Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
II.2. Структурная перестройка
системы высшего образования
II.2.1. Азербайджан
Политика, связанная со
структурной перестройкой в высшем образовании Азербайджана основывается на трех
основных процессах:
(1) переход на
двухступенчатую модель обучения;
(2) введение единого
государственного экзамена при поступлении в вузы;
(3) перестройка учебных
планов.
Приоритетом в усилиях
Министерства образования Азербайджана, касающихся двухступенчатой модели,
является обеспечение дипломов необходимым и реальным содержанием, так
как достаточно часто бакалавр не признается полноценным специалистом. В этом
отношении образовательная политика требует не только изменений в
законодательной базе, но, что особенно важно, и в самом механизме
взаимодействия вузов и рынка, экономических структур, что значительно труднее и
пока еще является необходимой перспективой на будущее.
Введение Азербайджаном
впервые на постсоветском пространстве единого государственного экзамена политически явилось, во-первых,
способом упрощения и придания большей прозрачности процедуре поступления (в
ситуации крайней коррумпированности, с которой пришлось иметь дело в начале
90-х годов) и, во-вторых, важным структурным компонентом диагностики,
управления и организации образовательной системы, в первую очередь — высшей
школы.
В целом перестройка учебных
планов сопровождается политикой децентрализации и диверсификации, учебные планы
и программы разрабатываются отдельными вузами и преподавателями, а
централизованное управление лишь утверждает их. Структурные изменения учебных
планов и программ связаны с несколькими приоритетами:
— увеличение количества
времени, отводимого для изучения иностранных языков, прежде всего английского;
— расширение преподавания
так называемых «гражданско-политических» дисциплин и создание новых
интегрированных учебных программ (включающих элементы гуманитарных и
естественных наук);
— создание условий для
преподавания на азербайджанском языке;
— обеспечение компьютерной
грамотности на основе последовательной образовательной политики государства,
предоставляющего возможности обучения через участие в международных проектах с
доступом к современным информационным технологиям.
II.2.2. Беларусь
Изменившиеся условия жизни
белорусского общества за последние 10 лет связаны с проведением реформ в
социально-экономической структуре общества, поворотом к социально
ориентированной рыночной экономике. Современная социально-экономическая
ситуация востребовала образовательную политику гармонизации структуры и
содержания высшего образования в соответствии с идеей национального возрождения
путем постепенных, последовательных изменений, на основе уже существующей
образовательной системы. Если принять еще во внимание значительный рост приема
в вузы Беларуси за последнее десятилетие (с
Таким образом,
осуществление с
во-первых, диверсификация типов высших учебных
заведений государственной и негосударственной форм собственности: университет
(классический, профильный или академия, институт, высший колледж) и оформление
сектора негосударственных вузов под патронажем Министерства образования; [7].
во-вторых, структурные изменения в перечне
специальностей, специализаций и образовательных стандартах;
в-третьих, приоритет дифференциации и
индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении
самых широких образовательных потребностей через диверсификацию учебных планов
и программ, отражающих реальное сочетание интересов личности и государства;
в-четвертых, в структуре ступеней, степеней и
квалификаций, связанных с международной деятельностью и интеграцией национальной
системы высшего образования в мировое образовательное пространство.
Важнейшим приоритетом в
структурных изменениях является также создание современной системы управления
качеством высшего образования. [6].
II.2.3. Казахстан
Основой политики структурной
перестройки высшего образования Казахстана стал отказ от государственной
монополии на образование, что на практике означало отмену жесткого централизованного руководства и
зачастую неоправданной регламентации деятельности высших учебных заведений.
Открылась возможность для осуществления политики структурных изменений в
системе высшего образования республики по нескольким приоритетным направлениям:
во-первых, развитие негосударственного сектора
высшего образования как свидетельство функционирования рынка образовательных
услуг;
во-вторых, диверсификация источников
финансирования высшего образования через предоставление возможности
государственным вузам осуществлять прием и обучение студентов на платной
основе;
в-третьих, проведение реструктуризации сети
государственных вузов, в результате которой создается организационно-правовая
основа возникновения статуса ведущих университетов (всего 8), региональных
вузов (всего 18), как социально-духовных центров науки, образования, культуры в
каждой области и вузы как акционерные общества (всего 12);
в
четвертых,
осуществление
реального сочетания подготовки специалистов как по заказу государства (не
только государственным вузам) путем получения государственных образовательных
грантов и государственных образовательных кредитов, так и за счет собственных
средств обучающихся;
в-пятых, приоритетным становится “адресный”
принцип финансирования вузовской подготовки, когда финансовые средства получает
студент, а не высшее учебное заведение, т.е. произошел переход от принципа
«финансирования объекта образования» к принципу «финансирование субъекта
образования». [8]
II.2.4. Польша
Приоритеты структурных
изменений в высшем образовании Польской республики в основном опосредованы
следующими процессами:
а) возникновение новых
направлений науки и, следовательно, неизбежное возрастание численности
специалистов с высшим образованием;
б) потребность в
диверсификации и профилировании среднего образования в связи с ситуацией в
высшей школе;
в) диверсификация самой
системы высшего образования и переход к многоступенчатой вузовской подготовке.
