БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм

 

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: БАЛАНСИРОВАНИЕ МЕЖДУ ТРЕБОВАНИЯМИ РЫНКА ТРУДА И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ СОЦИОЛОГА)




Ященко Лина Анатольевна, научный сотрудник ЦПРО БГУ

Новая парадигма общественного развития нуждается в новых средствах социализации молодежи. В качестве условия своей приемлемости в настоящем и будущем она предполагает создание иной парадигмы образования, которая может быть положена в основу разработки образовательных моделей высшей школы. Жизнеспособность этих моделей будет определяться прежде всего их конкурентоспособностью и умением совмещать наиболее гармонично интересы индивидуума и социального заказа, т.е. складывающейся рыночной системы разделения труда.

Принципы, на которых сегодня строится профессиональный отбор в различных сферах экономики, науки и культуры, характеризуются жесткостью и консерватизмом, по сравнению с системой образования, ориентированного на гуманизацию и гуманитаризацию учебного процесса.

В современных условиях, на наш взгляд, социальный заказ приобрел, с одной стороны, более жесткие, с другой стороны, более неопределенные формы: к требованиям качественных профессиональных навыков, сочетающих в себе зачастую весьма различные области знаний, добавляются ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, наличие или отсутствие которых играет решающую роль при отборе. Логичным представляется вывод, что профессиональный отбор в настоящий момент приобретает черты социального отбора, поскольку учитывает наличие не только определенных личностных качеств индивида, но и его СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС на момент отбора, а также ориентацию индивида на изменение этого статуса.

На наш взгляд, процесс реформирования высшей школы ориентирован, в первую очередь, на введение новых " рыночных" дисциплин, т.е. на "спрос", и в этом отношении некоторым образом упорядочен; в то время как специфика спроса на "личностные качества" отдана, на наш взгляд, исключительно сфере свободного творчества или "забыта". Какие приоритеты в этом отношении представляются особенно актуальными?

1. Эмиль Дюркгейм отмечал, что общество может выжить в том случае, если среди его членов существует достаточная степень гомогенности, или однородности. В настоящее время перед образованием ставится задача усиления гетерогенности общества, выражающаяся в педагогических принципах дифференциации и индивидуализации образования. Социальный эффект реализации этих принципов, по мнению автора, проблематично оценить как положительный, принимая во внимание анемичное состояние культуры общества.

2. По-прежнему актуальной в образовании остается ИДЕОЛО-ГО-НРАВСТВЕННАЯ доминанта, отвечающая за приобщение подрастающего поколения к ценностям, ради которых ему предстоит трудиться в перспективе. В этом смысле образование призвано предложить студенту (в качестве предмета рефлексии, а не стандарта) некоторый выбор жизненных ЦЕЛЕЙ, прежде всего: а) ДОСТОЙНЫХ ЧЕЛОВЕКА, б) предполагающих идентичность (или ее построение) с культурной целостностью, – т. е. превращение обучения "знанию-о-чем" в "знание-для-чего". Без этого учеба становится бессмысленным накоплением информации, назначение которого определяется уже за стенами вуза.

Некоторую степень аномии образования (в смысле отсутствия целей-норм как регулятора эффективной образовательной подготовки) можно было бы списать как дань "духу современности", если бы не материальные потери в экономике и хозяйстве, связанные с принципом образования "не-для-чего", а также целый букет социальных и психологических проблем профессиональной нереализованное™ выпускника.

3. Экономическая нестабильность лишает молодежь чувства уверенности в завтрашнем дне, а недостаток жизненного опыта вносит сумятицу в соотношение социально и личностно значимых ценностей. Сегодня для многих стало реальностью, что "жить для себя" часто оказывается труднее, чем "жить для других", т.е. жить, выполняя какой-то долг перед обществом, коллективом, общественной организацией.

Во многом сохранение, а иногда и нарастание интереса молодежи к сфере дополнительного образования, получившего прописку в государственных и негосударственных учреждениях образования, как показывают результаты социологических исследований, определяется СТРЕМЛЕНИЕМ ДОСТИЧЬ ВНУТРЕННЕГО РАВНОВЕСИЯ, необходимого баланса между "личным" и "общественным", разрушенного в меняющемся социуме. К примеру, более половины подростков, посещающих курсы, испытывают удовлетворение от занятий, если это актуализирует чувство " полезности для других, возможность сделать что-то хорошее для дорогих тебе людей". Таким образом в образовании актуализируется потребность в собственной идентичности.

Поскольку проблема формирования ценностных ориентиров никогда не снималась с повестки дня в воспитательной работе с молодежью, постольку изжившие себя формы этой работы заменялись новыми, но задача оставалась. Так, на смену идеологическим лидерам пришли социальные педагоги, социальные психологи, работники центров социальной адаптации молодежи. Однако такой подход в подготовке "армии воспитателей" не вполне оправдан, так как, на наш взгляд, он ориентирован скорее на нейтрализацию "последствий" какого-либо негативного явления в обществе, а не возможность его предупреждения.

В то время как прежняя система ценностей утрачивает свой общезначимый (в национально-целостном пространстве) характер регулятора социального поведения, а новая демократическая система ценностей, по крайней мере до сих пор, не воспринята в качестве положительного интегрирующего социального опыта (скорее как дезинтегрирующий опыт), такое переходное состояние ценностей есть ценностная аномия.

Выход из этого состояния и есть одна из актуальных задач реформы образования, в контексте которой подготовка СУБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА как цель образования направлена на восстановление интегративного характера общественных отношений, соединение целей получивших автономию социальных институтов и общества как целого.

 




Назад


Hosted by uCoz