Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор № 3 (январь - июнь 2002 г.) "Многоуровневая система высшего и университетского образования"

 

3. ЦЕЛОСТНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ В ВЫСШЕМ И/ИЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО И/ИЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

3.1. Экспертные оценки ситуации в высшем и/или университетском образовании

Революционные перемены в информационных технологиях позволили высшему образованию расширить свои возможности за рамки традиционных областей академической подготовки, и применение науки уже не рассматривается как чистый трансфер от университетского исследования к обществу: оно представляет собой сложный интерактивный процесс, требующий кооперации усилий самых различных исследовательских структур и потребителей, что и объясняет многие из тех перемен, которые недавно произошли в учебных заведениях.

«За последнее время выросла численность студентов, а их контингент стал значительно более диверсифицированным. В аудитории пришли «молодые взрослые» — люди, которым под 30 лет; выросло и число тех, кто возвращается в высшие учебные заведения, чтобы пополнить или обновить свои знания; наконец, появился новый тип учащихся, стремящихся извлечь выгоду из возможностей обучения. Но, хотя цели таких студентов часто обусловлены необходимостью решения профессионального круга задач или связаны с рынком труда, этим дело не ограничивается.

Эти новые группы учащихся в будущем тоже не станут исключением, напротив, скорее, правилом. Фактически, традиционный студенческий путь, с одной стороны, и путь новых учащихся, с другой, — это разные стороны одной образовательной дороги, объединить которые удастся, если обучение будет рассматриваться как активный процесс, охватывающий всю жизнь человека». Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 16].

Быстрое изменение рабочих мест (по мере осуществления инноваций и социального развития), приводит к осознанию студентами своего будущего, связанного с переобучением и переквалификацией, что приводит к требованию, чтобы учили их не столько хорошо известному и апробированному, сколько прежде всего учили учиться.

«В одних случаях и в некоторые периоды учебы студенты стремятся изучать научные дисциплины, в других — нуждаются в методах и знаниях, которые необходимы не только для выполнения работы, но и для того чтобы вписаться в иерархию трудового рынка. Итак, студенты должны научиться правильно строить свое поведение в профессиональной жизни, осуществлять нововведения, знать подходы к тому кругу проблем, с которыми им придется столкнуться в будущем и т.д. Другими словами, нужно обеспечить условия не только для интеллектуальной их подготовки, но и для обретения ими компетентности». [Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 16].

Информационно технический прогресс выдвинул знание в центр социально-экономического развития, поэтому учебным заведениям предстоит выйти на инновационную модель, связанную с преобразованием результатов исследований в условия роста, и в этом контексте вузы становятся, следовательно, агентами экономического развития своих обществ, регионов и даже континентов.

Когда требования к высшему образованию определены и есть, с одной стороны, люди, готовые оплатить доступ к знанию, а с другой, — учреждения, предлагающие образовательные услуги, возникает рынок образования. Вместе с тем на фоне этого очевидного факта более важным оказывается то обстоятельство, что высшее образование становится и областью продуктивной деятельности, т.е. сектором, обеспечивающим результаты, которые используются обществом в целом и, как представляется, сам по себе этот факт окажет более долговременное воздействие на учебные заведения, чем собственно возникновение рынка». [Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 16].

Развитие сферы услуг в направлении индустриальной организации заставляет вузы выступать в роли провайдеров этих услуг, что явно приводит к росту приоритета переговоров с ОАТ5 (Общее соглашение по торговле и услугам), а также к увеличивающемуся числу исследований коммерческих аспектов образования.

«Все эти внешние признаки свидетельствуют о процессах развития, протекающих в самих учреждениях высшего образования. Услуги как индустрия индуцируют поглощение и объединение компаний, сокращение размеров фирм. В некоторых странах такого рода процессы уже рассматривают как часть университетской политики. И все же обращает на себя внимание тот факт, что, по сравнению с общими тенденциями в области развития услуг, университеты, похоже, продолжают "цепляться" за традиционную практику. Контраст между этими двумя полюсами понимания не может не поражать, если речь идет о поиске собственной, оптимальной, внутренней концепции поведения университета». [Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 17—18].

