Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Обучающиеся преподаватели в изменяющемся университете

 

 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР: КРИЗИС ЖАНРА, НАДЕЖД ИЛИ ПОИСК ПЕРСПЕКТИВ

 

Григальчик Е.К., Губаревич Д.И.

 

В середине 90-х годов практика интерактивных семинаров была привнесена на Беларусь зарубежными тренерами, и предназначалась, в первую очередь, для общественных организаций. Интерактивный семинар рассматривали как средство работы с общественностью и самими общественными организациями. Так, по отношению к общественности семинар должен был решать следующие задачи: активизировать население республики, способствовать развитию гражданского общества, демократичных способов деятельности. Общественные организации использовали интерактивный семинар для собственного развития: профессионального роста представителей объединения, развития организационной культуры, обсуждения актуальных проблем.

Сегодня, с нашей точки зрения, можно выделить несколько направлений (традиций) использования практики интерактивного семинара в Беларуси:

1.  Тренеры, приехавшие к нам в основном из стран Европы, на обучающих семинарах для представителей общественных организаций Беларуси транслируют свой опыт организации и проведения интерактивных семинаров, предлагают свою модель поведения в таких семинарах, свои механизмы обсуждения актуальных для общества проблем, основываясь при этом на своих ценностях, мировоззрении и т.п. Возвращаясь в свою общественную организацию, участники этих образовательных событий проводят семинары, которые в большинстве своем являются точной копией того, что было продемонстрировано зарубежными тренерами. И здесь справедлив упрек тех, кто критикует интерактивный семинар за притягивание западного опыта на Беларусь без соответствующей апробации и адаптации. Сейчас подобная ситуация с «копированием» складывается относительно обучающих семинаров, которые уже проводят белорусские тренеры.

2.  Возникновение второго направления использования интерактивного семинара связано с созданием его новых версий, которые уже не попадают под первоначальное представление о данной категории. Проводимые тренерами общественных организаций семинары часто не дотягиваются до уровня культурной нормы «интерактивный семинар» (ввиду недостатка у них опыта и знаний в этой плоскости). В то же время, сообщество педагогов (тренеров), работающих в стратегии интерактивного обучения, еще только формируется, и это пока не дает им возможности выполнять функцию «удерживания нормы». Перспективной задачей остается теоретическая разработка феномена «интерактивное обучение» и его формы – интерактивного семинара.

3.  Существуют движения педагогов, которые, пытаясь осмыслить явление интерактивного семинара, фиксируют: то, что они сейчас делают, уже во многом отличается от предложенных ранее образцов. От второго направления их отличает вдумчивое исследование интерактивного семинара и наличие собственных теоретических наработок. Например, обнаружение границ этого феномена, фиксация допущений относительно деятельности тренера в семинаре, оснований, с которых выстраивается сам семинар, и которые обеспечивают его эффективность. Площадками для обсуждения уже существующих наработок и дальнейшего продвижения в этой плоскости стали конференции, проводимые Центром проблем развития образования БГУ «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению», школы-семинары для тренеров общественных организаций в рамках белорусско-шведского проекта «Школа тренеров». В настоящее время идет поиск четкого, конкретного определения сущности феномена «интерактивный семинар», что позволяет в процессе одновременно фиксировать его формы (разновидности). Так, например, уже существуют интерактивные семинары с приставкой «методические».

Возможно, существуют еще направления использования интерактивного семинара, но, как нам видится, более перспективным и к тому же лежащим в плоскости повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, учителей школ является третье направление.

Изначально интерактивный семинар стал использоваться как форма работы с педагогами средних школ по инициативе общественных организаций, занимающихся образовательной деятельностью. По их замыслу, семинар должен был решать две основные задачи: во-первых, знакомить педагогов с новыми методами обучения (в основном, это были методы активного обучения); во-вторых, выполнять ту же задачу, что и по отношению к деятельности общественных организаций – предлагать иной способ мышления, иную стратегию деятельности. Постепенно интерактивный семинар как форма повышения квалификации преподавателей перешел в высшую школу.

