Многоступенчатое университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. В материалах отражены проблемы эффективности управления процессом подготовки специалистов в условиях структурных реформ высшего (университетского) образования Республики Беларусь, возможности многоступенчатого университетского образования в условиях рынка, приоритеты и стратегии развития учебного процесса и учебной деятельности студентов в изменяющемся университете. Центр проблем развития образования БГУ

Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

 

УДК 378.4 ББК 74.58

М73

 

 

 

 

 

Многоступенчатое университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению

 

 

Материалы четвертой международной научно-практической конференции (Минск, 5-16 мая 2003 г.

 

Белорусский государственный университет.

Центр проблем развития образования

Мн.: Пропилеи, 2003. - 324 с.

 

 

 

ISBN 985-6329-35-3

 

 

В сборнике представлены статьи участников четвертой международной научно-практической конференции «Многоступенчатое университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению».

В материалах отражены проблемы эффективности управления процессом подготовки специалистов в условиях структурных реформ высшего (университетского) образования Республики Беларусь, возможности многоступенчатого университетского образования в условиях рынка, приоритеты и стратегии развития учебного процесса и учебной деятельности студентов в изменяющемся университете.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Гусаковский М.А. Многоступенчатое образование в разных измерениях. (с. 8)

Самохвал В.В. Проблемы разработки и реализации образовательных стандартов для многоступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием. (с. 18)

Яскевич Я.С. Мировоззренческие основания преподавания социально-гуманитарных дисциплин в условиях многоступенчатого университетского образования. (с. 24)

Макаров А.В. Комплексное методическое обеспечение стандартизации социально-гуманитарного образования в вузе. (с. 32)

Буйко Т.Н. Студент в поликультурном мире: кризис идентификации или воскрешение субъекта. (с. 45)

Чайкун С.А. Воспитание с позиции личностно-ориентированного подхода. (с. 51)

Титаренко Л.Г. Приоритеты развития многоступенчатой системы университетского образования в Республике Беларусь. (с. 53)

Крупник С.А. Основные принципы управления университетским образованием в современных условиях Беларуси. (с. 62)

Лабода С.В. Многоступенчатая структура подготовки студентов в вузах Германии: проблемы совершенствования. (с. 66)

Харченко А.В. Многоступенчатая система высшего образования в РБ: возможные проблемы. (с. 74)

Шантарович А.В. Шантарович С.А. Изменение деятельности преподавателя профессиональной школы: проблемы и пути решения. (с. 78)

Ященко Л.А. Проблема внутренней мобильности университетского образования в отношении запросов рынка труда. Результаты социологического интервью с работодателями. (с. 85)

Анищик В.М., Хмельницкий А.И. Организация подготовки специалистов на физическом факультете Б ел госуниверситета. (с. 92)

Клищенко А.П., Граков В.Е., Ермолаев О.П., Литвинов В.В., Покотило Ю.М., Сикорский В.В., Сокольский А.А., Стельмах Г.Ф., Шупляк В.И, Многоступенчатая подготовка специалистов на кафедре атомной физики и физической информатики Белгосуниверситета. (с. 99)

Кремер Е.З., Степанов С.Ю., Сухорукое Л.С. Рефлексивно-инновационная стратегия подготовки менеджеров образования. (с. 103)

Рынков А.Е. Студенты о качестве обучения и воспитания в вузе. (с. 110)

Модофеев В.М., Федюнькина Л.Е. Факультет доуниверситетского образования как начальное звено в подготовке специалистов в БГУ. (с. 116)

Онищенко Н.С., Окунская С.С. Интерлицей БГУ – новая прогрессивная форма экспорта образовательных услуг. (с. 119)

 

II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МНОГОСТУПЕНЧАТОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Выдра К.С. Дидактический комплекс информационного обеспечения специальных дисциплин в многоступенчатой системе обучения. (с. 128)

