Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования   № 1 (январь 2001 - март 2001 г.)

 

СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ И РЕФОРМИРОВАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ

 

Описание элементов и понятий и механизмов системы государственного контроля за обеспечением качества высшего образования включает в себя лицензирование, самообследование, аттестация, государственная аккредитация, инспектирование. Утверждение Крижановской. В.А. (Республиканская государственная инспекция системы образования).

Лицензирование (осуществляет государственный орган по контролю за обеспечением качества) — включает экспертизу документов "Программа деятельности вуза", которая обосновывает:

– актуальность существования данного вуза;
– проект устава вуза, определяющий организационно - правовые вопросы;
– программа ресурсного обеспечения (в том числе: уровни образования и специальности,
– учебные планы,
– профессиональный и квалификационный уровень преподавателей и перспектива их роста
– материально–техническое, библиотечно-информационное и финансовое обеспечение образовательного процесса;
– гарантии финансового обеспечения.

Комисссия по лицензированию проверяет:
– соотвествие программы заявленному статусу;
– внесение дополнений и изменений от экспертов;
– дает или отменяет лицензию.

Самообследование – новый вид контроля за качеством негосударственных учебных заведений. Проводится самим вузом с участием государственного органа по контролю за качеством.

Проводится по параметрам:
– формы, показатели и критерии, устанавливаемые государственным органом по контролю за обеспечением качества;
– аттестационные показатели;
– собственные показатели для проведения всеобъемлющего анализа.

Самообследование проводится раз в год. Оно может проводится вместо аттестации.

Аттестация. Цели:

– выполнение условий лицензии;
– потенциал и эффективность образовательного учреждения;
– соответствие качества выпускника государственному стандарту
– соответствие уровня и содержания деятельности заявленному статусу.

Аккредитация. Это самообследование, внешняя оценка (аккредитация), степень выполнения вузом аккредитационных критериев. [Крижановская. В.А. О совершенствовании государственного контроля за качеством высшего образования. Республиканская государственная инспекция системы образования. Высшая школа. №34. — 2000. С. 83—91].

"Принципиальным новшеством является осознанный отказ школ от оценки качества образования по числу учащихся, успевающих на "4"и"5", и замена его на иной, основанный на сравнении достигнутых учеником показателей с прогнозом, сделанным с учетом его возможностей. Мнение Марка Поташника, академика Российской академии образования.

Процесс управления качеством образования предполагает следующие действия:
1) сбор информации от потенциальных и актуальных социальных заказчиков;
2) формулирование социального заказа;
3) определение наиболее предпочтительной миссии школы;
4) выбор типа управления; ориентированного на процесс или результат;
5) выбор парадигмы образования;
6) выбор типа (или доминирующего типа) образовательной практики;
7) определение параметров, по которым будут оцениваться результаты образования;
8) прогнозирование результатов образования для каждого ребенка;
9) сравнение полученных результатов образования с поставленными целями — определение качества образования.
[Поташник М. Управление качеством образования на муниципальном уровне // Народное образование. – 2000. — №8. – С. 56—59]

Проблема оценки качества образования всегда была одной из самых главных проблем высшего образования. Программа оценки качества британских вузов, недавно реализованная Советом по поддержке качества, вызывает противоречивые мнения как среди исследователей образования, так и среди университетских работников.

В Великобритании идут споры по поводу новой программы проверки качества образования в британских вузах. Одним из инициаторов этой программы был Совет по поддержке качества (Quality Assurance Agency), исполнительный глава которого, Джон Рэндалл (John Randall), считает, что новая программа поможет повысить эффективность образовательного процесса. В то же самое время, Английский совет по финансированию высшего образования обнародовал свой отчёт, в котором говориться, что программа оценки качества приведёт к увеличению количества бюрократических органов, которые будут проводить проверку качества преподавания и исследований и контролировать процесс финансирования вузов, получивших высокую оценку.

Пилотажное исследование, проведённое в Университете Лидса (Leeds University) и Лидском Метрополитен Университете (Leeds Metropolitan University), показало, что проверка одного факультета – оценка качества, анализ учебных планов, фондов, дополнительных источников и т.д. – обойдётся приблизительно в 250.000 фунтов.