На такие семинары со стороны их организаторов возлагались большие надежды, для них выстраивалась прекрасная перспектива: семинары способствовали повышению эффективности деятельности педагогов, оптимизации существующего образовательного процесса, а это являлось вполне адекватной задачей системы повышения квалификации. В то же время семинар создавал условия для повышения социальной активности педагогов.

Далее семинар стали видеть в качестве средства, которое может позволить изменить коренным образом ситуацию в школе. Действительно, интерактивный семинар отличало от традиционной системы повышения квалификации очень многое. Сейчас следовало бы дать сравнительную характеристику двум предлагаемым формам повышения квалификации, но мы ограничимся описанием возможностей интерактивного семинара, полагаясь на то, что каждый педагог, имея опыт участия в традиционной форме повышения квалификации, в случае необходимости может сам провести сравнение.

Так, в семинаре обычно предлагается обсудить новую идею, например, идею активного обучения, нетрадиционных способов организации воспитательного процесса (или взаимодействия педагога с родителями) со своими коллегами, учащимися и т.п. Параллельно с обсуждением идеи рассматриваются и конкретные способы ее реализации, что часто не делает традиционная система повышения квалификации. Педагоги, принимавшие участие в семинарах, где обсуждалась стратегия активного обучения, фиксируют это следующим образом: «расширила методы организации учебного процесса», «позволил познакомиться с новыми методами...», «цель прихода на семинар – узнать большее количество методов активного обучения и возможных способов их применения на практике. Ожидания оправдались».

В последнем высказывании звучит мысль о соотнесении предлагаемого содержания семинара с запросами, потребностями, ожиданиями участников. В семинаре (или до его начала) всегда есть место работе с запросами педагогов – будущих участников семинара. Так называемый «ход от участников» предполагает активизацию деятельности педагога в течение всего семинара (например, здесь обсуждается то, что их заинтересовало или было ими заявлено).

Самая главная особенность интерактивного семинара – это проживание на собственном опыте новой идеи, в частности, новых способов педагогической деятельности. Это обеспечивается за счет выстраивания образовательного процесса в семинаре на основе цикла обучения посредством конкретного опыта, разработанного американским исследователем Д.Колбом [2]. Он представил процесс обучения как последовательную смену четырех фаз:

·       конкретного опыта. На данной фазе предполагается, что тренер создает условия для приобретения или актуализации педагогами конкретного опыта из своей профессиональной деятельности;

·       рефлексивного наблюдения. Здесь создаются условия для анализа приобретенного опыта, обсуждения наблюдений, связанных с его получением;

·       абстрактной концептуализации. На этой фазе происходит соотнесение собственных выводов и умозаключений, сделанных на предыдущей фазе, с научными теориями, имеющими отношение к рассматриваемому содержанию в семинаре. Важно, чтобы эти теории дополняли или по-своему трактовали результаты, полученные участниками.

·       активного экспериментирования. На этой фазе происходит проверка на практике сформулированных гипотез, использование полученной ранее информации.

Как показывает опыт проведения семинаров, педагоги всегда испытывают затруднения в переносе новых идей в свою повседневную профессиональную деятельность. Исходя из этого, предполагалось, что использование цикла Д.Колба позволит преодолеть один из достаточно существенных недостатков традиционной системы повышения квалификации – это разрыв между теоретическими знаниями и практической деятельностью педагога.

В тоже время сам стиль проведения и способ организации интерактивного семинара ориентирован на создание благоприятной психологической атмосферы и уважительного отношения к личности каждого участника. Участники при подведении итогов семинара характеризуют его атмосферу как: «дружественную, деловую», «теплую, доверительную», «непринужденную и творческую», «непринужденную, раскованную».

Для подтверждения этого обратимся к схеме «Айсберг» [1], которая показывает, что в деятельности любой группы обучающихся можно выделить два аспекта: деловой и социально-психологический, тесно взаимосвязанных друг с другом. Деловой аспект содержит в себе: работу над содержанием семинара; выполнение участниками различных заданий; получение и осмысление информации и т.п.

