Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
«Аналитический обзор № 12» является продолжением цикла аналитических обозрений Центрa проблем развития образования БГУ, начатого «Аналитическим обзором № 11», под общим названием «Критический анализ описаний современных педагогических опытов в образовании Беларуси».
В предыдущей аналитике акцент был сделан на видении педагогическим сообществом страны стратегических проблем белорусского образования в контексте задач социально-экономического и культурного развития.
В представляемом читателю обозрении делается попытка рассмотрения и анализа одного из важнейших факторов функционирования и развития образования в целом — организационно-содержательной подготовки к преподавательской деятельности в высшей школе. Важность данной тематизации определяется той ключевой ролью в институциональных и содержательных изменениях всей системы образования страны, которую играют вузы и особенно университеты в современных трансформациях.
Аналитическая группа исходит из следующих оснований.
Во-первых, современные требования к ситуации в образовательной сфере диктуют необходимость разработки новой структуры специальной психолого-педагогической подготовки как будущих, так и действующих преподавателей высшей школы, традиционное педагогическое формирование и воспитание которых в стенах университетов в последние годы становится все более недостаточным.
Во-вторых, несмотря на очевидную необходимость определенных перемен, существенным в образовательных изменениях являются: преемственность предыдущего опыта (как отечественного, т.е. белорусского и российского, так и зарубежного); постепенность организационных, содержательных нововведений.
В-третьих, изменения могут основываться только на тщательной критической рефлексии материала по данной теме, переопределении и переоценке тенденций, целей, содержания, способов подготовки и переподготовки, способствующих формированию и развитию педагогической компетентности настоящих и будущих преподавателей высшей школы.
Именно с учетом этих положений и предлагается структура настоящей аналитики, представленная в содержании данного аналитического обзора «Организация подготовки к преподавательской деятельности в высшей школе: рефлексия опыта и современные тенденции».
Таким образом, аналитическая группа ЦПРО БГУ надеется, что данная работа в определенной мере поможет осознанию современных проблем формирования и воспитания преподавателей высшей школы Беларуси и будет способствовать более эффективному поиску возможных решений университетским педагогическим сообществом.
Руководитель аналитической группы
А.М. Алтайцев