Семинары Центра проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

www.edc.bsu.by

 

 

 

Модель национального гуманитарного лицея [1]

 

М.А. Гусаковский,

кандидат философских наук, директор ВНИК «Национальная школа Беларуси»;

 

Л. П. Борщевский,

кандидат филологических наук, зам. директора Белорусского государственного образовательно-культурного центра (БГОКЦ) по научно-методической работе;

 

В. Г. Вечорка,

методист, преподаватель БГОКЦ;

 

В. Г. Колас,

директор БГОКЦ;

 

А.А. Полонников,

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИО.

 

 

Данная модель – это не столько описание того, что существует сегодня в лицее и не столько обобщение уже осуществленной практики, сколько, скорее, система ценностей и целей, которые ориентируют деятельность педагогического сообщества лицея, апробирующего те принципы, которые могут стать фундаментом современного белорусского образования.

Ввиду того, что намерения авторского коллектива выходят за пределы образовательного учреждения, в котором они появились, и затрагивают интересы многих национально ориентированных граждан и организаций, мы приглашаем к разговору учителей и учеников, родителей и управленцев, словом, всех тех, кому небезразлично будущее наших детей и нашей Родины.

Национальный лицей Республики Беларусь представляет собой элитарное учебное заведение системы среднего образования. Элитарный статус (от фр.elite – отборный, порождающий элиту) означает не только особый уровень в иерархии образовательных учреждений страны, но и особенное качество, место и миссию этого института в социокультурной ситуации региона. Элитарность лицея находит свое отражение в декларированных и реализованных целях и задачах, в содержании образования, в структуре и организации жизни учеников и учителей.

Ведущей идеей, системообразующим основанием функционирования и развития лицея выступает идея национально-культурного Возрождения. Образование в этой связи является важнейшим механизмом формирования перспективы нашей страны, местом объединения усилий всех национально ориентированных граждан.

Между тем современная средняя школа, став на непростой путь преобразования в национально ориентированную систему обучения, оказалась на перепутье. Однако образцов современного белорусского национального образования мы, к сожалению, не имеем. Отсюда возникает необходимость создания экспериментальных площадок общества, на которых проектируется, выращивается и откуда распространяется идеология и практика национальной школы. С этой точки зрения Национальный лицей одновременно выступает и как образовательное учреждение, и как научно-методический центр разработки инновационного опыта. Трансляция новой педагогической идеологии осуществляется прежде всего через сеть лицеев (филиалов) Белорусского гуманитарного образовательно-культурного центра в других городах Белоруссии, с которыми осуществляется творческое взаимодействие, обмен программами, преподавателями, проводятся публичные мероприятия, где налаживаются неформальные контакты между учащимися.

Основная цель образовательно-воспитательного процесса в лицее – подготовка интеллектуально-духовной элиты белорусского общества, способной объединять вокруг себя соотечественников. Эта цель достигается гуманитарной направленностью учебного процесса и ориентацией выпускников прежде всего на такие профессии, как педагог, дипломат, ученый, писатель, режиссер, журналист, художник, священник, юрист и др.

Можно обозначить три периода (цикла) в развитии Национального лицея в соответствии с двумя критериями: формой организации жизни учебного заведения и степенью «отчужденности» лицейского организма от внешней среды.

В первый период учебное заведение существовало в форме воскресного или вечернего лицея. На этом этапе вырабатывался образ лицея, создавались и апробировались оригинальные программы, подбирались кадры, формировался материально-технический фундамент. Благодаря воскресной форме, в которой изначально работал лицей, возникла свободная неформальная атмосфера, обозначились первые традиции, среди которых – постоянная всесторонняя белорускоязычность в стенах лицея как внутренняя потребность каждого. Этот период жизни лицея характеризовался его значительным отчуждением от системы среднего образования страны в целом. Во многом это связано с тем, что в сознании инициаторов доминировали увлеченность, радикализм, а иногда и максимализм.

Тем не менее к концу первого периода лицей «вызревает» в действующий стационар, в котором уже сформирована творческая атмосфера, сложилось сообщество педагогов, объединенных чувством национально-возрожденческого миссионерства, а вокруг лицейской идеи сгруппировались, пришедшие из разных школ ученики, способные стать законодателями новых ценностей и традиций для себя и тех, кто придет им на смену.