Социально-психологический аспект включает: желания и страхи участников; их чувства и переживания; симпатии и антипатии; атмосферу доверия или недоверия; ощущение безопасности.

Исходя из этого, мы предполагали, что созданная на семинаре благоприятная психологическая атмосфера будет также способствовать эффективному продвижению участников в содержании семинара.

Интерактивный семинар действительно стремится быть не похожим на традиционную систему повышения квалификации. Даже ведущие семинара называют себя не учителями (или педагогами), а тренерами, подчеркивая тем самым, что они выполняют иную функцию и реализуют иные способы деятельности в отличие от специалиста, который ведет курсы повышения квалификации.

Без сомнения можно констатировать, что интерактивный семинар стал заметным явлением в педагогической практике различных образовательнызх учреждений, в том числе и структур повышения квалификации. Во многих учебных заведениях (как средних, так и высших) появились отдельные педагоги (или группы педагогов), которые начали изменять свою деятельность, используя предложенные на семинарах новые методы обучения (например, методы активного обучения). В результате стали появляться разноплановые положительные эффекты в их деятельности. Приведем несколько высказываний из анкет участников семинаров:

·      я сама стала более активная. Получаю удовольствие от работы (не всегда, конечно). Работа разнообразилась;

·      улучшились результаты обучения; появился интерес у учащихся к предмету;

·      повилось желание работать творчески. Деятельность стала более интересной;

·      я ощутила себя участницей своей деятельности, а не просто учителем. Мне стало легче общаться с учащимися, мы лучше стали понимать друг друга.

Интерактивные семинары стали интересны не только общественным организациям, но и академическому сообществу, что также говорит о повышении статуса этого явления.

Можно было бы с уверенностью сказать, что интерактивные семинары работают на изменение ситуации в школе, если бы не эффекты, которые были нами зафиксированы в процессе работы с педагогами – участниками наших семинаров. В течение одного года мы использовали один из методов, позволяющий получить содержательную обратную связь от участников интерактивных семинаров. Среди участников были как учителя средних школ, так и преподаватели высших учебных заведений.

В конце семинара всем участникам предлагалось принять участие в методе «Письмо к себе». Сущность метода заключалась в следующем:

Каждый участник сам писал себе письмо на заранее подготовленном бланке, который изначально выглядел таким образом:

 

Письмо к себе

 

 

Уважаемый (ая)_____________________________________________________

Хочу сказать тебе, что чувствую себя_____________________________________

Несмотря на это, на семинаре я зафиксировал (-ла) определенные трудности в своей педагогической деятельности_____________________________________

Поэтому в ближайшее время я хочу изменить в своей деятельности_________

Я ставлю для себя следующие задачи____________________________________

Я могу выполнить эти задачи на протяжении____________________________

Для решения этих задач я планирую сделать следующее:___________________

Для этого мне необходимо_____________________________________________

Думаю, что результаты будут следующими:_____________________________

Желаю успехов!!!

 

 

Участники, написав письмо, клали его в конверт, но перед этим тренер просил их поместить в конверт еще один лист. Это был бланк письма для тренеров и имел следующее содержание:

 

Письмо тренеру

 

Уважаемый (ая)_________________________________________

Я участвовал (-а) в семинаре по теме______________________

Хочу поделиться с вами открытиями, которые я сделал (-а)  после знакомства с методами, способами, средствами обучения, которые я смог/ смогла (не смог/ не смогла) использовать в своей деятельности.

Я сделал (-ла) следующее:

1.

2.

3.

А эта информация, полученная на семинаре, была мало полезной для моей педагогической деятельности:

1.

2.

3.

Имею для вас предложения на будущее:

1.

2.

3.

 

 

 

Письмо тренеру не заполнялось педагогами.

Каждый участник, заклеив свой конверт, писал на нем в графе «адресат» свой адрес и отдавал тренеру. Через шесть месяцев после окончания семинара конверты с письмами были отправлены участникам.

