Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитик Тягунова Т.В.
Тема
инноваций является сегодня одной из самых приоритетных в государственной политике
Германии, позиционирующей себя как одну из ведущих индустриальных стран на
международной арене. С целью сохранения и усиления своего ведущего положения в
мире ввиду процессов глобализации, а также перед лицом необходимости решения
проблем, связанных с демографическим ростом, изменением условий производства и
рынка труда и уменьшением ресурсов, Германия стремится прежде всего создать
необходимые предпосылки для увеличения международных инвестиций в сферу научных
исследований [1].
Основанием
такого рода решения является понимание того, что успешное развитие экономики и
благосостояния страны в значительной мере основаны на знании и компетенциях, поскольку
экономический рост и инновационное развитие требуют новых научных идей, которые
должны преобразовываться в экономическую производительность. В целях реализации
новой инновационной политики федеральное правительство Германии разработало
шестимиллиардную программу исследования и развития, а также так называемую High-Tech-стратегию, рассчитанные на период до 2010 года и
направленные на оказание финансовой поддержки перспективным научно-исследовательским
проектам с целью мобилизации инновационного потенциала и стимулирования
внутреннего и внешнего рынка страны.
На
начальной этапе область действий шестимиллиардной программы будет концентрироваться
в следующих трех направлениях [2]:
1
усиление ведущих и профильных технологий с широким потенциалом применения. Сюда
относятся информационные технологии, био- и нанотехнологии, а также космическая
техника; кроме того в будущем должны быть освоены рынки таких сфер как
здоровье, энергия, безопасность, окружающая среда и мобильность;
2
усиление позиций мелких и средних предприятий, обладающих большим инновационным
потенциалом, и инициирование новой динамики в учреждении предприятий. При этом
предполагается, что участие в инновационном развитии мелких и средних
предприятий в дальнейшем должно будет возрасти; кроме того, в качестве одного
из необходимых требований выступает также увеличение финансирования
инновационных разработок и интенсификация реализации результатов исследований;
3
усиление эффективности и международной привлекательности исследовательских
мест. Речь при этом идет не только об увеличении средств финансирования, но и
об усилении международной привлекательности, эффективности и производительности
исследовательской системы в целом.
Ключевая
роль в осуществлении данной программы отводится федеральному министерству
экономики и министерству образования и исследований Германии.
Усиление
роли образования и научно-исследовательских разработок в условиях ориентации
Германии на инновационное развитие связано с несколькими факторами. Как
подчеркивается в официальном сообщении федерального министерства образования и
исследований Германии «Доклад о технологической эффективности Германии 2006»,
производственная эффективность исследований и высокая квалификация работников –
ключевой фактор общественного и экономического развития страны [3].
В
докладе отмечается, что спрос на рынке труда на выпускников высших учебных
заведений растет и будет расти и в будущем. В то же время в ближайшие годы
прогнозируется и рост числа абитуриенток и абитуриентов, желающих получить
учебное место в высшем учебном заведении. Высшие учебные заведения Германии
являются существенным структурным элементом исследовательской сферы и
вследствие этого экономической эффективности страны, живущей за счет своих
технологических продуктов. Именно в высших учебных заведениях получает свою
квалификацию подрастающее поколение научных исследователей. В то же время
участие молодежи в исследовательской деятельности обеспечивает особое место
высших учебных заведений в системе научного исследования.
Немецкая экономика, как отмечается в докладе
федерального министерства образования и исследований Германии, даже во времена
спада профессиональной занятости пользуется у специалистов высоким спросом на
рабочие места. Правда этот спрос касается многочисленных специалистов,
прошедших двухуровневую систему образования. Прежде всего на предприятиях, ориентированных
на инновационное производство, все более увеличивается потребность в людях с
высшим образованием. В условиях начавшегося в 90-х годах снижения общей
профессиональной занятости (-1,7 млн.) лишь у высоко квалифицированных
работников были дополнительные возможности занятости (+1,8 млн.): секторальные
изменения структуры в направлении экономических отраслей и усиление роли
инноваций на всех предприятиях – решающие факторы дополнительного спроса на
персонал с высшим образованием.
Таким образом, для того чтобы быть
конкурентоспособной на международной арене в научно-производственной сфере
Германия нуждается в увеличении количества учащихся. В целях технологической
эффективности и необходимого увеличения исследовательской и инновационной
составляющих это наиболее значимо прежде всего для естественных и инженерных
наук, в которых доля участия молодых людей ниже в сравнении с наблюдаемым в других
странах уровнем. Как прогнозируют немецкие аналитики, в короткие сроки (до 2013
года) число тех, кто имеет право на обучение в высшем учебном заведении
возрастет вследствие сокращения времени обучения в школе. При этом уже сейчас
среди немецкой молодежи наблюдается существенное усиление стремления к
получению естественнонаучно-технического образования.