Территориальная и географическая мобильность студентов инициирует возникновение встречной, вертикальной, т. е. , по мере интеграции рынка труда, физическая или виртуальная мобильность станет правилом, а не исключением, хотя на пути роста мобильности все еще немало преград, которые задевают самых слабых и которые требуют различных усилий для их преодоления.

Параметры подобных усилий следующие:

«— информированность и прозрачность, которые позволили бы оценивать учебные возможности вузов и их соответствие требованиям заинтересованных сторон;

— конвергентность и совместимость учебных планов, особенно с точки зрения требований вертикальной мобильности;

— защиту интересов учащихся, граждан и фирм признанием, качественной оценкой и координирующей аккредитацией, будь то на европейском или транснациональном уровнях;

— число грантов и стипендий, которые бы следовали за бенефициариями через административные границы». [Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 18].

В современных условиях, когда знание обладает вполне реальной стоимостью, а никакая нация не может обеспечить полный охват всех аспектов современного знания, молодежь Европы менее озабочена национальными различиями, а более — приобретением квалификации, открывающей доступ на рынок труда и пользующейся международным признанием. [Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 19.

Одним из результатов интеграционных процессов в европейской системе высшего образования явилось создание осенью 1999 г., наряду с Ассоциацией европейских университетов и другими международными объединениями высших учебных заведений, новой организации – Европейской академической сети деканов (DEAN – Deans’ European Akademic Network), основной задачей которой является обмен опытом и информацией в целях нахождения новых решений современных проблем высшего образования и более глубокого понимания современных управленческих стратегий.

«С инициативой создания DЕАN выступил Европейский центр по стратегическому управлению университетами (ESMU – European Centr for Strategies) – международная организация, расположенная в Брюсселе. 4-6 октября 1999 г. ESMU организовал в Барселоне первую конференцию деканов европейских университетов, на которую приехали 80 представителей из 18 университетов.

DЕАN организует конференции и семинары, обеспечивает обучение и профессиональное развитие своих членов. Академическая сеть деканов осуществляет и внешнюю деятельность: инициирует дискуссии по ключевым вопросам факультетского менеджмента с целью публикации концептуальных статей и влияния на тех, кто принимает решения в правительстве или посреднических организациях (CRE или ESF). Уделяя внимание вопросам менеджмента, Сеть тем самым дополняет работу существующих национальных (европейских) ассоциаций деканов (которые изначально сосредоточены на учебных дисциплинах), и взаимодействует с ними.

Для решения своей основной задачи — обмена опытом и информацией — DЕАN не только организует ежегодные конференции и семинары, но и выпускает бюллетень. Интересная форма обмена опытом и работа «дублером» в университете декана-коллеги («shadowing»).

В настоящее время DЕАN насчитывает 185 членов из 31 страны. Россия представлена всего четырьмя участниками. Кроме очевидных и понятных причин такого «слабого» представительства российских деканов (например, финансовых), следует отметить и обычную неосведомленность». [Грудзинский А. DЕАN - Европейская академическая сеть деканов // Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 5. — С. 15.].

Современная реконструкция высшего образования в Центральной и Восточной Европе проходит под знаком «западноевропейской (в меньшей мере североамериканской) модели», т. к. «академический и административный персонал с сильной ориентацией на Запад или прямым опытом высшего образования на Западе выступает в числе наиболее последовательных сторонников реформ, в то время как те, чей опыт ограничен старой системой, чаще пассивны, занимают скептическую или последовательно негативную по отношению к преобразованиям позицию», и в основе всех этих процессов лежит ряд причин.

Характер современной реконструкции высшего образования в Центральной и Восточной Европе обусловлен следующими причинами:

«Во-первых, во время коммунистического периода истории Запад был как бы “другим берегом”, – центром надежд для тех, кто выступал против прежнего режима или сопротивлялся ему. Когда «железный занавес» рухнул, тоска по Западу смогла выразиться в форме восхищения или имитации его ценностей.

Во-вторых, Запад … демонстрировал примеры свободных учреждений, в том числе … и университетов. Так что, вполне естественно, эти учебные заведения стали образцом для реформирования тоталитарных структур, унаследованных от коммунистического режима», а «идентификация с Западом выступила как бы в роли нормы.

