Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

Аналитический обзор "Сравнительная модель трансформаций приоритетов в образовательной политике стран СНГ и ближнего зарубежья" № 10 (октябрь - декабрь 2004 г.)

 

 

II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ В ПРИОРИТЕТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НЕКОТОРЫХ СТРАН СНГ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

 

II.1. Стратегические цели системы высшего образования

II.1.1. Азербайджан

Стратегические цели политики в области высшего образовании Азербайджана определяются важнейшим местом и ролью нефтяной и газовой промышленности в социально-экономическом развитии республики, ориентированных на внешнее сотрудничество, и прежде всего — со странами Запада. Именно поэтому взаимосвязанными целевыми приоритетами в развитии высшего образования за последние 10-12 лет стали:

1. Традиционная для Азербайджана подготовка специалистов для нефтегазовой промышленности, но с учетом развивающихся рыночных отношений, требующих специалистов с современным экономическим мышлением и профессиональным знанием на уровне западных требований.

2. Основной политический приоритет и одновременно осознанный выбор Азербайджана в сфере высшего образования — переход к западной модели многоступенчатого образования (1992 г.) как наиболее экономически и политически выгодной, и прежде всего — в нефтегазовой промышленности и в подготовке профессионалов-экономистов.

3. Кооперация и сотрудничество в области высшего образования, что в условиях перехода на западную модель ступенчатого образования позволит и уже позволяет интегрироваться в мировое сообщество (конвертация дипломов, возможность образования за рубежом, участие в международных проектах).

4. Целевым политическим приоритетом является и диверсификация вузов, которая, во первых, допускает создания негосударственных вузов, а, во-вторых, автономию вузов любой формы собственности вплоть до выбора учебных программ (при утверждении Министерством образования) [3]

5. Формирование информационно-компьютерной и функциональной грамотности и знания иностранных языков как необходимой основы не только профессиональной компетентности специалистов, но и способности самостоятельно и эффективно осваивать культурное пространство в других сферах жизни [4].

II.1.2. Беларусь

За последние 10-14 лет в Республике Беларусь, как и на всем постсоветском пространстве, происходили и происходят процессы системной трансформации и реформирования, развитие которых в сфере высшего образования, как, впрочем, и во всей системе образования, во многом предопределяется следующими политическими целевыми приоритетами:

1 Образование как один из определяющих социальных факторов эффективности функционирования белорусского общества — главная стратегическая цель образовательной политики государства, достижение которой позволит каждому из существующие уровней образования достаточно полно соответствовать масштабам и роли общественных преобразований.

2. Политический приоритет совершенствования системы управления образованием, и прежде всего, высшим, путем структурных трансформаций в управлении образованием, основная цель которых — перевести основную деятельность учреждений управления на режим управления развитием инновационных процессов.

3. Один из важнейших целевых приоритетов в качественном развитии высшего, а следовательно, и образования в целом — обеспечение реформы общеобразовательной школы путем изменения структуры и содержания подготовки педагогических кадров, призванных сыграть ключевую роль в процессе реформирования.

4. Повышение материально-технического обеспечения развития системы высшего образования не только за счет бюджета, но, в значительной мере, за счет финансовых поступлений от развития и совершенствования востребованной научно-исследовательской, инновационной деятельности вузов.

5. Один из важнейших политических приоритетов — стремление к интеграции в общеевропейское (общемировое) образовательное пространство с целью обеспечения конкурентоспособности белорусского образования во взаимосвязанной триаде современного рынка — «наука-образование-производство» через координацию собственной образовательной политики с некоторыми направлениями развития европейского высшего образования, обозначенными в Болонской Декларации (1999 г.). [см. 5, 6, 7]

II.1.3. Казахстан

После 1991 года реформирование и развитие системы высшего образования Казахстана теснейшим образом стали увязываться с приоритетом важнейшей социально-экономической задачи — обретение реального суверенитета. В условиях перехода общества к рыночной экономике, роста наукоемких производств, перманентного возрастания объема научно-технической информации и необходимости освоения и широкого использования информационно-компьютерных технологий именно высшее образование становится основой качественно-социальной ориентации всей системы образования республики.[8]

В этом отношении целевыми приоритетами государственной политики в области высшего образования стали:

1. Одна из важнейших целей — модернизация образования путем создания новых правовых, научно-методических, финансово-материальных условий и адекватного кадрового обеспечения на основе сохранения накопленного в этой сфере позитивного потенциала.

2. Обеспечение фундаментальности и универсальности высшего образования за счет эффективного функционирования и развития его многоступенчатой структуры в сочетании профессионально-образовательного качества ступеней, их преемственности и взаимосвязи.

