Переводы Центра проблем развития образования
Белорусского
государственного университета
www.charko.narod.ru
ПРЕДИСЛОВИЕ
РЕДАКТОРА[1]
|
Джон
Генри Ньюмен (Newman, John Henry) (1801 – 1890) – английский
теолог, педагог, церковный деятель, один из выдающихся мыслителей и
литераторов 19 века – явился одним из зачинателей традиции, которая, имея на
Западе полуторавековую историю, дала импульс и нашему проекту «Идея
университета». Именно эта традиция приписывает Ньюмену создание и разработку
оригинальной модели «либерального университета». Джон
Генри Ньюмен родился 21 февраля 1801 года в Лондоне в семье банкира. Его мать,
происходившая из протестантской гугенотской семьи, будучи сторонницей одного
из течений кальвинизма, привила ему любовь к Библии. Блестяще
окончив школу доктора Николаса в Илинге, Ньюмен в 16 лет поступил в
знаменитый Тринити – колледж Оксфорда. Получив степень бакалавра, он выставил
свою кандидатуру на место преподавателя Ориэл-колледжа и в апреле С самого
начала своей деятельности Ньюмен разделял взгляды реформаторского,
либерального направления англиканской церкви. Его представителями в это время
были Джон Келб и Ричард Фруд. Сблизившись с этими сторонниками либерализма,
Ньюмен стал одним из лидеров «оксфордского движения», в основе которого лежал
протест против стремления государства усилить контроль над деятельностью
англиканской церкви. |
В сентябре
Пересмотрев свои отношения с католицизмом, Ньюмен прибыл в Рим и
поступил в Коллегию ватиканской конгрегации пропаганды веры, где осваивал труды
святого Филипо Нери (1515 – 1595). Проявив исключительный талант, он вскоре
стал энергичным вдохновителем движения обновления католицизма. Вместе со своими
единомышленниками он объединил молодежь в кружках (сегодня мы могли бы назвать
их дискуссионными клубами по интересам), которые совмещали вероисповедание,
благотворительность и рекреационную деятельность. Численность этих кружков
вскоре чрезвычайно выросла, и Ньюмен перенес занятия в церковное помещение. Эта
инициатива получила название «Оратория» (от английского rhetoric – красноречие, риторика).
Оратория – это объединение молодежи, сплотившееся вокруг наставника. Именно
опыт сильного переживания духа «Ораторий» как свободных сообществ повлиял, по
свидетельствам современников, на формирование либеральной концепции
университета Ньюмена.
30 мая
В начале 50-х годов Ньюмен принял предложение занять пост первого
президента и ректора будущего католического университета в Дублине (Ирландия) и
начал активно участвовать в работе по составлению учебного плана создаваемого
университета. В
Ньюмену удалось собрать коллектив преподавателей и 300 студентов,
построить университетскую церковь и основать медицинское училище. Однако
сопротивление местного духовенства было столь велико, что он был вынужден
отказаться от дальнейших усилий. Критические взгляды Ньюмена неоднократно
подвергались нападкам его коллег и недругов, что послужило поводом для
написания автобиографической книги «Apologia
pro vita sua», которая укрепила его авторитет в английском обществе.
В
***
Работа Ньюмена «Идея университета» («The Idea
of a University») является одним из классических текстов, во многом
заложивших западную, европейскую традицию философского обсуждения университета,
рассматриваемого как субъект социальных изменений. Одной их фундаментальных
идей этой работы является всестороннее актуальное обоснование миссии
университета – утверждение единства человечества. Обоснованием этого
представления служит убеждение, ведущее свое начало от «Метафизики» Аристотеля,
– все знание образует собой единое целое, или «круг», из которого различные
ветви познания вычленяют тот или иной сегмент. Эта мысль выступает как принцип,
который направляет все рассуждение «Идеи университета».
Непосредственная цель университета – культивирование интеллекта.