Второй цикл жизни лицея ознаменован идеологическим и технологическим становлением национально ориентированного образования, упрочением его материально-технических условий. Главное противоречие начала второго периода связано со столкновением преобразовательного стремления педагогов и учащихся к обновлению школьной жизни со старыми, инертными формами советского образовательного опыта, способами мышления и действия, то есть имел место внутренний конфликт, который реально обнаруживался в практике лицея, разрушая исходную мотивацию участников и начальную эмоциональную общность людей, объединенных идеей национально-образовательного сообщества.

Вместе с тем изменилась и социальная ситуация вокруг Национального лицея, обусловленная переходом большинства школ нашей страны на белорусский язык обучения. Альтернативность, которая имела своим содержанием белорусскоязычность, требует теперь идеологического и педагогического наполнения, однако основная особенность лицея еще долгое время будет определяться неформальной, ежедневной, творческой белорусскоязычностью его педагогов, сотрудников и учащихся.

Так как основная цель Белорусского гуманитарного лицея – подготовка духовных лидеров национально-культурного Возрождения – не может быть прямо поставлена как цель педагогической деятельности, то задача второго этапа была сформулирована как создание экспериментальной площадки для разработки новых педагогических технологий, подготовки соответствующего корпуса учебных текстов, создания учебных планов, адекватных целям национального образования. Именно новое содержание образования становится теперь основой лицейский альтернативности. На этом этапе происходит дестереотипизация педагогического сознания, формируются инновационная мотивация и соответствующие шаблоны поведения учителей.

В третий период своей жизни лицей приобретает статус ведущей структуры национального образования Беларуси. Главной ее функцией становится управление процессами национального обучения и воспитания через распространение накопленного опыта, экспертизу и поддержку гуманитарных инициатив на местах, подготовку кадров для новых учебных структур. Результатом этого цикла можно рассматривать преобразование идеологии национального образования в преобладающую. Общую тенденцию можно обозначить как уменьшение отчужденности от окружающей общественной среды, которая теперь характеризуется принятием новой педагогической идеологии и практики.

Формой перехода лицея к следующему этапу развития является всеобщий плебисцит его членов – учащихся, педагогов, руководителей.

Цели развития лицея следует рассматривать как метапедагогические. Они, скорее, характеризуют условия, в каких осуществляется разработка и формулирование собственно педагогических целей, которые конкретно направляют деятельность учителя и воспитателя на развитие личности лицеиста. Развитие личности рассматривается здесь не в общетеоретическом смысле, а как постепенное формирование способности учащегося к национально-культурному самоопределению. На деле это означает умение адекватно оценивать ситуацию, самостоятельно осуществлять выбор, принимать решения и нести за них ответственность, инициировать идеи и вырабатывать собственную жизненную позицию, работать в «команде» и индивидуально, владеть технологиями умственной работы, методами влияния на среду, сообразовывать свои интересы с заботой о потребностях всего общества.

Основание непрерывности образования – его преемственность как в содержании, так и форме. Определенная обособленность лицея от всей системы образования, остающейся преимущественно государственной, с течением времени будет сменяться полной его интеграцией в систему образования, в ее высшие и низшие ступени. Непосредственная преемственность лучше всего могла бы быть обеспечена созданием целостной образовательной цепочки: «вниз» – гимназии при лицее, а «вверх» – надстройкой нескольких ступеней высшего образования соответствующего профиля. Первая ступень – бакалавриат – может давать общегуманитарную и беларусоведческую подготовку, координируя учебный комплекс с принятой в мире образовательной градацией.

Уже сегодня преемственность обеспечивается особой организацией содержания образования. В «главном» Белорусском национальном гуманитарном лицее в Минске собственно лицейским III и IV курсам (которые соответствуют X и XI классам общеобразовательной школы) предшествуют так называемые подготовительные предлицейские I и II курсы, соответствующие VIII и IX классам. При сохранении в содержании образования на подготовительном уровне общешкольного компонента возможно возвращение желающих либо неудачников в обычную общеобразовательную школу. На более высоком уровне в учебном плане появляется собственно лицейский компонент: это и специальные предметы, и авторские программы к общешкольным дисциплинам гуманитарного профиля, и возможность углубленной специализации в выбранном направлении.

Дисциплины лицейского курса теперь частично совпадают с некоторыми дисциплинами вузов гуманитарного профиля не только названием, но и содержанием. Это, как известно, обеспечивает возможность плавного перехода к освоению больших, университетских, объемов информации на первом курсе высшей школы и дает дополнительный шанс стать там лидером. Но, с другой стороны, это создает значительные информационные перегрузки для старших лицеистов.

