Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 7 (январь – март 2004 г.)

 

 

I.3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН




(Аналитик Король Д.Ю.)

I.3.1. Общая структура системы образования Казахстана.
I.3.1.1. Школьное образование.
I.3.1.2. Профессиональное образование.
I.3.1.3. Высшее образование.
I.3.1.4. Послевузовское образование.

I.3.2. Статистические данные по системе образования Казахстана
I.3.2.1. Коэффициенты охвата всеми уровнями образования
I.3.2.2. СНГ: Охват высшим образованием в среднеазиатском регионе
I.3.2.3. Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2002-2003 учебном году.
I.3.2.4. Высшие учебные заведения по отраслевым группам.

I.3.3. Анализ современного состояния образования
I.3.3.1. Общая оценка
I.3.3.2. Актуальные тенденции развития.
I.3.3.3. Анализ проблем высшего образования

Библиография используемой литературы по теме I.3. "Система образования Республики Казахстан"


 

I.3.1. Общая структура системы образования Казахстана.

 

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;
– воспитание гражданственности и любви к Родине;
– обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:

"Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".



I.3.1.1. Школьное образование.

Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.

Перед системой среднего общего образования стоят следующие задачи:

– охват обучением всех школьного возраста

– реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;

– повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;

– обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов.

Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе.

В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся.

Наряду с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы.

Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142.

С учетом этнических потребностей населения обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ - 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ - на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков. <


I.3.1.2. Профессиональное образование.

Начальное и среднее профессиональное образование приобретается в профессиональных школах, лицеях и колледжах и сочетается с получением общего среднего образования.

Основные задачи профессионально-технического образования:

– разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;

– создание условий для повышения доступности профессионального образования;

– поддержка негосударственного сектора профессионального образования;

– организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования;

– расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.

Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения.

В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям.

Учреждения среднего профессионального образования представлены колледжами, которые перешли на подготовку специалистов по новым государственным стандартам среднего профессионального образования и учебным планам. В колледжах внедрен новый механизм формирования контингента учащихся и подготовки специалистов с полным возмещением затрат на договорной основе, учитывающий потребности региона в трудовых ресурсах. Открытие новых специальностей осуществляется только при наличии конкретного заказчика и заключения регионального бюро занятости.

Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 - государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел.

I.3.1.3. Высшее образование.

Высшее профессиональное образование приобретается гражданами, имеющими среднее образование. В Республике Казахстан установлены следующие виды высших учебных заведений:

университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).

В структуре высшего образования предусмотрено три ступени:

I. Высшее базовое образование, предусматривающее широкую гуманитарную и фундаментальную естественно-научную подготовку по профилю специальности с присвоением академической степени «бакалавр»;

II. Высшее специальное образование с присвоением квалификации «специалист с высшим образование» (дипломированный специалист);

III. Высшее научно-педагогическое высшее образование нацелено на последующее использование выпускников на научной и педагогической (в вузе) работе. Лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, присваивается квалификация «специалист с высшим образованием» и академическая степень «магистр наук»;

Вузам предоставляется право самостоятельно определять соответствующую структуру многоступенчатой подготовки кадров. В вузе могут функционировать как все ступени высшего образования, так и отдельно.

Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных.

Подготовка кадров для системы образования осуществляется средними специальными и высшими учебными заведениями, головным из которых является Алматинский государственный университет имени Абая.

Обучение иностранных студентов ведется в 47 высших учебных заведениях Казахстана. В них обучаются 3598 студентов из 43 стран мира, включая студентов из стран СНГ и прибалтийских государств. Условия приема иностранных студентов - демократичны.

I.3.1.4. Послевузовское образование.

Послевузовское профессиональное образование получают специалисты с высшим специальным образованием или академической степенью "магистра". Основными формами послевузовского образования является аспирантура и докторантура высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций. Подготовка научных и научно-педагогических кадров может осуществляться вне аспирантуры и докторантуры в форме соискательства, перевода в старшие научные сотрудники и предоставления творческих отпусков.

Аспирантура открыта по 215 научным специальностям, а докторантура — по 29 специальностям.

Повышение квалификации и переподготовка кадров проводятся организациями образования, организациями, научными и учебными центрами, государственной службой занятости. Они могут осуществляться как за счет государственного бюджета, так и на договорной основе. Переподготовка кадров проводится в Республиканском институте повышения квалификации; переподготовка научно-методических и руководящих кадров системы образования - в областных и городских институтах усовершенствования учителей [1].

