образования. // Социс (социологические
исследования). —1999. — №4. — С.99.]
Роль университета в общей системе образования должна основываться на
принципах партнерство и взаимной помощи. Эффективность образовательного
процесса, а также такие показатели как его стоимость и продолжительность,
напрямую зависят от того, готов ли университет сотрудничать с другими
образовательными институтами и учреждениями.
Многие
университеты, в основном в США, сегодня ориентируются на преодоление границ
изоляции от образовательной сферы в целом и от других типов социальной
организации. К примеру, многие университеты организуют совместные проекты со
средними школами, что позволяет, с одной стороны, увеличить количество
доступных ресурсов, способствующих более продуктивному решению возникающих
проблем, и, с другой стороны, это взаимовыгодное сотрудничество, поскольку
школы получают более эффективную образовательную систему, а университеты могут
начинать обучение необходимым качествам и умениям ещё до непосредственного
поступления молодых людей в университет. Школы привлекают преподавателей
университетов и используют университетские учебные планы, что делает их
образовательный процесс более эффективным, а университеты могут теперь
сокращать свои затраты на обучение, уменьшать сроки обучения и снижать плату за
образование.
Кроме того, наблюдается процесс возникновения всё
большего количества различных межуниверситетских организаций (сеть, созданная
Центром обновления образования Вашингтонского университета, Американская
ассоциация колледжей педагогического образования, Американская ассоциация
высшего образования, Ассоциация американских колледжей и университетов,
Ассоциация исследований в области высшего образования, Американский консорциум
высшего образования и многие другие), а также межуниверситетских компьютерных
сетей, как в рамках одного региона или страны, так и на межрегиональном и
межгосударственном уровне. Такие компьютерные сети позволяют объединить
множество организаций и институтов без значительных финансовых затрат.
Современный университет не может существовать в изоляции от других
университетов и от сферы образования в целом. [Smyth,
J. Reprofessionalising teaching: a university research institute engages
teachers in creating dialogic space in schools.] (реферативный перевод с
англ. Корбут А.М. )