Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
II.4. Приоритеты качества системы
высшего образования — цель образовательной политики стран СНГ и ближнего
зарубежья
Анализ показывает, что целевая
установка на совершенствование качества высшего образования принципиально
становится стержневым приоритетом образовательной политики, общим для всех
рассматриваемых систем образования, решающих одну и туже задачу
создания национальной системы управления качеством образования как механизма ее
устойчивого развития и взаимодействия с отечественными и зарубежными
социально-экономическими структурами.
В процессах реализации
такой образовательной политики принципиально подобными являются и
организационно-практические действия и меры, предпринимаемые государствами:
— введение периодической
государственной аккредитации вузов (государственных и негосударственных) как
механизма правового признания государством и обществом того или иного высшего
учебного заведения;
— лицензирование
образовательной деятельности как средство повышения качества профессиональной
подготовки путем усиления квалификационных требований к уровню высшего
образования;
— создание определенной
инфраструктуры функционирования Национальной системы качества (центры
аттестации, аккредитации и лицензирования, центры оценки (контроля) качества,
центры государственных образовательных стандартов и мониторинга и т.п.).
Если сформулированные выше
цель и задачу образовательной политики перевести в структуру проблемных
приоритетов как выбора конкретных процессов, действий, средств их достижения и
решения, то такая структура может выглядеть следующим образом:
1. Приоритет состояния и
совершенствования законодательной и нормативной базы, обеспечивающей
сбалансированное сочетание степени свободы вузов в выборе содержания обучения,
его форм, источников финансирования, учебных программ и пр. с рамочными
условиями, соответствующими образовательным стандартам, утверждаемым
государством.
2. Приоритетность перехода
от общего финансирования вуза к адресному как
менее затратному, основанному на вычислении объема затрат на отдельного
студента с учетом его социального статуса и материального положения.
3. Приоритет формирования
и обновления содержания вузовского образования как результата
коррелирующего взаимодействия системы высшего образования с
социально-экономическими структурами (региональными, общегосударственными,
зарубежными) в рамках технологической цепочки “наука — образование —
производство” в условиях рыночных отношений.
4. Переход к обеспечению
сбалансированности и модернизации высшего образования (адекватность,
многообразие, гибкость, мобильность, экономичность, новое содержание,
проектирование новых типов вузов и образовательных структур, сравнительное
соответствие международному уровню).
5. Приоритет решения задачи сопряженности уровня подготовки абитуриентов
вузов к уровневой подготовке студентов — будущих специалистов, а
также взаимодействия вузов со своими выпускниками и сферой их трудовой деятельности,
их участием в разработке и реализации программ совершенствования качества
подготовки специалистов
6. Приоритет повышения роли
педагогического и психологического обеспечения в организации самостоятельной
учебной деятельности студентов в вузах, адекватной современным
научно-образовательным и учебно-методическим требованиям к качеству подготовки
специалистов
7. Приоритет интенсификация
высшего образования:
— создание и освоение новых
педагогических технологий, основанных на концепциях и принципах системного
моделирования, инновационных методах обучения;
— мобильность внедрения
новых учебных программ и курсов при необходимой замене или усовершенствовании
существующих;
—
внедрение адекватных образовательных (в т.ч. информационных) технологий в вузах,
обеспечивающих достижение установленных требований образовательных стандартов и
качества подготовки специалистов.
8. Приоритет оценки
(контроля) и мониторинга качества высшего образования (качество подготовки
специалистов) в вузах на региональном и общегосударственном уровнях.
9. Приоритет совершенствования системы оценки функционирования
образовательной системы с точки зрения международных сравнений
качества образования.