Высшее
естественнонаучно-техническое образование в Германии сильно конкурирует с
двухуровневой системой обучения в том, что касается постепенно уменьшающегося
числа молодых людей с дипломом об окончании вуза. Это связано с тем, что
двухуровневая система обучения после введения новых и модернизации существующих
профессий стала привлекательнее для тех, кто имеет право на обучение в высшем
учебном заведении. Правда в течение уже нескольких лет, как отмечают немецкие
аналитики, образовательная система Германии не предлагает достаточное
количество учебных мест.
Без
дополнительных усилий со стороны образования – вследствие демографического
роста и структурных изменений – до 2015 года будет наблюдаться недостаток
специалистов в объеме 1,3 млн., что будет тормозить прежде всего развитие
наиболее интенсивно развивающихся производственных сфер. Отсутствие нового
поколения специалистов в естественнонаучных и инженерных областях, а также в
технической сфере может воспрепятствовать – принимая во внимание столь
неблагоприятное для Германии демографическое развитие –
инновационноориентированному развитию экономики.
С
учетом ориентации немецкой экономики на инновационное развитие существенные усилия
образовательной политики Германии направлены на реформирование системы профессионального
образования. Главными направлениями инновационной деятельности в области профессионального
образования в Германии являются [4]:
1 Модернизация:
·
новые квалификационные требования ввиду изменения
экономической структуры от промышленной экономики к сфере обслуживания и с
учетом демографических изменений;
·
создание новой образовательной культуры в инновационных
сферах, развивающихся специальностях и областях, непосредственно связанных с
исследованием;
·
структурное совершенствование системы профессионального
образования.
2 Менеджмент в области перехода от одного
уровня образования к другому:
·
совершенствование системы координации между
профессиональными школами и образованием на предприятии;
·
учет полученной ранее квалификации при получении высшего
образования;
·
совершенствование структуры поддержки лиц, имеющих
социальные проблемы;
·
повышение числа мигрантов, получающих высшее образование в
Германии;
·
последующая квалификация взрослых без законченного школьного
или высшего образования;
3 Последипломное образование:
·
увязывание профессионального высшего образования с
последипломным;
·
проницаемость профессионального образования для высших
учебных заведений;
·
ступенчатость высшего образования и способность обеспечить
профессиональную занятость.
4 Открытость Европе:
·
национальные образовательные реформы с учетом процессов
европейского развития. Сюда относятся как национальный так и европейский уровни
квалификации, система уровней профессионализма в профессиональном образовании и
понятий профессии.
Цели образовательной, исследовательской
и инновационной политики федерального правительства Германии заключаются,
таким образом, в том, чтобы благодаря процессам кооперации и обмена
интегрировать имеющееся международное знание и технологические ноу-хау в национальные
и европейские инновационные процессы. Целью международного взаимодействия в области
образования и исследований является обеспечение немецкой науке и экономике
прибыли в форме приобретения компетенций и преимуществ в инновациях.
Реформирование
системы профессионального образования включает решение следующих задач:
·
преобразование экономической структуры на рынке высшего
образования,
·
внедрение европейской модели двухуровневого высшего
образования,
·
усиление связи между школами и предприятиями.
По
словам федерального министра образования и исследования г-жи А. Шаван, линия, соединяющая
общее образование, профессиональное образование и профессиональную занятость,
не должна содержать разрывов в профессиональной биографии.
Сегодня
высшим учебным заведениям Германии брошен серьезный вызов. Наряду с модернизацией
высшего образования посредством перехода к двухуровневой системе обучения (бакалавры
и магистры) немецкие вузы должны ориентироваться на большую диверсификацию критериев,
определяющих их место в ряду ведущих вузов, а также на возрастающие требования
самостоятельности и конкурентоспособности. Учитывая данные требования к системе
высшего образования правительство Германии разработало программу
образовательных действий по обеспечению возможностей получения образования
будущим поколением и повышению эффективности в области научного исследования.
