БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм

 

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В СТАНОВЛЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

 

Кучинский    Геннадий Михайлович,   заведующий кафедрой психологии БГУ, доктор психологических наук, профессор 

 

   Развитие психологии в 20 веке характеризуется не только Я явлением новых идей, гипотез, новых научных школ и теоретических концепций, но и возникновением и стремительным расширением сферы психологической практики или практической психологии. Едва ли не каждая отрасль современной психологии имеет свой круг практических задач. Например, в социальной психологии – это измерение установок, выявление структуры взаимоотношений в группе, выявление неформальных лидеров, диагностика конфликтов и их разрешение проведение групповых тренингов оптимизация принятия групповых решений, улучшение коммуникаций и т.п. В педагогической – обучение быстрому чтению, развитие звуковысотного слуха, развитие пространственных представлений, тренинг функциональных состояний оператора, оптимизация систем "человек-машина" и др. Свои практические задачи есть и у медицинской психологии, и у психологии спорта, и у психологии труда. Многообразие форм и содержания практической деятельности психолога нас интересует в первую очередь потому, что позволяет лучше понять, какие требования предъявляет эта сфера к современному специалисту и, соответственно, к организации учебного процесса по подготовке психологов-профессионалов.

В этой связи интерес, на наш взгляд, представляют те ситуации в практической деятельности психолога, которые предъявляют особые требования не только и не столько к теоретической подготовке психолога, его оснащенности различными методами и методиками, но и к личности психолога,

Попробуем перечислить хотя бы наиболее очевидные из подобных ситуаций: оптимизация межличностных отношений, например, разрешение конфликтов, преодоление отчуждения; проведение группового тренинга, ориентированного на решение личностных проблем, психологию здоровья (в той степени, в какой речь идет о жизненном стиле личности, о подлинном отношении человека к своему здоровью и существованию в целом), проведение диагностики и психотерапии психосоматических расстройств; психотерапия вызванных психическими травмами функциональных психических расстройств, сопровождающихся страхами, тревогой, депрессией, апатией, утратой смысла жизни, суицидными тенденциями; обеспечение необходимых условий

для личностного роста; коррекция отклоняющегося поведения; осуществление суперлидерства, проведение психодиагностики с помощи проективных методик и ин. др.

Нам представляется, что в подобных ситуациях возникновение глубокого личностного, значимого, эмоционально насыщенного общения психолога с клиентом, если не обязательно, то очень вероятно. Соответственно, вероятно и влияние личности психолога межличностное взаимодействие с клиентом и на результат этого взаимодействия. Классическими в подобном отношении являются психотерапевтическая практика и процесс подготовки профессиональных психоаналитиков.

Таким образом, логично утверждать, что есть формы психологической практики достаточно нейтральные к личности психолога. И есть весьма чувственные.

При подготовке психологов для ситуаций первого типа акцент будет сделан на образцы традиционного, можно даже сказать естественнонаучного знаний. Психолог в этом случае – обладатель особых знаний и методик. Но эти знания и методики достаточно легко отчуждаются от их носителя, а затем присваиваются другими специалистам.

Если же мы говорим о личностной готовности психолога к психологической практике, то ясно, что эту готовность к наличию знаний свести не удается.

Нужно в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную практику в реально практикующих структурах, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности.                  Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса. Их согласование еще предстоит создать. 

Включение психологической практики в структуру университетской деятельности не является посягательством на академическую науку. Напротив, только синтез научной, учебной и практической деятельности сможет обеспечить будущее и психологической науке, и психологической практике, и психологическому образованию. Не следует забывать, что мы находимся в начале пути по структурированию современной науки и образования по отраслям, областям, профессиям.

Появились информатика и теория коммуникаций, конфликтология и теория переговоров, социальная педагогика. Сохранит ли свою автономию психология? Ответ на эти вопросы, с нашей точки зрения, зависит и от того, как нам удастся совместить психологическую практику с академической наукой в конкретных формах профессионального психологического образования.

 

 




Назад


Hosted by uCoz