Информация

о Международной научно-практической конференции

«Учебная деятельность студента университета: от управления к самоуправлению»

Минск, 22-23 апреля 2009 г.

 

С 22 по 23 апреля 2009 года в Белорусском государственном университете проходила международная научно-практическая конференция «Учебная деятельность студента университета: от управления к самоуправлению». Организатором события выступил Центр проблем развития образования БГУ. Эта конференция является продолжением серии ежегодных мероприятий ЦПРО, посвященных проблеме поиска новых форм и методов управления учебной деятельностью студентов, инновационным способам организации самостоятельной работы, изменению технологий оценивания качества студенческих достижений.

В конференции приняли участие более 170 человек из вузов Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Украины, общение которых было опосредовано следующим кругом проблем:

– рефлексия существующих теоретико-методологических подходов к анализу учебной деятельности студента университета в психолого-педагогических, социологических и философских традициях;

– поиск методологических, теоретических и методических оснований реорганизации учебного процесса, отвечающего задачам подготовки конкурентоспособного на современном рынке труда специалиста, с учетом альтернативных стратегий управления учебной деятельностью студента;

– анализ различных стратегий управления и самоуправления учебной деятельностью студента;

– экспертиза педагогических разработок, направленных на диверсификацию моделей учебной деятельности и стратегий управления ею в университете.

Дизайн конференции определялся ее гибкой, ориентированной на самоопределение участников структурой и включал в себя: пленарное  заседание, два симпозиума, пять Круглых столов и презентации пособий и научно-методической литературы. Многие мероприятия осуществлялись синхронно, позволяя участникам конференции свободно выбирать форму и режим собственной работы.

Старт конференции дал пленарный доклад директора Центра проблем развития образования БГУ кандидата философских наук, доцента М.А. Гусаковского «Самостоятельная работа студентов: проблемы исследования и практики организации». В нем выступавший обозначил не только место проблемы учебной деятельности в практике перехода БГУ в режим самостоятельной работы студентов, но и указал дискуссионные места в теории учебной деятельности, разработанной в отечественной психолого-педагогической науке.

Серию пленарных докладов продолжило выступление Е.В. Строгецкой кандидата политических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» «Применение коммуникационного подхода в анализе ограничений реализации самоуправления учебной деятельностью в российских вузах». В нем был поставлен вопрос о потенциале использования деятельностного подхода в развитии университетского образования, обоснованы новые возможности образовательных трансформаций, обусловленные коммуникативной онтологией.

Завершила пленарное заседание кандидат психологических наук, методист Центра развития педагогического образования БГПУ им. М.Танка Т.И. Краснова докладом «Культура академической учебы студентов: дефициты, запросы, предложения». В нем с особой остротой была поставлена проблема компетенций выпускника современного белорусского университета, критически осмыслен опыт преемственности среднего и высшего образования.

На симпозиумах «Самостоятельная работа студента университета: стратегии организации и управления» и «Актуальные проблемы развития университетского образования» участники конференции смогли поделиться своим опытом преподавания и организации учебной деятельности студентов.

 

В рамках симпозиума «Самостоятельная работа студента университета: стратегии организации и управления» с докладами выступили преподаватели высших учебных заведений. 

В докладе Марченко В.М. (Технологический университет, Минск) «Роль контролируемой самостоятельной работы в системе уровневой образовательной технологии» был представлен опыт реализации уровневой образовательной технологии преподавания математических дисциплин, накопленный кафедрой высшей математики Белорусского государственного технологического университета и Белостокского технического университета. В рамках доклада были предъявлены основные направления организации уровневой контролируемой самостоятельной работы (КСР) студентов  кафедры высшей математики БГТУ.

Антохина В.А. (КГПУ, Калуга, Россия) в докладе «Деятельностные основания содержательных и технологических аспектов профессиональной лингводидактической подготовки будущих учителей начальных классов» предложила к обсуждению основные положения концепции профессионально-педагогической (лингводидактической) подготовки будущих учителей начальных классов к реализации развития школьников при обучении на основе формирования у них умения учиться в единстве с развитием учебно-профессиональной самостоятельности самих студентов. В докладе также анализировались методологические и теоретические основания, целевая направленность, предметно-понятийная и деятельностная составляющие содержания лингводидактической подготовки. Были представлены технологические этапы организации самостоятельной (внеаудиторной) учебно-познавательной работы студентов, выстраиваемые на основе принципов деятельностной организации учебного процесса.

