БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм

 

О ПОЛЬЗЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА УЧЕБНЫХ КУРСОВ СТУДЕНТАМИ



Кирилюк Лариса Гавриловна, заведующая отделом ЦПРО БГУ

Одно из основных требований, предъявляемых к сегодняшнему образованию, – умение специалиста самостоятельно принимать оптимальное решение в конкретной ситуации. Показателями обозначенного критерия является умение специалиста выявлять проблему, анализировать ее, видеть максимальное количество альтернатив ее решения, совершать самостоятельный оптимальный для данной ситуации выбор, действовать в соответствии с ним и учетом возникающих изменений.

Вполне понятно, что это умение является результатом многих процессов, в том числе и процесса осмысления своего конкретного опыта. Для начинающего специалиста, вчерашнего студента, конкретным является его опыт в учебном процессе. И чем больше самостоятельности будет проявлено студентом в вузе, тем больше у него возможности самостоятельно принимать решения, накапливать и осмысливать опыт. Другими словами говоря, чем большую субъектность в собственном образовании проявляет будущий специалист, тем большая степень его готовности к профессиональной деятельности.

На сегодняшний день студент БГУ поставлен в ситуацию, когда организация его учебного процесса онего фактически не зависит.

С самого первого дня студент подчинен тому учебному плану, который для него составлен кем-то другим: кто-то определил, что этот перечень предметов, изучаемых в определенной последовательности, даст для каждого студента хороший (но для кого?) результат при условии его точного выполнения. При этом само собой подразумевается, что у студента, раз уж он пришел учиться в данный вуз и на данный факультет, непременно существует запрос на все предлагаемые курсы. А если по каким-то причинам такого запроса нет, то он должен появиться в ходе изучения предмета, в противном случае – плох студент.

Если проследить путь студента в учебном процессе, то почти всегда у него есть ощущение оторванности вуза от действительности, если не брать во внимание тех, кто определил для себя место в науке. С одной стороны, это проблема соответствия получаемых знаний предъявляемым временем требования; с другой – определение собственной стратегии образования студентом. И если первая лежит в плоскости содержания образования, то вторая – в организации учебного процесса. Решение проблем, возможно, лежит на пересечения этих двух плоскостей – в изменении форм коммуникации в учебном процессе. Безусловно, что такого рода работа имеет много аспектов – переход от односторонней коммуникации к многосторонней, более активный учет обратной связи в учебном процессе, обеспечение возможности выбора учебных предметов и т.д. Вместе с тем некоторая работа в этом направлении уже проделана. Речь идет, прежде всего, о достаточно распространенной в университете системе выборов спецкурсов по профилирующим дисциплинам.

Каким образом сегодня студент выбирает спецкурс, чем руководствуется? Оснований для выбора немного. Первое – название спецкурса, второе – личность преподавателя. Иногда студент понимает, что его ожидания не совпали с реальностью, но уже весьма проблематично что-либо изменить.

Здесь целесообразно обратиться к имеющемуся зарубежному опыту. Так, например, студент университета г. Нью-Йорка делает свой окончательный выбор курса после двух первых занятий, ознакомившись за это время с достаточно развернутой программой курса, видами деятельности, предусмотренными в курсе, условиями, при которых курс засчитывается, оценив профессионализм преподавателя. Таким образом, у студента есть возможность увидеть несоответствие своим ожиданиям и изменить ситуацию в свою пользу.

Использование такого опыта не требует больших усилий, нужна лишь тщательная организационная подготовка со стороны преподавателей. Такая подготовка предполагает создание более развернутой программы курса, в которую включены не только содержательные аспекты и рекомендуемая литература, но и формы проведения занятий, а также виды промежуточного и итогового контроля.

Знакомство студентов с курсом будет начинаться с рассмотрения программы, поиска для нее места в своей образовательной траектории. Организационные "хлопоты" первых двух занятий с лихвой "окупятся" осознанием студентом самостоятельности выбора и принятием ответственности, связанной с этим выбором.

Постепенно практику предварительного знакомства с программой курса можно распространять и на курсы, обязательные для изучения. Такой подход позволит студенту ощущать свою большую причастность к содержанию курса, видеть свое продвижение, фиксировать недостаток каких-то знаний. При этом, безусловно, по ходу изучения курса за преподавателем остается право небольшого процента изменений предлагаемой программы путем согласования этих изменений со студентами. Запрос на изменение может быть и со стороны студентов.

На сегодняшний день идея самостоятельного выбора изучаемых курсов имеет, как минимум, две позиции при рассмотрении. Первая позиция – поддержка свободного выбора предметов студентами; вторая – отрицание пользы такого выбора.

В числе сторонников первой позиции большинство составляют студенты, хотя, безусловно, в их числе есть и преподаватели, и организаторы учебного процесса. Основные аргументы такой поддержки могут быть обозначены так:

– интерес к изучаемому предмету есть изначально, и значит, время не тратится на "агитацию в пользу данного предмета", которая часто не имеет должного результата

– больший результат в изучении предмета достигается в случае самостоятельного выбора студентом курса

– приобретение опыта ответственности за собственный выбор. Вторая позиция опирается на основной аргумент – аргумент системности в изучении предметов. С точки зрения ее сторонников, существующие учебные планы имеют определенную систему, основанную на последовательности и взаимозависимости изучаемых предметов.

Но весь парадокс в том и состоит, что это система кого-то другого – чиновника из министерства, специалиста учебного отдела, деканата, но никак не того, кто по этому учебному плану учится. А, как известно, чужое знание становится своим в результате какой-то дополнительной работы, которая, судя по сегодняшнему дню, студентом не проделывается, так как не считается необходимой.

Видение своего образования у студента вырабатывается на основании его опыта, его проблем в этом образовании, его собственной стратегии в образовании. Таким образом, возникает ситуация существования параллельных учебных планов: один предлагается студенту декана, а второй – появляется в результате "селекционного отбора" студентом (принцип "селекции" – тема отдельных размышлений). И как следствие этого – два подхода к своему образованию: одно для себя, а другое для выполнения чужого учебного плана.

Ликвидировать подобные "ножницы" можно с помощью построения такого учебного плана, в котором учебные предметы выбираются студентом самостоятельно из имеющегося перечня. При этом предлагаемые предметы следует разбить на несколько блоков, порядок изучения которых может быть оговорен. В результате этого будет сохраняться некая преемственность, которая, скорее всего, нужна лишь в предметах естественно-математического цикла.

<


Назад


Hosted by uCoz