Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
I. ОБЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН СНГ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Сегодня страны СНГ и
ближнего зарубежья, как и большинство мирового сообщества, живут в эпоху
индустрии знаний, являющейся интеллектуально-технологической основой
обеспечения выживания, процветания и развития наций. Речь по существу идет о
процессе становления качества образования, необходимого в современную эпоху,
что является общей приоритетной задачей образовательной политики
рассматриваемых стран. В этом отношении уникальность ситуации состоит в том,
что если политическое осознание приоритетности качества образования как
сверхзадачи в развитых странах относится еще к середине XX века, то для стран
рассматриваемого региона этот процесс начался приблизительно 10-12 лет назад.
В силу непростых
объективных социально-экономических условий, конкурентной борьбы на мировых
рынках, требований научно-технического прогресса общей исходной точкой для
образовательной политики этих стран является
прежде всего поиск и создание эффективных механизмов повышения качества
подготовки специалистов высшей квалификации, способных оказать решающее
положительное воздействие на всю систему образования.
Таким
образом, именно приоритетность реформирования сферы высшего образования (при
необходимой сопряженности с другими уровнями )
предопределяет успех и неудачи функционирования и развития всей системы
образования той или иной страны. В этой связи, анализ функционирования и
развития высшего образования в рассматриваемых национальных системах позволяет
говорить о ряде общих предпосылок и тенденций (в большей или меньшей
степени учитывающих соответствующие процессы и инновации в образовании развитых
странах Запада), оказывающих непосредственное влияние на приоритеты собственной
образовательной политики.
I.1. Общие предпосылки трансформации
образовательной политики стран СНГ и ближнего зарубежья
За последние 10-12 лет
национальные системы образования в рассматриваемых странах претерпели
существенные изменения. В частности, высшее образование структурно и
содержательно приобрело или приобретает следующие качественные черты:
- появление различных типов
учебных заведений (государственных и негосударственных, коммерческих и
некоммерческих) и становление негосударственного сектора образования;
- замена унифицированных
учебных программ вариативными, включающими в себя
общегосударственный и локальный компоненты;
- принципиальное обновление
содержания образования и использование новых методов обучения;
- становление и
формирование рыночных механизмов финансирования и управления образовательными
учреждениями .
В
целом можно отметить, что трансформации в национальных системах образования за
последние 10-12 лет стали предпосылками их большей демократичности и
способности в той или иной степени учитывать запросы рынка труда, а также
возможности образования взрослых, их обучения и переобучения. В этом отношении
в национальных системах образования приоритетной политической трансформацией
все больше становится формула "от образования на всю жизнь - к образованию
через всю жизнь" как общекультурная необходимость современной жизни.
I.2. Общие тенденции в развитии
высшего профессионального образования
1. Трансформирование
процессов высшего образования как реализация принципа его гуманизации.
2. Развитие высшего
профессионального образования в структурно-логической взаимосвязи
"образование-наука-производство".
3. Диверсификация функций
различных вузов в соответствии с избранной моделью профессионального
специалиста.
4. Переход к
многоступенчатой структуре вузовской подготовки и ее совершенствование.
5.
Инновационно-исследовательская направленность университетов и других базовых
вузов как необходимая основа образования профессионалов высшей квалификации.
6. Создание и всемерное
развитие системы непрерывного образования, совершенствование разнообразных форм
последипломного обучения.
7. Организационное
обеспечение научных исследований в области высшего образования.
8. Всесторонняя
интенсификация учебного процесса, в частности, путем переноса основного акцента
на самостоятельную работу студентов, которая становится основной формой учебной
деятельности.
9.
Разработка, обеспечение(финансовое,
материально-техническое, программно-технологическое) и внедрение новаторских
образовательных технологий на основе использования информационных компьютерных
средств, включая образовательные возможности Internet и иных технических
средств в учебном процессе [1].
I.3. Структура (блок-схема) модели
приоритетов образовательной политики в сфере высшего образования (ВО) стран СНГ и ближнего зарубежья
Аналитические оценки
указанных в I.1., I.2. предпосылок и тенденций трансформаций позволяют говорить
о возможности нескольких основных блоков в структуре образовательной политики
рассматриваемых стран (Рисунок 1). [см.
2]
Рисунок 1. Структура (блок-схема) образовательной политики в
высшем образовании
Таким образом, приведенная
выше модельная структура позволит, на наш взгляд, с одной стороны, выявить и
сравнить особенности осуществления образовательной политики в
социально-экономических условиях рассматриваемых стран (блоки I, II, III), а с
другой, - выйти на некую интегративно-обобщенную картину приоритетов качества
высшего образования как "проблему, которая объединяет"…