В результате этих процессов
одним из структурных приоритетов стало создание и открытие новых востребованных
специальностей и факультетов, связанных с развитием рыночных экономических отношений
(экономика, бизнес, менеджмент, финансы, банковское дело, право и т.д.). [См.
14].
Еще одним приоритетом для
осуществления оптимальной взаимосвязи между средним и высшим уровнями
образования в республике стало создание различных
по срокам обучения и соответствующим им программам формы средней школы: шестилетняя
начальная школа, трехлетняя гимназия, трехлетний профильный лицей, двухлетнее
профессиональное училище и двухлетний лицей повышения квалификации.
Диверсификация же системы
высшего образования представляет собой сочетание классических университетов
с приоритетом специализированных вузов (новый тип вуза в структуре высших
учебных заведений, ориентированный прежде всего на
конкретную профессионализацию выпускника), на которые в настоящее время приходится
основная часть нагрузки в общем объеме подготовки специалистов с высшим
образованием. Кроме этих типов вузов, высшую образовательную подготовку
осуществляют т.н., профессиональные высшие школы, в которых выпускники
приобретают более высокую профессиональную квалификацию за счет обязательной
практики в течение 15 недель. [15]
Важным приоритетом
элементом образовательной политики в структурных преобразованиях высшего
образования в Польской республике стала многоступенчатая система подготовки,
состоящая из трех ступеней (Лиценциат — Инженер — Магистр), что в целом
увеличивает продолжительность обучения с 16 до 18 лет, но в то же время
позволяет более дифференцированно подходить к социально-экономическим запросам как рынка труда, так и к интересам конкретного
индивида.
II.2.5. Россия
Политику приоритетов структурной трансформации системы высшего образования
России определяют, в первую очередь, проблемы ее сбалансированного
развития, которое
позволило бы сохранять и воспроизводить интеллектуальный потенциал нации путем
установления тесных связей с рынком труда, стимулирования конкуренции между
вузами, введения учебных планов, соответствующих международным стандартам,
модульной системы обучения и оценивания.
В результате приоритетами
структурных преобразований стали:
1. Диверсификация высших
учебных заведений в виде четырех основных типов:
— научно-исследовательские
университеты (столичные университеты, вузы, интегрированные с крупными
научно-исследовательскими структурами, ведущие университеты крупных регионов);
— учебно-исследовательские
вузы — самый распространенный на сегодняшний день тип вуза, на который
приходится основной объем подготовки специалистов;
— вузы, ориентирующиеся на
приоритеты интересов потребителя, в основном образовательных услуг;
— учебный комплекс высшего
профессионального образования, ориентированный на междисциплинарное обучение
[16, с. 19].
2. Реформирование
внутренней структуры вузов: появление новых дипломов (по различным квалификациям);
преподавание новых дисциплин и создание новых факультетов.
3. Информатизация как важнейшее средство обеспечения
статуса российского вуза как национального и регионального центра науки,
культуры и образования, возможности международного сотрудничества и привлечения
внебюджетных средств за предоставление образовательных услуг.
3. Сохранение и усиление
фундаментальности образования как базового и безусловного процесса в высшем и прежде всего — университетском образовании.
4. Дальнейшая интеграция
системы национального высшего образования в общеевропейскую и мировую системы, что позволит высшей школе России не
только соответствовать внутренним социально-экономическим и культурным задачам,
но и быть локомотивом конкурентоспособности всей системы Российского
образования, а также и стран СНГ на международном рынке образовательных услуг.
II.2.6. Украина
Приоритеты
образовательной политики Украины в сфере структурной перестройка системы
высшего образования определяются в первую очередь задачей повышения ее
социально-экономического потенциала в условиях перехода к рыночным основам
управления образованием, предполагающим осуществление процессов университизации и диверсификация
высшего профессионального образования, структурных изменений в системе высшего
образования на основе включения в международное разделение труда с
использованием новейших технологий, большей правовой самостоятельности вузов а также возможностью и необходимостью постепенной
интеграции в мировое образовательное пространство.
В этом отношении можно
говорить о следующих приоритетах образовательной политики:
1. Совершенствование
типологии вузов и форм обучения, системы управления, которые должны точно соответствовать
конкретным целям, задачам своего функционирования, а также диверсификации
финансовых средств обеспечения учебного процесса как государственного, так и
альтернативного образования.
2. Обеспечение быстрого
роста численности специалистов в области управления, информатики, информационно-компьютерным
технологиям (ИКТ), биотехнологии, робототехники и другим новым направлениям при
усилении фундаментализации высшего образования. [17, 18]
3. Предоставление
возможности государственной высшей школе полномочий юридической
самостоятельности и
права заниматься предпринимательской деятельностью в рамках технологической
цепочки “образование-наука-производство”.
4. Осуществление
адресной государственной политики финансирования образовательных учреждений с учетом
специфики регионального развития и возможностей негосударственного сектора.
5. Структурно-содержательное изменение учебных планов и программ в вузах как приоритет системы
высшего образования, что является одним из оснований интеграции в международное
образовательное пространство, а также эффективным способом решения внутренней
социально-экономической проблемы страны — насыщении специалистами высшей
квалификации сферы малого и среднего бизнеса.