Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

Аналитический обзор "Сравнительная модель трансформаций приоритетов в образовательной политике стран СНГ и ближнего зарубежья" № 10 (октябрь - декабрь 2004 г.)

 

 

II.2. Структурная перестройка системы высшего образования

 

II.2.1. Азербайджан

Политика, связанная со структурной перестройкой в высшем образовании Азербайджана основывается на трех основных процессах:

(1) переход на двухступенчатую модель обучения;

(2) введение единого государственного экзамена при поступлении в вузы;

(3) перестройка учебных планов.

Приоритетом в усилиях Министерства образования Азербайджана, касающихся двухступенчатой модели, является обеспечение дипломов необходимым и реальным содержанием, так как достаточно часто бакалавр не признается полноценным специалистом. В этом отношении образовательная политика требует не только изменений в законодательной базе, но, что особенно важно, и в самом механизме взаимодействия вузов и рынка, экономических структур, что значительно труднее и пока еще является необходимой перспективой на будущее.

Введение Азербайджаном впервые на постсоветском пространстве единого государственного экзамена политически явилось, во-первых, способом упрощения и придания большей прозрачности процедуре поступления (в ситуации крайней коррумпированности, с которой пришлось иметь дело в начале 90-х годов) и, во-вторых, важным структурным компонентом диагностики, управления и организации образовательной системы, в первую очередь — высшей школы.

В целом перестройка учебных планов сопровождается политикой децентрализации и диверсификации, учебные планы и программы разрабатываются отдельными вузами и преподавателями, а централизованное управление лишь утверждает их. Структурные изменения учебных планов и программ связаны с несколькими приоритетами:

— увеличение количества времени, отводимого для изучения иностранных языков, прежде всего английского;

— расширение преподавания так называемых «гражданско-политических» дисциплин и создание новых интегрированных учебных программ (включающих элементы гуманитарных и естественных наук);

— создание условий для преподавания на азербайджанском языке;

— обеспечение компьютерной грамотности на основе последовательной образовательной политики государства, предоставляющего возможности обучения через участие в международных проектах с доступом к современным информационным технологиям.

II.2.2. Беларусь

Изменившиеся условия жизни белорусского общества за последние 10 лет связаны с проведением реформ в социально-экономической структуре общества, поворотом к социально ориентированной рыночной экономике. Современная социально-экономическая ситуация востребовала образовательную политику гармонизации структуры и содержания высшего образования в соответствии с идеей национального возрождения путем постепенных, последовательных изменений, на основе уже существующей образовательной системы. Если принять еще во внимание значительный рост приема в вузы Беларуси за последнее десятилетие (с 1993 г.), то потребность структурных изменений в системе высшего образования становится очевидной.

Таким образом, осуществление с 1994 г. процесса модернизации национальной высшей школы Беларуси предполагает следующие приоритеты структурных изменений:

во-первых, диверсификация типов высших учебных заведений государственной и негосударственной форм собственности: университет (классический, профильный или академия, институт, высший колледж) и оформление сектора негосударственных вузов под патронажем Министерства образования; [7].

во-вторых, структурные изменения в перечне специальностей, специализаций и образовательных стандартах;

в-третьих, приоритет дифференциации и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей через диверсификацию учебных планов и программ, отражающих реальное сочетание интересов личности и государства;

в-четвертых, в структуре ступеней, степеней и квалификаций, связанных с международной деятельностью и интеграцией национальной системы высшего образования в мировое образовательное пространство.

Важнейшим приоритетом в структурных изменениях является также создание современной системы управления качеством высшего образования. [6].

II.2.3. Казахстан

Основой политики структурной перестройки высшего образования Казахстана стал отказ от государственной монополии на образование, что на практике означало отмену жесткого централизованного руководства и зачастую неоправданной регламентации деятельности высших учебных заведений. Открылась возможность для осуществления политики структурных изменений в системе высшего образования республики по нескольким приоритетным направлениям:

во-первых, развитие негосударственного сектора высшего образования как свидетельство функционирования рынка образовательных услуг;

во-вторых, диверсификация источников финансирования высшего образования через предоставление возможности государственным вузам осуществлять прием и обучение студентов на платной основе;

в-третьих, проведение реструктуризации сети государственных вузов, в результате которой создается организационно-правовая основа возникновения статуса ведущих университетов (всего 8), региональных вузов (всего 18), как социально-духовных центров науки, образования, культуры в каждой области и вузы как акционерные общества (всего 12);

в четвертых, осуществление реального сочетания подготовки специалистов как по заказу государства (не только государственным вузам) путем получения государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов, так и за счет собственных средств обучающихся;

в-пятых, приоритетным становится “адресный” принцип финансирования вузовской подготовки, когда финансовые средства получает студент, а не высшее учебное заведение, т.е. произошел переход от принципа «финансирования объекта образования» к принципу «финансирование субъекта образования». [8]

II.2.4. Польша

Приоритеты структурных изменений в высшем образовании Польской республики в основном опосредованы следующими процессами:

а) возникновение новых направлений науки и, следовательно, неизбежное возрастание численности специалистов с высшим образованием;

б) потребность в диверсификации и профилировании среднего образования в связи с ситуацией в высшей школе;

в) диверсификация самой системы высшего образования и переход к многоступенчатой вузовской подготовке.

