Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
6.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО И/ИЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. Новые
типы общеобразовательных сквозных учебных предметов
("Методология науки", "Синергетика",
"Системный анализ", "Теория управления и работа с
персоналом", "Организации и организационная культура",
"Теория инноваций и инновационный менеджмент", "Управление
проектами и работа с будущим", "Глобалистика" и т.д. )
До
недавнего времени в университетах «многие, будучи глубоко религиозными людьми,
понимали, что философия – не религия. И рассуждая с философских позиций,
прекрасно осознавали, что вера все равно победит, если человек – верующий. Но,
выступая в роли философа, он должен демонстрировать способность развести
основания философии и религии, т.е. на какое-то время удержать себя в позиции
философа. Ведь у философии свои особые функции, связанные с основным ее
свойством, – сомнением (в частности, и в отношении исповедуемых догматов). Она
ориентирована на разум, призванный эти сомнения преодолеть. Следовательно,
занимая позицию философа, человек должен удержать рациональную ситуацию,
которая и ведет его к новому началу». [Неретина С., Огурцов
А., Розин В. Готов ли разум пожертвовать собой? // “Alma Mater” (“Вестник
высшей школы”). – 2001. — № 8. — С. 3—4.].
«Ныне размываются основания дисциплинарного знания в
том виде, в котором они вообще только и существуют» из за подчинения разума
догматическому подходу, т. к. занятия, например, философией, исходят из
«рационального механизма … всеобщности разума», но если изначально относиться к
его деятельности инструментально, то исключается «не только философия, но и
разум: он оказывается подчиненным догматической мысли, унижающей не только
религию, но и философию, уничтожающей возможности профессионального познания». [Неретина
С., Огурцов А., Розин В. Готов ли разум пожертвовать собой? // “Alma Mater”
(“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 8. — С. 4.].