Именно поэтому надлежащее внимание должно уделяться формам организации обучения. За 4 года в предлицейских и собственно лицейских группах осуществляется переход от классно-урочной к лекционно-семинарской организации занятий. Неотъемлемая составляющая часть учебного процесса – индивидуально-творческая, научная деятельность лицеистов. Все это, вместе с состязательностью при переходе на более высокие уровни обучения, создает предпосылки последующей интеграции лицеистов в учебный процесс высшего образования.

Качества личности учащегося, которые являются предметом заботы педагога, которые должен развить лицей и за которые он несет ответственность, следующие: рефлексия, понимание, мышление, диалог. Педагогика в этом случае не может быть только деятельностью по трансляции знаний. Главной ее чертой становится создание условий для нахождения подростком своего места в культурно-историческом пространстве Беларуси в процессе группового и индивидуального социокультурного самоопределения.

Вместе с тем, совершенно понятно, что самоопределение индивида осуществляется не только в стенах учебного заведения, но и в семье, неформальных группах, наедине с самим собой. Таким образом, национально-культурная идентификация (самоопределение) – дело как лицея, так и самого индивида. Задача учебного заведения – обеспечить учащегося системой способностей, которые позволят ему осуществить акт национально-культурной идентификации. Вместе с тем, поскольку вырабатывать соответствующие способности вне процесса реального самоопределения невозможно, на лицей ложится ответственность за создание ситуации самоопределения как принципиального условия возникновения необходимых способностей. Педагогика, которая создает условия национально-культурного самоопределения личности лицеиста, имеет название «педагогики среды»[2].

Особенностью выпускников современной постсоветской школы является не только их принципиальная национальная маргинальность, но и отсутствие современного мышления – неклассической рациональности. Более того, в массовом образовании часто оказывается нерешенной задачей начальной школы – формирование субъекта учебной деятельности. В результате круг педагогических задач лицея дополняется группой целей, предназначенных преодолеть негативные результаты традиционного образования.

Таким образом, содержанием образования в лицее становится организация такой учебной деятельности учащихся, в результате которой будет осуществляться их национально-культурная идентификация, а также овладение современными способами мышления и деятельности.

В целом, содержание образования в национальном лицее организуется вокруг понятия «культура». Культура – это то, что задает форму предметности действительности, где создается наш опыт, который придает смысл жизнедеятельности человека. Первичное оформление информации может называться «рационализацией». На почве этой активности осуществляется рефлексия смыслов, значений, упорядочивание знаков культурно-семиотической среды. Поэтому учебную деятельность в процессе национально-культурного самоопределения учащегося можно представить в виде последовательно развернутых учебных действий лицеиста по идентификации культурного смысла предмета или явления. С этой целью вырабатывается следующая их очередность:

а) понимание;

б) формирование первичного образа культурного предмета;

в) выявление его смысла в языке и знаках родной культурной традиции через многоплановую интерпретацию;

г) формирование личностной позиции в отношении к предмету в языке национальной культуры.

Соответственно, все названные этапы учебной деятельности лицеиста должны быть педагогически обеспеченны. Выращивание структуры способностей к нациокультурной идентификации, их согласование в рамках строительства учащимися программ личной жизнедеятельности и составляет действительно педагогическую цель учебно-воспитательного процесса в лицее. Организация педагогом условий для идентификации лицеиста с родной культурой осуществляется через:

– реализацию учащимся и учителем белорусоцентричной позиции, когда определенное событие и процессы рассматриваются с точки зрения человека, который живет здесь и сейчас, является преемником и транслятором традиции, апелляцию к актуальному состоянию «тутэйшага» (здешнего) человека;

– превалирование форм самостоятельной активности учащихся в целеопределении, реализация деятельности, ее анализе и оценке, формулирование следующих целей и задач;

– работу с субъективными значениями ребенка, когда с самого начала предполагается, что ученик опытен в определенных вопросах, поскольку он имеет жизненные неотрефлективные представления, которые эксплицируются, переоформляются в групповой коммуникации либо в диалоге (учителем, одноклассником);

– создание педагогом ситуации события на уроке, введения учащихся как в новое пространство жизнедеятельности, так и в специфическое состояние учебной работы, связанной с актуальной познавательной мотивацией;

– безоценочное поведение учителя, допущение иных, самостоятельных точек зрения учащихся, признание их самоценности и действенности на уроке, диалогизм форм учебной групповой работы.

