Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

«Образовательная политика в области интеграции высшего образования в национальную инновационную систему» Аналитический обзор № 13 (январь - июнь 2006 г.)

 

 

II. интеграция высшего образования германии в национальную инновационную систему

 

Аналитик Тягунова Т.В.

 

II.1. Ключевые моменты государственной инновационной политики Германии

Тема инноваций является сегодня одной из самых приоритетных в государственной политике Германии, позиционирующей себя как одну из ведущих индустриальных стран на международной арене. С целью сохранения и усиления своего ведущего положения в мире ввиду процессов глобализации, а также перед лицом необходимости решения проблем, связанных с демографическим ростом, изменением условий производства и рынка труда и уменьшением ресурсов, Германия стремится прежде всего создать необходимые предпосылки для увеличения международных инвестиций в сферу научных исследований [1].

Основанием такого рода решения является понимание того, что успешное развитие экономики и благосостояния страны в значительной мере основаны на знании и компетенциях, поскольку экономический рост и инновационное развитие требуют новых научных идей, которые должны преобразовываться в экономическую производительность. В целях реализации новой инновационной политики федеральное правительство Германии разработало шестимиллиардную программу исследования и развития, а также так называемую High-Tech-стратегию, рассчитанные на период до 2010 года и направленные на оказание финансовой поддержки перспективным научно-исследовательским проектам с целью мобилизации инновационного потенциала и стимулирования внутреннего и внешнего рынка страны.

На начальной этапе область действий шестимиллиардной программы будет концентрироваться в следующих трех направлениях [2]:

1 усиление ведущих и профильных технологий с широким потенциалом применения. Сюда относятся информационные технологии, био- и нанотехнологии, а также космическая техника; кроме того в будущем должны быть освоены рынки таких сфер как здоровье, энергия, безопасность, окружающая среда и мобильность;

2 усиление позиций мелких и средних предприятий, обладающих большим инновационным потенциалом, и инициирование новой динамики в учреждении предприятий. При этом предполагается, что участие в инновационном развитии мелких и средних предприятий в дальнейшем должно будет возрасти; кроме того, в качестве одного из необходимых требований выступает также увеличение финансирования инновационных разработок и интенсификация реализации результатов исследований;

3 усиление эффективности и международной привлекательности исследовательских мест. Речь при этом идет не только об увеличении средств финансирования, но и об усилении международной привлекательности, эффективности и производительности исследовательской системы в целом.

Ключевая роль в осуществлении данной программы отводится федеральному министерству экономики и министерству образования и исследований Германии.

 

II.1.1. Специфика образования и экономики в условиях инновационного развития общества

 

Усиление роли образования и научно-исследовательских разработок в условиях ориентации Германии на инновационное развитие связано с несколькими факторами. Как подчеркивается в официальном сообщении федерального министерства образования и исследований Германии «Доклад о технологической эффективности Германии 2006», производственная эффективность исследований и высокая квалификация работников – ключевой фактор общественного и экономического развития страны [3].

В докладе отмечается, что спрос на рынке труда на выпускников высших учебных заведений растет и будет расти и в будущем. В то же время в ближайшие годы прогнозируется и рост числа абитуриенток и абитуриентов, желающих получить учебное место в высшем учебном заведении. Высшие учебные заведения Германии являются существенным структурным элементом исследовательской сферы и вследствие этого экономической эффективности страны, живущей за счет своих технологических продуктов. Именно в высших учебных заведениях получает свою квалификацию подрастающее поколение научных исследователей. В то же время участие молодежи в исследовательской деятельности обеспечивает особое место высших учебных заведений в системе научного исследования.

Немецкая экономика, как отмечается в докладе федерального министерства образования и исследований Германии, даже во времена спада профессиональной занятости пользуется у специалистов высоким спросом на рабочие места. Правда этот спрос касается многочисленных специалистов, прошедших двухуровневую систему образования. Прежде всего на предприятиях, ориентированных на инновационное производство, все более увеличивается потребность в людях с высшим образованием. В условиях начавшегося в 90-х годах снижения общей профессиональной занятости (-1,7 млн.) лишь у высоко квалифицированных работников были дополнительные возможности занятости (+1,8 млн.): секторальные изменения структуры в направлении экономических отраслей и усиление роли инноваций на всех предприятиях – решающие факторы дополнительного спроса на персонал с высшим образованием.

Таким образом, для того чтобы быть конкурентоспособной на международной арене в научно-производственной сфере Германия нуждается в увеличении количества учащихся. В целях технологической эффективности и необходимого увеличения исследовательской и инновационной составляющих это наиболее значимо прежде всего для естественных и инженерных наук, в которых доля участия молодых людей ниже в сравнении с наблюдаемым в других странах уровнем. Как прогнозируют немецкие аналитики, в короткие сроки (до 2013 года) число тех, кто имеет право на обучение в высшем учебном заведении возрастет вследствие сокращения времени обучения в школе. При этом уже сейчас среди немецкой молодежи наблюдается существенное усиление стремления к получению естественнонаучно-технического образования.

