Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор № 3 (январь - июнь 2002 г.) "Многоуровневая система высшего и университетского образования"

 

9. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО И/ИЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

9.1. Понятие «качество образования»

Проблема качества принадлежит к числу основных задач, стоящих перед высшим образованием в быстроменяющемся мире. Проблема качества включает решение таких тем как: качество персонала и программ, качество подготовки студентов, качество инфраструктуры и учебной среды. [ Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 7] .

“Качество высшего образования является понятием, характеризующемся многочисленными аспектами и в значительной мере зависящим от контекстуальных рамок данной системы, институциональных задач или условий и норм в данной дисциплины… Понятие качество охватывает все основные функции и направления деятельности в этой области: качество преподавания, подготовки и исследований, а это означает качество соответствующего персонала и программ, и качество обучения как результат преподавания и исследований. Однако следует признать, что процесс поиска «качества» носит многосторонний характер и выходит за рамки узкого толкования учебной роли различных программ. Поэтому оно подразумевает также уделение внимания вопросам, имеющим отношение к качеству подготовки студентов, инфраструктуры и учебной среды. Все эти вопросы, связанные с качеством, наряду с надлежащим стремлением к хорошему руководству и управлению, играют важную роль, в определении характера функционирования того или иного конкретного учебного заведения, оценке его деятельности и формировании «институционального имиджа». " [ Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 35-36] .

Качество персонала и программ: проблемы стратегии и тактики повышения квалификации персонала в области высшего образования.

«Крайне важно, чтобы политика и практические меры в отношении академического персонала соответствовали конкретным академическим целям и четким этическим критериям, особенно в том, что касается набора и продвижения по службе...

Анализ качества академического персонала, который должен быть одним из необходимых условий для обновления преподавания и исследований, включает следующие основные вопросы:

– Надлежащее распределение средств и задач, составляющих рабочую нагрузку академического персонала, то есть преподавание, наставничество, проведение научных исследований, участие в руководстве, управлении и административной деятельности учреждения, а также в оказании услуг обществу.

– Соответствующее признание вышеупомянутых деятельностей с точки зрения ее финансовых и неденежных аспектов»

- Политика, стратегия и практика набора и повышения квалификации персонала, как неотъемлемая часть национальной и/или институциональной политики в области высшего образования» (вопросы договоров в отношении занятости, процедуры продвижения по службе и т.п.)

«Признание оценки, которая может принимать такие формы, как самооценка, оценка коллегами или внешняя оценка, следует считать важнейшим элементом общей политики повышения квалификации персонала в области высшего образования.» [ Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 36 37] .

Качество подготовки студентов: проблемы доступа к высшему образованию; качества контингента учащихся (взаимосвязь между высшим и средним образованием), диверсификации и основательности программ обучения, качества консультирования учащихся, воспитания гражданской ответственности.

«С появлением массового высшего образования необходимо начать серьезное обсуждение ряда основополагающих вопросов, касающихся доступа к высшему образованию»…Массовое высшее образование ставит ряд принципиальных вопросов:

«− Какие механизмы позволяют обществу обеспечить массовое высшее образование для соблюдения принципа социальной справедливости?

− Каким образом можно поддерживать качество в системе массового высшего образования?…

…В связи с проблемой увеличения численности и категорий студентов, лица, разрабатывающие политику, и учебные учреждения пришли к очевидному решению диверсифицировать программы и квалификации; и создать в рамках непрерывного процесса высшего образования ряд уровней, достигнув которые можно поступать в высшие учебные заведения и покидать их. Разработка основательных программ обучения на университетском, послеуниверситетском уровне, подготовки персонала и повышения профессиональной квалификации представляется одним из путей повышения общего качества контингента студентов в том или ином конкретном учебном заведении.

…Существует общее мнение в отношении того, что качество подготовки студентов в высшем образовании зависит в первую очередь от способностей и мотивации тех, кто завершает среднее образование и желает продолжить обучение на более высоком уровне, при этом возникает необходимость пересмотра взаимосвязей между высшим и средним образованием.» [ Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 37] .

Качество инфраструктуры и учебной среды: проблемы организации институциональной культуры вуза, роли и качества библиотек, поддержания национального и всеобщего культурного и архитектурного наследия.

Качество «физической учебной среды» вуза (охватывающая всю совокупность условий, начиная с подъездных путей, кончая компьютерными сетями и средствами обработки данных) важно в «контексте институциональной культуры, которая придает большое значение облику учебного заведения и, или обеспечения единства диверсифицированной в учебном и социальном отношении сети зданий и или университетских городков…

К одной из областей, которой следует уделить особое внимание, относятся библиотеки… Библиотека уже не является лишь местом, где регулярно собираются, каталогизируются и сохраняются книги… Все в большей мере она становится «нервным узлом», обеспечивающим взаимодействие между теми, кто предоставляет информацию, и ее пользователями, от которого в значительной степени зависят современное обучение, преподавание и исследования.» Библиотека − интеллектуальная среда. [ Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 38] .

9.2. Зарубежные системы управления качеством высшего и/или университетского образования

«Крайне важно отметить, что основная цель «оценки качества» заключается в улучшении деятельности учебных заведений, а также всей системы в целом.» «Работу по оценке и повышению качества следует начинать с преподавательских и научных кадров, создавая им условия для активного участия в этом процессе, учитывая их основополагающую роль в деятельности высших учебных заведений. Основу политики развития людских ресурсов, особенно в вопросах, касающихся набора и служебного роста, должны составлять четкие принципы и ясно сформулированные задачи. Особое внимание при этом следует уделять необходимости организации дослужебной подготовки и повышения квалификации без отрыва от основной работы преподавательского состава и созданию более строгих механизмов отбора и подготовки административных и управленческих кадров в области высшего образования». [ Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 36] .