I.3.2. Статистические данные по системе образования Казахстана



I.3.2.1. Коэффициенты охвата всеми уровнями образования
(в процентах к общему количеству населения соответствующей данному уровню возрастной группы) (1989 – 1999 гг.)

 

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Образование:

Коэффициент охвата дошкольными учреждениями (чистые коэффициенты, процент населения в возрасте 3-6 лет)

53,1

53,7

53,1

47,0

42,0

31,6

25,5

-

12,3

12,4

10,5

Коэффициент охвата базовым образованием (общие коэффициенты, процент соответствующей группы населения)

94,8

94,6

93,9

94,1

93,8

94,2

94,4

94,7

94,2

94,3

94,2

Коэффициент охвата средним образованием (второй этап) (общие коэффициенты, процент населения в возрасте 15-18 лет)

75,8

74,2

70,4

66,3

62,4

58,5

57,0

57,3

57,4

-

-

Коэффициент охвата высшим образованием (общие коэффициенты, процент населения в возрасте 19-24 лет)

18,1

18,7

18,5

17,7

16,9

16,9

16,6

16,2

18,7

20,4

23,3



I.3.2.2. СНГ: Охват высшим образованием в среднеазиатском регионе
(общие коэффициенты, процент населения в возрасте 19 - 24 лет).
(1989—1999 гг.)

Республики

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Казахстан

18,1

18,7

18,5

17,7

16,9

16,9

16,6

16,2

18,7

20,4

23,3

Кыргызстан

13,2

12,9

12,5

11,5

10,7

11,2

12,9

15,3

19,0

24,8

29,8

Таджикистан

11,5

11,9

11,3

11,6

11,2

11,9

11,8

12,1

11,9

11,3

11,5

Туркменистан

10,2

9,9

9,5

8,6

8,1

7,8

6,4

5,7

5,0

4,4

3,9

Узбекистан

15,0

15,2

14,8

13,4

11,3

9,4

7,6

6,6

6,1

6,0

6,2










I.3.2.3. Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2002-2003 учебном году (. чел.)

 

Всего учащихся (человек)

Всего в госуд. школах

в том числе в ведомстве Минобразования

в том числе в ведомстве РГП Казахстан "Темир жолы"

в том числе в ведомстве агенства по туризму и спорту 

в том числе в ведомстве Минздраво-охранения

в негосудар. организациях

3115,3 

3095,6

3073

17,8

1,7

1,4

19,7 г. Алматы

 






I.3.2.4. Высшие учебные заведения по отраслевым группам.
По данным статистического сборника Агентства Республики Казахстан по статистике, 2001 г. (выпущено специалистов)


На начало учебного года

Всего

в.т.ч. промышленности и строительства

в.т.ч. транспорта и связи

в.т.чельского хозяйства

в.т.ч. экономики и права

в.т.ч. просвещения

в.т.ч. здравоохранения, физкультуры и спорта

в.т.ч. искусства и кинематографии

Тысяч человек:

1996/97*

49.0

8.6

0.9

3.6

3.7

27.5

4.2

0.5

1997/98*

50.8

6.9

0.8

3.4

5.5

30.3

3.4

0.5

1998/99*

51.8

8.4

0.8

2.5

4.9

31.0

3.7

0.5

1999/00*

55.4

9.0

0.9

2.7

6.0

33.2

3.0

0.6

В процентах:

1996/97*

100

17.6

1.8

7.5

7.6

56.1

8.5

0.9

1997/98*

100

13.6

1.6

6.8

10.7

59.5

6.7

1.1

1998/99*

100

16.2

1.5

4.8

9.5

59.8

7.1

1.0

1999/00*

100

16.2

1.6

4.9

10.8

59.9

5.4

1.1

 

* включая негосударственные, не распределенные по отраслевым группам [2].

I.3.3. Анализ современного состояния образования



I.3.3.1. Общая оценка

В соответствии с законодательством национальная системы образования, основанная на принципах преемственности и непрерывности образовательных программ, включает 4 уровня образования:

1) дошкольное воспитание и обучение;
2) среднее (среднее общее, начальное и среднее профессиональное) образование;
3) высшее профессиональное образование;
4) послевузовское профессиональное образование.

Образовательные программы осуществляются в дошкольных организациях, общеобразовательных школах, профессиональных школах, профессиональных лицеях, колледжах, высших учебных заведениях.

