Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

«Образовательная политика в области интеграции высшего образования в национальную инновационную систему» Аналитический обзор № 13 (январь - июнь 2006 г.)

 

 

III. Интеграция высшего образования Республики Казахстан в национальную инновационную систему

 

Аналитик Король Д.Ю.

 

III.1. Трактовка инновационного развития общества

 

В контексте глобальной тенденции наступления века конкуренции конструктивных идей, высоких технологий, наукоемкости ВВП проблема инновационного развития Республики Казахстан (РК) стала центральной доминантой в понимании целей  и способов реформирования экономики, образования и науки. «Казахстан является одним из наиболее динамично развивающихся государств, строящим реальное экономическое пространство.

Однако, сложившаяся экспортно-сырьевая ориентация его экономики не соответствует уровню научного и промышленного развития страны. Сохранение и наращивание интеллектуального и кадрового потенциала наукоемких отраслей – единственно возможный способ перехода экономики Казахстана с сырьевого пути на высокотехнологичный». [1]

«Сейчас в Казахстане есть капиталисты и разработчики, промежуточные же виды – явление редкое, система не производит самоорганизующейся стыковки между идеями и деньгами. Ученые, изобретатели, НИИ не имеют должного материального вознаграждения за свой интеллектуальный труд. К ним предъявляются неподъемные требования со стороны инвесторов. Для того чтобы получить доступ к финансированию проекта, разработчик должен иметь маркетинговые исследования рынка, потенциальных потребителей, расчеты окупаемости проекта, наличие профессиональных партнеров по бизнесу. Такие требования автоматически отрезают три четверти изобретений от перспектив инвестирования». [2]

Амбициозная задача - прорыв Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, поставленная руководством страны, вынуждает заняться выработкой в республике целостной политики в управлении научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками и формирование сильной Национальной инновационной системы с эффективными механизмами взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, что рассматривается как один из ключевых приоритетов всей стратегии развития страны.

Эта задача решается на фоне специфических социально-экономических условий РК. По результатам независимого анализа, представленного Всемирном банком (ВБ), значительным успехам Казахстана последних десяти лет на пути стабилизации экономики способствовали, прежде всего, высокие темпы развития нефтяного сектора.

Согласно анализу Всемирного банка, в стране не наблюдается заметного прогресса в направлении формирования инновационной экономики. По своим макроэкономическим показателям Казахстан относится к странам со средним уровнем доходов, но по индексу KEI (уровень применения знаний в экономике) страну можно сравнить только с такими странами, как Кения и Монголия, где доходы населения значительно ниже. В целом, оценка сложившейся ситуации в Казахстане позволяет сделать предположение, что формирование эффективных механизмов поддержки и внедрения инноваций остается слабым звеном национальной инновационной системы. «Следует отметить, что инновационная активность в Казахстане носит локальный характер, нет целостной готовности к реализации национальной инновационной программы развития. Преодоление такой негативной тенденции в экономике является для Казахстана одной из первоочередных задач развития». [2]

Решение этой задачи подкреплено значительным увеличением финансирования науки. За 7 лет оно должно возрасти в 25 раз. Таким образом, если расходы на науку в 2006 году составят чуть более 13 млрд. тенге, то к 2012 году они достигнут отметки 350 млрд., а к 2015 году составят 425 млрд. тенге.

 



 

Основным звеном национальной инновационной политики Казахстана предлагается рассматривать формирование инновационной системы образования, которая должна обеспечить качественную подготовку новой генерации квалифицированных специалистов, восприимчивых к инновациям, готовых создавать и реализовывать инновационные проекты. Казахстан пытается интегрировать в этот процесс опыт многих развитых стран, которые начали свой путь к прогрессу с усиления образования, формирования человеческого капитала. При этом подчеркивается, что ведущая роль в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, всегда принадлежала университетам. «В этом плане техническим университетам страны принадлежит особая миссия, связанная с тем, что сегодня конкурентоспособность любого государства, его экономический успех определяется долей добавленной научно-технологической стоимости товаров и услуг. Для выполнения этой миссии необходима трансформация технических университетов в вузы инновационные, исследовательские» [2].

В Казахстане разработана государственная программа по развитию Национальной инновационной системы. Отдельные ее элементы мы уже запущены и апробированы в 2005 году. Три региональных технопарка в городах Караганда, Уральск и Алматы будут функционировать, предоставляя предпринимателям и ученым комплекс услуг, необходимых для коммерциализации научной деятельности – аренда помещений, лабораторное оборудование, услуги по поиску финансирования, в том числе на грантовой основе, образовательные программы [3].

