Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ В
ПРИОРИТЕТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НЕКОТОРЫХ СТРАН СНГ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
II.1. Стратегические цели системы
высшего образования
II.1.1. Азербайджан
Стратегические цели
политики в области высшего образовании Азербайджана определяются важнейшим
местом и ролью нефтяной и газовой промышленности в социально-экономическом
развитии республики, ориентированных на внешнее сотрудничество, и прежде всего — со странами Запада. Именно
поэтому взаимосвязанными целевыми приоритетами в развитии высшего образования
за последние 10-12 лет стали:
1. Традиционная для
Азербайджана подготовка специалистов для нефтегазовой промышленности, но
с учетом развивающихся рыночных отношений, требующих специалистов с современным
экономическим мышлением и профессиональным знанием на уровне западных
требований.
2. Основной политический
приоритет и одновременно осознанный выбор Азербайджана в сфере высшего
образования — переход к западной модели многоступенчатого образования (
3. Кооперация и
сотрудничество в области высшего образования, что в условиях перехода на
западную модель ступенчатого образования позволит и уже позволяет
интегрироваться в мировое сообщество (конвертация дипломов, возможность
образования за рубежом, участие в международных проектах).
4. Целевым политическим
приоритетом является и диверсификация вузов, которая, во
первых, допускает создания негосударственных вузов, а, во-вторых, автономию
вузов любой формы собственности вплоть до выбора учебных программ (при
утверждении Министерством образования) [3]
5. Формирование информационно-компьютерной
и функциональной грамотности и знания иностранных языков как необходимой
основы не только профессиональной компетентности специалистов, но и способности
самостоятельно и эффективно осваивать культурное пространство в других сферах
жизни [4].
II.1.2. Беларусь
За последние 10-14 лет в
Республике Беларусь, как и на всем постсоветском пространстве, происходили и
происходят процессы системной трансформации и реформирования, развитие которых
в сфере высшего образования, как, впрочем, и во всей системе образования, во
многом предопределяется следующими политическими целевыми приоритетами:
1 Образование
как один из определяющих социальных факторов эффективности функционирования
белорусского общества — главная стратегическая цель образовательной
политики государства, достижение которой позволит каждому из существующие
уровней образования достаточно полно соответствовать масштабам и роли
общественных преобразований.
2. Политический приоритет совершенствования
системы управления образованием, и прежде всего,
высшим, путем структурных трансформаций в управлении образованием, основная
цель которых — перевести основную деятельность учреждений управления на режим
управления развитием инновационных процессов.
3. Один из важнейших
целевых приоритетов в качественном развитии высшего, а
следовательно, и образования в целом — обеспечение реформы общеобразовательной
школы путем изменения структуры и содержания подготовки педагогических
кадров, призванных сыграть ключевую роль в процессе реформирования.
4. Повышение
материально-технического обеспечения развития системы высшего образования не
только за счет бюджета, но, в значительной мере, за счет финансовых поступлений
от развития и совершенствования востребованной научно-исследовательской,
инновационной деятельности вузов.
5. Один из важнейших
политических приоритетов — стремление к интеграции в общеевропейское
(общемировое) образовательное пространство с целью обеспечения
конкурентоспособности белорусского образования во взаимосвязанной триаде
современного рынка — «наука-образование-производство» через координацию
собственной образовательной политики с некоторыми направлениями развития
европейского высшего образования, обозначенными в Болонской Декларации (
II.1.3. Казахстан
После 1991 года
реформирование и развитие системы высшего образования Казахстана теснейшим
образом стали увязываться с приоритетом важнейшей социально-экономической
задачи — обретение реального суверенитета. В условиях перехода общества к
рыночной экономике, роста наукоемких производств, перманентного возрастания
объема научно-технической информации и необходимости освоения и широкого
использования информационно-компьютерных технологий именно высшее образование
становится основой качественно-социальной ориентации всей системы образования
республики.[8]
В этом отношении целевыми
приоритетами государственной политики в области высшего образования стали:
1. Одна из важнейших
целей — модернизация образования путем создания новых правовых,
научно-методических, финансово-материальных условий и адекватного кадрового
обеспечения на основе сохранения накопленного в этой сфере позитивного потенциала.
2. Обеспечение
фундаментальности и универсальности высшего образования за счет
эффективного функционирования и развития его многоступенчатой структуры в
сочетании профессионально-образовательного качества ступеней, их
преемственности и взаимосвязи.