В-третьих, движение в сторону Запада представляло собой попытку повторно включить университеты Центральной и Восточной Европы в процесс», понимаемый в Центральной и Восточной Европе как интернационализация, а на Западе – как глобализация, «который теперь, вслед за Болонской декларацией 1999 г., получил название «Общеевропейского пространства высшего образования».

В-четвертых, Запад воспринимается и как источник финансирования, необходимого для реконструкции. [Питер Скотт. Реформы высшею образования в странах Центральной и Восточной Европы: попытка анализа // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — №8. — С. 52.].

Основные проблемы Российского высшего профессионального образования: доступность высшего образования для способной молодежи , падение качества, низкая эффективность.

«В настоящее время дети из малообеспеченных слоев населения, из отдаленных регионов России не имеют средств даже для поездки на вступительные экзамены. Кроме того, практически при всех вузах сложилась система репетиторства, платных курсов, «договорных» школ, ограничивающая доступ способной молодежи из других регионов страны».

Падение качества высшего образования «связано с: недофинансированием учебно-лабораторной и материальной базы вузов; низкой оплатой труда преподавателей; введением платного высшего образования; открытием многочисленных негосударственных вузов и филиалов государственных без адекватного кадрового, учебно-методического и материального обеспечения.

Факторы низкой эффективности высшего образования: «с одной стороны, многие выпускники вузов не могут трудоустроиться — они плохо востребованы по своим специальностям, а с другой, — значительная доля молодых специалистов не идут работать в нужные народному хозяйству отрасли; сохраняется существующая десятилетиями, характерная для плановой экономики, система планирования приема в вузы «от достигнутого», без конкурсного распределения государственного заказа на подготовку специалистов; сложилась несправедливая система платного образования (и в государственных, и негосударственных вузах), при которой плата за обучение не связана ни с тем, как учился абитуриент в школе, ни с результатами, показанными на вступительных экзаменах, ни с материальным положением учащегося или его семьи. [Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 9. — С. 19—20.].

В постановке «проблем финансирования в разных странах есть немало общего», и «сегодня все высшее образование стоит перед необходимостью решения» ряда проблем.

Многим странам необходимо решить четыре основные проблемы:

1. Свертывание госбюджетного финансирования и резкое сокращение ресурсной базы учебных заведений вынудило их заняться поиском «альтернативных» источников своего обеспечения.

2. Как следствие, высшее образование теперь в значительной мере зависит от «внешней» поддержки — со стороны западных фондов, компаний, правительств (и ЕС). При этом создается угроза импорта несоответствующих этим странам моделей и решений (ценностей в том числе).

3. Возникли серьезные расхождения в условиях финансирования между такими направлениями подготовки, как предпринимательство, менеджмент и информационные технологии (которые достаточно просто профинансировать из альтернативных источников), и подготовкой в области фундаментальных, гуманитарных и точных наук, в значительной мере зависящей от бюджетного финансирования.

4. Все более ощущается необходимость создания таких инфраструктур, которые позволили бы вузам заниматься вопросами стратегического финансового планирования, определения собственной политики в области доходов и расходов, удовлетворения запросов внешних потребителей услуг, влияния на развитие предпринимательской деятельности (которая, вообще-то говоря, таит в себе угрозу основным академическим ценностям), обеспечения «прозрачности» финансового менеджмента. [Питер Скотт. Реформы высшею образования в странах Центральной и Восточной Европы: попытка анализа // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — №10. — С. 45.].

Для современной кадровой политики в странах Центральной и Восточной Европы особую важность приобретают три проблемы: 1 относительное падение уровня заработной платы, сопровождающееся ростом нагрузки и возрастающей привлекательностью альтернативных профессий; 2. расширившиеся возможности поиска работы самими преподавателями, сопровождающиеся ростом чувства неуверенности, распространением частичной занятости и т.п.; 3. недоинвестированность программ развития персонала.

Некоторые аспекты относительного падения заработной платы: небольшой количественный рост ППС «ни в коем случае не пропорционален росту числа студентов; «острая нехватка персонала в таких областях знания, как вычислительные и информационные технологии, бизнес, менеджмент, право и т.д.»; «падает и относительная привлекательность академической профессии: в результате перехода к рыночной экономике перед людьми открылись другие, более привлекательные, возможности. Главные причины — низкое жалованье, размеры которого устанавливает правительство, и нехватка жилья».