Число организаций образования стабильно росло до 1990 года. Однако, начиная с 1991 года, сеть организации образования стала сокращаться. Особенно это коснулось детских садов [3].

 

Незначительное сокращение сети за этот период произошло по учреждениям среднего общего, начального и среднего профессионального образования, а по высшим учебным заведениям напротив наблюдается увеличение их числа. Это увеличение произошло за счет роста числа негосударственных вузов. В начальном и среднем профессиональном образовании рост числа частных лицеев и колледжей не допустил обвального падения сети.

В республике в связи с закрытием большинства дошкольных организаций их контингент уменьшился на 1,0 млн. детей и в настоящее время только 70 тысяч из 400 тысяч (17,5%) пяти-шестилетних детей получают полноценную предшкольную подготовку в детских садах. Это не могло не сказаться на качестве подготовленности детей к школе. Из первоклассников 1997-1998 учебного года, пришедших в школу без предшкольной подготовки, только 20,4% показывали соответствующий уровень освоения программы первой четверти, в то время как среди первоклассников, прошедших предшкольную подготовку, отмечается высокий уровень освоения этой программы (91,3%).

За этот период произошло, несмотря на незначительное сокращение сети, снижение уровня охвата подростков и молодежи профессиональным обучением начального и среднего уровня.

В Казахстане на 58 учеников приходится 1 компьютер, 48% школ нуждаются в капитальном ремонте, в стране не хватает более 3,7 тысяч учителей, 28% учителей не имеют законченного высшего образования. Причем, по данным, приведенным премьер-министром Казахстана, "за последние 4 года число педагогов без высшего образования увеличилось на 2%" [4].

Казахстан унаследовал в основном принципы и методику советского образования и педагогики. Что касается естественных, точных и технических наук, то здесь сохраняется относительно высокий уровень количественного и качественного состояния образования. Изменения здесь незначительны, за исключением невостребованности специалистов в области этих наук, что ведет к “утечке мозгов из республики [5].

Вместе с обновлением в Казахстане также наблюдается резкий спад образовательного уровня населения. Это связано с двумя факторами. Первое, это маргинализация постсоветского общества, которая не могла не затронуть учебные заведения. В результате этого процесса увеличивается число вузов с низким уровнем основного контингента преподавателей и выпускниками, далеко не все из которых умеют грамотно читать и писать. Сегодня среднестатистический преподаватель выглядит даже более убогим по сравнению со студентами, которых он обучает [6, с. 126]. Второе — материальное неблагополучие населения, что является основой полуграмотности и нового витка невежества в обществе.

Небывалый рост количества вузов в 90-х годах привел к тому, что по количеству вузов на один миллион жителей Казахстан опередил Англию, Японию, Германию и Россию. В 2002 году на 1 миллион казахстанцев приходилось 11 вузов. Для сравнения: в Великобритании такое же количество жителей обслуживают 2 высших учебных заведения, в Германии и Японии — 4, а в России — 6. Еще одна негативная тенденция - за десятилетие независимости численность работников в сфере науки сократилась в республике на 52,3%, в то время как количество абитуриентов неуклонно росло [7].

В 1999/2000 учебном году доля учащихся дневных общеобразовательных школ на старшей ступени образования (10-11(12) классы) в общей численности населения, соответствующего по возрасту данному уровню образования, составляет 79,1%. Из общего числа выпускников, получивших свидетельство об окончании основной 9-летней школы, продолжили обучение в профессиональных школах, лицеях и колледжах 6,8%. Ухудшение социально-экономического положения населения привело к тому, что доступность профессионального обучения становится проблематичной для большинства детей и подростков, особенно для детей из малообеспеченных и многодетных семей.

Основной проблемой сферы образования является недостаточное бюджетное финансирование.

Значительно изменилась и структура распределения затрат государственного бюджета по уровням образования. В целом потребность в финансовых средствах организаций образования обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Следствием этого стало:

– снижение доступности образования для населения, особенно в системах дошкольного воспитания и обучения, начального и среднего профессионального образования;

– обострение проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных и многодетных семей неохваченность их системой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местами обусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи;

– снижение доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями в развитии;

– снижение качества предоставляемых образовательных услуг;

– снижение потенциала системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, ликвидация районных учебно-методических служб, институтов и факультетов повышения квалификации при вузах;

– ухудшение материально-технической базы организаций образования, отсутствие индустрии образования;

– возрастание дефицита учебников и учебно-методических материалов;

– увеличение разрыва в уровне образования между жителями города и села, а также между выпускниками полных и малокомплектных школ;

– нарушение принципа единства систем обучения и воспитания.

