Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

Аналитический обзор "Сравнительная модель трансформаций приоритетов в образовательной политике стран СНГ и ближнего зарубежья" № 10 (октябрь - декабрь 2004 г.)

 

II.3. Влияние высшего образования на социально экономические структуры общества

 

II.3.1. Азербайджан

В ситуации общей нестабильности, вызванной рыночными трансформациями в Азербайджане, влияние высшего образования на жизнь азербайджанского общества определяется стратегией поиска взаимовыгодных связей между вузами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями, с другой.

Речь идет о приоритете взаимодействия с потенциальными работодателями как с позиций непосредственной потребности в специалистах высшей квалификации, так и с точки зрения мониторинга ситуации на рынке труда и экономике для корректирования образовательного процесса во всей системе вузовского образования не только с чисто экономических позиций, но и с учетом возникающих социальных процессов. Например, современная экономическая ситуация характеризуется преобладанием потребностей нефтяной, химико-технологической, металлургической отраслей промышленности, производства оборудования и электроники и т.п., что непосредственно влияет на дифференциацию распределения студентов по признаку пола, когда предпочтение отдается мужчинам Как правило, женская половина студентов предпочитает обучение по таким специальностям, как здравоохранение, образование, искусство и кинематография, а перспектива работы в сельскохозяйственной отрасли не вызывает энтузиазма ни у мужской, ни у женской части студенчества. [19, 20

Учет этих обстоятельств позволил бы более рационально организовывать образовательную политику, если принять во внимание, что в Азербайджане традиционно сильным социальным фактором оказываются представления о ролях и возможностях мужчин и женщин.

Следующим приоритетом на уровне связи учреждений образования с социальными и экономическими процессами становится привлечение в сферу образования дополнительных инвестиций с помощью разработки правовых механизмов снижения налогового бремени для тех негосударственных организаций и предприятий, которые вкладывают свои деньги в образование. Кроме того, будет создана система кредитования образовательных институтов.

Важным приоритетом образовательной политики является процесс тесного интегрирования вузов в регионы, предполагающий специальную поддержку развития провинциального высшего образования и изменения статуса вуза, выступающего не только в качестве образовательного учреждения, но и в качестве самостоятельного звена осуществления социально экономического развития региона.

II.3.2. Беларусь

Эффективная образовательная политика устойчивого функционирование системы высшего образования Беларуси в сложных условиях становления и развития социально ориентированной рыночной экономики невозможна без выбора приоритетов в процессе взаимодействия вузовского образования с многочисленными социально-экономическими структурами. Необходимой политической доминантой в формировании подобных приоритетов в современной ситуации является оптимальное согласование на взаимовыгодных условиях интересов вузов и конкретных необразовательных предприятий, организаций, учреждений, обремененных своими территориальными и региональными особенностями.

Важнейшим приоритетом такой образовательной политики является регионализация высшего образования, позволяющая обеспечивать более полное удовлетворение образовательных запросов граждан, решение задач социального и культурного развития регионов. Первым шагом в этом направлении явилось создание в регионах классических университетов, ставших социально-культурными центрами, непосредственно воздействующими на процессы экономического и духовного развития каждой области республики.

Развитие высшего образования как необходимого средства воспроизводства и развития науки и научного потенциала — один из важнейших приоритетов воздействия всей системы высшего образования на стратегическое социально-экономическое развитие страны.

Политика престижности высшего образования — также важный приоритет сбалансированного влияния системы вузовского образования на социально-экономические структуры по следующим направлениям:

1) постепенный подъем промышленного и наукоемкого производств, нуждающихся в квалифицированных специалистах разного уровня и профиля;

2) возрастающие требования частного сектора экономики, в котором после первой волны торгового предпринимательства активно начал укрепляться бизнес, требующий высокой квалификации персонала в области управления, рекламы, защиты юридических прав, делопроизводства, бухгалтерии и т.д.;

3) изменение общественного мнения, в котором образование стало восприниматься в качестве одного из важных факторов выживания и адаптации к новым социально-экономическим условиям жизни, гаранта успешной социальной мобильности и обретения высоких статусных позиций, основы материального благополучия;

4) ориентация молодежи на престижные профессии, сферы профессиональной деятельности и научного творчества, предполагающие необходимость качественного высшего профессионального образования.

