Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
9. СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО И/ИЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
9.1.
Понятие «качество образования»
Проблема
качества принадлежит к числу основных задач, стоящих перед высшим образованием
в быстроменяющемся мире. Проблема качества включает решение таких тем как: качество
персонала и программ, качество подготовки студентов, качество инфраструктуры и
учебной среды. [ Реформа и развитие высшего образования.
Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 7] .
“Качество
высшего образования является понятием, характеризующемся многочисленными
аспектами и в значительной мере зависящим от контекстуальных рамок данной
системы, институциональных задач или условий и норм в данной дисциплины…
Понятие качество охватывает все основные функции и направления деятельности в
этой области: качество преподавания, подготовки и исследований, а это означает
качество соответствующего персонала и программ, и качество обучения как
результат преподавания и исследований. Однако следует признать, что процесс
поиска «качества» носит многосторонний характер и выходит за рамки узкого
толкования учебной роли различных программ. Поэтому оно подразумевает также
уделение внимания вопросам, имеющим отношение к качеству подготовки студентов,
инфраструктуры и учебной среды. Все эти вопросы, связанные с качеством, наряду
с надлежащим стремлением к хорошему руководству и управлению, играют важную роль,
в определении характера функционирования того или иного конкретного учебного
заведения, оценке его деятельности и формировании «институционального имиджа». "
[ Реформа и развитие высшего образования. Программный
документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 35-36] .
Качество
персонала и программ: проблемы стратегии и тактики повышения квалификации
персонала в области высшего образования.
«Крайне
важно, чтобы политика и практические меры в отношении академического персонала
соответствовали конкретным академическим целям и четким этическим критериям,
особенно в том, что касается набора и продвижения по службе...
Анализ
качества академического персонала, который должен быть одним из необходимых
условий для обновления преподавания и исследований, включает следующие основные
вопросы:
–
Надлежащее распределение средств и задач, составляющих рабочую нагрузку
академического персонала, то есть преподавание, наставничество, проведение
научных исследований, участие в руководстве, управлении и административной
деятельности учреждения, а также в оказании услуг обществу.
–
Соответствующее признание вышеупомянутых деятельностей с точки зрения ее
финансовых и неденежных аспектов»
-
Политика, стратегия и практика набора и повышения квалификации персонала, как
неотъемлемая часть национальной и/или институциональной политики в области
высшего образования» (вопросы договоров в отношении занятости, процедуры
продвижения по службе и т.п.)
«Признание
оценки, которая может принимать такие формы, как самооценка, оценка коллегами или
внешняя оценка, следует считать важнейшим элементом общей политики повышения
квалификации персонала в области высшего образования.» [
Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во
ЮНЕСКО, 1995, с. 36 37] .
Качество
подготовки студентов: проблемы доступа к высшему образованию; качества
контингента учащихся (взаимосвязь между высшим и средним образованием),
диверсификации и основательности программ обучения, качества консультирования
учащихся, воспитания гражданской ответственности.
«С
появлением массового высшего образования необходимо начать серьезное обсуждение
ряда основополагающих вопросов, касающихся доступа к высшему
образованию»…Массовое высшее образование ставит ряд принципиальных вопросов:
«−
Какие механизмы позволяют обществу обеспечить массовое высшее образование для
соблюдения принципа социальной справедливости?
−
Каким образом можно поддерживать качество в системе массового высшего
образования?…
…В
связи с проблемой увеличения численности и категорий студентов, лица,
разрабатывающие политику, и учебные учреждения пришли к очевидному решению
диверсифицировать программы и квалификации; и создать в рамках непрерывного
процесса высшего образования ряд уровней, достигнув которые можно поступать в
высшие учебные заведения и покидать их. Разработка основательных программ
обучения на университетском, послеуниверситетском уровне, подготовки персонала
и повышения профессиональной квалификации представляется одним из путей
повышения общего качества контингента студентов в том или ином конкретном
учебном заведении.