В докладе Разориной Л.М. (Сыктывкарский госуниверситет, Россия) «Переход от управления к самоуправлению учебной деятельностью: теоретико-методологические аспекты нормативного подхода» обосновывалась необходимость перехода от информационной образовательной парадигмы к личностно развивающей. Особым вопросом в контексте обсуждаемой проблемы рассматривался вопрос о показателях эффективности воспитания и образования.

Завершилась работа симпозиума выделением перечня проблем, проявившихся в дискуссии, который предстояло огласить на итоговом заседании конференции.

 

На симпозиуме «Актуальные проблемы развития университетского образования» тему обсуждения задала Азарова Л. Н. (Московский городской педагогический университет, Россия) докладом «Психотерапевтическая функция преподавателя университета». Обсуждение развернулось вокруг категории «личность педагога», поскольку именно преподаватель, по мнению докладчика, является ключевым фактором развития личности студента, и это особенно важно при подготовке будущих педагогов.

 

Круглый стол «Обсуждение книги "Программа учебного курса как путеводитель для студента и преподавателя"» собрал наибольшую аудиторию. Его вела одна из авторов издания – Кирилюк Л.Г., кандидат педагогических наук, доцент. В рамках Круглого стола обсуждался ряд идей, в частности, современная философия преподавания в вузе, необходимость и достаточность университетских систем ориентации учащихся в академическом ландшафте учебных программ, эффективность систем оценивания компетенций, обретенных студентами в стенах Alma mater.  Вопрос о функциях и диапазоне активности преподавателя-менеджера вызвал оживленную дискуссию среди собравшихся участников круглого стола 

 

На Круглом столе «Теоретические основы организации учебной деятельности, проблема управления» предметом дискуссии выступили модели учебной деятельности и вопросы, связанные с критериями оптимизации учебного труда учащихся. Наибольший интерес собравшихся вызвала проблема самоуправления учебной деятельностью студентов, возможности и образовательные эффекты участия самих студентов в управлении учебной деятельностью.

 

На секции, посвященной презентации пособий и научно-методической литературы Ворожун О.В. (Гомель) представила DVD-презентацию своего опыта использования педагогических технологий на занятиях по режиссуре и сценическому мастерству «Основы режиссуры и сценического мастерства массовых мероприятий»; Сахарова Л.Г. (г. Киров, Россия) продемонстрировала пособие «Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи в процессе групповой работы»; Сутович Е.И. (Минск) презентировала свое пособие «Методические основания организации самостоятельной учебной деятельности».

 

Дискуссии второго дня конференции проходили главным образом на Круглом столе «Современные технологии организации образовательного процесса в университете». Его участники смогли обсудить следующие проблемы:

·         как изменился характер учебной деятельности студента после внедрения новых образовательных технологий;

·         какие новые образовательные результаты (эффекты) были получены после использования современных технологий обучения;

·         наличие каких компетентностей студентов и преподавателей потребовало использование современных образовательных технологий.

 

На Круглом столе «Преподаватели и студенты в изменяющемся университете» участники обсуждали проблему изменения компетентности студента и преподавателя, а также пути и способы педагогической поддержки самоуправления учебной деятельностью. В результате сложной групповой работы каждый из участников дискуссии смог сформулировать для себя вопрос – исследовательскую проблему – о решении которой договорились рассказать на очередной конференции ЦПРО, которая состоится ровно через год.

 

Заключительный аккорд конференции – Круглый стол «Аналитическая экспозиция конференции. Подведение итогов». На нем организаторы и участники конференции критически оценили результаты проделанной в течение двух дней работы, отметили ряд трудностей, возникших в ходе конференции. В целом, присутствующие сошлись во мнении, что научное событие было очень продуктивным: многие смогли получить ответы на интересующие их вопросы, встретить заинтересованных оппонентов и соразработчиков.

Результаты работы конференции в виде докладов и выступлений будут опубликованы в течение летних месяцев.

 

Ольга Шарко

 

 

Назад



Hosted by uCoz