«Вторая проблема связана с тенденцией, свидетельствующей о том, что академическая карьера утрачивает признаки надежной: слишком многие преподаватели ощущают нестабильность своего положения. … Распространенной становится практика одновременной работы в нескольких местах».

«Третья проблема — недоинвестирование, — связанная с необходимостью переподготовки большого количества преподавателей, до 1989 г. решалась более целенаправленно. Сейчас в лучшем положении оказались управленцы старшего звена И понятно почему: в условиях восстановления автономии и масштабных преобразований основная тяжесть легла на плечи старших университетских менеджеров, остальные же категории работников как бы отошли на второй план. Стоит отметить и такой весьма примечательный факт: в рассматриваемом регионе педагогическая подготовка вузовских преподавателей все еще продолжает оставаться новинкой, а в некоторых странах для нее вообще нет никаких условий. [Питер Скотт. Реформы высшею образования в странах Центральной и Восточной Европы: попытка анализа // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — №10. — С. 47—48.].

В современных социальных условиях «образование становится товаром на рынке образовательных услуг», что влечет за собой практически все основные атрибуты, характерные для любого товара (образовательной услуги), которые плохо учитываются, а во многом – вообще не учитываются в реальной образовательной политике системы образования и ее учебных заведений.

«По большому счету, судьба выпускников сегодня совершенно не волнует руководителей высших учебных заведений (и государственных, и уж тем более негосударственных), хотя, по идее, в первую очередь именно они должны были бы нести ответственность за своих питомцев… В большинстве случаев картина абсолютно безрадостная: «выпустили» специалистов, а что с ними происходит, не ведают. Цинизм же ситуации прежде всего в том, что часто вузы буквально «пробивают» свои планы приема во имя самого приема (ведь финансируется как раз прием), хотя заведомо известно: такое количество специалистов не понадобится… В итоге около 70 % вузовских выпускников не находят себе места по специальности, что признает и Министр образования В Филиппов. «Наше нынешнее образование очень плохое в его практической направленности» (Аргументы и факты. — № 16)» [Микуленко Т. Образование как товар (Обозрение) // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — №10. — С. 50—51.].

На сегодняшний день «ценность образования опять выходит на первый план,…однако в перспективе социологи прогнозируют возможное снижение образовательного уровня молодежи» за счет ее оттока по различным причинам из учебных заведений, а также явных противоречий между провозглашенной и реальной политикой в сфере российского образования.

Наряду с ростом интереса к получению высшего образования «усиливается тенденция к увеличению числа подростков и молодых людей, покидающих учебные заведения по материальным и другим причинам (невостребованность ряда профессий на рынке труда и т. п.). Налицо противоречие между формальным курсом на демократизацию российского общества, на претворение в жизнь конституционного права на образование, с одной стороны, и тенденцией фактического ограничения права получения качественного образования – с другой. По данным исследований, проведенных группой ученых Института социологии РАН под руководством В. Шубкина и Д. Константиновского, шансы на поступление в вузы у детей руководящих работников увеличилась (62 % поступивших), в то время как доля детей служащих, рабочих и крестьян, поступивших в вузы в 90-е гг., составила 30 %». [Ушакова М.В., Дорофеева Г.А. Молодежь в современном российском обществе. – М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.2. – М., — 2002. – С. 17.].

«Поскольку образование неразрывно связано со становлением и развитием современной цивилизации, состояние образовательной среды нынешнего российского общества позволяет говорить о… медленном «умирании» системы образования» в результате прекращения финансирования многих научно-технических и инновационных программ, сокращения ассигнований на науку и высшее образование и вследствие чего, – чрезвычайного обострения проблемы “утечки умов”».

«…Под предлогом повышения эффективности прикладных научно-исследовательских работ в 1997 г. было прекращено финансирование 109 межвузовских научно-технических и инновационных программ. В бюджете на 1998 г. размер ассигнований на науку и высшее образование был запланирован соответственно на уровне 2,6 и 2 % вместо положенных 4 и 3 % от его расходной части, что предусматривается законом РФ “О науке и государственной научно-технической политике”. Расходы на НИОКР сократились в 1992-1998 гг. в 40 раз, на научные исследования – в 15 раз. Как отмечалось на съезде товаропроизводителей России в феврале 1998 г., к концу XX столетия Россия подошла к рубежу, за которым начинается процесс утраты научно-технической и технологической независимости.