Педагоги, получив письмо, читали его, а затем, исходя из замысла метода, должны были написать ответ тренеру на свободном бланке и отправить его. В этом методе в течение года приняло участие около 200 педагогов, столько же нами было отправлено писем. Тренерам же вернулось письмо только от одного участника семинара.

Попробуем поискать причины сложившейся ситуации: плохо работали тренеры на семинаре; проблема в участниках, которые просто поленились ответить или сказалась их загруженность; участники семинара не используют методы активного обучения в своей педагогической деятельности по разным причинам; семинар, если говорить с психологической позиции, дает эффект «здесь и сейчас»… Мы предполагаем, что ни одна из перечисленных причин не является основной, хотя и не исключаем их достаточной роли.

Можно сказать, что интерактивный семинар не оправдал тех надежд, которые на него возлагались. Сразу же хочется спросить: только ли в нем причина?

На наш взгляд, интерактивный семинар не является самодостаточным средством для коренного изменения ситуации в сфере образования. Эту гипотезу можно обсуждать в нескольких плоскостях.

В первой плоскости интерактивный семинар рассматривается как новационная деятельность. Тогда с ним может произойти то, что происходит со многими новациями: исчезает интерес, новизна, теряется эффект неожиданности для большинства, и, как следствие, – выпадение самой формы из активного использования. Часто педагоги, зафиксировав внешние, поверхностные признаки данного события, встраивают его в традиционное педагогическое сознание. Поэтому на семинарах можно слышать: «мы уже давно работаем теми способами, которые вы предлагаете», или «мы это знаем, ничего нового здесь нет».

В то же время интерактивный семинар, часто как единичное явление, не позволяет презентовать себя в качестве новации, нести в себе ее дух.

Во второй плоскости интерактивный семинар рассматривается как одно из множества разнонаправленных движений, способствующих появлению изменений в системе образования. Ситуация в образовании такова, что педагогу, решившему изменить свою деятельность, приходится еще тратить большое количество сил на отстаивание своего права на само изменение. «Новое» наталкивается на какие-то «базальтовые» процессы (или, как их называют исследователи Краснов Ю.Э., Краснова Т.И., – базовые процессы), изменить которые практически невозможно силами только одного вида деятельности – интерактивного семинара. Эту проблему нельзя назвать проблемой самого семинара, скорее, это проблема целого движения, направленного на изменения в образовании. Семинар как любое явление имеет свои границы и не может выступать как единственное средство от всех проблем в сфере образования. Тем, кто использует данную форму, важно четко сформулировать или изменить свои ожидания от интерактивного семинара. Говоря другими словами, ответить на вопросы: с какими целями используем семинар, является ли он адекватным средством для решения задач повышения квалификации, все ли задачи повышения квалификации решаемы с его помощью?

Подводя итоги размышлениям на тему «Интерактивный семинар: кризис жанра, надежд или поиск перспектив»,  мы сделаем несколько важных, с нашей точки зрения, фиксаций:

·      поиск определения культурной нормы «интерактивный семинар» позволяет находить новые его формы, открывать новые грани, определять границы использования, что придает некую устойчивость и стабильность феномену. И как следствие, отсутствие кризиса в этой плоскости;

·      интерактивный семинар, как оказалось, не является универсальным средством, позволяющим эффективно решать глобальные задачи изменений в образовании, что вызвало кризис ожиданий относительно семинара;

·      использование одного интерактивного семинара (даже если количественно их будет много) без других разнонаправленных деятельностей не имеет смысла. Изменения, которые происходят с участниками в процессе семинара, должны поддерживаться администрацией, коллективом, сообществом преподавателей и т.п. В таком случае интерактивный семинар позволит решать задачи, которые не всегда удается решить в рамках традиционной системы повышения квалификации педагогов.

 

Литература:

1. Инновационные методы в гражданском образовании /  Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. МН.: Медисонт, 2001.

2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.



 




Назад


Hosted by uCoz