Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru> |
СТРУКТУРА
МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Исходя из проблемы "гармонизации" европейских университетов,
следует развивать "профессиональную компоненту", которая "все
еще недостаточно представлена" в структуре многоуровневого
университетского образования. Взгляд Реймона Бурдонкля – автора доклада «Университет,
профессиональная подготовка и европейская гармонизация», представленный на
выставке педагогических идей в Париже "Образование и профессиональная
подготовка" в 1997 г. в рамках тематической группы: Политика,
образовательная политика и управление.
«Процесс
"европейской гармонизации" университетов предполагает организацию
университетских занятий по двум курсам: prélicence и postlicence
[licence — ученая степень лиценциата, присваиваемая после окончания первого
цикла университетского образования во Франции], обеспечивая европейское
признание дипломов на трех уровнях: bac+3 (licence); bac+5 (mastaire — степень
магистра, присваиваемая после окончания второго цикла университетского
образования), bac+8 (doctorat — степень доктора). Как вписывается в эту схему
профессиональное университетское обучение?»
Некоторые
страны исходят из того принципа, что профессионализация должна осуществляться
за пределами университета (Германия, Нидерланды). Другие считают, что
профессиональное обучение есть часть университетского образования (Испания,
Великобритания).
Во
Франции эту проблему решают путем создания новых дипломов (профессиональный
licence и профессиональный mastaire), развивая, таким образом, профессиональную
компоненту, до сих пор еще недостаточно представленную во французском
университете. [Bourdoncle Raymond. L'Université, la
formation professionnelle et l'harmonisation européenne (groupe
thématique: la politique, les politiques éducatives et la
gestion) (реферативный перевод с франц. Гербовицкая М.Ф.)
Магистерская подготовка в Великобритании направлена в первую очередь на
расширение функций вуза по таким направлениям деятельности, как: укрепление
автономии (самофинансирования) вуза, расширения притока студентов, повышение
«профессионального рейтинга» выпускника вуза, обучение полидисциплинарным
технологиям. Утверждение Е.А. Грибовской, ведущего научного сотрудника по международным
связям в Полоцком государственном университете.
Подготовка
магистров в Великобритании является платной. Расширяется диапазон учебных
программ, осуществляется прирост студентов в вузах за счет магистратуры, отсюда
новые источники пополнения бюджета университета. Последипломное образование и
степень магистра повышает шансы на успех на рынке труда. Только 4% имеющие
степень магистра зарегистрированы как безработные. Со степенью бакалавра
безработных зарегистрировано 9,2%. Последипломным обучением в основном заняты
люди немолодого возраста: 37% от 30 до 39 лет, 23% от 40 до 49 лет.
Наиболее
массовым в последипломном обучении являются магистерские программы.
Цель
магистратуры: обучение стратегической роли в процессе управления, в отличие от
узкой функционалистской роли специалиста. В магистратуру принимают бакалавров с
отличием.
Обучение
в магистратуре преследует задачу овладения более широким дисциплинарным
"репертуаром": присваиваются звания "магистра искусств",
«магистра науки», «магистра образования», «магистра - исследователя». Магистр
искусств отличается от магистра науки преимущественно опорой на логические или
эмпирические методы анализа. [Грибовская.Л. Подготовка магистров в
Великобритании. «А и В».—2000.№9.—С.62—75.]
Бакалавриат, долго служивший одним из основных элементов многоуровневой
подготовки в американских и европейских вузах, сегодня находится под угрозой
исчезновения. Реальную альтернативу бакалавриату составляют сертификаты,
выдаваемые после прохождения конкретного курса, в которых четко определено,
какими навыками и знаниями владеет субъект, получивший сертификат.
Некоторые
исследователи говорят о том, что сегодня бакалавриат находится под угрозой и
что степень бакалавра скоро может вообще исчезнуть. Нетрадиционные поставщики
образовательных услуг начинаю сегодня работать напрямую с работодателем,
определяя какие навыки требуются и конструируя образовательные модули,
обеспечивающие их формирование. В таких обстоятельствах ценность сертификатов,
удостоверяющих получение тех или иных навыков, становится огромной. Они прямо
указывают, какими способностями обладает данный человек и что наниматель может
ожидать от него. Если университет не сумеет отстоять степень бакалавра как
указывающую на владение специфическими способностями, тогда работодатели
предпочтут ясность сертификата, который точно говорит им, какие курсы прослушал
студент и каким знанием он владеет. Если же мы считает, что степень бакалавра
все-таки обладает ценностью, тогда нам следует прояснить, какова эта ценность и
разработать механизмы оценивания того, насколько каждая присуждаемая степень
действительно соответствует тому, что мы в неё заложили. [Hooker, M. The transformation of higher education.] (реферативный
перевод с англ. Корбут А.М.)
Постоянные изменения в экономической, социальной и культурной сферах
предъявляют особые требования к профессиональной деятельности. Ключевой
способность на сегодняшний день оказывается способность непрерывно обучаться
новым знаниям и навыкам. Университет и в данном случае может сыграть одну из
ключевых ролей, став центром непрерывного образования.
Непрерывность
образования становится необходимым компонентом развития современных обществ.
Поскольку изменения в области экономики, информационных технологий,
промышленности, социальном развитии, культурных практик происходят достаточно
быстро, то всё настоятельнее потребность в переподготовке специалистов, уже
закончивших своё обучение. Многие университеты берут на себя функцию обучения и
переобучения взрослых. Например, программа Литераси Хотлайн (Literacy Hotline),
реализуемая в Линкольне, штат Небраска, предлагает свыше 11.000 различных
программ для взрослых. Все подобные программы строятся на тех принципах,
которые сформулировал Эдуард Линдеман (Eduard Lindeman) в 1926 году в своей
книге «Значение образования для взрослых» («The meaning of adult education»):
1.
Взрослые мотивированы на обучение тогда, когда они испытывают потребность и
считают, что образование сможет удовлетворить ее.
2. Взрослые ориентируются в образовании на жизненную необходимость.
3. Опыт является самым важным ресурсом образования для взрослых.
4. Взрослые предпочитает самостоятельность.
5. С возрастом индивидуальные различия между людьми усиливаются.
Малькольм Ноулес (Malcolm Knowles), которого считают
«отцом образования для взрослых» в США, говорит, что главной характеристикой
такого типа образования является то, что взрослые считают себя способными на
самостоятельные действия и поэтому лучше всего работают с теми преподавателями,
которые видят свою роль в помощи, а не обучении. [Dickinson,
D. Positive trends in learning: meeting the needs of a rapidly changing world.]
(реферативный перевод с англ. Корбут А.М.)