В связи с этим в последние годы остро стоит проблема “утечки умов” (интеллектуальной эмиграции), т. е. исхода из России научной и другой творческой интеллигенции, создателей и основных носителей духовных, культурных, научных и иных ценностей – элиты общества, которая в значительной степени определяет его культурный, научно-технический и социально-экономический прогресс, вклад в общемировую цивилизацию. Этот процесс, как правило, связан с прекращением деятельности в стране – “доноре” на достаточно длительный период. [Ушакова М.В., Дорофеева Г.А. Молодежь в современном российском обществе. – М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.2. – М., — 2002. – С. 17—18.].

«Объективные условия, конкурентная борьба на мировых рынках, требования научно-технического прогресса вынуждают развитые страны изыскивать эффективные механизмы, обеспечивающие повышение качественного уровня подготовки специалистов высшей квалификации» и «именно в сфере высшего профессионального образования высокоразвитых стран сейчас наблюдаются чрезвычайно интересные позитивные процессы и инновации».

Современные позитивные процессы в сфере высшего образования высокоразвитых стран:
– «развитие систем высшего профессионального образования в макроструктуре "образование - наука - производство";
– диверсификация функций различных вузов в соответствии с избранной моделью специалиста;
– совершенствование многоступенчатой структуры вузовской системы;
– концентрация подготовки кадров высшей квалификации в базовых вузах инновационно-исследовательской направленности;
– интенсивное развитие непрерывного образования;
– совершенствование разнообразных форм последипломного обучения;
– организационное обеспечение научных исследований в области высшего образования;
– всесторонняя интенсификация учебного процесса, в частности, путем переноса основного акцента на самостоятельную работу студентов, которая в большинстве вузов развитых стран стала основной формой учебной работы;
– усиление роли индивидуализированных форм учебной работы;
– разработка и внедрение новаторских подходов к подготовке специалистов, новых активных методов и технических средств обучения».
[Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 2.].

Позитивные изменения и инновационные процессы в системах высшего профессионального образования произошли в сфере стратегических целей и образовательной политики.

К позитивным изменениям в сфере стратегических целей и образовательной политики можно отнести следующие:

– Повышение роли и значения высшего образования в современном обществе как важнейшего социального института, оказывающего позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Значительное совершенствование системной взаимосвязи высшего образования со всеми государственными и общественными системами (в отличие от наших издержек в этой области, связанных с традиционной бюрократической ведомственностью), чему способствует эволюционное развитие образовательных систем без революционных потрясений и скачков. Существенное расширение масштабов развития систем высшего образования, которые стали еще более демократичными, открытыми и доступными.

– Повышение престижа образования, особенно высшего, в общественном сознании.

– Усиление связей вузов с наукой и производством в интересах научно-технического прогресса. Заметное расширение масштабов научных исследований в университетах (вузах), что обеспечило развитие основных проблемных направлений в области технических, естественных и гуманитарных наук, а также способствовало созданию исследовательских университетов.

– Увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему высшего образования. Доля ВНП в развитых странах, отводимая на высшее образование, составляет 5-7%.

– Перестройка системы высшего профессионального образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий.

– Совершенствование системы аккредитации вузов в целях обеспечения высокого качества высшего образования.

– Расширение международного сотрудничества в области образования, совершенствование системы международных сравнений качества образования, особенно высшего. [Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 7, 9.].

Позитивные изменения и инновационные процессы в системах высшего профессионального образования произошли в сфере структурной перестройки систем высшего образования.

В сфере структурной перестройки систем высшего образования развитых стран произошли следующие изменения.
– Повышение потенциала образовательной инфраструктуры и доступности высшего образования (в 1-2 раза).
– Университизация высшего и высшего профессионального образования (высшей технической школы).
– Быстрый рост численности специалистов по новым направлениям развития науки и техники, особенно по новым специальностям в области управления, ЭВТ, информатики, биотехнологии, робототехники и другим новым направлениям.
– Ускоренное развитие естественнонаучного и инженерного образования.
– Диверсификация высшего профессионального образования, создание сети вузов, ориентированных на подготовку специалистов для производственной сферы. Число таких вузов к 2000 г. возросло в 2-3 раза.
– Создание нетрадиционных вузов с обучением на основе новых информационных технологий (технические и технологические университеты, вузы с коротким циклом обучения и др.).
– Усиление фундаментализации образования и расширение профиля подготовки специалистов.
– Обеспечение образовательной справедливости для лиц послешкольного возраста (обучающихся в системе высшего образования и послевузовской подготовки).
[Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 10.].