Еще один необходимый приоритет влияния системы высшего образования — формирование объема и структуры подготовки специалистов на основе развития договорных отношений, заявок республиканских органов государственного управления с учетом профиля вуза, обеспеченности региона специалистами, заключений о качестве подготовки специалистов и наличии необходимой учебно-материальной базы. Для обеспечения социально значимых отраслей предполагается развитие контрактной формы подготовки специалистов и расширение права вузов в решении вопросов открытия новых специализаций, востребованных конкретными социально-экономическими структурами на рынке образовательных услуг.

II.3.3. Казахстан

Процесс влияния высшей школы Казахстана на социально-экономическую структуру страны — один из доминирующих в образовательной политике государства, от результатов которого во многом зависит успех модернизации не только национальной системы образования, но и всего комплекса экономических и социально-культурных преобразований, которые позволят республике “вписаться” в мировые интеграционные процессы. Именно поэтому образовательная политика, учитывая международный опыт развития современных образовательных систем, при выборе приоритетов влияния системы высшего образования на социально-экономические сферы казахстанского общества, основывается на понимании высшего образования как культурного механизма выработки, трансляции и непосредственного включения знания в процесс общественного разделения труда.

Одним из наиболее важных приоритетов, определяющих развитие экономики страны, стал процесс повышения уровня квалификации специалистов (доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения изменилась за 1990-2001 годы с 9,7 до 13,5%) Это позволяет говорить о формировании достаточно мощного кадрового потенциала.

Оценка востребованности и предложения специалистов в современных условиях развития рыночных отношений, характеризующая трудности с трудоустройством и распределением специалистов по окончанию вузов, вызывает приоритетную необходимость политики организационной и социально-структурной упорядоченности во взаимодействии непосредственно вузов с конкретными заинтересованными социально-экономическими структурами. Речь идет о создании механизма регулирования трудоустройства выпускников, в особенности обучавшихся на платной основе, который учитывал бы всю цепочку социально-рыночных факторов от реального спроса на рынке труда до фактического приема абитуриентов и возможной корректировки перечня специальностей и специализаций.

Современная ситуация в системе высшего образования вызвала приоритет опережающего образования, то есть подготовки специалистов с ориентацией на технологический прогресс и работников широкого профиля, способных быстро менять профессию, и таким образом непосредственно влиять на мобильность целых организаций и предприятий в соответствии с меняющейся конъюктурой рынка труда.

Особый приоритет образовательной политики — непосредственное влияние высшего образования на развитие регионов, которые формируют большую часть государственного заказа на подготовку специалистов высшей квалификации.

Гуманитарным приоритетом образовательной политики становится процесс интеграции образования и науки путем создания академических комплексов, включающих в себя учебные заведения и научно-исследовательские институты. Такое соединение служит реальной основой интеграции науки и образования и позволяет проводить единую научно-техническую и образовательную политику в стране. [8].

II.3.4. Польша

Ориентация высшего образования Польской республики на рыночную модель, в которой вуз функционирует по образцу предприятия, опирающегося на коммерческие рыночные критерии, и вузовское образование в этой модели является формой образовательных услуг, адресованной потенциальным клиентам в соответствии с заявленными ими потребностями.

Учет потребностей студентов ведет к тому, что в настоящее время самым важным заданием высшего образования является гарантирование студентам т.н., ключевых компетенций: учеба, мышление, поиск, самосовершенствование, коммуникация, сотрудничество, деятельность. Посредством таким образом подготовленных выпускников система высшего образования оказывает влияние как на самое себя, так и на осуществление взаимодействия с социально-экономическими структурами общества.

Прежде всего, это децентрализация управления и расширение автономии вузов, предоставленные Законом о высшем образовании 1990 года, что позволило устранить количественные пределы приема студентов в каждое из учебных заведений, а также централизованно спускавшиеся сверху критерии приема. Кроме этого, появилась возможность введения нового фондового регулирования для государственных высших учебных заведений, когда размеры субсидий, предоставляемых каждому из учебных заведений, увязываются с количеством учащихся. Эти изменения в значительной степени повлекли за собой рост числа студентов государственных университетов.

Важным приоритетом политики влияния системы высшего образования на социально-экономические структуры является право привлечения вузами внебюджетных средств за предоставление различных образовательных, диагностических и исследовательских услуг представителям различных предприятий и организаций. [15]

Открытие региональных вузов различных форм собственности — немаловажный приоритет влияния системы высшего образования на всю динамику развития того или иного региона. С одной стороны, это уравнивает шансы поступления и удовлетворяет спрос на высшее образование у населения и на получение высшего образования городской и сельской молодежи, а с другой, — спрос на специалистов с учетом особенностей региона и решает проблемы трудоустройства молодых специалистов.