3. Повышение
эффективности переподготовки специалистов как приоритет в мобильном решении
проблем структурно-экономических сдвигов при переходе к рынку, возникновением
безработицы и других негативных явлений. [9]
4. Важнейший целевой
приоритет образовательной политики — введение в условиях реального
ухудшения функционирования высшего образования эффективного механизма
достаточно жесткой государственной аккредитации вузов республики (с
5. Интеграция системы
высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство —
один из долговременных стратегических приоритетов в целях успешного
международного сотрудничества.
II.1.4. Польша
Приоритетная целевая
направленность образовательной политики Республики Польша, провозглашенной еще
в 80-х гг. и ставшей ведущей тенденцией, — реализация принципа гуманизации в
высшем образовании, который принципиально является общим для переходного
периода всех постсоциалистических стран, но, тем не менее, имеет ряд
собственных приоритетов:
1. Основа современной
образовательной политики Польши — критически-креативная доктрина образования
(Т. Львовицкий), модель которой практически соответствует западному
пониманию образования и основывается на демократическом общественном
устройстве, высвобождении и развитии потенциальных способностей человека.
2. Ориентация высшего
образования на субъектность всех активных участников образовательного процесса
как стремление к инновационно-креативному гражданскому созиданию общества (не
отрицая государственные механизмы и существующие социальные институты). [10, с.
52-53].
3. Наиболее полное
соблюдение условий Болонской Декларации по разработке принципов издания
Приложения к диплому как одного из центральных моментов интеграции системы
высшего образования Польши в общеевропейскую образовательную систему [11].
4. Разработка и
применение национальной системы перевода кредитов на основе европейской системы
ECTS для решения одной из важнейших задач — создание возможности сравнения
и квалификационной идентификации дипломов в создаваемом Европейском
образовательном пространстве.
5. Приоритет бюджетного
финансирования системы высшего образования (90%), особенно не рыночно
ориентированных университетов.
II.1.5. Россия
Основной стратегической
целью в области образования Российской Федерации является создание надежного
механизма устойчивого функционирования всей системы образования как важнейшего
звена социально ориентированной политики государства на основе развития высшей
школы по следующим приоритетам:
1. Обеспечение реального
роста финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему
высшего образования, системного взаимодействия высшего образования с другими
уровнями российского образования, а также и с другими государственными и
общественными системами.
2. Развитие
научно-производственного потенциала вузов при значительном расширении
масштабов научных исследований в университетах (вузах) и создании
исследовательских университетов (практическая реализация триады
“наука-образование-производство”).
3. Всемерное
использование технологических достижений международного разделения труда в
совершенствовании системы вузовского и последипломного профессионального
образования.
4. Развитие и более
широкое использование системы аккредитации вузов в целях обеспечения
высокого качества высшего образования.
5. Интеграция в
европейское и мировое образовательное пространство через международное
сотрудничество в области образования, выработку международного сравнительного
механизма качества высшего образования при сохранении наиболее ценных традиций
отечественной высшей школы. [12, с.1-2]
II.1.6. Украина
Приоритетной целью
образовательной политики Украины в отношении высшего (университетского)
образования является, прежде всего, создание комплекса условий, при которых
система высшего образования становится одним из важнейших социальных
потенциалов украинского государства по выходу из общего
социально-экономического кризиса, сложившегося в середине 90-х годов. Поэтому
современная политика в высшем образовании Украины определяется следующими
приоритетами:
1. Поиск и использование
новых методов обучения, позволяющих ускорять подготовку
высококвалифицированных специалистов в области научно-технологической
деятельности как творческой основы социально-экономического развития
украинского общества.
2. Ставка в
образовательном процессе высшей школы на технологические методы и развитие
системного, конструктивного мышления, позволяющего современному специалисту
эффективно и оперативно принимать решения в условиях дефицита времени, наличия
противоречивой и не всегда достаточной информации.
3. Осуществление
интеграции высшей школы с бизнесом и государственными институтами как
одного из важнейших условий достижения реального благосостояния государства с
помощью действительно высокообразованных профессионалов, востребованных рынком
4. Приведение системы
высшего образования (структура и обновление знаний) в соответствие с глубокими
структурными изменениями в социально-экономической жизни (демилитаризация
экономики, отмирание нерентабельных отраслей, технологическая революция,
создание новой инфраструктуры, становление гражданского общества, свободного
рынка).
5.
Безусловное участие Украины в Болонском (европейском) и мировом
интеграционных процессах в области высшего образования при условии
приоритетного соблюдения национальных интересов и решения собственных
практических задач. [13]