В 2005 году был создан Национальный центр научно-технической информации Республики Казахстан. Основной деятельностью центра является осуществление производственно-хозяйственной деятельности в сфере науки, а также:

координация работ и участие в формировании национального информационного ресурса в научно-технической сфере страны, включая информацию о научном потенциале;

обеспечение доступа к отечественным и мировым информационным ресурсам коллективных и индивидуыальных абонентов, в том числе органов государственного управления РК, и предоставление на этой основе всего спектра информационных услуг;

проведение исследований и разработок по совершенствованию государственной системы научно-технической информации;

повышение квалификации информационных работников и информационной культуры, специалистов, научно-техническая пропаганда, переводческая и издательская деятельность [4].

 

III.2. Законодательная база развития образования РК в инновационном контексте.

В принятой в 2003 году «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» устанавливается, что «система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации. Необходима четкая государственная политика в области реформы образования и подготовки трудовых ресурсов, особенно в части профессионального технического образования и инновационного менеджмента. Систематизация работы в этом направлении будет осуществляться на основе изучения опыта развитых стран в тесном взаимодействии с работодателями. В некоторых странах, например в Германии, все субъекты бизнеса обязаны быть членами организаций, обеспечивающих подготовку и переподготовку рабочих кадров в соответствии со спросом на рабочую силу. Каждый член таких организаций должен платить свой взнос и давать заявки на требуемые ему профессии рабочих кадров. Как показывает зарубежный опыт, инновационная деятельность требует адекватного высшего образования, дополненного в аспирантуре и докторантуре. Реформа образовательного процесса должна быть сквозной и охватывать все уровни и направления подготовки профессиональных кадров. Согласно этому документу государственная политика в области образования и подготовки профессиональных кадров должна решать следующие задачи:

·                      определение подготовки кадров для инновационной деятельности в качестве одного из приоритетов развития образования;

·                      создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов рабочих и технических специальностей с участием государства и частного сектора;

·                      повышение материально-технической и методической базы всех видов образования;

·                      разработка и внедрение образовательных стандартов, отвечающих международным требованиям;

·                      международное сотрудничество в области подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов для работы в Казахстане на создаваемых новых производствах и др.;

·                      создание (на основе международного опыта) новых или перепрофилирование действующих высших учебных заведений в специализированные институты (университеты) для подготовки кадров в области высокотехнологичных производств;

·                      подготовка специалистов по специальностям, необходимым для развития инновационной деятельности в республике, таким, как: менеджеры и эксперты инновационных проектов; специалисты по международному маркетингу и патентному праву, оценке потенциального риска инновационных проектов и способам его уменьшения, по организации венчурного финансирования и др».

В Законе РК «О Науке» дается следующее определение инновационной деятельности:

«Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности» [5]. Здесь же определены основные принципы государственной политики в области науки, жестко связывающие ее развитие с экономической и социальной политикой страны:

«1) выбор и стимулирование приоритетных направлений научного и научно-технического развития в соответствии с национальными интересами и долгосрочными целями социально-экономического развития страны и мобилизация ресурсов для их реализации;

2) формирование и размещение государственных заказов по науке и технике;

3) создание необходимых экономических условий для развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, предпринимательства и других форм рыночной инфраструктуры в области научной и научно-технической деятельности;

4) финансирование научных исследований из государственного бюджета на уровне, обеспечивающем реализацию национальных приоритетов Республики Казахстан, и содействие финансированию научных разработок из других источников;

5) интеграция науки, научно-технических разработок, производства и образования» [6].

В статье 24 этого Закона формулируются принципы государственной поддержки инновационной деятельности в области науки и техники:

«1. Государство гарантирует поддержку всем организациям, осуществляющим инновационную деятельность в области науки и техники, путем создания для них равных условий.

2. Государственная поддержка инновационной деятельности реализуется в следующих направлениях:

1) определение долгосрочной стратегии технологического развития, инновационных приоритетов, разработка инновационных программ;

2) участие государства в финансировании приоритетных инновационных проектов, в том числе конверсионных;

3) содействие развитию инновационной структуры - технопарков, технологических инкубаторов, инновационных центров, банков данных по инновациям;

4) организация обучения инновационных менеджеров;

5) содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защиты интеллектуальной собственности;

6) приоритетная поддержка инновационной деятельности, направленной на конечную научно-техническую продукцию» [7].

Таким образом инновационная стратегия на законодательном уровне однозначно определяет статус научно-образовательной деятельности, как части национальной инновационнной системы.

