Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор № 3 (январь - июнь 2002 г.) "Многоуровневая система высшего и университетского образования"

 

4. ИДЕЯ И МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

4.1. Университетская автономия и академические свободы

 

«В условиях Беларуси одним из главных условий интернационализации высшего образования является его либерализация. Большинство стран Европы, хотя и в разной степени, имеют сложившуюся традицию университетской автономии и соблюдения академических свобод. Беларуси еще предстоит преодолеть последствия централизованного управления высшим образованием и развить те черты академической жизни, которые способны обеспечить либерализацию высшей школы» [Интернационализация и либерализация высшего образования РБ в контексте расширения ЕС. (материалы для обсуждения на семинаре). ЕГУ. С.18.]

«Одиннадцатая генеральная конференция международной ассоциации университетов 22-25 августа 2000 года в Дурбане предложила следующие формулировки принципов университетской автономии и академических свобод: – принцип университетской автономии может быть определен как необходимая степень независимости университета от внешнего вмешательства в вопросы его внутренний организации и управления. Внутреннего распределения финансовых ресурсов и генерирования дохода из негосударственных источников, найма персонала, определения условий обучения и, наконец, свобода преподавания и проведения исследований; – принцип академической свободы может быть определен как свобода для членов академического сообщества – ученых, преподавателей и студентов – осуществлять свою академическую деятельность в рамках, определенных этическими правилами академического сообщества и международными стандартами, без какого-либо в внешнего давления»

«Нормативные акты, принимаемые на разном уровне, не должны ограничивать университетскую автономию и академические свобода.

В своей деятельности вузы (университеты) должны руководствоваться уставом, утвержденным соответствующим органом управления (Минобром), исключающим вмешательство извне (со стороны органов управления или других организаций) в вопросы внутренней организации и управления, распределения финансовых ресурсов, полученных из внебюджетных источников, найма персонала, определения условий обучения, свободы преподавания, проведения научных исследований и осуществления творческих проектов. Законодательно должно быть гарантировано право вуза самостоятельно определять структуру и содержание учебного плана.

Образовательные стандарты могут либо носить рекомендательный характер, либо определять некоторую часть учебного плана (не более 1/3).

Никакие стандарты, типовые учебные планы и программы не должны ограничивать свободу выбора методов и содержания образования преподавателями вузов.

Студентам должна быть обеспечена реальная свобода выбора программы и места обучения. Учебный план вуза должен включать достаточное количество курсов по выбору, в том числе междисциплинарных курсов, позволяющих формировать индивидуальную конфигурацию учебного плана.» [Интернационализация и либерализация высшего образования РБ в контексте расширения ЕС. (материалы для обсуждения на семинаре). ЕГУ. С. 18-19.].

"Мировой опыт свидетельствует о необходимости изменений отношений между правительством и университетами, расширения академических свобод и университетской автономии, децентрализации управления, повышения уровня нравственного облика всех участников образовательного процесса, использования советов и рекомендаций академического сообщества".

Для осуществления подобного процесса изменений отношений между правительством и государством потребуются:

– "обеспечение автономии образовательных учреждений (особенно высших учебных заведений) в определении содержания учебных планов и программ по основным направлениям подготовки как главной гарантии их современного обновления или при замене их на новые в связи с новыми требованиями развития науки и технологий;

– предоставление и уважение академических свобод преподавателям и студентам высших учебных заведений, которые сами должны определять, кого, чему и как учить. Рыночная экономика предъявляет совершенно новые требования к управлению высшим образованием. Это предполагает создание системы управления в рамках реальной административной и финансовой автономии." [Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 49—50.].

4.2. Модель "предпринимательского университета"

В современных условиях ускоренного развития информационных технологий «множество учреждений, агентств, корпораций и прочих предпринимательских структур стали называть себя университетами», которые скорее являются псевдоуниверситетами «и могут обеспечить неплохую подготовку только в тех областях, которые пользуются спросом», и это – «принципиально новая модель заведений послесреднего образования»,основная цель которых – прибыль.

«Псевдоуниверситеты… – специализированные учебные заведения, концентрирующие усилия на тех областях знания, которые представляют рыночный интерес, и меняющие направления деятельности по мере изменений в состоянии спроса со стороны студентов. Менеджмент и подготовка в области бизнеса, информационные технологии, некоторые области подготовки учителей и администрирования в образовании – вот примеры тех сфер деятельности, которые представляют для них особую привлекательность. Как правило, подобная подготовка не требует ни больших средств, ни серьезной лабораторной базы. [Филип Г. Альтбах. Возвышение псевдоуниверситетов // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 12. — С. 39, 40.].

Основные характеристики псевдоуниверситета: формирование легко пересматриваемых учебных планов; отсутствие стационарных факультетов; студенты становятся клиентами; преподаватели по сути являются наемными рабочими по изложению заданного содержания; незаинтересованность в исследовательской работе; отсутствие академических свобод, а следовательно – ответственности перед обществом.

Формирование быстро и легко пересматриваемых учебных планов ориентирует прежде всего на переключение удовлетворения спроса специалистов из одной области в другую. Факультеты «укомплектованы менеджерами, которые принимают решения, касающиеся и предпринимательской деятельности, и программ, а преподавателей нанимают для реализации учебного процесса, создания web-основанной модульной системы с тем, чтобы гарантировать выполнение обязательств перед клиентами. Затраты на реализацию программ в этом случае оказываются довольно низкими, поскольку преподавателей нанимают только для чтения курсов: своей доли прибыли они не получают, да и учебное заведение не несет перед ними никакой ответственности, т. е. преподаватели лишены права академические свободы в традиционном их понимании. Здесь они превращаются в наемных рабочих, которые должны изложить заданное им содержание, отклониться от которого нельзя». Преподаватель становится беззащитным: «нет возможности выразить свое мнение или несогласие по вопросам, касающимся избранных направлений развития или по поводу решений управленческого плана. В традиционных университетах, где реализуется концепция распределения прав, академический персонал играет важную роль в принятии решений, касающихся судьбы учебного заведения. В новых же учебных заведениях распределение управленческих функций такого рода отсутствует – здесь есть просто менеджмент. Менеджеры принимают все ключевые решения, а на долю специалистов приходятся только задачи, связанные с развитием системы степеней. Власть, следовательно, – полностью в руках управленцев.» [Филип Г. Альтбах. Возвышение псевдоуниверситетов // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 12. — С. 40.].

 



Назад


Hosted by uCoz