3. Повышение эффективности переподготовки специалистов как приоритет в мобильном решении проблем структурно-экономических сдвигов при переходе к рынку, возникновением безработицы и других негативных явлений. [9]

4. Важнейший целевой приоритет образовательной политики — введение в условиях реального ухудшения функционирования высшего образования эффективного механизма достаточно жесткой государственной аккредитации вузов республики2001 г.) для его дальнейшего качественного развития. [8]

5. Интеграция системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство — один из долговременных стратегических приоритетов в целях успешного международного сотрудничества.

II.1.4. Польша

Приоритетная целевая направленность образовательной политики Республики Польша, провозглашенной еще в 80-х гг. и ставшей ведущей тенденцией, — реализация принципа гуманизации в высшем образовании, который принципиально является общим для переходного периода всех постсоциалистических стран, но, тем не менее, имеет ряд собственных приоритетов:

1. Основа современной образовательной политики Польши — критически-креативная доктрина образования (Т. Львовицкий), модель которой практически соответствует западному пониманию образования и основывается на демократическом общественном устройстве, высвобождении и развитии потенциальных способностей человека.

2. Ориентация высшего образования на субъектность всех активных участников образовательного процесса как стремление к инновационно-креативному гражданскому созиданию общества (не отрицая государственные механизмы и существующие социальные институты). [10, с. 52-53].

3. Наиболее полное соблюдение условий Болонской Декларации по разработке принципов издания Приложения к диплому как одного из центральных моментов интеграции системы высшего образования Польши в общеевропейскую образовательную систему [11].

4. Разработка и применение национальной системы перевода кредитов на основе европейской системы ECTS для решения одной из важнейших задач — создание возможности сравнения и квалификационной идентификации дипломов в создаваемом Европейском образовательном пространстве.

5. Приоритет бюджетного финансирования системы высшего образования (90%), особенно не рыночно ориентированных университетов.

II.1.5. Россия

Основной стратегической целью в области образования Российской Федерации является создание надежного механизма устойчивого функционирования всей системы образования как важнейшего звена социально ориентированной политики государства на основе развития высшей школы по следующим приоритетам:

1. Обеспечение реального роста финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему высшего образования, системного взаимодействия высшего образования с другими уровнями российского образования, а также и с другими государственными и общественными системами.

2. Развитие научно-производственного потенциала вузов при значительном расширении масштабов научных исследований в университетах (вузах) и создании исследовательских университетов (практическая реализация триады “наука-образование-производство”).

3. Всемерное использование технологических достижений международного разделения труда в совершенствовании системы вузовского и последипломного профессионального образования.

4. Развитие и более широкое использование системы аккредитации вузов в целях обеспечения высокого качества высшего образования.

5. Интеграция в европейское и мировое образовательное пространство через международное сотрудничество в области образования, выработку международного сравнительного механизма качества высшего образования при сохранении наиболее ценных традиций отечественной высшей школы. [12, с.1-2]

II.1.6. Украина

Приоритетной целью образовательной политики Украины в отношении высшего (университетского) образования является, прежде всего, создание комплекса условий, при которых система высшего образования становится одним из важнейших социальных потенциалов украинского государства по выходу из общего социально-экономического кризиса, сложившегося в середине 90-х годов. Поэтому современная политика в высшем образовании Украины определяется следующими приоритетами:

1. Поиск и использование новых методов обучения, позволяющих ускорять подготовку высококвалифицированных специалистов в области научно-технологической деятельности как творческой основы социально-экономического развития украинского общества.

2. Ставка в образовательном процессе высшей школы на технологические методы и развитие системного, конструктивного мышления, позволяющего современному специалисту эффективно и оперативно принимать решения в условиях дефицита времени, наличия противоречивой и не всегда достаточной информации.

3. Осуществление интеграции высшей школы с бизнесом и государственными институтами как одного из важнейших условий достижения реального благосостояния государства с помощью действительно высокообразованных профессионалов, востребованных рынком

4. Приведение системы высшего образования (структура и обновление знаний) в соответствие с глубокими структурными изменениями в социально-экономической жизни (демилитаризация экономики, отмирание нерентабельных отраслей, технологическая революция, создание новой инфраструктуры, становление гражданского общества, свободного рынка).

5. Безусловное участие Украины в Болонском (европейском) и мировом интеграционных процессах в области высшего образования при условии приоритетного соблюдения национальных интересов и решения собственных практических задач. [13]

 

Назад

 

Hosted by uCoz