 

III.2. Проблемы развития системы образования РК в инновационном контексте и пути их решения

К концу первого десятилетия независимости Казахстана перед высшей школой в полный рост встали новые проблемы стратегической значимости: дисбаланс структуры подготовки кадров в разрезе специальностей; неэффективность государственного регулирования и слабость национальной саморегуляции рынка образовательных услуг, значительное распространение на этом рынке недобросовестной конкуренции, приводящее к снижению качества высшего образования и девальвации отечественных вузовских дипломов. Обе эти проблемы были порождены сначала необходимостью выживания казахстанской высшей школы в условиях рынка, а затем сугубо утилитарными и сиюминутными подходами к интеграции высшего образования в новые социально-экономические отношения [8].

Руководство системы науки и образования РК сформулировало ряд проблем развития образования и науки, преодоление которых должно эффективно интегрировать систему образования в национальный инновационый комплекс.

В числе первых по значимости проблем выделяется малоэффективная советская традиция обмена и использования научной информацией, для которой характерна закрытость, труднодоступность. В период 1990 годов не велась подписка на многие научные издания, что сказалось на принципах ведения научных исследований молодыми учеными. Для решения этой проблемы в 2005 году создан Национальный центр научно-технической информации, который объединил  Казахстанский институт научно-технической информации, имеющий базу данных всех отчетов научных программ и работ, и Республиканскую научно-техническую библиотеку, имеющую доступ к международной научной литературе. В 2006 году начато субсидирование  доступа к иностранным базам данных для молодых ученых. Частью этой проблемы является низкий уровень навыков работы с современным информационными технологиями (в частности Интернетом), и своеобразный информационно-технологический инфантилизм молодого поколения научных работников.

Вторым препятствием является слабое знание иностранных языков. Министерство образования и науки планирует требовать увеличения научных публикаций на английском языке до 30, а затем и до 50% по научным исследованиям, финансируемым из республиканского бюджета.

Третьей проблемой становится демографический кризис в научной среде. Согласно статистике 2004 года доля кандидатов наук в возрасте до 40 лет составляет всего лишь 25%, докторов наук 1,2%. По статистике одного из исследовательских центров: средний возраст заведующих лабораториями — 62,9 лет, ведущих научных сотрудников — 59. Средний возраст кандидатов наук составляет 55 лет, докторов наук 65,5 лет. Поэтому «омоложение» науки является одной из первостепенных задач ее развития.

Следующей проблемой становится обновление и эффективное использование научного оборудования. В предыдущие годы министерство выделяло, пусть даже скромные, средства на закупку уникального оборудования как для ВУЗов, так и НИИ. Однако, такое оборудование часто не использовалось. Министерством образования и науки на сегодняшний день проводится работа по определению необходимого нового научного, лабораторного оборудования и созданию системы коллективных центров совместного использования научного оборудования.

Одной из значимых трудностей является проблема оценки научных исследований, обусловленная традицией консенсуса между государством и научным сообществом, в котором государство финансировало науку на минимальном уровне и не требовало результатов, при этом научный мир не поднимал вопрос об увеличении расходов.

Планируется, что первым шагом на пути объективной оценки научных исследований станет внедрение индекса цитируемости. Как предпологается, внедрение индекса цитируемости будет способствовать повышению прозрачности отечественной науки и, на его основе будет создаваться система оценки научных исследований.

Шестым препятствием является финансовая и научная независимость лабораторий и система оплаты труда. Создаваемый в Казахстане Национальный центр биотехнологий станет пилотным проектом по внедрению новых принципов управления наукой, одним из основополагающих элементов которой является научная и финансовая независимость лабораторий от директоров институтов. Предполагается, что это позволит достичь нескольких целей: (1) повысить научную активность ученых, (2) избавиться от неэффективных лабораторий, паразитирующих за счет успешных проектов других лабораторий, (3) снизить авторитет и давление директоров институтов, (4) позволит повысить зарплату и удержать наиболее перспективных ученых.

Еще одной проблемой оказывается нежелание ВУЗов выделять финансирование на науку и оплачивать научную деятельность. Ежегодно казахские университеты подают огромное количество заявок на финансирование научных исследований. Несмотря на то, что ВУЗы давно живут в рыночной среде они полностью делегируют государству обязанность по финансированию науки. При этом сами ВУЗы заблокировали финансирование научных проектов из собственных источников. По статистике Министерства образования и науки оборот только 45 государственных ВУЗов составляет 40,5 млрд. тенге, что в три с половиной раза больше чем средства, выделяемые на всю науку Казахстана. Министерство образования и науки будет требовать паритетного со-финансирования со стороны учебных заведений [9].

