Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 2. Центр проблем развития образования БГУ

Издания Центра проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

 

Аналитический обзор

международных тенденций развития высшего образования*

 

№ 2 (июль – декабрь 2001 г.)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Социальные, культурные, научные, экономические, экологические и другие современные тенденции, задающие необходимость изменения практики всей сферы образования и в особенности университетского образования

1.1. Глобальный общецивилизационный кризис и образование

1.2. Глобализация современной жизни, геополитика и образование

1.3. Кризис культуры и образование

1.4. Переход к постиндустриальному информационному обществу и образование. Образование как фактор конкурентоспособности современного общества

1.5. Гуманитарно-антропологический фактор (а следовательно и образование) как фактор национальной безопасности

 

2. Изменения (происходящие или перспективные) в сфере образования (в особенности в средней школе), востребующие аналогичных или связанных изменений в высшем и/или университетском образовании

2.1. Новая парадигма образования

2.2. Интеграция образовательных систем СНГ, создание единого образовательного пространства СНГ

2.3. Место, цели, миссия современного университетского образования

2.4. Перспективная стратегия взаимодействие университета со средней школой

 

3. Целостные квалификации и синтетические оценки ситуации в высшем и/или университетском образовании. Рекомендации по общей стратегии развития высшего и/или университетского образования

3.1. Экспертные оценки ситуации в высшем и/или университетском образовании

3.2. Рекомендации по общей стратегии развития высшего и/или университетского образования

3.3. Университет как научно-образовательно-производственный комплекс. Новые схемы связи образования-науки-производства

3.4. Принципиальные финансовые механизмы, способные обеспечивать развитие высшего и/или университетского образования

 

4. Идея и модели современного университета

 

5. Структура многоуровневой и/или многоступенчатой системы организации университетского образования

5.1. Принципы, опыт, проблемы, перспективы многоуровневой системы организации университетского образования за рубежом

5.3. Переход к многоуровневой системе организации университетского образования в России: опыт, проблемы, перспективы

 

6. Международные тенденции в области «правил игры» преподавателей и студентов на образовательном поле

6.1. Принципы и подходы к составлению учебных планов за рубежом (особенно в Центральной и Восточной Европе, в Германии как стране с прототипическим образованием)

6.2. Оригинальные аспекты высшего и/или университетского образования, которые можно отнести к тематизации "правил игры на образовательном поле"

 

7. Международные тенденции в области содержания высшего и/или университетского образования

7.1. Инновационные и принципиальные подходы к конструированию "учебных программ" как инструментов оформления и закрепления содержания высшего и/или университетского образования

7.2. Изменения типа содержания высшего и/или университетского образования

7.3. Тенденции в области междисциплинарного содержания высшего и/или университетского образования

7.4. Подходы к новому соотношению естественно-научных, социально-гуманитарных и иных областей в содержании университетского образования, в том числе на разных уровнях

7.5. Принципиальные тенденции в области естественно-научного обучения в статусе общеобразовательных учебных предметов (типа "общие вопросы естествознания", "высшая

7.6. Принципиальные тенденции в области социально-гуманитарного обучения в статусе общеобразовательных учебных предметов (типа "Экономика", "Философия", "Политология", "Культурология", "Логика", "Социология", "Этика", "Эстетика" и т.п.)

 

8. Международные тенденции в области технологии высшего и/или университетского образования (методы, формы организации, технологии, способы педагогической и учебной деятельности и т.д.)

8.1. Общая характеристика технологической парадигмы современного высшего и/или университетского образования

8.2. Альтернативный объяснительно-иллюстративной трансляции знаний в готовом виде целостный метод образования в ВУЗе или университете

8.3. Самостоятельная работа студентов (тип деятельности, связь с аудиторной работой, способы педагогического управления)

8.4. Методы интерактивного обучения в практике высшего и/или университетского образования

8.5. Метод "проектов" в практике высшего и/или университетского образования

8.6. Метод "кооперативного обучения" в практике высшего и/или университетского образования

8.7. Стратегические направления активизации образовательного процесса (активного обучения)

 

9. Технологии компьютерного и дистанционного обучения с точки зрения изменения/неизменения базово-сущностных характеристик образовательного процесса

9.1. Учебный материал в электронном виде: образовательные возможности, достоинства, недостатки

9.2. Образовательная специфика дистантного обучения

9.3. Интернет в образовании. Возможности и ограничения на использование

 

10. Формы контроля за результатами учебной деятельности студентов

10.1. Прием в вузы на основе всеобщего государственного тестирования

 

11. Деструктивные образовательные новации

11.1. Негативные тенденции в сфере высшего и/или университетского образования

 

12. Способы и механизмы управления развитием (в т.ч. стратегическим развитием) и реформированием образования в мире (ср. школа, высш. и унив. образование), которые можно заимствовать для разработки механизмов управления развитием (в т.ч. стратегическим) современного университета

 

12.1. Использование классических бизнес-методов стратегического менеджмента и планирования для организации системы управления развитием университетов

12.2. Механизмы контроля качества образования в мире (ср. школа, высш. и унив. образование), которые можно заимствовать для разработки механизмов управления развитием (в т.ч. стратегическим) современного университета

 

Источники

 

________________________

* Аналитический обзор оформлен в виде списка ключевых высказываний (утверждений) о тенденциях развития университетского образования, реконструированных аналитиками в рамках заданной тематической структуры (=заказа).

 

 

Аналитику осуществили: Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут А.М., Краснов Ю.Э., Краснова Т.И., Костюкевич С.В., Харченко А.В., Ященко Л.А. – сотрудники ЦПРО БГУ.





Аналитический обзор № 3



ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА
ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!


Hosted by uCoz