Качество образования как степень соответствия целям — одна из наиболее работающих сегодня категорий, на основании которой в международной практике выделяют пять основных подходов: традиционный, научный, менеджерский, потребительский, демократический.

Основные характеристики различных международных подходов к качеству вузовского образования:

– традиционный подход означает, что обеспечить качество образования – значит, сделать вуз престижным, потому что по определению выпускник такого вуза занимает более выгодные позиции на рынке труда;
– научный подход исходит из соответствия стандартам;
– менеджерским предполагает, что качественным может считаться такое образование, которым удовлетворен клиент;
– потребительский, когда сам потребитель определяет качество, и в результате любое его желание будет исполнено, а главное – вуз получит за это деньги;
– демократический подход означает, что вуз приносит пользу обществу, тому региону, где находится.
[ Каменская Е. Выступление 12-13 марта 2001 г. в Российском университете дружбы народов на “круглом столе” по проблемам качества высшего образования: «Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте»). // Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 6. — С. 16.] .

Сегодня в Европе существуют два взаимодополняющих подхода к качеству образования: практический, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя – различное качество, что и диктует необходимость управления качеством), и второй подход, органически продолжающий первый и касающийся внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса. [ Купцов О. Выступление 12-13 марта 2001 г. в Российском университете дружбы народов на “круглом столе” по проблемам качества высшего образования: «Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте»). // Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 6. — С. 15—16.] .

9.3. К разработке отечественных систем управления качеством высшего и/или университетского образования

Российское общество должно быть ориентировано на наивысший уровень качества образования, достигнутый в мире, и на наиболее высокие нормы и требования финансового, материально-технического, интеллектуального и информационного обеспечения функционирования образовательной системы в расчете на одного учащегося. [ Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 48.] .

В условиях глобализации и интернационализации практически всех сфер социального бытия современный конкурентоспособный университет должен иметь отлаженную систему управления качеством своего образования, которая включает в себя компоненты: а) оценка качества работы университета в целом, б) оценка качества учебно-образовательного процесса, в) оценка качества научно-исследовательской деятельности, г) оценка пути дальнейшего повышения качества деятельности университета.

Оценка качества работы университета в целом – насколько хорошо он функционирует, насколько слаженно работают его структурные подразделения и эффективна система управления, как используются механизмы разрешения конфликтных ситуаций; сюда же входят и чисто административные вопросы, связанные с приемом на работу и увольнением сотрудников и т.д.

Оценка качества учебно-образовательного процесса – качество учебных программ, планов, расписаний занятий, состава преподавателей, студентов и т.д.

Оценка качества научно-исследовательской деятельности – оценка качественного состава научно-исследовательских работников, качественного использования фондов, выделяемых на исследования и т.д.).

Оценка пути дальнейшего повышения качества деятельности университета, т. е. после выявления и анализа недостатков разрабатываются рекомендации, направленные на улучшение системы, способы их внедрения и контроля над ходом реализации.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы улучшить систему в целом, а не устранять недостатки. Речь идет, следовательно, о разработке такой системы, в которой все элементы взаимосвязаны, взаимозависимы и работают на достижение одной общей цели, а сама эта система является одним из основных звеньев в общей структуре управления учебным заведением. [ Каменская Е. Выступление 12-13 марта 2001 г. в Российском университете дружбы народов на “круглом столе” по проблемам качества высшего образования: «Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте»). // Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 6. — С. 22—23.] .

Обеспечение качества вузовского образования определяется, с одной стороны, заказом организаций на подготовку, с другой, – высокими требованиями к специалистам, и решение этой двуединой задачи заключено в двух основных проблемах: во-первых, требования к специальной подготовке у различных заказчиков разные, а, во-вторых, – как наиболее эффективно распорядиться свободой, которой располагают сегодня вузы, для обеспечения заказанного уровня (качества) специалиста.

Некоторых заказчиков вполне устроил бы специалист с хорошей фундаментальной подготовкой, а практические навыки он мог бы получить по месту работы. Другие готовы вкладывать средства, предоставлять базу для практической подготовки, выделять специалистов для чтения каких-то конкретных курсов, но хотят, чтобы профессиональные знания обеспечивал вуз. Таким образом, диапазон требований, предъявляемых заказчиком, достаточно широк, что означает только одно: нужно искать гибкую систему, предоставляющую возможности подготовки не только массового специалиста, но и специалиста под конкретный заказ предприятия.

Относительная же свобода и самостоятельность вуза может использоваться по-разному: для развития системы индивидуальной работы с разными заказчиками и создания предпосылок для индивидуальной подготовки элитного специалиста; для минимизирования ресурсов при решении основной задачи – подготовки массового специалиста. Иными словами, учебные заведения очень по-разному используют эту свободу. В итоге люди, окончившие разные вузы, отличаются своей подготовкой кардинальным образом. [ Пузанков Д. . Выступление 12-13 марта 2001 г. в Российском университете дружбы народов на “круглом столе” по проблемам качества высшего образования: «Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте»). // Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 6. — С. 15.] .



Назад


Hosted by uCoz