Нациокультурная идентификация обеспечивает неотчужденный от конкретно-исторической ситуации характер жизнедеятельности и бытия субъекта. В результате актов идентификации и самоопределения в зону собственного переживания ученика помещаются события не только индивидуальной жизни, но и бытия этноса, нации, страны, культуры, всего мира. Содержание того, что переживает личность, способствует выработке личных отношений и становлению внутренней целостно-смысловой позиции, которая и выступает как решающее условие социокультурного действия. Повторим еще раз: становление внутренней целостно-смысловой позиции личности и есть результат нациокультурного самоопределения и идентификации.

В общем, процесс нациокультурной идентификации организуется вокруг освоения модели национальной ментальности, в которой выделяются также такие компоненты как: «миф прошлого», «миф будущего», «миф порядка», «миф души», «миф языка», которые получили общее название «мифы идентичности».

Это означает организацию усилий учащихся вокруг реконструкции собственной истории, национального характера и способа жизни, проектирования будущего своего народа.

В зависимости от желаний лицеистов и их родителей в учебном заведении осуществляются обучение по следующим специализациям:

– творческая (преимущественная ориентация на креативное развитие личности, подготовка к деятельности в сфере культуры, масс-медиа, искусства);

– научная (подготовка личности к деятельности в сфере гуманитарной науки);

– деловая (ориентация на руководящую деятельность в сфере политики, права, предпринимательства и бизнеса).

Характер специализации придает направленность планированию учебного времени, разработке интегрированных курсов по различным дисциплинам.

Однако независимо от специализации центральным моментом в учебно-воспитательном процессе остается нациокультурная идентификация лицеистов. Она осуществляется через блок дисциплин, которые определяют место белорусской культуры и нации в контексте мировой цивилизации. Ведущая роль здесь отводится истории отечественной мысли, а также курсам, способным помочь учащимся систематизировать собственную картину мира.

С учетом специализации дифференцируются и основные методы обучения. В гуманитарном обучении ведущей является герменевтика, в основе которой – работа с неадаптированными текстами и оригинальными предметами культуры. Естественно-научное обучение ориентировано на методы теоретического дискурса с элементами исследования и экспериментирования в ходе учебного процесса. Деловая специализация опирается на системо-мыследеятельностную методологию с общим способом организации знаний – постнеклассический тип рациональности. Приоритетной формой обучения в этой специализации выступает игра (деловая, организационно-деятельстная).

Структура организации жизни лицея определяется ее разделением на две части: академическую (обязательную) и клубную (свободно избранную)[3]. Первая твердо подчинена идее педагогического целеполагания, очерчена рамками программ и учебных планов, другая – «царство свободы» лицеистов, место их творческой самореализации.

Ведущей формой организации академической жизни выступает урок, содержание которого определяется структурой программ и общими задачами развития базовых способностей личности, а также направленностью соответствующей специализации. При необходимости учебное время может быть сокращено или увеличено учителем согласно его целевому замыслу, однако ориентация на общепринятые нормативы сохраняется.

Вместе с тем изменяется целевая функция урока. Установка на освоение учащимися определенных знаний, умений и навыков изменяется на преимущественное овладением способами получения знаний, примерами мышления и деятельности, развития творческого потенциала лицеиста. В соответствии с этим формируются учебные программы и планы, которые представляют собой теперь не «усеченный» курс высшего учебного заведения, а специально, в соответствии с задачами развития, подобранный учебный материал. Знания теперь не цель, а средство развития личности учащегося.

Лицеист осваивает примеры мыследеятельности, при помощи которых возможно познать неведомое, определить сущность явления, создать нечто принципиально новое. Этот способ, к сожалению, нельзя передать в готовом виде как таблицу умножения. Усвоение продуктивных форм мышления осуществляется в процессе решения человеком важной для него проблемы и обязательно вместе с другими людьми.

Место педагога в социальной инфраструктуре лицея-академии изменчиво, оно определяется характером движения (самодвижения) учащегося. Общий принцип, который используется здесь, получил в психолого-педагогической литературе дефиницию «совместно-разделенная деятельность». Учитель работает вместе с учеником до того момента, пока тот не почувствует: «дальше могу сам!». С этого момента начинается разделение: ученик действует самостоятельно, а учитель выступает как помощник (советчик), но только до тех пор, пока перед ними снова не встанет общая нерешенная задача. Поскольку ценным считается формирование каждым учеником собственной картины мира, позиция учащегося в процессе учебной работы может существенно отличаться от позиции педагога. Отсутствие у учащегося собственной точки зрения – свидетельство педагогической неуспешности.