Данная
программа закреплена в Договоре о высших учебных заведениях-2020, базирующемся
на взаимодействии и координации действий на уровне федерации и отдельных земель
и предусматривающем усиление исследовательской и учебной составляющей, а именно
[5]:
§
самостоятельно осуществляемые землями меры по обеспечению
достаточного предложения учебных мест, прежде всего для растущего числа
выпускников в ближайшие 15 лет; начатая в июле 2004 года реформа
предусматривает введение новых правил допуска в высшие учебные заведения с
целью регулирования предоставления государственных учебных мест по специальностям
с ограниченным набором;
§
меры, которые должны быть предприняты землями для реализации
Болонской реформы; до 2010 года планируется создание совместного европейского
пространства высшего образования, ядром которого должно стать введение
двухступенчатой системы обучения (подготовка бакалавров и магистров);
§
меры, направленные на усиление поддержки приоритетных
направлений исследования и нового поколения преподавателей вузов; последнее, в
частности, предусматривается программой «Молодые профессора», целью которой
является содействие молодым научным исследователям в возрасте от 30-ти лет в
проведении самостоятельных исследований и обучении;
§ усиление
взаимодействия между высшими профессиональными училищами и экономикой, а также
дальнейшее развитие высших профессиональных училищ в направлении их превращения
в региональные центры инноваций в рамках федеральной поддержки прикладных исследований
в высших профессиональных училищах.
Начиная
с 2003 года в Германии при непосредственном содействии Федерального министерства
образования и исследований осуществляется активная разработка и реализация
комплекса образовательных мер под общим названием «Ausbildungsoffensive», или «Активные образовательные действия».
Данные действия включают в себя серию инновационных проектов, направленных на
модернизацию и оптимизацию деятельности образовательных структур в первую очередь
в системе профессионального образования.
Данная
программа федерального правительства Германии имеет целью улучшение ситуации с
местами производственного обучения, одновременно она является центральным
элементом осуществления закрепленной в «Национальном договоре об образовании и
молодых специалистах в Германии» поддерживающей деятельности государства.
Благодаря различным акциям экономика должна получить поддержку в том, что
касается создания мест производственного обучения. Кроме того, одной из главных
целей новой образовательной политики должно стать создание большего количества
учебных мест прежде всего в наиболее перспективных производственных областях
или в новых технологических сферах.
«Активные образовательные
действия» – это интегрирующий элемент деятельности в рамках подписанного 16-го
июня
·
региональные
кампании: программы, направленные на поддержку отдельных регионов с наиболее
слабым соотношением предложение/спрос или с превышающим средний уровень сокращением
предложения мест производственного обучения (программа «STARegio», программа по созданию мест производственного обучения в
западных и восточных землях «Ausbildungsplatzentwickler
West»/«Ausbildungsplatzentwickler Ost», новая федеральная
программа развития и поддержки образовательной структуры «Jobstarter», программа шефства «Patenschaftsprogramm»),
·
отраслевые кампании: программы,
направленные на поддержку новых отраслей развития, напр., микросистемная
техника, нанотехника, биотехнология, оптические технологии; а также в областях,
в которых предложение на места производственного обучения превышает спрос
(напр. в области мясообработки). Министерством образования и исследований
Германии разработана в частности программа «Исследование в высших
профессиональных училищах во взаимосвязи с экономикой», которая начала
реализовываться с 2005 года и должна создать мосты между высшим
профессиональным образованием и экономикой с целью ускорения процессов переноса
и внедрения нового знания на предприятиях. Развитие спектра дисциплин в высших
профессиональных училищах осуществляется посредством многочисленных
специальностей, преподающихся на различных ступенях обучения для бакалавров и
магистров,
·
программы,
сфокусированные на определенных группах лиц, таких как молодые люди,
не имеющие законченного школьного или высшего образования, молодые люди,
имеющие социальные проблемы, а также молодые мигранты и
предприниматели-иностранцы (программы «BQF», «KAUSA»).
Обзор подготовлен на основе
официальных документов Федерального министерства образования и исследований
Германии www.bmbf.de
1. Exzellenz in Bildung und Forschung – mehr Wachstum
durch Innovation. Leitlinien der Bildungs- und Forschungspolitik (www.bmbf.de/pub/bildungs_und_forschungspolitik.pdf)
2. Neue Impulse für Innovation und Wachstum. 6
Milliarden Euro-Programm für Forschung und Entwicklung (www.bmbf.de/pub/6mrd-programm.pdf)
3. Bericht zur technologischen Leistungsfähigkeit
Deutschlands 2006 (www.bmbf.de/pub/tlf_2006_aussagen_breg.pdf)
4. Innovationskreis berufliche Bildung (www.bmbf.de/de/6190.php)
5. Hochschulpakt 2020 (www.bmbf.de/de/6142.php)
6. Ausbildungsoffensive (www.bmbf.de/de/ausbildungsoffensive.php)