Интеллект понимается Ньюменом как относительно устойчивая структура умственных
способностей индивида, отождествляемая с системой умственных операций, со
стилем мышления и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью
индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности и обладающей
универсальными характеристиками.
Остановимся несколько подробнее на предыстории появления труда «Идея
университета».
Получив общественное признание, а также степень доктора теологии по
постановлению Папы Римского Пия IX, 15
апреля
Пять лекций, прочитанных Ньюменом с 10 мая по 7 июня
Второе издание книги под названием «Предмет и сущность университетского
образования» вышло в Лондоне в
С указанием на третье издание книга имела две части – девять бесед об
университетском преподавании и десять лекций, прочитанных автором по случаю и с
очерками, первоначально адресованными членам католического университета. Вторая
часть впервые публиковалась в
Именно по этой причине у издателей нет окончательного мнения по поводу
канонического текста. Мы остановились на публикации первых девяти лекций,
составляющих, по нашему мнению, базовый текст и основу книги. В основу
предлагаемого здесь перевода положено издание
***
Ньюмен справедливо полагал, что все университеты время от времени
нуждаются в обновлении в связи с необходимостью приведения их в соответствие с
требованиями времени, но никогда ранее университет не выступал в качестве места
для формирования индивидуального субъекта. Это было иное решение проблемы единства,
изначально присутствующее в «идее университета», разрабатываемое в то время,
когда в связи с возникновением новых наций начали появляться свои, национально
окрашенные модели университетского образования.
Так, предшественник и современник Ньюмена, автор немецкой модели
университета Вильгельм Гумбольдт представлял единство как преемственность наук
на основе рационализма. Рационализм, по убеждениям сторонников данной модели,
преподанный в должное время, должен открывать доступ ко всем наукам и любым
знаниям, благодаря чему возникает возможность качественного приращения знаний
от поколения к поколению. В этом суть концепции социального и культурного
развития, олицетворяемая германским университетом. Ньюмен предложил иное
решение проблемы единства – на основе формирования либеральной личности
джентльмена. Надо отметить, что понятие «джентльмен» определяется им строго и
исчерпывающе.
Как отмечают исследователи, для Ньюмена значимой моделью, своего рода
образцом, выступает Оксфорд – его Alma
mater, поэтому, видимо, его идеи
и по сей день вызывают горячий отклик в сердцах у всех англо-говорящих
представителей, замышляющих очередную реформу университета.
В труде
Ньюмена мы можем обнаружить известные параллели с мышлением немецкого
идеализма. Так, Ньюмен представляет знание как целостную сущность. Предмет
университета – не частное знание, а то, что он называет «интеллектуальной
культурой». Далеко не общее понятие культуры является у Ньюмена основанием
органического синтеза, который воздействует и как целое, и как содержание его составных
частных знаний, без чего не может быть ни целого, ни главного. В структуру
этого целого Ньюмен органически включает и теологию. Таким образом, структура и
критерии единого знания у Ньюмена иные, нежели у Гумбольдта.
Либеральное знание есть некоторая противоположность утилитарному знанию.
Для Ньюмена знание – и есть цель. Чутье полезного в нее тоже входит, но частные
и прикладные знания целью университетского образования не являются. Такой
целью, по Ньюмену, должны быть либеральные ценности – свобода и автономное
индивидуальное поведение. Эта определяющая оппозиция германскому рационализму
оказывается ближе к утилитарно-философскому (нежели более широкому –
философскому) взгляду на образование.
Образование в университетском проекте Ньюмена занимает ведущее место, но
не обучение. Среди методов преподавания Ньюмен выделяет два основных, у одного
– философская цель, а у другого – механическая. При этом Ньюмен не выбирает
между ними, но указывает, что важно тщательно подбирать цели в зависимости от
целей образования.
Как полагает Ньюмен, университет по своей природе имеет либеральную
основу, потому что университет – высшее средоточие интеллектуальной культуры,
которая рождается благодаря свободному общению представителей разнообразных
знаний, воплощающих эти знания своей личностью и всем образом жизни, чему и
подражают студенты. Вся среда, в которой изначально находятся студенты, – незаменима.
