Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
4. ИДЕЯ И
МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
4.1.
Университетская автономия и академические свободы
«В
условиях Беларуси одним из главных условий интернационализации высшего
образования является его либерализация. Большинство стран Европы, хотя и в
разной степени, имеют сложившуюся традицию университетской автономии и
соблюдения академических свобод. Беларуси еще предстоит преодолеть последствия
централизованного управления высшим образованием и развить те черты
академической жизни, которые способны обеспечить либерализацию высшей школы» [Интернационализация
и либерализация высшего образования РБ в контексте расширения ЕС. (материалы
для обсуждения на семинаре). ЕГУ. С.18.]
«Одиннадцатая
генеральная конференция международной ассоциации университетов 22-25 августа
2000 года в Дурбане предложила следующие формулировки принципов университетской
автономии и академических свобод: – принцип университетской автономии может
быть определен как необходимая степень независимости университета от внешнего
вмешательства в вопросы его внутренний организации и управления. Внутреннего
распределения финансовых ресурсов и генерирования дохода из негосударственных
источников, найма персонала, определения условий обучения и, наконец, свобода
преподавания и проведения исследований; – принцип академической свободы может
быть определен как свобода для членов академического сообщества – ученых,
преподавателей и студентов – осуществлять свою академическую деятельность в
рамках, определенных этическими правилами академического сообщества и
международными стандартами, без какого-либо в внешнего давления»
«Нормативные
акты, принимаемые на разном уровне, не должны ограничивать университетскую
автономию и академические свобода.
В
своей деятельности вузы (университеты) должны руководствоваться уставом,
утвержденным соответствующим органом управления (Минобром), исключающим
вмешательство извне (со стороны органов управления или других организаций) в
вопросы внутренней организации и управления, распределения финансовых ресурсов,
полученных из внебюджетных источников, найма персонала, определения условий
обучения, свободы преподавания, проведения научных исследований и осуществления
творческих проектов. Законодательно должно быть гарантировано право вуза
самостоятельно определять структуру и содержание учебного плана.
Образовательные
стандарты могут либо носить рекомендательный характер, либо определять
некоторую часть учебного плана (не более 1/3).
Никакие
стандарты, типовые учебные планы и программы не должны ограничивать свободу
выбора методов и содержания образования преподавателями вузов.
Студентам
должна быть обеспечена реальная свобода выбора программы и места обучения.
Учебный план вуза должен включать достаточное количество курсов по выбору, в
том числе междисциплинарных курсов, позволяющих формировать индивидуальную
конфигурацию учебного плана.» [Интернационализация и либерализация
высшего образования РБ в контексте расширения ЕС. (материалы для обсуждения на
семинаре). ЕГУ. С. 18-19.].
"Мировой
опыт свидетельствует о необходимости изменений отношений между правительством и
университетами, расширения академических свобод и университетской автономии,
децентрализации управления, повышения уровня нравственного облика всех
участников образовательного процесса, использования советов и рекомендаций
академического сообщества".
Для
осуществления подобного процесса изменений отношений между правительством и
государством потребуются:
–
"обеспечение автономии образовательных учреждений (особенно высших учебных
заведений) в определении содержания учебных планов и программ по основным
направлениям подготовки как главной гарантии их современного обновления или при
замене их на новые в связи с новыми требованиями развития науки и технологий;
– предоставление и уважение академических свобод
преподавателям и студентам высших учебных заведений, которые сами должны
определять, кого, чему и как учить. Рыночная экономика предъявляет совершенно
новые требования к управлению высшим образованием. Это предполагает создание
системы управления в рамках реальной административной и финансовой
автономии." [Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и
инновационных процессов в системах высшего профессионального образования
развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. –
Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям
развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 49—50.].
4.2.
Модель "предпринимательского университета"
В
современных условиях ускоренного развития информационных технологий «множество
учреждений, агентств, корпораций и прочих предпринимательских структур стали
называть себя университетами», которые скорее являются псевдоуниверситетами «и
могут обеспечить неплохую подготовку только в тех областях, которые пользуются
спросом», и это – «принципиально новая модель заведений послесреднего
образования»,основная цель которых – прибыль.
«Псевдоуниверситеты…
– специализированные учебные заведения, концентрирующие усилия на тех областях
знания, которые представляют рыночный интерес, и меняющие направления
деятельности по мере изменений в состоянии спроса со стороны студентов.
Менеджмент и подготовка в области бизнеса, информационные технологии, некоторые
области подготовки учителей и администрирования в образовании – вот примеры тех
сфер деятельности, которые представляют для них особую привлекательность. Как
правило, подобная подготовка не требует ни больших средств, ни серьезной
лабораторной базы. [Филип Г. Альтбах. Возвышение
псевдоуниверситетов // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 12. —
С. 39, 40.].
Основные
характеристики псевдоуниверситета: формирование легко пересматриваемых учебных планов;
отсутствие стационарных факультетов; студенты становятся клиентами;
преподаватели по сути являются наемными рабочими по изложению заданного
содержания; незаинтересованность в исследовательской работе; отсутствие
академических свобод, а следовательно – ответственности перед обществом.
Формирование быстро и легко пересматриваемых учебных планов
ориентирует прежде всего на переключение удовлетворения спроса специалистов из
одной области в другую. Факультеты «укомплектованы менеджерами, которые принимают
решения, касающиеся и предпринимательской деятельности, и программ, а
преподавателей нанимают для реализации учебного процесса, создания
web-основанной модульной системы с тем, чтобы гарантировать выполнение
обязательств перед клиентами. Затраты на реализацию программ в этом случае
оказываются довольно низкими, поскольку преподавателей нанимают только для
чтения курсов: своей доли прибыли они не получают, да и учебное заведение не
несет перед ними никакой ответственности, т. е. преподаватели лишены права
академические свободы в традиционном их понимании. Здесь они превращаются в
наемных рабочих, которые должны изложить заданное им содержание, отклониться от
которого нельзя». Преподаватель становится беззащитным: «нет возможности
выразить свое мнение или несогласие по вопросам, касающимся избранных
направлений развития или по поводу решений управленческого плана. В
традиционных университетах, где реализуется концепция распределения прав,
академический персонал играет важную роль в принятии решений, касающихся судьбы
учебного заведения. В новых же учебных заведениях распределение управленческих
функций такого рода отсутствует – здесь есть просто менеджмент. Менеджеры
принимают все ключевые решения, а на долю специалистов приходятся только
задачи, связанные с развитием системы степеней. Власть, следовательно, –
полностью в руках управленцев.» [Филип Г. Альтбах.
Возвышение псевдоуниверситетов // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). –
2001. — № 12. — С. 40.].