Педагогическая нагрузка второй половины дня – школы-клуба – обусловлена прежде всего задачами гражданского воспитания и творческой самореализации лицеиста. Свободное ассоциирование по поводу разных интересов и инициатив, составляет основную форму существования клуба. Сетка клубных форм, с одной стороны, способствует развитию творческих интересов детей, открывает перед ними самые широкие возможности коллективного и индивидуального самоопределения и самоутверждения, усиливает конструктивную инициативу авторских позиций и становление лидерских качеств. С другой стороны, многие клубные объединения специфическим образом продолжают школьные занятия и могут при необходимости войти в основное расписание (возможен и обратный переход). Клубные формы реализуются как в жанровом варианте (телестудия), так и в интегральном (посвящение в лицеисты).

В лицее работают творческие и научные кружки. Во всех клубных занятиях предпочтение отдается творческой, а не репродуктивной деятельности. Очевидна польза от участия лицеистов в таких творческих лабораториях как телестудия, периодическое издание, кружки художественного профиля. Издательство, библиотека лицея являются научно-методической средой, где учащиеся получают первые навыки самостоятельной работы. В перспективе возможно создание на базе библиотеки компьютерного банка информации и преобразование ее в информационный центр, включенный в международную информационную сеть. Занятия во всех объединениях открыты для присутствия и участия, однако систематическое их посещение связывается с определенными обязательствами и ответственностью. Форму управления каждое объединение определяет само для себя. Координирует деятельность клубов Совет лицея.

Лицей-клуб – пространство реализации идеи ученического самоуправления. Здесь формируются инициативы учащихся, а местом приложения совокупных сил становится ближний и дальний социокультурный ареал. Реализация пассионарности носителей национальной идеи осуществляется путем выхода за стены лицея с разносторонними акциями. Это воспитывает необходимые лидерские качества, способности пластично влиять на не всегда благоприятную среду, способствует преодолению барьера между белорусскоязычным лицеем и иноязычным окружением. Среди акций – ученические научные конференции, творческие конкурсы, групповые поездки, празднование национальных и народных праздников, проведение публичных вечеринок.

Место педагога в социальной инфраструктуре клуба – позиция старшего товарища, при необходимости консультанта. Руководящим принципом здесь является запрет на проявление открытой педагогической позиции.

Отличительная черта педагогической активности в национальном лицее – ее направленность на создание интеллектуально-духовной среды. Условиями ее построения выступают два фактора: знаково-символическая среда (белорусскоязычность, элементы белорусской этноисторической символики в оформлении, традиции жизни учебного заведения: посвящение в лицеисты, ежедневный ритуал начала лицеистского дня, празднование национальных праздников и др.) и господство в стенах лицея мира ценностей и идей. Педагогическое внимание распространяется не только на существование, но и на сам процесс их генерации. Формой выработки духовный ценностей выступает диалогическое общение, которое складывается из обмена идеями, взглядами, переживаниями, личными смыслами – иначе говоря, обмена «внутренним светом».

Важно отметить, что при организации интеллектуально-духовной атмосферы лицея происходит переориентация педагогического внимания с акции на ее обсуждение в группе. Ситуация дискуссии, совместного осмысления создает настрой интеллектуально-духовного напряжения, среды невещественного существования.

Управление национальным гуманитарным лицеем строится на нетрадиционной трактовке содержания понятия «управление». Традиционное понимание основывается на разделении системы на управляемую и управляющую части, связанные между собой прямой и обратной связью (кибернетическая модель). Управляющей системе принадлежит функция целеопределения, разработки решения и контроля, а также оценка выполнения. Идеалом такого понимания управления является исчерпывающая информированность руководства о состоянии всех элементов исполнительского механизма.

В нашей трактовке управляющая система включена во внутреннюю структуру управления в качестве ее составляющей части. Функции, которые раньше принадлежали исключительно управляющей инстанции, теперь распространяются на все лицейское сообщество. Цели, выбор направлений и норм деятельности теперь коллегиальная прерогатива. Механизмом выработки решения, целеопределения, делегирования полномочий являются мыследеятельностная игра и общий сбор сотрудников и лицеистов.

Описанная модель управления реализуется в сфере лицея-клуба и в пространстве выработки педагогами и учащимися стратегических идеологических целей. Здесь нет разделения на учащихся и учителей.

