Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. Многоуровневая система высшего и университетского образования. Центр проблем развития образования БГУ.

Издания Центра проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования*

 

по теме
"Многоуровневая система высшего и университетского образования"

 

№ 3 (январь - июнь 2002 г.)
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Социальные, культурные, научные, экономические, экологические и др. современные тенденции, задающие необходимость изменения ПРАКТИКИ всей сферы образования и в особенности университетского образования
1.1. Глобальный общецивилизационный кризис и образование
1.2. Глобализация современной жизни, геополитика и образование
1.3. Переход к постиндустриальному информационному обществу и образование. Образование как фактор конкурентоспособности современного общества
1.4. Гуманитарно-антропологический фактор как фактор национальной безопасности

2. Изменения (происходящие или перспективные) в сфере образования (в особенности в средней школе), востребующие аналогичных или связанных изменений в высшем и/или университетском образовании
2.1. Новая парадигма образования
2.2. Интеграция образовательных систем европейских стран
2.3. Система Взаимозачетов Европейского Сообщества (European Community Course Credit Transfer System, ECTS), разработанная в рамках программы ERASMUS и принятая рядом академических учреждений Европы
2.4. Место, цели, миссия современного университетского образования

3. Целостные квалификации и синтетические оценки ситуации в высшем и/или университетском образовании. Рекомендации по общей стратегии развития высшего и/или университетского образования
3.1. Экспертные оценки ситуации в высшем и/или университетском образовании
3.2. Приоритеты образовательной политики, рекомендации по общей стратегии развития высшего и/или университетского образования
3.3. Университет как научно-образовательно-производственный комплекс. Новые схемы связи образования-науки-производства

4. Идея и модели современного университета
4.1. Университетская автономия и академические свободы
4.2. Модель "предпринимательского университета"


5. Cтруктура многоуровневой и/или многоступенчатой системы организации университетского образования
5.1. Самостоятельная работа студента в рамках многоуровневой системы организации университетского образования (см. также аналогичный раздел Тем. структуры)
5.2. Рейтинговая форма контроля студента в рамках многоуровневой системы организации университетского образования (см. также аналогичный раздел Тем. структуры)
5.3. Ступень Бакалавра, понятие, особенности организации образовательного процесса
5.4. Ступень Специалиста, понятие, особенности организации образовательного процесса
5.5. Ступень Магистра, понятие, особенности организации образовательного процесса
5.6. Принципы, опыт, проблемы, перспективы многоуровневой системы организации университетского образования за рубежом
5.7. Причины введения многоуровневой системы организации университетского образования в странах СНГ: основания, цели, мотивы, мотивировки и т.д.
5.8. Переход к многоуровневой системе организации университетского образования в России: опыт, проблемы, перспективы
5.9. Системно-структурные разновидности многоуровневой организации университетского образования в России
5.10. Переход к многоуровневой системе организации университетского образования в Белгосуниверситете: опыт, проблемы, перспективы

6. Международные тенденции в области содержания высшего и/или университетского образования
6.1. Новые типы общеобразовательных сквозных учебных предметов (обращать внимание на аналоги -- "Методология науки", "Синергетика", "Системный анализ", "Теория управления и работа с персоналом", "Организации и организационная культура", "Теория инноваций и инновационный менеджмент", "Управление проектами и работа с будущим", "Глобалистика" и т.д.

7. Международные тенденции в области технологии высшего и/или университетского образования (методы, формы организации, технологии, способы педагогической и учебной деятельности и т.д.)
7.1. Метод "деловой и организационно-деятельностной игры" в практике высшего и/или университетского образования

8. Технологии компьютерного и дистанционного обучения с точки зрения изменения/неизменения базово-сущностных характеристик образовательного процесса
8.1. Учебный материал в электронном виде: образовательные возможности, достоинства, недостатки

9. Система управления качеством высшего и/или университетского образования
9.1. Понятие "качество образования"
9.2. Зарубежные системы управления качеством высшего и/или университетского образования
9.3. К разработке отечественных систем управления качеством высшего и/или университетского образования

Источники

Библиография

________________________
* Аналитический обзор оформлен в виде списка ключевых высказываний (утверждений) о тенденциях развития университетского образования, реконструированных аналитиками в рамках заданной тематической структуры (=заказа).

Аналитику осуществили: Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут А.М., Краснов Ю.Э., Краснова Т.И., Костюкевич С.В., Харченко А.В., Ященко Л.А. - сотрудники ЦПРО БГУ.
 



Аналитический обзор № 4


ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА
ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!


Hosted by uCoz