Как считает руководство страны, развитие Казахстана по инновационному пути приведет к кардинальным изменениям не только в науке, но и в сфере подготовки кадров. Инновационный процесс, с одной стороны, потребует, а с другой — создаст непосредственные предпосылки интеграции систем науки, образования и производства.

Известно, что кадровый потенциал науки в Казахстане за годы реформ не только количественно сократился, но и существенно «постарел». В промышленности острой проблемой является недостаток инженеров-технологов и проектировщиков по целому ряду современных наукоемких направлений развития производства. Не хватает специалистов по организации инновационной деятельности, научной и технико-экономической экспертизе, оценке и использованию интеллектуальной собственности, коммерциализации научных разработок и по многим другим специальностям.

Для комплексного решения этих проблем готовятся Концепция интеграции науки и образования, Целевая программа подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации на долгосрочную перспективу, другие образовательные программы. В их рамках, разработчики стараются учитывать инновационный аспект проблемы. Например, надо определить, какая целевая государственная поддержка необходима вузам, осуществляющим подготовку таких специалистов, развитию международного сотрудничества, организации тренингов в компаниях, занимающихся инновационной деятельностью. При такой постановке реально построение многоуровневой системы подготовки и переподготовки специалистов для научного и инновационного предпринимательства, решение вопросов привлечения молодежи в науку, в сферу инноваций. Инновационный процесс поможет привести в действие такие новые механизмы интеграции, как создание учебно-научных и научно-производственных консорциумов. Основа их деятельности — внедрение на предприятии научно-технологических разработок, созданных на кафедрах вузов и в лабораториях НИИ, в ходе которого одновременно происходит целевая подготовка как специалистов производства, так и студентов. В конечном итоге реальная интеграция образования, науки и производства должна стать одним из основных факторов развития Казахстана.

Как считает заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Бауржан Мухамеджанов, «в целом реформы в казахстанской науке ориентированы не только на ее развитие как таковой, но в первую очередь — на создание необходимых предпосылок для глобальной перестройки технологической составляющей экономики страны на основе современных научных достижений» [10].

В докладе о Программе Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы обозначаются первоочередные задачи в отношении развития высшего образования:

- формирование новых принципов управления вузами с использованием ведущих западных технологий;

- усиление требований при поступлении в вузы путем увеличения порогового балла до 50, а для медицинских вузов до 60;

- вместе с тем надо усилить требования и к учителям и методикам обучения;

- обеспечение доступности высшего образования путем совершенствования системы образовательного кредитования;

- внедрение механизма закрепления выпускников вузов по специальности, обучающихся в рамках государственного образовательного заказа;

- осуществление перехода на международную модель аккредитации вузов с привлечением международных внешних экспертов;

- переход к стандартам оценки результатов деятельности, используемых странами ОЭСР.

В системе высшего образования произойдет оптимизация сети ВУЗов с ориентацией на техническое образование. При этом сокращение числа ВУЗов будет осуществляться не только административными мерами, но и экономическими. В целях стимулирования развития системы образования активно будет налаживаться партнерство между частным сектором и государством. Одним из подобных примеров можно привести государственно-частное кредитование. Начиная с 2007 года будет внедрена система образовательного кредитования, построенная на принципах соблюдения интересов, прежде всего студента [11].

 

III.3. Инновационное развитие Казахстана и международный опыт в сфере управления наукой и образованием.

В Казахстане активно рассматриваются различные подходы к управлению наукой и образованием в условиях интенсивного инновационного развития экономике и общества.

Рабочая группа правительства РК рассматривала разнообразные модели управления и сделала вывод, что наиболее  наиболее применимым для Казахстана является финский опыт. В Финляндии все высшие учебные заведения находятся в государственной собственности, имеется также ряд государственных научно-исследовательских организаций. Министерство образования финансирует текущие расходы университетов (содержание инфраструктуры и заработная плата). Что касается научных исследований, то они идут через гранты и Академии Финляндии и ТEKES на конкурсной основе.

Приоритетные направления научных исследований утверждаются Советом по научной и технологической политике, тогда как Академия Финляндии осуществляет финансирование научных исследований в стране, путем отбора проектов на конкурсной основе с привлечением зарубежных экспертов.

 



 

Финская модель предполагает функционирование Министерства образования и науки и Министерства индустрии и торговли РК. В такой системе Министерство образования и науки отвечает за научно-исследовательские работы (НИР), а Министерство индустрии и торговли – за опытно-конструкторские работы (ОКР). Логика развития национальных инновационных систем говорит, что наиболее эффективны те страны, которые имеют развитые горизонтальные связи, в том числе совещательные и координирующие, а не вертикальные. Финляндия является примером горизонтальных связей, где есть четкое разделение функций между двумя ключевыми министерствами. Предлагаемая модель делает акцент на усилении межведомственной координации, где Министерство образования и науки выступает единым органом по формированию, реализации, финансированию и оценке НИР для всех отраслей независимо от ведомственной принадлежности.