Вне университета ее невозможно больше наблюдать нигде. Таким образом, Ньюмен
выступает носителем известной традиции, представляющей университет как единую
корпорацию преподавателей и студентов, образующих единое сообщество в поисках
себя и истины. Здесь будет уместно указать на постоянную тему Ньюмена, направленную
на поиск условий единения человечества, красной нитью проходящую через все
творчество автора. Своим проектом университета как католического института
Ньюмен предлагал альтернативу тому узконациональному стремлению, что составляло
современный ему мир. Его католический университет оказывался свободным и универсальным
проектом, при этом именно университет, по мысли Ньюмена, призван задавать
образец социального устройства.
Средневековый университет, как известно, представлял собой корпоративную
организацию, подобную гильдии, где общность занятий, изучения знания и поиск
истины выступали достаточным основанием для жизни общины. В условиях модернизма
основой жизни университетской общины являлась модель социальных связей и отношений,
которая существует в государстве. В проекте Ньюмена университет оказывался
средством выхода из круга застойной отсталости и медлительности, как
государственной жизни, так и духовного роста церкви.
Мы уже говорили, что видная роль в этой социальной жизни, согласно
Ньюмену, должна принадлежать теологии. И как указывают историки церкви, Ньюмен
отважился искать совершенство в самом теологическом сознании. В конечном итоге
именно университет оказывался у него источником искомого совершенства.
Примечательной характеристикой этой идеи университета выступает у него не
только идеал личности «джентльмена», на который мы указывали выше, но и
раскрепощающая, по убеждению автора, роль теологии как хранительницы устоев
свободы и просвещения. Образовательная деятельность священников, идеал
христианской общины выступают у Ньюмена прототипом модели университета,
процессов общения и роста преподавательского и студенческого состава. Оксфорд
здесь – один из примеров «хранителей традиции», черпающих вдохновение в старых
идеалах.
В основе модели Ньюмена лежит особое представление о самостоятельной, автономной
деятельности студента. По замыслу Ньюмена, студент, помещенный в духовную
«экологическую нишу» университета, в первую очередь усваивает особенности этой
среды, двигаясь в порядке от общего к частному. У него складывается и остается на всю жизнь стремление к культурному
развитию собственной личности. Поначалу студент подражает старшим в силу их
авторитета и опытности, в последующем этому усвоенному поведению начинают
подражать и другие люди, окружающие студента
(выпускника) вне стен университета.
По Ньюмену, личность студента, оказываясь высокоразвитой благодаря
университету, с неизбежностью становится локомотивом общественной жизни.
Либеральная личность и есть то достаточное условие, благодаря которому
достигается согласие социального и индивидуального интересов. Свободность
избрания студентом либерального способа поведения, как полагал Ньюмен, призвана
обеспечить дальнейшую динамику либеральных установок, мотивов, а также основ
социального процесса, концентрирующегося вокруг выпускников университета.
Проект Ньюмена, осуществленный в «Идее университета», как и ряд других
проектов активной общественной жизни Ньюмена, сами по себе ознаменовались
обилием серьезных коллизий. И, как указывает Билл Ридингс – продолжатель
традиции исследования идеи университета, не всегда они завершались победой
Ньюмена, но всегда – его личностным ростом, масштаб которого оказался
источником влиятельности этого неординарного человека и в наше время.
20 июня
[1]
подготовлено на основе следующих материалов:
Martin J. Svaglic Editor’s
Introdaction // Newman, J.H. The Idea of a University. –
Bill Readings, The University
in Ruins. --
Ньюмен, Джон Генри //
http://www.krugosvet.ru
[2] См. John
Henry Cardinal Newman «The Idea of a University». Edited by Martin J. Svaglic/
—
[3] Христианство и научные изыскания.
Лекция для студентов школы естественных наук. “Christianity
and Scientific Investigation. A Lecture for the