Высшее естественнонаучно-техническое образование в Германии сильно конкурирует с двухуровневой системой обучения в том, что касается постепенно уменьшающегося числа молодых людей с дипломом об окончании вуза. Это связано с тем, что двухуровневая система обучения после введения новых и модернизации существующих профессий стала привлекательнее для тех, кто имеет право на обучение в высшем учебном заведении. Правда в течение уже нескольких лет, как отмечают немецкие аналитики, образовательная система Германии не предлагает достаточное количество учебных мест.

Без дополнительных усилий со стороны образования – вследствие демографического роста и структурных изменений – до 2015 года будет наблюдаться недостаток специалистов в объеме 1,3 млн., что будет тормозить прежде всего развитие наиболее интенсивно развивающихся производственных сфер. Отсутствие нового поколения специалистов в естественнонаучных и инженерных областях, а также в технической сфере может воспрепятствовать – принимая во внимание столь неблагоприятное для Германии демографическое развитие – инновационноориентированному развитию экономики.

 

II. 2. Основные направления инновационной образовательной политики Германии

С учетом ориентации немецкой экономики на инновационное развитие существенные усилия образовательной политики Германии направлены на реформирование системы профессионального образования. Главными направлениями инновационной деятельности в области профессионального образования в Германии являются [4]:

 

1 Модернизация:

·  новые квалификационные требования ввиду изменения экономической структуры от промышленной экономики к сфере обслуживания и с учетом демографических изменений;

·  создание новой образовательной культуры в инновационных сферах, развивающихся специальностях и областях, непосредственно связанных с исследованием;

·  структурное совершенствование системы профессионального образования.

 

2 Менеджмент в области перехода от одного уровня образования к другому:

·  совершенствование системы координации между профессиональными школами и образованием на предприятии;

·  учет полученной ранее квалификации при получении высшего образования;

·  совершенствование структуры поддержки лиц, имеющих социальные проблемы;

·  повышение числа мигрантов, получающих высшее образование в Германии;

·  последующая квалификация взрослых без законченного школьного или высшего образования;

 

3 Последипломное образование:

·  увязывание профессионального высшего образования с последипломным;

·  проницаемость профессионального образования для высших учебных заведений;

·  ступенчатость высшего образования и способность обеспечить профессиональную занятость.

 

4 Открытость Европе:

·  национальные образовательные реформы с учетом процессов европейского развития. Сюда относятся как национальный так и европейский уровни квалификации, система уровней профессионализма в профессиональном образовании и понятий профессии.

Цели образовательной, исследовательской и инновационной политики федерального правительства Германии заключаются, таким образом, в том, чтобы благодаря процессам кооперации и обмена интегрировать имеющееся международное знание и технологические ноу-хау в национальные и европейские инновационные процессы. Целью международного взаимодействия в области образования и исследований является обеспечение немецкой науке и экономике прибыли в форме приобретения компетенций и преимуществ в инновациях.

Реформирование системы профессионального образования включает решение следующих задач:

·  преобразование экономической структуры на рынке высшего образования,

·  внедрение европейской модели двухуровневого высшего образования,

·  усиление связи между школами и предприятиями.

По словам федерального министра образования и исследования г-жи А. Шаван, линия, соединяющая общее образование, профессиональное образование и профессиональную занятость, не должна содержать разрывов в профессиональной биографии.

 

II.2.1. Требования к высшему образованию в триаде «наука-образование-производство»

Сегодня высшим учебным заведениям Германии брошен серьезный вызов. Наряду с модернизацией высшего образования посредством перехода к двухуровневой системе обучения (бакалавры и магистры) немецкие вузы должны ориентироваться на большую диверсификацию критериев, определяющих их место в ряду ведущих вузов, а также на возрастающие требования самостоятельности и конкурентоспособности. Учитывая данные требования к системе высшего образования правительство Германии разработало программу образовательных действий по обеспечению возможностей получения образования будущим поколением и повышению эффективности в области научного исследования.

