Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

Аналитический обзор "Сравнительная модель трансформаций приоритетов в образовательной политике стран СНГ и ближнего зарубежья" № 10 (октябрь - декабрь 2004 г.)

 

II.4. Приоритеты качества системы высшего образования — цель образовательной политики стран СНГ и ближнего зарубежья

 

Анализ показывает, что целевая установка на совершенствование качества высшего образования принципиально становится стержневым приоритетом образовательной политики, общим для всех рассматриваемых систем образования, решающих одну и туже задачу создания национальной системы управления качеством образования как механизма ее устойчивого развития и взаимодействия с отечественными и зарубежными социально-экономическими структурами.

В процессах реализации такой образовательной политики принципиально подобными являются и организационно-практические действия и меры, предпринимаемые государствами:

— введение периодической государственной аккредитации вузов (государственных и негосударственных) как механизма правового признания государством и обществом того или иного высшего учебного заведения;

— лицензирование образовательной деятельности как средство повышения качества профессиональной подготовки путем усиления квалификационных требований к уровню высшего образования;

— создание определенной инфраструктуры функционирования Национальной системы качества (центры аттестации, аккредитации и лицензирования, центры оценки (контроля) качества, центры государственных образовательных стандартов и мониторинга и т.п.).

Если сформулированные выше цель и задачу образовательной политики перевести в структуру проблемных приоритетов как выбора конкретных процессов, действий, средств их достижения и решения, то такая структура может выглядеть следующим образом:

1. Приоритет состояния и совершенствования законодательной и нормативной базы, обеспечивающей сбалансированное сочетание степени свободы вузов в выборе содержания обучения, его форм, источников финансирования, учебных программ и пр. с рамочными условиями, соответствующими образовательным стандартам, утверждаемым государством.

2. Приоритетность перехода от общего финансирования вуза к адресному как менее затратному, основанному на вычислении объема затрат на отдельного студента с учетом его социального статуса и материального положения.

3. Приоритет формирования и обновления содержания вузовского образования как результата коррелирующего взаимодействия системы высшего образования с социально-экономическими структурами (региональными, общегосударственными, зарубежными) в рамках технологической цепочки “наука — образование — производство” в условиях рыночных отношений.

4. Переход к обеспечению сбалансированности и модернизации высшего образования (адекватность, многообразие, гибкость, мобильность, экономичность, новое содержание, проектирование новых типов вузов и образовательных структур, сравнительное соответствие международному уровню).

5. Приоритет решения задачи сопряженности уровня подготовки абитуриентов вузов к уровневой подготовке студентов — будущих специалистов, а также взаимодействия вузов со своими выпускниками и сферой их трудовой деятельности, их участием в разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов

6. Приоритет повышения роли педагогического и психологического обеспечения в организации самостоятельной учебной деятельности студентов в вузах, адекватной современным научно-образовательным и учебно-методическим требованиям к качеству подготовки специалистов

7. Приоритет интенсификация высшего образования:

— создание и освоение новых педагогических технологий, основанных на концепциях и принципах системного моделирования, инновационных методах обучения;

— мобильность внедрения новых учебных программ и курсов при необходимой замене или усовершенствовании существующих;

— внедрение адекватных образовательных (в т.ч. информационных) технологий в вузах, обеспечивающих достижение установленных требований образовательных стандартов и качества подготовки специалистов.

8. Приоритет оценки (контроля) и мониторинга качества высшего образования (качество подготовки специалистов) в вузах на региональном и общегосударственном уровнях.

9. Приоритет совершенствования системы оценки функционирования образовательной системы с точки зрения международных сравнений качества образования.

 

Назад



Hosted by uCoz