БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм

 

ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ





Бекус-Гончарова Нелли Эдуардовна, докторантка Школы социальных исследований Польской Академии Наук

Образование по своей природе является таким элементом социальной и культурной жизни, где реализуется существенная для любого общества ситуация продления актуальной действительности. С одной стороны, в образовательном событии сконцентрированы достижения прошлого исторического опыта развития науки, культуры, общества в целом (этот опыт составляет основное содержание и суть транслируемых знаний). С другой стороны, оно является практически основным элементом проективности общества, поскольку нацелено на реализацию культурных и научных проектов в будущем.

Иными словами, принцип существования образования в любом обществе может быть представлен как необходимость актуализировать определенные знания, ценности, идеи и обеспечить осмысленность их присутствия в будущем культуры. Природа всякого знания такова, что оно существует как фактор культурной и социальной жизни, лишь будучи узнанным, познанным, понятым и востребованным в том или ином человеческом опыте. С этой точки зрения смысл образования состоит в том, чтобы постоянно возобновлять и готовить новые поколения, способные стать участниками этого опыта.

Знание является всегда продуктом предшествующего развития науки и культуры. В силу этого схема образовательного процесса призвана поддерживать преемственность в истории, объединять все звенья одной цепи (временной, исторической и содержательной, смысловой) в одно целое. Этим целым является процесс развития, прогресса в обществе.

Однако сам факт продления, пролонгации существующего положения дел (в науке, культуре, искусстве) не может составлять суть проектов будущего. Не может составлять содержание проекта общества и идея прогресса и развития, поскольку она отражает механизм и внутреннюю подоплеку движения общества во времени. Таким образом, ни историческое прошлое, ни полученные и достигнутые в нем знания не могут исчерпать содержания образования. Более существенной оказывается его проективная часть, где образование выступает как созидательная деятельность, имеющая своей целью трансформации во внешнем мире.

Механизм этой созидательноcти был на протяжении всей истории человеческой культуры достаточно однородным со времен Александрии, учрежденных в ней Мусейона и Библиотеки. Все значительные достижения этого культурного и научного центра связаны с собиранием, накоплением существующих знаний и мнений, описаний событий и сюжетов и, в конечном счете, с зарождением критики текстов. Интерпретация, "прочтение", комментарии становятся основным типом движения научного и культурного знания. Основной корпус этого знания не имел практического значения, труды философов приобретали скорее символический смысл, поскольку единственное, чего можно было с их помощью достичь, – это приобретение способности к культуре (понимаемой как забота о своей жизни, душе, окружающей действительности и т.д.). (Известно, что первоначально слово culture возникло в словосочетании agriculture – в значении заботы о земле).

В средневековье "знание оказывалось мозаикой цитат – "цветов", – именовавшихся в XII в. сентенциями" (Жак ле Гофф). Отсылка к прошлому – традициям и авторитетам – служила путем в современность. Главным способом обращения с этим прошлым вновь оказывалась интерпретация и комментирование, которым было необходимо долго и добросовестно учиться.

Проективность знания является феноменом эпохи Ренессанса, времени, когда, как известно, зародился проект модернизма, сочетающий в себе идею прогресса и развития во времени с убеждением в необходимости строить планы и реализовывать их в перспективе будущего. Возникновение таких методов, как наблюдение и эксперимент, вводило новые фигуры, методологические способы обработки и обобщения полученных знаний. Образование приобретает черты сотрудничества учителя с учеником в реализации совместного научного проекта.

Идея перспективы как пространства, охватываемого человеческим взглядом и не ограниченного рамками плоскости, – приобретение эпохи Возрождения и в прямом, и в переносном смысле. Например, в изобразительном искусстве возникает перспектива, уводящая глаз за пределы плоскости, – значение этого факта уходит далеко за пределы чисто визуального эффекта и приобретает статус всеобщего "проспекта", который обладает качествами запределъности, которую можно сконструировать в настоящем и реализовать в будущем. Естественно, что образование включается в систему реализации этого плана и приобретает присущие ему формальные и содержательные свойства и характеристики. Процесс образования сопровождался накоплением знания, получением результатов в экспериментах, их встраиванием в систему описания общего мироустройства.

Иными словами, схема образования отождествлялась с процессом движения по стадиям и ступеням поступательного и накопительного развития. Путь к знанию оказывался одновременно движением к абсолютной истине как в естественнонаучном, так и в гуманитарном знании. Таким образом, образование дублировало общую логику культурного развития, позаимствованную из науки и основанную на приоритете традиции, которая, таким образом, была основным материалом интерпретации наряду с вновь полученным и приобретенным знанием. Основой этой интерпретации служили приоритеты, принятые всей культурой со времен Просвещения – такие, как идея истины, лежащей в конце исследования (и всей истории), иерархии в существующих принципах познания или методах, доминанта истории и традиции.

Университет, согласно этой схеме организации знания, является местом, где весь предшествующий познавательный опыт человечества формулируется с позиций новейших достижений и тем самым включается в безостановочный процесс приближения к абсолютной истине. Распределение знания на автономные дисциплины, строгое соблюдение границ между ними, систематизация и классификация предметных областей внутри отдельно взятой науки – все это не только атрибуты объективно существующей эпистемологической реальности, но и организационные качества процессов трансляции знаний в образовании. Не случайно М. Фуко указывал на значение термина "дисциплина", имеющего двойной смысл: дисциплина как сфера познания и как способ поведения. Однако за этим удвоением стоит общий единый прагматический корень, одно значение, в котором дисциплина необходима для реализации контроля над ситуацией и овладения упорядоченным пространством: дисциплинированное поведение – это порядок и следование установленным правилам, дисциплинарное знание – это знание, прошедшее процедуры классификации и разделения, упорядоченное и потому легкодоступное для постижения. Согласно Фуко, большинство государственных институтов и учреждений строится на идее дисциплинарного пространства, то есть пространства, имеющего структуру клеточной сегрегации – библиотеки, школы, университеты.

Таким образом, структура образовательных институтов, так же как схема организации гносеологического поля, познавательного опыта, воспроизводит общую логику, на которой строится единство всей социокультурной действительности.

 

 

Назад

Hosted by uCoz