Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор "Сравнительная модель трансформаций приоритетов в образовательной политике стран СНГ и ближнего зарубежья" № 10 (октябрь - декабрь 2004 г.)

 

I. ОБЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН СНГ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

 

Сегодня страны СНГ и ближнего зарубежья, как и большинство мирового сообщества, живут в эпоху индустрии знаний, являющейся интеллектуально-технологической основой обеспечения выживания, процветания и развития наций. Речь по существу идет о процессе становления качества образования, необходимого в современную эпоху, что является общей приоритетной задачей образовательной политики рассматриваемых стран. В этом отношении уникальность ситуации состоит в том, что если политическое осознание приоритетности качества образования как сверхзадачи в развитых странах относится еще к середине XX века, то для стран рассматриваемого региона этот процесс начался приблизительно 10-12 лет назад.

В силу непростых объективных социально-экономических условий, конкурентной борьбы на мировых рынках, требований научно-технического прогресса общей исходной точкой для образовательной политики этих стран является прежде всего поиск и создание эффективных механизмов повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации, способных оказать решающее положительное воздействие на всю систему образования.

Таким образом, именно приоритетность реформирования сферы высшего образования (при необходимой сопряженности с другими уровнями ) предопределяет успех и неудачи функционирования и развития всей системы образования той или иной страны. В этой связи, анализ функционирования и развития высшего образования в рассматриваемых национальных системах позволяет говорить о ряде общих предпосылок и тенденций (в большей или меньшей степени учитывающих соответствующие процессы и инновации в образовании развитых странах Запада), оказывающих непосредственное влияние на приоритеты собственной образовательной политики.

I.1. Общие предпосылки трансформации образовательной политики стран СНГ и ближнего зарубежья

 

За последние 10-12 лет национальные системы образования в рассматриваемых странах претерпели существенные изменения. В частности, высшее образование структурно и содержательно приобрело или приобретает следующие качественные черты:

- появление различных типов учебных заведений (государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих) и становление негосударственного сектора образования;

- замена унифицированных учебных программ вариативными, включающими в себя общегосударственный и локальный компоненты;

- принципиальное обновление содержания образования и использование новых методов обучения;

- становление и формирование рыночных механизмов финансирования и управления образовательными учреждениями .

В целом можно отметить, что трансформации в национальных системах образования за последние 10-12 лет стали предпосылками их большей демократичности и способности в той или иной степени учитывать запросы рынка труда, а также возможности образования взрослых, их обучения и переобучения. В этом отношении в национальных системах образования приоритетной политической трансформацией все больше становится формула "от образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь" как общекультурная необходимость современной жизни.

I.2. Общие тенденции в развитии высшего профессионального образования

 

1. Трансформирование процессов высшего образования как реализация принципа его гуманизации.

2. Развитие высшего профессионального образования в структурно-логической взаимосвязи "образование-наука-производство".

3. Диверсификация функций различных вузов в соответствии с избранной моделью профессионального специалиста.

4. Переход к многоступенчатой структуре вузовской подготовки и ее совершенствование.

5. Инновационно-исследовательская направленность университетов и других базовых вузов как необходимая основа образования профессионалов высшей квалификации.

6. Создание и всемерное развитие системы непрерывного образования, совершенствование разнообразных форм последипломного обучения.

7. Организационное обеспечение научных исследований в области высшего образования.

8. Всесторонняя интенсификация учебного процесса, в частности, путем переноса основного акцента на самостоятельную работу студентов, которая становится основной формой учебной деятельности.

9. Разработка, обеспечение(финансовое, материально-техническое, программно-технологическое) и внедрение новаторских образовательных технологий на основе использования информационных компьютерных средств, включая образовательные возможности Internet и иных технических средств в учебном процессе [1].

I.3. Структура (блок-схема) модели приоритетов образовательной политики в сфере высшего образования (ВО) стран СНГ и ближнего зарубежья

 

Аналитические оценки указанных в I.1., I.2. предпосылок и тенденций трансформаций позволяют говорить о возможности нескольких основных блоков в структуре образовательной политики рассматриваемых стран (Рисунок 1). [см. 2]

 

 

 

Рисунок 1. Структура (блок-схема) образовательной политики в высшем образовании

 

Таким образом, приведенная выше модельная структура позволит, на наш взгляд, с одной стороны, выявить и сравнить особенности осуществления образовательной политики в социально-экономических условиях рассматриваемых стран (блоки I, II, III), а с другой, - выйти на некую интегративно-обобщенную картину приоритетов качества высшего образования как "проблему, которая объединяет"…





Назад

Hosted by uCoz