Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
II.3. Влияние высшего образования на
социально экономические структуры общества
II.3.1. Азербайджан
В ситуации общей
нестабильности, вызванной рыночными трансформациями в Азербайджане, влияние
высшего образования на жизнь азербайджанского общества определяется стратегией
поиска взаимовыгодных связей между вузами, с одной стороны, и предприятиями,
организациями, учреждениями, с другой.
Речь идет
о приоритете взаимодействия с потенциальными работодателями как с позиций
непосредственной потребности в специалистах высшей квалификации, так и с
точки зрения мониторинга ситуации на рынке труда и экономике для корректирования
образовательного процесса во всей системе вузовского образования не только с
чисто экономических позиций, но и с учетом возникающих социальных процессов. Например, современная экономическая
ситуация характеризуется преобладанием потребностей нефтяной,
химико-технологической, металлургической отраслей промышленности, производства
оборудования и электроники и т.п., что непосредственно влияет на дифференциацию
распределения студентов по признаку пола, когда предпочтение отдается мужчинам Как правило, женская половина студентов предпочитает
обучение по таким специальностям, как здравоохранение, образование, искусство и
кинематография, а перспектива работы в сельскохозяйственной отрасли не вызывает
энтузиазма ни у мужской, ни у женской части студенчества.
[19, 20
Учет этих обстоятельств
позволил бы более рационально организовывать образовательную политику, если
принять во внимание, что в Азербайджане традиционно сильным социальным фактором
оказываются представления о ролях и возможностях мужчин и женщин.
Следующим приоритетом на
уровне связи учреждений образования с социальными и экономическими
процессами становится привлечение в сферу образования дополнительных
инвестиций с помощью разработки правовых механизмов снижения налогового
бремени для тех негосударственных организаций и предприятий, которые вкладывают
свои деньги в образование. Кроме того, будет создана система кредитования
образовательных институтов.
Важным приоритетом
образовательной политики является процесс тесного интегрирования вузов в
регионы, предполагающий специальную поддержку развития провинциального
высшего образования и изменения статуса вуза, выступающего не только в качестве
образовательного учреждения, но и в качестве самостоятельного звена
осуществления социально экономического развития региона.
II.3.2. Беларусь
Эффективная образовательная
политика устойчивого функционирование системы высшего образования Беларуси в
сложных условиях становления и развития социально ориентированной рыночной
экономики невозможна без выбора приоритетов в процессе взаимодействия
вузовского образования с многочисленными социально-экономическими структурами. Необходимой
политической доминантой в формировании подобных приоритетов в современной
ситуации является оптимальное согласование на взаимовыгодных условиях интересов
вузов и конкретных необразовательных предприятий, организаций, учреждений,
обремененных своими территориальными и региональными особенностями.
Важнейшим приоритетом такой
образовательной политики является регионализация высшего образования, позволяющая
обеспечивать более полное удовлетворение образовательных запросов граждан,
решение задач социального и культурного развития регионов. Первым шагом в этом
направлении явилось создание в регионах классических университетов, ставших
социально-культурными центрами, непосредственно воздействующими на процессы
экономического и духовного развития каждой области республики.
Развитие высшего
образования как необходимого средства воспроизводства и развития науки и
научного потенциала —
один из важнейших приоритетов воздействия всей системы высшего образования на
стратегическое социально-экономическое развитие страны.
Политика престижности
высшего образования —
также важный приоритет сбалансированного влияния системы вузовского образования
на социально-экономические структуры по следующим направлениям:
1) постепенный подъем
промышленного и наукоемкого производств, нуждающихся в квалифицированных
специалистах разного уровня и профиля;
2) возрастающие требования
частного сектора экономики, в котором после первой волны торгового
предпринимательства активно начал укрепляться бизнес, требующий высокой
квалификации персонала в области управления, рекламы, защиты юридических прав,
делопроизводства, бухгалтерии и т.д.;
3) изменение общественного
мнения, в котором образование стало восприниматься в качестве одного из важных
факторов выживания и адаптации к новым социально-экономическим условиям жизни,
гаранта успешной социальной мобильности и обретения высоких статусных позиций,
основы материального благополучия;
4) ориентация молодежи на
престижные профессии, сферы профессиональной деятельности и научного
творчества, предполагающие необходимость качественного высшего профессионального
образования.