В системе высшего профессионального образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с академическим сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.

В подготовке кадров с высшим образованием происходит "вымывание затратных специальностей", в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. Абсолютная часть специалистов заканчивает образование после первой ступени высшего многоуровневого образования, что существенно снижает общий уровень высшего образования в республике.

В системе профессионального образования не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. Нет достаточных исследований этой проблемы, на основании которых следовало бы создать условия, обеспечивающие гибкость, обновление и продуктивность образовательного процесса, передачу необходимых умений и навыков, учитывающих требования изменяющегося рынка труда.

Социально-экономическая ситуация в республике обострила проблему занятости подростков и молодежи. Безработица, вынужденное иждивенчество приводит к социальной и трудовой деградации этой категории населения. И как результат - рост преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и других негативных проявлений среди подростков и молодежи.

I.3.3.2. Актуальные тенденции развития.

В разработанном проекте «Концепции развития образования Казахстана до 2015 года», обсуждение которого должно начаться в парламенте в феврале, предлагаются принципиально новые подходы в сфере высшего и послевузовского образования, переход на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации - бакалавр - магистр - доктор Ph.D. Высшее образование будет осуществляться через бакалаврские программы, которые позволяют готовить специалистов новой модели, адаптированных к быстро меняющимся условиям производства и рынка. В послевузовское образование будет включена подготовка магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным гибким программам для научной и производственной сфер деятельности. Вторая ступень послевузовского образования предусматривает докторские программы Ph.D и сочетает оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Подготовка специалистов новой формации будет осуществляться по модели, соответствующей Болонской декларации о европейском регионе высшего образования и международной стандартной классификации образования. Реформирование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров предполагает параллельное хождение ученых степеней кандидатов, докторов наук и докторов философии (PhD). После принятия новой концепции университеты могут взять на себя функции по присуждению научных степеней.

Еще одним нововведением в системе высшего образования станет переход на кредитную форму обучения. Теперь студенты смогут выбирать не только университет, специальность, но и около 50% предметов учебной программы и преподавателей.

Реализация концепции в случае ее принятия, считают ученые и ректоры вузов, потребует в ближайшей перспективе кардинальной переработки стандартов образования всех уровней, подготовки нового поколения научных и педагогических кадров, внедрения системы менеджмента и контроля качества, дальнейшей демократизации всей системы образования [8].

Как считает первый вице-министр образования и науки Геннадий Гамарник, «сегодня формируется новая национальная доктрина образования, учитывающая современные мировые тенденции и достижения. Одна из задач концепции - возродить на новом уровне приоритетные достоинства прежней советской системы: высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов; способность готовить кадры по самым разнообразным направлениям науки и производства; достаточное учебно-методическое обеспечение всех уровней образования; уникальная система организации воспитательного процесса. Все это позволит синтезировать отечественную систему образования и новую национальную модель образования, основанную на международных инновационных введениях» [9].

I.3.3.3. Анализ проблем высшего образования

С 2001 года введен Классификатор направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, переработанный в сторону укрупнения специальностей и содержащий 274 наименования специальностей по 43 группам. Классификатор в дальнейшем будет приводиться к международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО государствам, подписавшим Лиссабонскую Конвенцию. В вузах при наличии соответствующих лицензий могут реализовываться образовательные программы среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Граждане, имеющие высшее профессиональное образование, могут получить на платной основе второе высшее профессиональное образование в сокращенные сроки. В республике действует около 300 гражданских вузов и филиалов, из которых 36 государственных, 14 акционерных обществ, 3 международных, 114 частных и 119 филиалов с общим контингентом студентов около 570 тысяч. Это свидетельствует о создании рынка образовательных услуг. Разработана Концепция развития системы высшего профессионального образования, устанавливающая приоритеты его развития в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Происходит децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

Кардинально изменились принципы приема в вузы. С 1999 года осуществлен переход на новую модель формирования студенческого контингента вузов на основе государственного образовательного заказа. Госзаказ реализуется путем предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов. Суть новой модели заключается в томто все абитуриенты сдают вступительные экзамены методом комплексного тестирования и участвуют в конкурсе на выбранную ими специальность в целом по республике. Государственные образовательные гранты и кредиты предоставляются конкретным лицам, прошедшим конкурсный отбор. Будущий студент - обладатель гранта или кредита, сам выбирает вуз, в котором осуществляется подготовка по избранной им специальности. Изменился и механизм финансирования подготовки специалистов с высшим образованием - бюджетные средства выделяются конкретным лицам, а не вузу.