…Существует
общее мнение в отношении того, что качество подготовки студентов в высшем
образовании зависит в первую очередь от способностей и мотивации тех, кто
завершает среднее образование и желает продолжить обучение на более высоком
уровне, при этом возникает необходимость пересмотра взаимосвязей между высшим и
средним образованием.» [ Реформа и развитие высшего образования.
Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 37] .
Качество
инфраструктуры и учебной среды: проблемы организации институциональной культуры
вуза, роли и качества библиотек, поддержания национального и всеобщего
культурного и архитектурного наследия.
Качество
«физической учебной среды» вуза (охватывающая всю совокупность условий, начиная
с подъездных путей, кончая компьютерными сетями и средствами обработки данных)
важно в «контексте институциональной культуры, которая придает большое значение
облику учебного заведения и, или обеспечения единства диверсифицированной в
учебном и социальном отношении сети зданий и или университетских городков…
К одной из областей, которой следует уделить особое
внимание, относятся библиотеки… Библиотека уже не является лишь местом, где
регулярно собираются, каталогизируются и сохраняются книги… Все в большей мере
она становится «нервным узлом», обеспечивающим взаимодействие между теми, кто
предоставляет информацию, и ее пользователями, от которого в значительной
степени зависят современное обучение, преподавание и исследования.» Библиотека
− интеллектуальная среда. [ Реформа и развитие
высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 38]
.
9.2.
Зарубежные системы управления качеством высшего и/или университетского
образования
«Крайне
важно отметить, что основная цель «оценки качества» заключается в улучшении
деятельности учебных заведений, а также всей системы в целом.» «Работу по
оценке и повышению качества следует начинать с преподавательских и научных
кадров, создавая им условия для активного участия в этом процессе, учитывая их
основополагающую роль в деятельности высших учебных заведений. Основу политики
развития людских ресурсов, особенно в вопросах, касающихся набора и служебного
роста, должны составлять четкие принципы и ясно сформулированные задачи. Особое
внимание при этом следует уделять необходимости организации дослужебной
подготовки и повышения квалификации без отрыва от основной работы
преподавательского состава и созданию более строгих механизмов отбора и подготовки
административных и управленческих кадров в области высшего образования». [
Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во
ЮНЕСКО, 1995, с. 36] .
Качество
образования как степень соответствия целям — одна из наиболее работающих
сегодня категорий, на основании которой в международной практике выделяют пять
основных подходов: традиционный, научный, менеджерский, потребительский,
демократический.
Основные
характеристики различных международных подходов к качеству вузовского образования:
–
традиционный подход означает, что обеспечить качество образования – значит,
сделать вуз престижным, потому что по определению выпускник такого вуза
занимает более выгодные позиции на рынке труда;
– научный подход исходит из соответствия стандартам;
– менеджерским предполагает, что качественным может считаться такое
образование, которым удовлетворен клиент;
– потребительский, когда сам потребитель определяет качество, и в результате
любое его желание будет исполнено, а главное – вуз получит за это деньги;
– демократический подход означает, что вуз приносит пользу обществу, тому
региону, где находится. [ Каменская Е. Выступление 12-13 марта
2001 г. в Российском университете дружбы народов на “круглом столе” по
проблемам качества высшего образования: «Обеспечение качества высшего
образования: российский опыт в международном контексте»). // Alma Mater
(“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 6. — С. 16.] .
Сегодня в Европе существуют два взаимодополняющих
подхода к качеству образования: практический, который заключается в определении
качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя – различное
качество, что и диктует необходимость управления качеством), и второй подход,
органически продолжающий первый и касающийся внутренних процессов, протекающих
в рамках образовательного процесса. [ Купцов О. Выступление
12-13 марта 2001 г. в Российском университете дружбы народов на “круглом столе”
по проблемам качества высшего образования: «Обеспечение качества высшего
образования: российский опыт в международном контексте»). // Alma Mater
(“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 6. — С. 15—16.] .
