Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Исаак Моисеевич Розет

 

 

Розетовские чтения

 

12 октября 2007 года  в Белоруссии состоялось уникальное и знаковое событие – первая в истории белорусской психологии мемориальная конференция, посвященная памяти Исаака Моисеевича Розета – ученого, психолога, лингвиста, человека энциклопедических знаний. И.М. Розет впервые разработал концепцию памяти, теорию и концепцию фантазии, большое внимание в своих работах уделял творческой деятельности.

Центр проблем развития образования БГУ, которому принадлежит инициатива проведения этой конференции, собрал под своей крышей друзей Исаака Моисеевича, его бывших коллег, учеников, а также людей, которым не посчастливилось увидеть Розета И.М. при жизни, но которые знают его по научным трудам психолога.

Открыл международную конференцию «Словом о друге» председатель Белорусского общества психологов и близкий друг И.М. Розета профессор Белорусского государственного педагогического университета Яков Львович Коломинский. Он отметил, что Исаак Моисеевич Розет – фигура символическая в нашей психологии, это человек, который действительно воплощал в себе очень многие качества личности и качества ученого. По словам Якова Львовича, это был яркий человек, обладающий огромным чувством юмора, легкий в общении, человек, умеющий прощать. Как ученый он был,  по мнению Я.Л. Коломинского, выше многих на голову: он знал 6 языков, свободно переводил иностранные книги на русский язык, прекрасно знал и любил литературу, классическую музыку и живопись. Он был очень целеустремленным человеком, всегда пытался досконально разобраться в интересующей его проблеме. Это был, по словам Я.Л. Коломинского, человек эпохи Возрождения.

Огромный интерес вызвал доклад сына И.М.Розета – Андрея Исааковича Розета, который в настоящее время работает профессором Высшего института технологии в Израиле. «Мой милый папа» – так назывался рассказ сына о жизненном и творческом пути отца. Выступление было проиллюстрировано большим количеством фотографий из семейного архива Розетов, многие факты из жизни и творчества Исаака Моисеевича вспоминали и его друзья.

Богушевич Дмитрий Георгиевич, доктор филологических наук, профессор Минского Лингвистического университета, посвятил свое выступление воспоминаниям о Розете как о школьном учителе. В его выступлении «Исаак Моисеевич Розет: Учитель и Личность» он вспоминает о годах учебы в средней школе № 33, где Исаак Моисеевич работал учителем психологии, логики и риторики. Уроки Розета, по словам его бывшего ученика, уже тогда больше походили на семинаре в вузе и они, ученики 10-го класса, записывали эти  занятия как лекции. Влияние Исаака Моисеевича оказалось очень мощным даже вне пределов его непосредственной области преподавания. Он научил своих учеников, и всех, кто с ним когда-либо общался, двум важным вещам: очень бережному отношению к знаниям и терпимости и уважению к чужому мнению.  Влияние Исаака Моисеевича не только на психологию, но и в целом на образовательную ситуацию в Беларуси, по мнению Д.Г. Богушевича, гораздо шире и больше – это влияние не только Учителя, но и Личности.

Пергаменщик Леонид Абрамович, доктор психологических наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета рассказал о личных встречах с И.М.Розетом и «Впечатлениях от статьи Исаака Розета «Соображение рядового психолога», опубликованной в журнале «Вопросы философии» (1953 год, № 3)». По мнению Леонида Абрамовича для рядового психолога, учителя тех лет, такая статья в одном из ведущих журналов, была неслыханной дерзостью, как и право иметь свое собственное мнение и соображения по поводу психологической науки. Это была настоящая социальная смелость. Л.А. Пергаменщик отметил, что Исаак Моисеевич обозначил свою роль в психологии, свой социальный статус, который ко многому его обязывал. По мнению Леонида Абрамовича Розет знал, что за слово надо держать ответ, и сам факт присутствия на этих чтениях большого количества его друзей и единомышленников свидетельствует о том, что Исаак Моисеевич сдержал слово.

Яновский Михаил Захарович, кандидат психологических наук, доцент Белорусского государственного университета говорил о научных идеях и экспериментальных разработках И.М. Розетом проблем психологии памяти, которые и сейчас используется в практике. Он также отметил, что «Розетовске чтения» позволяют увидеть ученого во всем его научном и личностном величии.

Лосик Георгий Васильевич, доктор психологических наук, профессор Института проблем информатики НАН Беларуси в докладе «Монологи Розета (научное кредо ученого, философия кантовской „вещи“)» сделал попытку подискутировать по поводу одной из идей Исаака Моисеевича «императивным принципом», который Лосик Г.В. назвал «принципом Розета», суть которого состоит в том, что вещь может управлять человеком. Т.е. вещь или прибор должен быть сконструирован таким образом, чтобы исключить многозначность его применения. Этот принцип Розета попытался развить в своем выступлении Лосик Г.В.