Позитивные изменения и инновационные процессы в системах высшего профессионального образования произошли в области влияния высшего образования на основные социально-экономические структуры и сферы общественной деятельности.

Позитивными изменениями в области влияния высшего образования на основные социально-экономические структуры и сферы общественной деятельности являются:
– Усиление воздействия на рынок труда путем создания новых технологий и открытия новых областей общественной деятельности.
– Децентрализация управления и расширение автономии вузов.
– Усиление влияния на социальную сферу общества, на изменение принципов организации производства и на общественные (международные) связи.
– Возрастание научной функции системы высшего образования. В развитых странах вузы выполняют от 14 до 24% объема всех НИР в денежном выражении.
[Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 10—11.].

Позитивные изменения и инновационные процессы в системах высшего профессионального образования произошли в области повышения качества и эффективности высшего образования.

К нововведениям и инновациям в области повышения качества и эффективности высшего образования можно отнести такие, как:

– Активизация усилий, направленных на повышение качества высшего образования. Распространение движения за обеспечение и гарантирование высокого качества высшего образования.

– Переход к новаторскому высшему и высшему профессиональному образованию, обеспечение его всемерной модернизации и сбалансированности (адекватность, многообразие, гибкость, мобильность, экономичность, новое содержание, проектирование новых типов вузов и образовательных структур).

– Значительное повышение роли педагогического и психологического обеспечения в достижении эффективности и качества высшего образования.

– Интенсификация высшего образования. Создание и освоение новых педагогических технологий, основанных на концепциях и принципах системного моделирования, инновационных методах обучения.

– Активизация работ по обновлению классической модели высшего образования в связи со все более проявляющимся кризисом образования в мире.

– Совершенствование системы оценки функционирования образовательных систем, международных сравнений качества образования и высшего образования в особенности. [Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 11.].

Суть современного кризиса зарубежного и отечественного образования, связанного с НТР, интеллектуализацией труда "заключается в несоответствии современных систем образования со всеми их ведущими элементами (цели, структура, содержание, методы обучения)… социальным представлениям о личностных приоритетах обучаемых".

"Научно-техническая революция, вызвавшая интеллектуализацию труда, значительно трансформировала социальные представления о личностных приоритетах обучаемых, выдвинув на первое место образованность, непрерывность самообучения, креативность, самостоятельность Но эти приоритеты вступили в противоречие с существующей педагогической системой, сложившейся в промышленную эпоху и ориентированной главным образом на запоминание, воспроизведение и исполнение, что привело к снижению качества общеобразовательной фундаментальной подготовки специалистов в США, ФРГ, Франции, Японии.

У специалистов с высшим образованием, как правило, отсутствует необходимый уровень фундаментальной профессиональной подготовки. Отмечается также узкая профессионализация при обучении студентов в большинстве вузов США, ФРГ и Японии. Потребители высшего образования развитых стран (студенты, руководители производственных объединений и фирм) в ряде случаев не удовлетворены деятельностью своих национальных систем образования. Особую тревогу в этих странах вызывает также снижение интереса к науке и технике у нового поколения". [Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 31—32.].

К "общим условиям и факторам, предопределяющим позитивное развитие высшего профессионального образования в развитых странах" являются: "устойчивое развитие экономики, рост наукоемких производств,… глубокое понимание … роли, места и значения образования" в современной жизни общества,… "интенсивный рост объема научной и технической информации,… быстрая смена технологий,… постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве,… особое внимание …научным исследованиям, ведущимся на стыке различных направлений наук,.. повышение благосостояния и денежных доходов населения, что способствует росту платежеспособного спроса на образовательные услуги". [Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 33—35.].