В результате этих процессов одним из структурных приоритетов стало создание и открытие новых востребованных специальностей и факультетов, связанных с развитием рыночных экономических отношений (экономика, бизнес, менеджмент, финансы, банковское дело, право и т.д.). [См. 14].

Еще одним приоритетом для осуществления оптимальной взаимосвязи между средним и высшим уровнями образования в республике стало создание различных по срокам обучения и соответствующим им программам формы средней школы: шестилетняя начальная школа, трехлетняя гимназия, трехлетний профильный лицей, двухлетнее профессиональное училище и двухлетний лицей повышения квалификации.

Диверсификация же системы высшего образования представляет собой сочетание классических университетов с приоритетом специализированных вузов (новый тип вуза в структуре высших учебных заведений, ориентированный прежде всего на конкретную профессионализацию выпускника), на которые в настоящее время приходится основная часть нагрузки в общем объеме подготовки специалистов с высшим образованием. Кроме этих типов вузов, высшую образовательную подготовку осуществляют т.н., профессиональные высшие школы, в которых выпускники приобретают более высокую профессиональную квалификацию за счет обязательной практики в течение 15 недель. [15]

Важным приоритетом элементом образовательной политики в структурных преобразованиях высшего образования в Польской республике стала многоступенчатая система подготовки, состоящая из трех ступеней (Лиценциат — Инженер — Магистр), что в целом увеличивает продолжительность обучения с 16 до 18 лет, но в то же время позволяет более дифференцированно подходить к социально-экономическим запросам как рынка труда, так и к интересам конкретного индивида.

II.2.5. Россия

Политику приоритетов структурной трансформации системы высшего образования России определяют, в первую очередь, проблемы ее сбалансированного развития, которое позволило бы сохранять и воспроизводить интеллектуальный потенциал нации путем установления тесных связей с рынком труда, стимулирования конкуренции между вузами, введения учебных планов, соответствующих международным стандартам, модульной системы обучения и оценивания.

В результате приоритетами структурных преобразований стали:

1. Диверсификация высших учебных заведений в виде четырех основных типов:

— научно-исследовательские университеты (столичные университеты, вузы, интегрированные с крупными научно-исследовательскими структурами, ведущие университеты крупных регионов);

— учебно-исследовательские вузы — самый распространенный на сегодняшний день тип вуза, на который приходится основной объем подготовки специалистов;

— вузы, ориентирующиеся на приоритеты интересов потребителя, в основном образовательных услуг;

— учебный комплекс высшего профессионального образования, ориентированный на междисциплинарное обучение [16, с. 19].

2. Реформирование внутренней структуры вузов: появление новых дипломов (по различным квалификациям); преподавание новых дисциплин и создание новых факультетов.

3. Информатизация как важнейшее средство обеспечения статуса российского вуза как национального и регионального центра науки, культуры и образования, возможности международного сотрудничества и привлечения внебюджетных средств за предоставление образовательных услуг.

3. Сохранение и усиление фундаментальности образования как базового и безусловного процесса в высшем и прежде всего — университетском образовании.

4. Дальнейшая интеграция системы национального высшего образования в общеевропейскую и мировую системы, что позволит высшей школе России не только соответствовать внутренним социально-экономическим и культурным задачам, но и быть локомотивом конкурентоспособности всей системы Российского образования, а также и стран СНГ на международном рынке образовательных услуг.

II.2.6. Украина

Приоритеты образовательной политики Украины в сфере структурной перестройка системы высшего образования определяются в первую очередь задачей повышения ее социально-экономического потенциала в условиях перехода к рыночным основам управления образованием, предполагающим осуществление процессов университизации и диверсификация высшего профессионального образования, структурных изменений в системе высшего образования на основе включения в международное разделение труда с использованием новейших технологий, большей правовой самостоятельности вузов а также возможностью и необходимостью постепенной интеграции в мировое образовательное пространство.

В этом отношении можно говорить о следующих приоритетах образовательной политики:

1. Совершенствование типологии вузов и форм обучения, системы управления, которые должны точно соответствовать конкретным целям, задачам своего функционирования, а также диверсификации финансовых средств обеспечения учебного процесса как государственного, так и альтернативного образования.

2. Обеспечение быстрого роста численности специалистов в области управления, информатики, информационно-компьютерным технологиям (ИКТ), биотехнологии, робототехники и другим новым направлениям при усилении фундаментализации высшего образования. [17, 18]

3. Предоставление возможности государственной высшей школе полномочий юридической самостоятельности и права заниматься предпринимательской деятельностью в рамках технологической цепочки “образование-наука-производство”.

4. Осуществление адресной государственной политики финансирования образовательных учреждений с учетом специфики регионального развития и возможностей негосударственного сектора.

5. Структурно-содержательное изменение учебных планов и программ в вузах как приоритет системы высшего образования, что является одним из оснований интеграции в международное образовательное пространство, а также эффективным способом решения внутренней социально-экономической проблемы страны — насыщении специалистами высшей квалификации сферы малого и среднего бизнеса.

 

Назад



Hosted by uCoz