Данная программа закреплена в Договоре о высших учебных заведениях-2020, базирующемся на взаимодействии и координации действий на уровне федерации и отдельных земель и предусматривающем усиление исследовательской и учебной составляющей, а именно [5]:

 

§  самостоятельно осуществляемые землями меры по обеспечению достаточного предложения учебных мест, прежде всего для растущего числа выпускников в ближайшие 15 лет; начатая в июле 2004 года реформа предусматривает введение новых правил допуска в высшие учебные заведения с целью регулирования предоставления государственных учебных мест по специальностям с ограниченным набором;

§  меры, которые должны быть предприняты землями для реализации Болонской реформы; до 2010 года планируется создание совместного европейского пространства высшего образования, ядром которого должно стать введение двухступенчатой системы обучения (подготовка бакалавров и магистров);

§  меры, направленные на усиление поддержки приоритетных направлений исследования и нового поколения преподавателей вузов; последнее, в частности, предусматривается программой «Молодые профессора», целью которой является содействие молодым научным исследователям в возрасте от 30-ти лет в проведении самостоятельных исследований и обучении;

§  усиление взаимодействия между высшими профессиональными училищами и экономикой, а также дальнейшее развитие высших профессиональных училищ в направлении их превращения в региональные центры инноваций в рамках федеральной поддержки прикладных исследований в высших профессиональных училищах.

 

II.3. Механизмы осуществления образовательной политики в условиях создания и функционирования национальной инновационной системы

Начиная с 2003 года в Германии при непосредственном содействии Федерального министерства образования и исследований осуществляется активная разработка и реализация комплекса образовательных мер под общим названием «Ausbildungsoffensive», или «Активные образовательные действия». Данные действия включают в себя серию инновационных проектов, направленных на модернизацию и оптимизацию деятельности образовательных структур в первую очередь в системе профессионального образования.

Данная программа федерального правительства Германии имеет целью улучшение ситуации с местами производственного обучения, одновременно она является центральным элементом осуществления закрепленной в «Национальном договоре об образовании и молодых специалистах в Германии» поддерживающей деятельности государства. Благодаря различным акциям экономика должна получить поддержку в том, что касается создания мест производственного обучения. Кроме того, одной из главных целей новой образовательной политики должно стать создание большего количества учебных мест прежде всего в наиболее перспективных производственных областях или в новых технологических сферах.

«Активные образовательные действия» – это интегрирующий элемент деятельности в рамках подписанного 16-го июня 2004 г. Федеральным правительством и ведущими представителями важнейших экономических союзов «Национального договора об образовании и молодых специалистах в Германии». «Активные образовательные действия» включает в себя различные инструменты от новых программ поддержки до образовательных кампаний и со стороны Федерального министерства образования и исследований имеет три основных направления деятельности [6]:

 

·  региональные кампании: программы, направленные на поддержку отдельных регионов с наиболее слабым соотношением предложение/спрос или с превышающим средний уровень сокращением предложения мест производственного обучения (программа «STARegio», программа по созданию мест производственного обучения в западных и восточных землях «Ausbildungsplatzentwickler West»/«Ausbildungsplatzentwickler Ost», новая федеральная программа развития и поддержки образовательной структуры «Jobstarter», программа шефства «Patenschaftsprogramm»),

·  отраслевые кампании: программы, направленные на поддержку новых отраслей развития, напр., микросистемная техника, нанотехника, биотехнология, оптические технологии; а также в областях, в которых предложение на места производственного обучения превышает спрос (напр. в области мясообработки). Министерством образования и исследований Германии разработана в частности программа «Исследование в высших профессиональных училищах во взаимосвязи с экономикой», которая начала реализовываться с 2005 года и должна создать мосты между высшим профессиональным образованием и экономикой с целью ускорения процессов переноса и внедрения нового знания на предприятиях. Развитие спектра дисциплин в высших профессиональных училищах осуществляется посредством многочисленных специальностей, преподающихся на различных ступенях обучения для бакалавров и магистров,

·  программы, сфокусированные на определенных группах лиц, таких как молодые люди, не имеющие законченного школьного или высшего образования, молодые люди, имеющие социальные проблемы, а также молодые мигранты и предприниматели-иностранцы (программы «BQF», «KAUSA»).

 

Библиография используемой литературы

Обзор подготовлен на основе официальных документов Федерального министерства образования и исследований Германии www.bmbf.de

 

1. Exzellenz in Bildung und Forschung – mehr Wachstum durch Innovation. Leitlinien der Bildungs- und Forschungspolitik (www.bmbf.de/pub/bildungs_und_forschungspolitik.pdf)

2. Neue Impulse für Innovation und Wachstum. 6 Milliarden Euro-Programm für Forschung und Entwicklung (www.bmbf.de/pub/6mrd-programm.pdf)

3. Bericht zur technologischen Leistungsfähigkeit Deutschlands 2006 (www.bmbf.de/pub/tlf_2006_aussagen_breg.pdf)

4. Innovationskreis berufliche Bildung (www.bmbf.de/de/6190.php)

5. Hochschulpakt 2020 (www.bmbf.de/de/6142.php)

6. Ausbildungsoffensive (www.bmbf.de/de/ausbildungsoffensive.php)

 



Назад


Hosted by uCoz