Университеты реагируют по-разному. Например, Университетский Колледж Лондона (University College of London) заявил о том, что отказывается принимать участие в программе проверки качества до тех пор, пока она не будет изменена. Проректор Майкл Уортон (Michael Worton) говорит, что «мы готовы к войне. Вся эта шумиха вокруг квалификации и получаемых результатов ни сколько не способствует улучшению образовательного процесса, и ведёт только к увеличению бумажной волокиты». В то же время, многие новые университеты считают, что программа оценки качества позволит им продемонстрировать высокие стандарты обучения. Глава факультета медицины в Университете Центрального Ланкашира (Central Lancashire University) Эйлин Мартин (Eileen Martin) говорит, что группа проверки, побывавшая у них в университете, наблюдала за реальной учебной клинической практикой, разговаривала со студентами и работодателями, и что их оценка точно и адекватно отражала качество медицинского обслуживания и образовательного процесса. [MacLeod, D. and Major, L.E. URL http://education.gardian.co.uk/ universityteachinginspection/story/0,7348,392445,00.html] (реферативный перевод с англ. Корбут А.М.)

Управление реформой университета сегодня, когда вся университетская система претерпевает коренные изменения, выходит на первый план. Стратегическое планирование развития становится приоритетной задачей любого университета. Университет Линкольна в Новой Зеландии предлагает так называемую «Программу будущего» в качестве средства управления трансформациями в университете.

Университет Линкольна (Lincoln University) в Новой Зеландии предлагают план разработки так называемой «Программы будущего», которая может помочь университетам контролировать процесс трансформации и направлять его в нужное русло. Программа состоит из двух частей:

1) Мониторинг ситуации, который проводится совместно руководством, членами совета, представителями факультетов, студенчества и персонала данного вуза в рамках одного семинара. Данный этап состоит из ряда шагов:

Шаг 1. Определение того, какого рода задачи обеспечат дальнейшее успешное функционирование данного вуза, и выявление его основных целей в этой связи.

Шаг 2. Определение слабых мест, которые требуют особого внимания и дополнительной поддержки и в которые будет направлена помощь, определённая на первом шаге..

Шаг 3. Анализ ключевых слабых мест.

Шаг 4. Определение предупредительных мер и распределение ответственности за их исполнение.

На основе проведённого таким образом мониторинга ситуации выстраивается второй этап, которые также осуществляется в виде совместного семинара представителей всех подразделений и администрации университета.

2) Планирование сценария. Предполагаются следующие шаги:

Шаг 1. Определение того, какие решения требуется принять и какие вопросы будет решать каждое из них.

Шаг 2. Выявление основных факторов, обеспечивающих принятие решений.

Шаг 3. Оценка внешней ситуации, тенденций её развития, а также прогнозируемых событий, которые могут оказать влияние на политику вуза.

Шаг 4. Конструирование логики сценария развития.

Шаг 5. Собственно разработка сценария.

В Университете Линкольна действовало одновременно несколько таких групп и работало несколько семинаров, которые были объединены единой электронной сетью, с помощью которой они обменивались полученными результатами, идеями, мнениями и т.д. Затем представитель каждой группы обрабатывал результаты и предоставлял их в так называемую Группу будущего, состоящую их проректоров и начальников подразделений. Эта группа заслушивала, если это было необходимо, представителей групп, анализировала материалы, а затем передавала их в Совет стратегического планирования, который уже разрабатывал конкретный сценарий развития университета. Весь процесс освещался в Интернете, на web-сайте университета, где любой желающий мог высказать своё мнение о принимаемых решениях, о результатах и т.д., что могло повлиять на то, какой сценарий будет принят в дальнейшем. [Morrison, J.L., Sargison, A., Francis, L. Using the Futures Program as a tool for transformation. URL http://horizon.unc.edu/courses/papers/transforming.asp](реферативный перевод с англ. Корбут А.М.)



Назад


Hosted by uCoz