Кожемякин Евгений Александрович, кандидат философских наук, доцент Белгородского государственного университета (Россия)  свое выступление  «„Нехватка слов“: концепция речевого конфликта в работах И.М. Розета и Ж. Лакана» посвятил применению некоторых ключевых концептов из теории речевых конфликтов Розета к современным дискурсным теориям и исследованиям. В работах И.М. Розета, по мнению Евгения Александровича, содержится огромный потенциал, который можно использовать для дополнения некоторых пробелов в современной теории дискурса. Кожемякин Е.А. вынес на обсуждение несколько принципиальных моментов, которые принадлежат теории Розета и могут быть применимы в современных дискурсных исследованиях.

Переверзев Егор Викторович, начальник отдела Азиатских программ Белгородского государственного университета (Россия) в своем выступлении «Компаративный анализ моделей категоризации в концепциях И.М. Розета и Чжуан Цзы» рассказал о личных впечатлениях от прочтения некоторых работ И.М. Розета. и выдвинул идею о перепрочтении работ психолога в свете идей дискурсологии и социальный конструкционизма. Идеи Розета, по мнению российского коллеги, не догматичны, с ними можно бесконечно полемизировать их можно бесконечно читать и перепрочитывать. И это значит – сообразно даосским концепциям – они пребудут вовеки. В этом заключается их сила и их жизненность – подчеркнул Егор Викторович. В китайской философии очень важна концепция Учителя: «я верю, доколь у нас есть возможность черпать нечто от учителей, от великих учителей, каким, несомненно, был Исаак Моисеевич Розет, – мысль до тех пор будет жива» (цитата из выступления Е.В.Переверзева).

Северин Алексей Викторович, преподаватель Брестского государственного университета рассказал о том влиянии, которое оказала на его выбор профессии прочтение книги И.А. Розета «Что надо знать о памяти». Доклад Северина А.В. «К вопросу о „реабилитации“ памяти в психологии глазами И.М. Розета и А.Р. Лурия» был посвящен истории изучения проблемы памяти и вкладе Исаака Моисеевича в изучении этой проблемы.

Макаревич Ремуальд Александрович, кандидат психологических наук, профессор Института управления и предпринимательства свой доклад  «Экспериментальная психология в трудах И.М. Розета» посвятил вкладу Исаака Моисеевича в исследования психических познавательных и психо-физиологических процессов личности на аппаратурной основе. Его идеи использовались в Лаборатории экспериментальной психологии, которая работала при Белорусской государственном университете. По мнению Ремуальда Александровича возобновление работы по созданию экспериментальных лабораторий и возрождение курса экспериментальной психологии при подготовке практических психологов являются данью уважении к памяти И.А.Розета.

Завершил конференцию Полонников Александр Андреевич, кандидат психологических наук, доцент Центра проблем развития образо­вания Белорусского государственного университета докладом «„Топология сноски“ (замечания к концепции „речевого конфликта“ И.М. Розета)», в которой наряду с некоторой критикой идей Розета, автор рассматривал их прагматическое применение в изменившейся социокультурной ситуацию. По его мнению прагматика рассмотренной работы состоит в реализации программы индивидуализации субъекта актуальной исследователю социокультурной ситуации, что может быть рассмотрено (применительно к тем жизненным условиям) как альтернативный массовой коммунально-ориентированной педагогике проект, утверждающий ценность и уникальность отдельной жизни, значимость личного продуктивного действия. Полонников А.А. рассказал о перспективах прямого использования модели «речевого конфликта» в современном образовании в свете культурных и социальных изменений.

«В открывающейся перспективе концепция «речевого конфликта» И.М. Розета может быть рассмотрена как один из существенных культурных ресурсов отечественных гуманитарных практик, разумеется, не универсального характера. Диапазон ее образовательного использования располагается, прежде всего, в пространстве разработки методик преподавания иностранных языков, использующих индивидуальные формы работы с учащимися, организации учебного процесса в профессиональных творческих вузах, альтернативных учебных заведениях, личностно-ориентированных педагогических системах в целом» (цитата из выступления Полонникова А.А.).

По итогам работы конференции был проведен Круглый стол.

 

Доклады участников конференции опубликованы в «Розетовском сборнике».

 

Также изданы «Неопубликованные труды» И.М. Розета.

 

Ольга Шарко

 

 

 




Назад Главная


Hosted by uCoz