Однако такая картина управления выглядит неполной, поскольку нуждается в соорганизации и согласовании позиций основных субъектов лицейской жизни -- педагогического коллектива, администрации лицея и ученического сообщества. Здесь реализуется третья модель управления, которая складывается из выделенной управляющей системы, которая охватывает управляемую. Это означает, что административная структура за счет выработки знаний, а значит, за счет понимания, рефлексии и мышления охватывает и ассимилирует все управляемые реалии. Прежде всего управляющая рефлексия администрации «поглощает» деятельность педагогов, а те, в свою очередь, рефлексивно надстраиваются над активностью учащихся. Таким образом, деятельность надстраивается над деятельностью. В результате признается, что в «нижней» системе присутствуют свои особенные цели, которые не совпадают и не сводятся к целям организационного верха.

В целом управленческая рефлексия охватывает и отношения управления в подсистеме лицей-клуб, и выработку общей идеологии.

Национальный гуманитарный лицей – то место, где важное значение придается вербально-смысловому способу освоения действительности учащимися. Поэтому тексты-первоисточники лежат в основании всей системы образования. Работа с лингвистическими структурами, а в перспективе и целостным семиотическим пластом культуры, переводы знаков и символов других наций на свой национальный язык – приоритетная деятельность лицеистов. Это обстоятельство требует особого подхода к формированию библиотечного фонда, фильмо- и видеотеки, фонда компьютерных программ. Важным источником информации при комплектации учебной и методической литературы являются образцы, используемые в аналогичных учебных заведениях стран Европы.

Кроме заимствования внешнего педагогического опыта и средств, значительные усилия педагогического персонала концентрируются на создании собственных учебников, пособий, в том числе наглядных, в первую очередь по профильным дисциплинам, белорусскому и иностранным языкам; перспективным видится создание в будущем компьютерных учебников, справочников и даже энциклопедий.

Подготовка и отбор кадров для учебного заведения составляет значительную проблему, ибо на сегодняшний момент государственная система подготовки педагогов не в состоянии целиком обеспечить лицей преподавателями, воспитателями, которые бы в полной мере отвечали целям подготовки лидеров национального Возрождения. Для преодоления многочисленных стереотипов советской школы представляется важным пополнение педагогического коллектива за счет людей, которые не имеют опыта работы в средней школе.

Естественная белорусская среда – наиважнейший компонент создания специфичной атмосферы национального лицея. Этой естественности невозможно достичь чисто административным влиянием. Поэтому к такой работе должна быть привлечена группа национально ориентированных интеллектуалов, которые кристаллизируют в себе идею национального возрождения.

Необходимость использования в лицее форм и методов обучения, свойственных высшей школе, ведет к приглашению значительной части преподавателей из вузов, по крайней мере, на этапе становления педагогического корпуса. В перспективе, по мере развития в лицее собственных гуманитарных технологий и появления людей, способных их применять, в учебном заведении создаются условия для стажировки и переподготовки педагогических работников.

Естественно – и это подтверждает опыт – что педагогический ансамбль лицея во многом определяют педагоги и воспитатели-мужчины. Это особенно было заметно в начальный период развития лицея, когда существовало явное противопоставление окружающей среде. Высокий процент мужчин (не менее половины) создает особую притягательность для учащихся и выгодно отличает лицей от обычных средних учебных заведений.

Важной идеей в формировании кадровой политики выступает понятие педагогического ансамбля[4], в котором, как в оркестре, существует функциональное распределение и взаимодополнение, создаваемые структурой музыкального произведения и замыслом дирижера.

Мы полагаем, что изменения в образовании невозможно осуществить через одномоментное тотальное преобразование всей системы без изменений локальных ее параметров, без создания рядом со старыми иных учебных и воспитательных примеров, в первую очередь на экспериментальных площадках, в элитарных образовательных учреждениях, к которым относится Национальный гуманитарный лицей. Отсюда новая педагогическая идеология распространяется повсюду, создавая обновленную систему национального образования. Таким нам видится путь реформ.

 

 



[1] Модель Национального гуманитарного лицея разработана на базе Концепции национальной школы Республики Беларусь.

[2] Концепция педагогической среды, используемая в данном тексте, принадлежит швейцарскому психологу А. Жиордану.

[3] Идея такого разделения принадлежит российскому педагогу О.С. Газману.

[4] Идея педагогического ансамбля принадлежит российскому педагогу Е.А. Ямбургу.

 

 

 

С оригинальным текстом (на белорусском языке)

можно ознакомиться ЗДЕСЬ (текст в формате PDF)

 

 

 

 

Назад

 

 



Hosted by uCoz