Василевская Е.И. Учебная программа в практике многоступенчатого образования: принципы построения и реализация преемственности содержания. (с.  133)

Наумова С.А. Модульный принцип построения учебного плана бакалаврской подготовки. (с.  140)

Лущинская О.В. Специальное знание как объект профессионально-ориентированного обучения в рамках курса «иностранный язык». (с.  145)

Блинкова Л. М., Лукша Т.Т. Межпредметные связи как важное условие реализации принципа профессиональной направленности в обучении иностранным языкам. (с.  150)

Смыковская Е.П. Возможности использования кредитно-зачетных систем (Европейской системы перевода кредитов и системы аккумуляции кредитов) в осуществлении контроля и оценки качества высшего образования. (с.  154)

Соловей Ю.В. Комплексная система контроля в управлении учебной деятельностью студентов. (с.  159)

Балыкина Е.Н., Бузун Д.Н. Электронный учебно-методический комплекс по социально-гуманитарным дисциплинам в условиях многоступенчатой системы университетского образования. (с.  162)

Балыкина Е.Н., Морозова Т.А. Проектирование тестовых сред для модульного учебно-методического комплекса по курсу "Введение в литературоведение " (на примере модуля "Структура художественного произведения")  (с. 173)

Алтайцев A.M. Учебно-методический комплекс и компьютерные образовательные среды. (с.  184)

Соловьев П.Л. Особенности реализации организации самостоятельной контролируемой работы студентов в рамках учебно-методических комплексов модульного построения по английскому языку для специальных целей  (с. 191)

 

 

III. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБУ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

Полонников А.А. Онтогенез самостоятельного действия студента университета. (По мотивам исследований Д.Б. Эльконина). (с.  198)

Кулинка Н.А. Курс «Введение в университетское образование» как необходимый механизм преодоления разрыва между школьным и университетским образованием. (с. 210)

Соре В. Education and Freedom: My Experiences of Teaching in Belarus. (с. 216)

Шумская Л.И. Трансформация структуры совместной деятельности членов академической группы вуза в условиях многоступенчатого образования  (с. 220)

Самсон А.А., Карпов И.А. Научно-исследовательская работа студентов университета: пути и способы ее совершенствования. (с. 224)

Слепович Е.С., Поляков A.M. Формирование профессионального мышления в системе многоступенчатой университетской подготовки психологов (на примере психологической практики работы с аномальным ребенком.) (с. 229)

Сагайдак С.С. Профориентация по психофизиологическим аспектам успешной деятельности. (с. 236)

Хлус A.M. Использование интерактивных методов в процессе преподавания криминалистики . (с. 240)

Филимонова Е.Н., Пискунов Г.А. Самостоятельная работа студентов в американских ВУЗах: некоторые сопоставительные аспекты американской и белорусской систем образования. (с. 247)

 

 

IV. ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ВЫСШЕМ (УНИВЕРСИТЕТСКОМ) ОБРАЗОВАНИИ

 

Бенедиктов С.Б. Оболочка знания: университетский конструкт незнания и его функция. (с. 252)

Скатецкий Б. Г. О методике обучения математике в вузе. (с. 264)

Богословская В.С. К вопросу о совершенствовании подготовки психологов. (с. 271)

Еровенко-Риттер В.А. Непосредственная достоверность математического знания и фундаментальная двойственность познания  (с. 275)

Михайлова Н.В. Метод дополнительности и философский анализ современной математики. (с. 281)

Паньковский А.Г. Просвещение и Контр-просвещение. К вопросу о классическом образовании. (с. 288)

Тягунова Т.В. Контекст У8 текст. (с. 296)

Герасимова В.А. Функции образовательной среды. (с. 302)

 

Аналитическая оценка конференции (Приложение 1). (с. 308)

 

Рекомендации конференции (Приложение 2) . (с.  314)

 

Сведения об авторах. (с.  317)

 




Назад


Hosted by uCoz