9.3. К
разработке отечественных систем управления качеством высшего и/или
университетского образования
Российское
общество должно быть ориентировано на наивысший уровень качества образования,
достигнутый в мире, и на наиболее высокие нормы и требования финансового,
материально-технического, интеллектуального и информационного обеспечения
функционирования образовательной системы в расчете на одного учащегося. [
Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах
высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии,
Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы:
Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /
НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 48.] .
В
условиях глобализации и интернационализации практически всех сфер социального
бытия современный конкурентоспособный университет должен иметь отлаженную
систему управления качеством своего образования, которая включает в себя
компоненты: а) оценка качества работы университета в целом, б) оценка качества
учебно-образовательного процесса, в) оценка качества научно-исследовательской
деятельности, г) оценка пути дальнейшего повышения качества деятельности
университета.
Оценка
качества работы университета в целом – насколько хорошо он функционирует,
насколько слаженно работают его структурные подразделения и эффективна система
управления, как используются механизмы разрешения конфликтных ситуаций; сюда же
входят и чисто административные вопросы, связанные с приемом на работу и
увольнением сотрудников и т.д.
Оценка
качества учебно-образовательного процесса – качество учебных программ, планов,
расписаний занятий, состава преподавателей, студентов и т.д.
Оценка
качества научно-исследовательской деятельности – оценка качественного состава
научно-исследовательских работников, качественного использования фондов,
выделяемых на исследования и т.д.).
Оценка
пути дальнейшего повышения качества деятельности университета, т. е. после
выявления и анализа недостатков разрабатываются рекомендации, направленные на
улучшение системы, способы их внедрения и контроля над ходом реализации.
Таким
образом, основная задача состоит в том, чтобы улучшить систему в целом, а не
устранять недостатки. Речь идет, следовательно, о разработке такой системы, в
которой все элементы взаимосвязаны, взаимозависимы и работают на достижение
одной общей цели, а сама эта система является одним из основных звеньев в общей
структуре управления учебным заведением. [ Каменская Е.
Выступление 12-13 марта 2001 г. в Российском университете дружбы народов на
“круглом столе” по проблемам качества высшего образования: «Обеспечение
качества высшего образования: российский опыт в международном контексте»). //
Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 6. — С. 22—23.] .
Обеспечение
качества вузовского образования определяется, с одной стороны, заказом
организаций на подготовку, с другой, – высокими требованиями к специалистам, и
решение этой двуединой задачи заключено в двух основных проблемах: во-первых,
требования к специальной подготовке у различных заказчиков разные, а,
во-вторых, – как наиболее эффективно распорядиться свободой, которой
располагают сегодня вузы, для обеспечения заказанного уровня (качества)
специалиста.
Некоторых
заказчиков вполне устроил бы специалист с хорошей фундаментальной подготовкой,
а практические навыки он мог бы получить по месту работы. Другие готовы
вкладывать средства, предоставлять базу для практической подготовки, выделять
специалистов для чтения каких-то конкретных курсов, но хотят, чтобы
профессиональные знания обеспечивал вуз. Таким образом, диапазон требований,
предъявляемых заказчиком, достаточно широк, что означает только одно: нужно
искать гибкую систему, предоставляющую возможности подготовки не только
массового специалиста, но и специалиста под конкретный заказ предприятия.
Относительная же свобода и самостоятельность вуза
может использоваться по-разному: для развития системы индивидуальной работы с
разными заказчиками и создания предпосылок для индивидуальной подготовки
элитного специалиста; для минимизирования ресурсов при решении основной задачи
– подготовки массового специалиста. Иными словами, учебные заведения очень
по-разному используют эту свободу. В итоге люди, окончившие разные вузы,
отличаются своей подготовкой кардинальным образом. [
Пузанков Д. . Выступление 12-13 марта 2001 г. в Российском университете дружбы
народов на “круглом столе” по проблемам качества высшего образования:
«Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте»).
// Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 6. — С. 15.] .