Еще один необходимый
приоритет влияния системы высшего образования — формирование объема и
структуры подготовки специалистов на основе развития договорных отношений, заявок
республиканских органов государственного управления с учетом профиля вуза,
обеспеченности региона специалистами, заключений о качестве подготовки
специалистов и наличии необходимой учебно-материальной базы. Для обеспечения
социально значимых отраслей предполагается развитие контрактной формы
подготовки специалистов и расширение права вузов в решении вопросов открытия
новых специализаций, востребованных конкретными социально-экономическими
структурами на рынке образовательных услуг.
II.3.3. Казахстан
Процесс влияния высшей
школы Казахстана на социально-экономическую структуру страны — один из
доминирующих в
образовательной политике государства, от результатов которого во многом зависит
успех модернизации не только национальной системы образования, но и всего
комплекса экономических и социально-культурных преобразований, которые позволят
республике “вписаться” в мировые интеграционные процессы. Именно поэтому
образовательная политика, учитывая международный опыт развития современных
образовательных систем, при выборе приоритетов влияния системы высшего
образования на социально-экономические сферы казахстанского общества,
основывается на понимании высшего образования как культурного механизма
выработки, трансляции и непосредственного включения знания в процесс
общественного разделения труда.
Одним из наиболее важных приоритетов,
определяющих развитие экономики страны, стал процесс повышения уровня
квалификации специалистов (доля специалистов с высшим образованием в общей
численности населения изменилась за 1990-2001 годы с 9,7 до 13,5%) Это
позволяет говорить о формировании достаточно мощного кадрового потенциала.
Оценка востребованности и
предложения специалистов в современных условиях развития рыночных отношений,
характеризующая трудности с трудоустройством и распределением специалистов по
окончанию вузов, вызывает приоритетную необходимость политики организационной
и социально-структурной упорядоченности во взаимодействии непосредственно вузов
с конкретными заинтересованными социально-экономическими структурами. Речь
идет о создании механизма регулирования трудоустройства выпускников, в
особенности обучавшихся на платной основе, который
учитывал бы всю цепочку социально-рыночных факторов от реального спроса на
рынке труда до фактического приема абитуриентов и возможной корректировки
перечня специальностей и специализаций.
Современная
ситуация в системе высшего образования вызвала приоритет опережающего
образования, то есть подготовки специалистов с ориентацией на технологический
прогресс и работников широкого профиля, способных быстро менять профессию, и
таким образом непосредственно влиять на мобильность целых организаций и
предприятий в соответствии с меняющейся конъюктурой рынка труда.
Особый приоритет
образовательной политики — непосредственное влияние высшего образования на
развитие регионов, которые формируют большую часть государственного заказа
на подготовку специалистов высшей квалификации.
Гуманитарным приоритетом
образовательной политики становится процесс интеграции образования и науки
путем создания академических комплексов, включающих в себя учебные заведения и
научно-исследовательские институты. Такое соединение служит реальной основой
интеграции науки и образования и позволяет проводить единую научно-техническую
и образовательную политику в стране. [8].
II.3.4. Польша
Ориентация высшего
образования Польской республики на рыночную модель, в которой вуз функционирует по
образцу предприятия, опирающегося на коммерческие рыночные критерии, и
вузовское образование в этой модели является формой образовательных услуг,
адресованной потенциальным клиентам в соответствии с заявленными ими
потребностями.
Учет потребностей студентов
ведет к тому, что в настоящее время самым важным заданием высшего
образования является гарантирование студентам т.н., ключевых компетенций: учеба,
мышление, поиск, самосовершенствование, коммуникация, сотрудничество,
деятельность. Посредством таким образом подготовленных
выпускников система высшего образования оказывает влияние как на самое себя,
так и на осуществление взаимодействия с социально-экономическими структурами
общества.
Прежде всего, это децентрализация
управления и расширение автономии вузов, предоставленные Законом о высшем
образовании 1990 года, что позволило устранить количественные пределы приема
студентов в каждое из учебных заведений, а также централизованно спускавшиеся
сверху критерии приема. Кроме этого, появилась возможность введения нового
фондового регулирования для государственных высших учебных заведений, когда
размеры субсидий, предоставляемых каждому из учебных заведений, увязываются с
количеством учащихся. Эти изменения в значительной степени повлекли за собой
рост числа студентов государственных университетов.
Важным приоритетом политики
влияния системы высшего образования на социально-экономические структуры является
право привлечения вузами внебюджетных средств за предоставление различных
образовательных, диагностических и исследовательских услуг представителям
различных предприятий и организаций. [15]
Открытие региональных
вузов различных форм собственности — немаловажный приоритет влияния системы высшего образования
на всю динамику развития того или иного региона. С одной стороны, это
уравнивает шансы поступления и удовлетворяет спрос на высшее образование у
населения и на получение высшего образования городской и сельской молодежи, а с
другой, — спрос на специалистов с учетом особенностей региона и решает проблемы
трудоустройства молодых специалистов.
