Центр проблем развития образования
Белорусского государственного университета
www.charko.narod.ru
|
УДК
378.4 ББК 74.58 М73 Многоступенчатое университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению Материалы четвертой международной научно-практической
конференции (Минск, 5-16 мая Белорусский
государственный университет. Центр
проблем развития образования Мн.: Пропилеи,
2003. - 324 с. ISBN 985-6329-35-3 |
В сборнике представлены статьи участников четвертой
международной научно-практической конференции «Многоступенчатое университетское
образование: от эффективного преподавания к эффективному учению».
В материалах отражены проблемы эффективности
управления процессом подготовки специалистов в условиях структурных реформ
высшего (университетского) образования Республики Беларусь, возможности
многоступенчатого университетского образования в условиях рынка, приоритеты и
стратегии развития учебного процесса и учебной деятельности студентов в
изменяющемся университете.
СОДЕРЖАНИЕ
I. РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Гусаковский М.А. Многоступенчатое образование в
разных измерениях. (с. 8)
Самохвал В.В. Проблемы разработки и реализации
образовательных стандартов для многоступенчатой системы подготовки специалистов
с высшим образованием. (с.
18)
Яскевич Я.С. Мировоззренческие основания
преподавания социально-гуманитарных дисциплин в условиях многоступенчатого
университетского образования. (с.
24)
Макаров А.В. Комплексное методическое
обеспечение стандартизации социально-гуманитарного образования в вузе. (с. 32)
Буйко Т.Н. Студент в поликультурном мире:
кризис идентификации или воскрешение субъекта. (с. 45)
Чайкун С.А. Воспитание с позиции
личностно-ориентированного подхода. (с. 51)
Титаренко Л.Г. Приоритеты развития
многоступенчатой системы университетского образования в Республике Беларусь. (с. 53)
Крупник С.А. Основные принципы управления
университетским образованием в современных условиях Беларуси.
(с. 62)
Лабода С.В. Многоступенчатая структура
подготовки студентов в вузах Германии: проблемы совершенствования. (с. 66)
Харченко А.В. Многоступенчатая система высшего
образования в РБ: возможные проблемы. (с. 74)
Шантарович А.В. Шантарович
С.А. Изменение
деятельности преподавателя профессиональной школы: проблемы и пути решения. (с. 78)
Ященко Л.А. Проблема внутренней мобильности
университетского образования в отношении запросов рынка труда. Результаты
социологического интервью с работодателями. (с. 85)
Анищик В.М., Хмельницкий А.И. Организация подготовки специалистов
на физическом факультете Б ел госуниверситета. (с. 92)
Клищенко А.П., Граков
В.Е., Ермолаев О.П., Литвинов В.В., Покотило Ю.М.,
Сикорский В.В., Сокольский А.А., Стельмах Г.Ф., Шупляк В.И, Многоступенчатая подготовка специалистов на кафедре атомной
физики и физической информатики Белгосуниверситета.
(с. 99)
Кремер Е.З., Степанов
С.Ю., Сухорукое Л.С.
Рефлексивно-инновационная стратегия подготовки менеджеров образования. (с. 103)
Рынков А.Е. Студенты о качестве обучения и
воспитания в вузе. (с. 110)
Модофеев В.М., Федюнькина
Л.Е. Факультет доуниверситетского образования как начальное звено в
подготовке специалистов в БГУ. (с. 116)
Онищенко Н.С., Окунская С.С. Интерлицей БГУ – новая
прогрессивная форма экспорта образовательных услуг. (с. 119)
II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА
МНОГОСТУПЕНЧАТОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выдра К.С. Дидактический комплекс
информационного обеспечения специальных дисциплин в многоступенчатой системе
обучения. (с. 128)
Василевская Е.И. Учебная программа в практике
многоступенчатого образования: принципы построения и реализация преемственности
содержания. (с. 133)
Наумова С.А. Модульный принцип построения
учебного плана бакалаврской подготовки. (с. 140)
Лущинская О.В. Специальное знание как объект
профессионально-ориентированного обучения в рамках курса «иностранный язык». (с. 145)
Блинкова Л. М., Лукша
Т.Т. Межпредметные связи как важное условие реализации принципа
профессиональной направленности в обучении иностранным языкам.
(с. 150)
Смыковская Е.П. Возможности использования
кредитно-зачетных систем (Европейской системы перевода кредитов и системы
аккумуляции кредитов) в осуществлении контроля и оценки качества высшего
образования. (с. 154)
Соловей Ю.В. Комплексная система контроля в
управлении учебной деятельностью студентов. (с. 159)
Балыкина Е.Н., Бузун
Д.Н. Электронный
учебно-методический комплекс по социально-гуманитарным дисциплинам в условиях
многоступенчатой системы университетского образования.
(с. 162)
Балыкина Е.Н.,
Морозова Т.А.
Проектирование тестовых сред для модульного учебно-методического комплекса по
курсу "Введение в литературоведение " (на примере модуля
"Структура художественного произведения") (с. 173)
Алтайцев A.M. Учебно-методический комплекс и
компьютерные образовательные среды. (с. 184)
Соловьев П.Л. Особенности реализации организации
самостоятельной контролируемой работы студентов в рамках учебно-методических
комплексов модульного построения по английскому языку для специальных
целей (с. 191)
III. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ВВЕДЕНИЕ В
УЧЕБУ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Полонников А.А. Онтогенез самостоятельного действия
студента университета. (По мотивам исследований Д.Б. Эльконина). (с. 198)
Кулинка Н.А. Курс «Введение в университетское
образование» как необходимый механизм преодоления разрыва между школьным и
университетским образованием. (с.
210)
Соре В.
Education and Freedom: My Experiences of Teaching in
Шумская Л.И. Трансформация структуры
совместной деятельности членов академической группы вуза в условиях
многоступенчатого образования (с. 220)
Самсон А.А., Карпов
И.А.
Научно-исследовательская работа студентов университета: пути и способы ее
совершенствования. (с. 224)
Слепович Е.С., Поляков
A.M.
Формирование профессионального мышления в системе многоступенчатой
университетской подготовки психологов (на примере психологической практики
работы с аномальным ребенком.) (с. 229)
Сагайдак С.С. Профориентация по
психофизиологическим аспектам успешной деятельности. (с. 236)
Хлус A.M. Использование интерактивных методов в процессе
преподавания криминалистики . (с. 240)
Филимонова Е.Н.,
Пискунов Г.А.
Самостоятельная работа студентов в американских ВУЗах: некоторые
сопоставительные аспекты американской и белорусской систем образования. (с. 247)
IV. ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ВЫСШЕМ (УНИВЕРСИТЕТСКОМ) ОБРАЗОВАНИИ
Бенедиктов С.Б. Оболочка знания: университетский
конструкт незнания и его функция. (с.
252)
Скатецкий Б. Г. О методике обучения математике в
вузе. (с. 264)
Богословская В.С. К вопросу о совершенствовании
подготовки психологов. (с.
271)
Еровенко-Риттер В.А. Непосредственная достоверность
математического знания и фундаментальная двойственность познания (с. 275)
Михайлова Н.В. Метод дополнительности
и философский анализ современной математики. (с. 281)
Паньковский А.Г. Просвещение и Контр-просвещение. К вопросу о классическом
образовании. (с. 288)
Тягунова Т.В. Контекст У8 текст.
(с. 296)
Герасимова В.А. Функции образовательной среды. (с. 302)
Аналитическая оценка конференции (Приложение 1). (с. 308)
Рекомендации конференции (Приложение 2) . (с. 314)
Сведения об авторах. (с. 317)