 



 

В рамках предлагаемой модели предполагается две формы финансирования науки базовое и проектное.

Базовое финансирование. Предлагаемая Государственная программа развития науки до 2012 года должна определить принципы и четко разграничить роли государства, научного сообщества и частного сектора. Основными мероприятиями государственной программы должны стать: государственные инвестиции (бюджетные трансферты) в создание 4-5 национальных лаборатории открытого типа; поддержание инфраструктуры (текущее содержание и капитальный ремонт зданий и сооружений); подготовка и переподготовка кадров; внедрение современной системы аттестации научных кадров и аккредитации научных и образовательных учреждений, информационное и патентное обеспечение. Кроме того, государство должно финансировать в рамках государственного заказа фундаментальные исследования в сфере истории, археологии, языкознания, литературы, востоковедения, философии математики, физики, наук о земле и биологии, как необходимой базы для общенационального развития; программ государственного значения (к примеру, космическая программа; сейсмическая, биологическая и химическая безопасность и др.).

Для более полной интеграции науки и высших учебных заведений предлагается на конкурсной основе отобрать пять университетов, на базе которых создать пять научных лабораторий инженерного профиля согласно утвержденным приоритетам. Вокруг национальных и университетских лабораторий будут в последствии создаваться технологические и бизнес инкубаторы, ориентированные на решение и коммерциализацию небольших инжиниринговых проектов.

Проектное финансирование по научно-технологическим программам.

Научно-технологические программы (рамочные программы) предлагается финансировать на проектной основе через Фонд науки (научно-исследовательские работы) либо Национальный инновационный фонд (опытно-конструкторские работы) на период от 3 до 5 лет. Исполнители проектов будут отбираться на конкурсной основе из числа научных коллективов в стране и за рубежом по критериям научной результативности, квалификации, уровня оснащения и т.д.

Частное финансирование НИОКР предполагается осуществлять как через венчурные фонды, так и напрямую от частных предприятий на договорной основе. Предполагается, что внесенные изменения в Налоговый кодекс в части отнесения затрат на НИОКР к вычетам будут способствовать росту спроса со стороны частного сектора [12].

 

Библиография используемой литературы

1. Резолюция Второго Инновационного Конгресса Республики Казахстан «Инновационное развитие – стратегический  курс». 16-17 ноября 2005 г. Алматы. Казахстан: наука в поисках финансов. //"Эксперт-Казахстан", №6 (62), 13.02.2006

2. Мутанов Г., ректор ВКГТУ им. Д. Серикбаева, председатель совета директоров технопарка "Алтай", WWW-документ - http://www.academy.kz/obshest_09_03_06.htm 

3. Информация к интервью в журнале «FORTUNE» с заместителем премьер-министра – министра индустрии и торговли РК С. Мынбаевым. WWW-документ http://www.mit.kz/index.php?p=news_unit&id_mm=3&act=1&id=42

4. Отчет Национального центра научно-технической информации Республики Казахстан за 2005 год.

5. Закон Республики Казахстан «О Науке» от 9 июля 2001 года № 225 – II ЗРК

6. Статья 3. Закона Республики Казахстан «О Науке» от 9 июля 2001 года № 225 – II ЗРК

7. Статья 24 Закона Республики Казахстан «О Науке» от 9 июля 2001 года № 225 – II ЗРК

8. Гуревич Л.Я. Жакенова К.А. Высшая школа Казахстана после десятилетия реформ: взгляд изнутри. // Журнал "Евразия", №3, 2001 г.

9. По материалам выступления вице-министра образования и науки РК А.К. Абдымомунова «Концепция Государственной программы развития науки Республики Казахстан до 2015 года»7 декабря, 2005 г. WWW-документ http://www.science.kz/platform/004.php

10. Мухамеджанов Б., Стратегическая цель науки — инновационное развитие экономики. // Казахстанская правда. 18.10.2002. WWW-документ http://www.kazpravda.kz/archive/18_10_2002/n.html#n1

11. Доклад о Программе Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы.

12. По материалам доклада Вице-министра образования и науки Республики Казахстан Абдымомунова А.К. на совещании по вопросам управления наукой. WWW-документ - http://www.science.kz/documents/

 

 

Назад



Hosted by uCoz