Для проведения комплексного тестирования был создан единый независимый от вузов орган — Республиканский центр тестирования (ныне Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования). В 2000 году осуществлен переход ко второму этапу новой модели формирования студенческого контингента, которая получила распространение на все формы обучения в государственных и негосударственных вузах, прошедших государственную аттестацию.

Основной целью второго этапа являлось углубление успехов, достигнутых при внедрении первого этапа, а также размещение госзаказа и в негосударственных вузах, прошедших государственную аттестацию. Абитуриентам предоставлено право участвовать в конкурсе сразу на несколько специальностей, что дает возможность более полного отбора наиболее подготовленной молодежи. Дальнейшее совершенствование элементов новой модели выразилось в том, что комплексное тестирование проходили абитуриенты, поступающие во все вузы, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, в т.ч. и негражданские. Установлены единые требования для всех абитуриентов – сдача вступительных экзаменов методом комплексного тестирования по единым тестовым заданиям и технологии, разработанной Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования и утвержденной Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации как государственный стандарт.

Изменена структура госзаказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Начиная с 2001/2002 учебного года, госзаказ формируется на основании заявок отраслей экономики, в нем предусмотрена подготовка бакалавров, специалистов с высшим профессиональным образованием и магистров. Гражданам, имеющим среднее профессиональное образование и поступающим на родственные специальности, выделяются места для обучения по сокращенным образовательным программам. Как показали итоги, данная модель оказала позитивное влияние на качество набора студентов, а стало быть, и на качество подготовки специалистов в целом. В 2002 году число абитуриентов увеличилось по сравнению с 1999 годом в 3 раза. Конкурс составил 5 человек на одно место. Эта рекордная для Казахстана цифра свидетельствует о растущем доверии абитуриентов и их родителей к новым принципам приема в вузы. Таким образомсуществлен поэтапный переход на новую модель формирования студенческого контингента вузов, и результаты четырех лет показали состоятельность и эффективность этой модели, создали предпосылки для ее дальнейшего распространения [10].

Сейчас вузы Казахстана переходят к новой кредитной системе обучения, которая призвана освежить десятилетиями не менявшийся цикл вузовской подготовки лекция - семинар - экзамен. В Казахстане по кредитной технологии уже год готовят магистров. С начала нового учебного сезона Министерство образования планирует внедрить систему в бакалавриате. В Министерстве образования считают, что кредитная технология - одна из самых прогрессивных моделей образования, которая отвечает требованиям подготовки кадров для современного общества. До конца года система будет внедрена в каждом вузе страны.

В 2004 году впервые будет проведена тестовая проверка знаний учащихся вторых и третьих курсов для текущего мониторинга качества подготовки специалистов. Данная мера, как и недавнее введение нижнего порога в 40 баллов для поступления в вузы, — преграда для проникновения в институты и университеты неподготовленной молодежи. Ведь ни для кого не секрет, что в период становления независимости в Казахстане вузы массово выпускали слабо подготовленных специалистов [11].


Библиография используемой литературы по теме I.3. «Система образования Республики Казахстан»

 

1. По материалам Программы по образованию Фонда Сорос-Казахстан,

2. По материалам Программы по образованию Фонда Сорос-Казахстан и Министрества образования Республики Казахстан

3. По материалам Государственной программы «Образование». Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 г. № 448.

4. Источник - http://www.alledu.ru/news/1/3036 дата публикации 23.02.2004.

5. Кыдырбекулы Д. Проблемы пост-советского гуманитарного образования в Казахстане.

6. Осик Ю.И., Надыров А.И., Осик Л.Г., Сетевые структуры и проблемы высшей школы // Труды международной научной конференции "Наука и образование" - ведущий фактор стратегии "Казахстан-2030", посвященный 10-летию независимого Казахстана, Караганда, 2001, Выпуск 1.

7. ЭКСПРЕСС-К, Чтобы не остаться в стороне, №30 (15437) от 14 февраля 2004 года.

8. PANORAMA, 2004, № 02, январь.

9. PANORAMA, 2004, № 02, январь

10. По официальным материалам Министерства образования Республики Казахстан

11. ЭКСПРЕСС-К, Чтобы не остаться в стороне, №30 (15437) от 14 февраля 2004 года.




Назад



Hosted by uCoz