БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм

 

 

ИДЕОЛОГИЯ ВСЕОБЩЕГО КАЧЕСТВА И УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ




Буйко Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник Национального института образования МО РБ, кандидат философских наук, доцент

В определении задач развития университетского образования не последнее место всегда занимали и занимают вопросы обеспечения качества и эффективности преподавательской и учебной работы. Однако в последние десятилетия в западной высшей школе круг этих вопросов приобрел особую актуальность. Это связано с развитием так называемой «философии всеобщего качества» [1] и попытками применения ее к университетскому образованию.

В рамках этой идеологии происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту. В понимании последователей этой идеологии всеобщее качество означает степень удовлетворения пользователя. Другими словами, именно потребитель определяет, достигнуто ли качество.

При этом потребителем выступают и сами отделения фирмы (предприятия, учреждения) по отношению друг к другу. В этом смысле весьма важной является работа с фактами, т.е. предполагается статистический контроль. Меняется и сама философия организации. Специализированные системы заменяются системами с обратной связью и тесными взаимосвязями между отделениями. Обучение всех служащих навыкам применения контроля и совершенствования техник делает их участниками своей судьбы и способствует раскрытию их полного потенциала. Всеобщее качество предполагает также и другой тип рабочего (служащего), и другой подход к нему со стороны руководства. В условиях всеобщего качества рабочий (служащий) является скорее носителем общих знаний, нежели узким специалистом. И рабочий, и руководитель, предполагается, двигаются от одного вида работ к другому, преумножая опыт во многих сферах компании. Вместе с тем всеобщее качество является чем-то большим, нежели просто попыткой сделать продукт лучше: это и поиск путей сделать лучший продукт.

Таким образом, «всеобщее качество» - это целая философия, посредством которой управляющие системы могут прямо влиять на достижение целей организации с тем, чтобы удовлетворить запросы потребителей посредством постоянного совершенствования системы качества, которая состоит из социальной системы, технической системы и системы управления. Это становится образом жизни всей организации в плане ведения дела.

Многие люди, работающие в высшем образовании, ставят под сомнение важность усиления внимания к вопросам качества в высшем образовании, а также саму возможность применения понятий всеобщего качества к образованию . Это выражается в возражениях против применения в сфере высшего образования таких терминов, как «удовлетворение потребителя», «контроль и управление» «стандартизация». При этом утверждается, что в высшем образовании и так обеспечивается качество.

Внутри высшего образования превалирует взгляд, что колледжи и университеты являются хранителями, трансляторами и генераторами знаний, и за исключением некоторых профессий (например, правоведение, медицина), высшее образование не имеет непосредственного отношения к миру бизнеса и не поставляет кадры работодателям. Этот взгляд, однако, противоречит мнению многих, так или иначе занятых в сфере высшего образования. Не все согласны с приоритетами, обозначаемыми в традиционной триаде «преподавание - исследование - услуги». Как отметила председатель Совета регентов Огайо (США) Е. Хэрстон, «мы покупаем обучение, а высшее образование продает исследования». Это мнение разделяют и другие представители государственных организаций и частных институтов. Широкая общественность, похоже, также ожидает от высшего образования большей отдачи. По мнению американского политического аналитика Д. Янкеловича, 88% людей ощущают, что «диплом высшей школы не является больше гарантией хорошо оплачиваемой работы», а 73% «согласны, что наличие степени колледжа является весьма важным в получении работы и продвижении по службе».

Мы, однако, считаем, что вполне приемлемо применять принципы всеобщего качества к высшему образованию. Потому что эта теория основана на таких принципах, которые прочно прописались в стенах университетов. Это свидетельство уважения знания и образования, признания необходимости развития людей. Так, Эдварде Деминг, один из основателей теории всеобщего качества, рассматривает образование как один из своих «принципов трансформации». Обсуждая этот принцип, он пишет: «В чем нуждается организация, так это не в просто хороших людях, а в людях, которые совершенствуют себя в образовании» [2].

Основная модель всеобщего качества сравнима с научной моделью. Она базируется на Snewhart цикле, состоящем из четырех процессов: 1) планирование (изучение ситуации и процесса); 2) эксперимент (выполнение соответствующих тестов); 3) проверка (оценка результатов); 4) действие (внедрение и изучение результатов внедрения). Научная модель также основана на этих шагах: анализ, эксперимент, обзор и внедрение-оценка.

Практики, реализующие теорию всеобщего качества, и академические работники разделяют убеждение в необходимости постоянного совершенствования. Академики называют это непрерывным образованием или исследованием, но и для тех, и для других это означаете постоянное изучение необходимых понятий, процессов и умений, a также приложение последних к своим проектам и нуждам.

Академическая сфера имеет историческую традицию уважения индивида и его прав. Эта традиция нашла свое место и среди принципов всеобщего качества. Это выражается в признании необходимости индивидуального развития и образования каждого, а также независимости каждого в выражении своих мыслей и принятии решений.

Литература

 

1. Ralph G. Lewis, Douglas H. Smith. Total Quality in Highei Education. - Florida, 1994.

2. Out of Crisis. - Massachusetts, 1986. - P. 86.




Назад

 



Hosted by uCoz