3.2. Приоритеты образовательной политики, рекомендации по общей стратегии развития высшего и/или университетского образования

Университеты должны планировать свое будущее, стараясь преобразовать существующую ситуацию, но не путем создания новых структур и введению новых подразделений, действующих наряду с традиционными, без преобразования последних, т. к. такое разнородное наложение влечет за собой появление сложных методов управления, требующих профессиональной бюрократии, что отнюдь не является выходом на подлинное решение проблем. [Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 19].

Политика, выражающая тенденцию к исчезновению межинститутских границ, связанную со стремлением европейцев к интеллектуальному единству, единому рынку товаров и капитала, должна быть продуманной, способной сбалансировать действие различных тенденций, представляющих вызовы для университета, т. е. способной разрешать противоречия. [Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 20].

Если университет необходим обществу как гарант его прогресса, то политика и роль правительств состоит в поддержании движения университетов к социально значимым целям; формирования у них чувства социальной ответственности за качественные показатели, определяемые обществом.

Правительственная политика должна быть прозрачной. В противном случае университеты, наделенные более широкой автономией в контексте отсутствия реальной структурной реформы, подвергнутся риску, что уже и наблюдается в некоторых странах, где изменения происходили с оглядкой на правовые нормы, а не социальные процессы. [Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 20—21].

Начиная с XIX в. предпринимались огромные усилия, чтобы сделать начальное и среднее образование общедоступным, что становится аналогичным и в области образования высшего, хотя на практике задача всеобщего высшего образования будет решаться нетрадиционно: в форме образования на протяжении всей жизни. [Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво. // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 21].

Актуальными задачами современной социологии образования являются: 1) исследование стратегической ориентации образовательной практики, ее ценностей и приоритетов (концепция национального образования); 2) снижение роста негативных тенденций в сфере российского образования (сокращение числа ПТУ и техникумов, а также численности студентов, невостребованность выпускников вузов на рынке труда); 3) преодоление разрыва между потребностями в высшем образовании и сужением пространства для их реализации; 4) приостановка и снижение роста “утечки мозгов”; 5) интеграция страны в международное научное сообщество, участие в разработке международных научных проектов и их осуществления в российских научных учреждениях. [Ушакова М.В., Дорофеева Г.А. Молодежь в современном российском обществе. – М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.2. – М., — 2002. – С. 17—18.].

«Три основные тенденции, общие для систем и учебных заведений высшего образования повсюду в мире: количественный рост при сохраняющемся неравенстве на межгосударственном и межрегиональном уровне в плане доступа к образованию, диверсификация институциональных структур, программ и форм обучения и финансовые трудности» . [Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 7].

«Деятельность в области высшего образования в условиях происходящих в мире изменений должна осуществляться под тремя девизами, которые определяют ее роль и функции на местном, национальном и международном уровнях: соответствие требованиям современности, качество и интернализация».

“Среди основных задач высшего образования в быстроменяющемся мире можно выделить три главных направления:

– соответствие требованиям современности — роль и место высшего образования в обществе, его миссия и функции, программы, содержание и системы его обеспечения, а также вопросы равенства, подотчетности и финансирования, с уделением особого внимания вопросам академической свободы и институциональной автономии в качестве основополагающих принципов всей деятельности по обеспечению и повышению уровня такого соответствия;

– качество — многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности применительно к высшему образованию;

–- интернационализация — неотъемлемая черта высшего образования, значение которой возросло во второй половине нынешнего столетия.» [Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 8].

Самое серьезное внимание должно быть уделено повышению эффективности фундаментальных научных исследований, осуществляемых в высших учебных заведениях (университетах, академиях), путем их интеграции с фундаментальными исследованиями, проводимыми в институтах академий наук, так как самым надежным средством повышения конкурентоспособности высшей школы, улучшения ее социального и материально-технического положения является продвижение на мировой рынок новейших конкурентоспособных и наукоемких исследований и разработок вузов. [Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 48—49.].

3.3. Университет как научно-образовательно-производственный комплекс. Новые схемы связи образования-науки-производства

Для разрешения проблем образования "сегодня на передний план выступают новые требования — инновационное образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, междисциплинарность образования и научных исследований, тесная связь обучения с потребностями промышленности и экономики, всемерная гуманизация образования", его вариативность". [Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.– М., 2001. – Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. – М., — 2002. – С. 44.].



Назад


Hosted by uCoz