II.3.5. Россия

Современная российская образовательная политика в отношении влияния высших учебных заведений на социально-экономическую структуру общества исходит из того, что развитие система высшего образования является основным потенциалом инновационного развития страны. Принципиальным вектором такого отношения к высшему образованию, определяющим образовательные политические приоритеты, становится процесс создания механизма эффективного социально-экономического сочетания потребностей личности, семьи, предприятий и государства в условиях рыночных отношений. Такими приоритетами становятся следующие шаги.

Во-первых, всемерное содействие рынку профессионального образования, который, начиная с 2003 г., служит достаточно эффективным механизмом обновления его структуры и качества по сравнению с более инерционным “госзаказом”.

Во-вторых, приоритет формирования "кадрового запаса" для развития перспективных рынков и технологий, подготовка кадров для тех отраслей, которые еще не начали предъявлять широкого платежеспособного спроса на выпускников (создание стипендиального фонда для тех студентов, которые выберут направления и специальности, приоритетные для государства). [21]

В-третьих, формирование университетских комплексов:

а) как формы интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательских институтов, базовых предприятий и организаций, в рамках которой будут функционировать образовательные программы разных уровней профессионального образования;

б) как университетского образовательного округа (без статуса юридического лица), в котором университет играет роль центра методического обеспечения образовательных учреждений различных уровней, повышения квалификации преподавателей в регионе, формирует развитую информационную образовательную среду, ведет целевую подготовку кадров для производственной и социальной сферы региона, причем все учреждения, входящие в состав округа, сохраняют юридическую самостоятельность;

в) как юридического лица в форме объединения образовательных, научных, производственных и других структур различных форм собственности, сохраняющих статус юридических лиц;

г) как единого юридического лица — автономного учебного заведения, в котором объединены подразделения, реализующие образовательные программы различных уровней (лицеи, гимназии, колледжи, институты, учреждения дополнительного профессионального образования), НИИ и КБ, производственные и другие подразделения, объекты социальной сферы.

В-четвертых, приоритет научной функции системы высшего образования, непосредственно влияющего на изменение принципов организации производства.

В-пятых, приоритет усиления воздействия высшего образования на рынок труда путем создания новых технологий и открытия новых областей общественной деятельности.

II.3.6. Украина

Система высшего образования Украины рассматривается в качестве социального института, призванного решающим образом повлиять на социально-экономическую структуру украинского общества. Высшее образование выступает катализатором трансформационного процесса — общественного и научно-технического прогресса в комбинации с созидательными и регулирующими функциями государства на основе инновационной деятельности. С этой точки зрения, приоритетами образовательной политики являются:

1. Приоритет вузовского образования для, во-первых, воспроизводства былого научного уровня, а во-вторых — развития научного потенциала, без которых важнейшая социально-экономическая структура — рыночные отношения в стране еще долго не будут соответствовать объявленной социальной направленности.

2. Развитие и совершенствование системы высшего образования как важнейшего инструмента подготовки и воспитания квалифицированных специалистов для различных сфер промышленного и научно-технологического производства и управления.

3. Приоритет влияния высшего образования на частный сектор экономики в связи с его переходом на цивилизованные рельсы развития, требующего высокообразованных и профессионально компетентных предпринимателей, владеющих механизмами рыночных трансформаций.

4. Приоритетность развития регионального вузовского образования как своеобразного локомотива социально-экономического, интеллектуально-духовного и общекультурного развития всей социально-экономической инфраструктуры региона в ее сопряженности с образовательным пространством республики.

5. Приоритет адресного влияния вузовского образования путем мониторинга потребно-стно-мотивационной сферы населения, который дает возможность:

— выявить сложившиеся в общественном мнении представления о престижности образования, образовательных учреждений, образовательных услуг и видов профессиональной деятельности;

— исследовать стереотипы потребительского поведения в отношении образовательных услуг и представлений (ложных и реальных) о востребуемости отдельных профессий и специальностей на рынке труда;

— создать информационную базу для прогнозирования тенденций и подготовить информационное обеспечение для обоснования маркетинговых стратегий образовательных учреждений во взаимодействии с предприятиями, организациями, фирмами.

 

Назад



Hosted by uCoz