Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. Гусаковский М.А. Центр проблем развития образования БГУ

Издания Центра проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

 

УДК 378.4:101.8

ББК 74.58 У59

 

Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе

 / М.А.Гусаковский, Л.А.Ященко, С.В.Костюкевич и др.; Под ред. М.А.Гусаковского. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с. - (Universitas).

 

Р е ц е н з е н т ы:

доктор философских наук, профессор Н. И. Латыш;

доктор педагогических наук, профессор К. В. Гавриловец

 

А в т о р ы:

М. А. Гусаковский (Предисловие от редактора; 1; 1.4; 2.1; 2.9; Вместо заключения); Л. А. Ященко (1.1); С. В. Костюкевич (1.1); А.В.Харченко (1.2); М. Н. Голубева (1.2); Т. В. Тягунова (1.2; 2.3); М.Ф. Гербовицкая (1.2; 2.2); А. А. Полонников (1.3; 2.6; 2.8; 3.3; Вместо заключения); А. М. Корбут (2.1; 2.4; 2.5); Д. Ю. Король (2.1; 2.2); Н. Э. Бекус-Гончарова (2.2); Е. Ф. Карпиевич (2.7; 3.1); О.И.Шарко (2.7); Ю. Э. Краснов (2.10; 3.2); Т. И. Краснова (2.10; 3.1); Л.Г. Кирилюк (3.1); Д. И. Губаревич (3.1); А. М. Алтайцев (3.4)

 

ISBN 985-485-073-0

 

 

В монографии представлена неклассическая концепция университета, описанная в междисциплинарных аспектах: философском, методологическом, теоретическом, методическим.

Адресуется преподавателям высшей школы, ученым, аспирантам, магистрам и специалистам управления сферы образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ РЕДАКТОРА

 

1. ПРОЕКТ КУЛЬТУРОПОРОЖДАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1. ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТИТУТА ЗНАНИЯ

1.2. ИДЕЯ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

1.3. МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА В БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

1.4. КУЛЬТУРОПОРОЖДЕНИЕ КАК БАЗОВЫЙ ПРОЦЕСС ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С КУЛЬТУРОЙ

 

2. ОПЫТЫ КУЛЬТУРОПОРОЖДАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

2.1. К ОСМЫСЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ

2.1.1. Трансформация современной ситуации

2.1.2. Философские трактовки знания

2.1.3. Априорность знания

2.1.4. Изобретение знания как активность сознания

2.1.5. Знание как знак. Проблема репрезентации

2.1.6. О разных типах предмета науки и предмета культуры

2.1.7. Проблема изменчивости предметностей в разных перспективах

2.1.8. О компонентах образовательного знания

2.1.9. Образовательное знание как задача университетского образования

 

2.2. ДИСКУРС И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

2.2.1. Дискурс и образовательное знание

2.2.2. Субъект и образовательный дискурс

2.2.3. Полидискурсивность и образовательное событие

2.2.4. Полидикурсивность образовательного пространства

2.2.5. Субъективная и культурная идентичности: логика корреляций

2.2.6. Образовательный дискурс и проблема границ

2.2.7. Коммуникация и культурогенез современности: метафоры субъективности

2.2.8. Дискурс и коммуникативные стратегии в образовании

2.2.9. Критическая типология коммуникативных стратегий в образовании

2.2.10. Диалоговая структура образовательного коммуникативного события

 

2.3. ОБРАЗОВАНИЕ КАК РАБОТА С ТЕКСТОМ

2.3.1. Проблематика знания в образовательном процессе: социально-конструкционистская критика в образовании; знание-открытие и знание-изобретение

2.3.2. Специфика конструктивного отношения к знанию: традиционная "метафизика" знания и знание как продукт отношений

2.3.3. Проблематика языка в современном образовательном дискурсе: конститутивный аспект функционирования языка, метафоричность языка в процессе выработки смысла

2.3.4. Проблематика текста в современном образовании: статус текста и практики отношений с текстом, разнообразие подходов к тексту и способов взаимодействия с ним

2.3.5. Парадоксальный аспект функционирования текста в образовании

2.3.6. Интертекстуальность и проблема отношений между практиками чтения и практиками письма

 

2.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ И "ТЕХНОЛОГИИ СЕБЯ"

2.4.1. Телеологический "предрассудок"

2.4.2. Переинтерпретация образовательной субъективности

2.4.3. Практики себя

2.4.4. Нарративизация Я

 

2.5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРОПОРОЖДЕНИЯ

2.5.1. Характеристики образовательных сред

2.5.2. Параметры описания образовательных сред

2.5.3. Типология образовательных сред

 

2.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЕКТИРОВАНИЕ

2.6.1. Смена образа профессионализма

2.6.2. Смыслообразы "проекта"

2.6.3. Космос проекта

2.6.4. Новые задачи высшего образования

 

2.7. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОТ УСВОЕНИЯ К ПОРОЖДЕНИЮ

2.7.1. Индивидуальная образовательная программа как стратегия осуществления учебной деятельности студента в условиях смены образовательных парадигм

2.7.2. Работа студента с собственным опытом

2.7.3. Учебная деятельность проектного типа

2.7.4. Структура проектной деятельности

 

2.8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СМЕНА ОТНОШЕНИЙ

 

2.9. КАЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.9.1. Генеалогия качества

2.9.2.Определение качества: философский контекст

2.9.3. Парадигма "качества" в современном менеджменте

2.9.4. Трансфер качества в образование: социальный и гуманитарный аспекты

 

2.10. СОВРЕМЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ: ДВА ПОДХОДА

2.10.1. От специалиста к профессионалу

2.10.2. От знаний, умений и навыков к компетентностям

 

3. ПРАГМАТИКИ КУЛЬТУРОПОРОЖДАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

3.1. КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

3.1.1. Формы коммуникации в учебном процессе

3.1.2. Что такое интерактивное обучение

3.1.3. Учебное взаимодействие как единица образовательного процесса

3.1.4. Пример интерактивного обучения - кооперативное обучение

3.1.5. Примеры кооперативного обучения

 

3.2. ПРАКТИКА КАК ЕДИНИЦА ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

3.3. ВНЕДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "КОММЕНТАРИЙ"

 

3.4. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.4.1. Информационные технологии как доминирующий инструмент в ДО

3.4.2. Тенденции становления процесса информации

3.4.3. Университет, преподаватель и ИКТ

3.4.4. Изменение субъекта образования в процессе информатизации

3.4.5. ИКТ и технологии образования

3.4.6. Основные направления развития дистанционного образования в условиях информатизации общества

3.4.7. Перспективные типы гуманитарного обучающего ПО

3.4.8. Сопоставление возможностей бескомпьютерного и компьютерного обучения в ДО

3.4.9. Некоторые выводы

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

ОТ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К НЕКЛАССИЧЕСКОМУ

Классический Университет в ситуации неопределенности

"Я-идентичность" в ситуации неопределенности

Культура в ситуации неопределенности

Содержание образования в Неклассическом Университете

Педагогика Неклассического университета

Вместо заключения

 

ЛИТЕРАТУРА



ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА
ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!



Назад


Hosted by uCoz