II.3.5. Россия
Современная российская
образовательная политика в отношении влияния высших учебных заведений на
социально-экономическую структуру общества исходит из того, что развитие
система высшего образования является основным потенциалом инновационного
развития страны. Принципиальным вектором такого отношения к высшему
образованию, определяющим образовательные политические приоритеты, становится
процесс создания механизма эффективного социально-экономического сочетания
потребностей личности, семьи, предприятий и государства в условиях рыночных
отношений. Такими приоритетами становятся следующие шаги.
Во-первых, всемерное содействие рынку
профессионального образования, который, начиная с
Во-вторых, приоритет формирования "кадрового
запаса" для развития перспективных рынков и технологий, подготовка кадров
для тех отраслей, которые еще не начали предъявлять широкого платежеспособного
спроса на выпускников (создание стипендиального фонда для тех студентов,
которые выберут направления и специальности, приоритетные для государства).
[21]
В-третьих, формирование университетских
комплексов:
а) как формы интеграции
разнопрофильных учебных заведений высшего и среднего профессионального
образования, научно-исследовательских институтов, базовых предприятий и
организаций, в рамках которой будут функционировать образовательные программы
разных уровней профессионального образования;
б) как
университетского образовательного округа (без статуса юридического лица), в
котором университет играет роль центра методического обеспечения
образовательных учреждений различных уровней, повышения квалификации
преподавателей в регионе, формирует развитую информационную образовательную
среду, ведет целевую подготовку кадров для производственной и социальной сферы
региона, причем все учреждения, входящие в состав округа, сохраняют юридическую
самостоятельность;
в) как юридического лица в
форме объединения образовательных, научных, производственных и других структур
различных форм собственности, сохраняющих статус юридических лиц;
г) как единого юридического
лица — автономного учебного заведения, в котором объединены подразделения,
реализующие образовательные программы различных уровней (лицеи, гимназии,
колледжи, институты, учреждения дополнительного профессионального образования),
НИИ и КБ, производственные и другие подразделения, объекты социальной сферы.
В-четвертых, приоритет научной функции системы
высшего образования, непосредственно влияющего на изменение принципов
организации производства.
В-пятых, приоритет усиления воздействия
высшего образования на рынок труда путем создания новых технологий и открытия
новых областей общественной деятельности.
II.3.6. Украина
Система высшего образования
Украины рассматривается в качестве социального института, призванного решающим
образом повлиять на социально-экономическую структуру украинского общества. Высшее
образование выступает катализатором трансформационного процесса — общественного
и научно-технического прогресса в комбинации с созидательными и
регулирующими функциями государства на основе инновационной деятельности. С
этой точки зрения, приоритетами образовательной политики являются:
1. Приоритет вузовского
образования для, во-первых, воспроизводства былого научного уровня, а
во-вторых — развития научного потенциала, без которых важнейшая
социально-экономическая структура — рыночные отношения в стране еще долго не
будут соответствовать объявленной социальной направленности.
2. Развитие и
совершенствование системы высшего образования как важнейшего инструмента
подготовки и воспитания квалифицированных специалистов для различных сфер
промышленного и научно-технологического производства и управления.
3. Приоритет влияния
высшего образования на частный сектор экономики в связи с его переходом на
цивилизованные рельсы развития, требующего высокообразованных и профессионально
компетентных предпринимателей, владеющих механизмами рыночных трансформаций.
4. Приоритетность развития
регионального вузовского образования как своеобразного локомотива
социально-экономического, интеллектуально-духовного и общекультурного развития
всей социально-экономической инфраструктуры региона в ее сопряженности с
образовательным пространством республики.
5. Приоритет адресного
влияния вузовского образования путем мониторинга потребно-стно-мотивационной
сферы населения, который дает возможность:
— выявить сложившиеся в
общественном мнении представления о престижности образования, образовательных
учреждений, образовательных услуг и видов профессиональной деятельности;
— исследовать стереотипы
потребительского поведения в отношении образовательных услуг и представлений
(ложных и реальных) о востребуемости отдельных профессий и специальностей на
рынке труда;
— создать информационную
базу для прогнозирования тенденций и подготовить информационное обеспечение для
обоснования маркетинговых стратегий образовательных учреждений во
взаимодействии с предприятиями, организациями, фирмами.