Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

«Образовательная политика в области интеграции высшего образования в национальную инновационную систему» Аналитический обзор № 13 (январь - июнь 2006 г.)

 

IV. Интеграция высшего образования России в национальную инновационную систему

 

Аналитик Алтайцев А.М.

 

IV.1. Основные характеристики и трактовки инновационной системы России

Современная Россия решает весьма сложные социально-экономические задачи на путях создания национальной инновационной системы (НИС) с учетом мирового опыта и своих экономических, политических, социально-культурных и духовных особенностей и традиций.

Стержневой проблемой является построение конкурентоспособной экономики, которая, с учетом мировых тенденций и логикой собственного развития, принципиально и, что немаловажно, стремительно становится иной даже по сравнению с относительно недалеким прошлым. «Сегодня преимущество в конкурентной борьбе определяется не размерами страны, не уровнем запасов природных ресурсов, не даже мощью финансового капитала. Совершенно очевидно, что в ближайшие годы будут процветать те государства, которые обеспечат наиболее полное проявление профессиональных способностей и талантов своих граждан, сумеют превзойти других в освоении новых знаний и практических достижений, Трансформируя их в самые современные технологии и продукцию» [1].

Большую организационно-содержательную и идеологическую роль в создании и развитии национальной инновационной системы призвана сыграть государственная политика, в рамках которой свое особое место занимает система образования и, прежде всего, высшее образование во взаимосвязанной цепочке «наука-образование-производство». В последней, с учетом рыночной ориентации экономической модели, понятие «производство» все чаще замещается понятием «бизнес» [см. 2]

Основные подходы, определения и характеристики национальной инновационной системы достаточно полно представлены в документе «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (2005 г.) [3].

В четырех разделах этих Направлений прописаны общие положения (понятия и определения) об инновационной системе, цели, задачи, основные направления государственной политики в области ее развития, а также механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития НИС.

Таким образом, «инновационная система — совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы» [3]

Политика же России в области инновационного развития определяется как «составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках».

Инновационная система может эффективно функционировать только на базе наукоемких высокотехнологичных отраслей (производства), т.е. — это «отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции» [3].

Значение взаимодействия образования и, в частности, университетов с научной и производственной сферами определяется структурой инновационной системы:

« воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

инновационной системы развитие инфраструктуры инновационной системы;

подготовка кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности» [3].

«Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства» [3].

Среди задач, которые необходимо решить для достижения провозглашенной выше политической цели государства выделим следующие:

« создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;

обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики;

осуществить государственное содействие формированию научно-образовательно-производственных интегрированных структур, ориентированных на серийный выпуск и реализацию инновационной продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными предприятиями;

обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;

стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны» [3].

Основными направлениями реализации политики в сфере НИС обозначены:

« создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;

формирование инфраструктуры инновационной системы;

создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности» [3].

Важнейшую роль играет процесс создания инфраструктуры НИС, которая в настоящее время представлена инновационно-активными территориями-наукоградами (подмосковный Королев, новосибирский Кольцово, Дубна, Петергоф, алтайский Бийск и др.), бизнес-инкубаторами, технопарками, инновационно-технологическими центрами (ИТЦ), центрами трансфера технологий (ЦТТ), технополисами, т.е. уже в основном сформирована [см. 4].

Среди прописанных в Основных Направлениях механизмов реализации политики в сфере НИС выделим следующие:

« установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности…, созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот;

переход к программно-целевому принципу государственной поддержки инновационной деятельности путем координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в академиях наук, имеющих государственный статус, государственных научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях;

создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции;

развитие внутреннего рынка инновационной продукции;

формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности, в том числе путем:

§                      расширения финансируемых государством программ фундаментальных и поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

§                      участия государства в развитии инфраструктуры инновационной системы;

§                      формирование экономических показателей в сфере инновационной деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-технических разработок;

§                      разработка критериев выбора приоритетов государственной политики в области развития инновационной системы и выявления на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ потенциальных возможностей для производства конкурентоспособной инновационной продукции» [3].

Таким образом, предполагается, что реализация предложенной Российскому обществу политики в сфере НИС «позволит вывести экономику страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство» [3].

 

IV.2. Законодательная база развития образования Российской Федерации в инновационном контексте.

Успех и качество функционирования образовательной системы в целом в Российской Федерации за последние 10-12 лет и на дальнейшую перспективу основываются, на нормативно-правовой базе, в которой постепенно находили и находят свое отражение инновационные процессы как в самой системе образования (высшего прежде всего), так и во взаимодействии университетского (вузовского) образовательно-научного потенциала с академической наукой и современным производством. Это:

— Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

— Закон «Об образовании»;

— Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

— Национальная докгрина образования, изложенная в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг.;

— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [5, 6, 7, 8, 9].

Содержательная структура приведенных выше и некоторых других документов (см. библиографию в «Аналитических обзорах №№ 7, 8») позволяет утверждать, что приоритетное отношение к сфере высшего образования по существу является вполне определенной образовательной политикой, которая в основных своих характеристиках соответствует мировым тенденциям в функционировании высшего образования передовых стран (США, Японии, Германии, Франции, Великобритании), в том числе и в сфере инновационных систем. Из таких характеристик выделим:

1. Развитие систем высшего профессионального образования в макроструктуре "образование-наука-производство".

2. Диверсификация функций различных вузов в соответствии с избранной моделью специалиста.

3. Концентрация подготовки кадров высшей квалификации в базовых вузах инновационно-исследовательской направленности.

4. Интенсивное развитие непрерывного образования.

5. Совершенствование разнообразных форм последипломного обучения.

6. Организационное обеспечение научных исследований в области высшего образования.

7. Интенсификация учебного процесса..

8. Разработка и внедрение новых образовательных технологий на основе современных информационно-компьютерных средств обучения [см. 10].

На сегодняшний день три из четырех сформированных основных моделей (типов) высших учебных заведений России в большей или меньшей степени могут соответствовать необходимому взаимодействию в структурах НИС:

«научно-исследовательские университеты (столичные университеты, вузы, интегрированные с крупными научно-исследовательскими структурами, ведущие университеты крупных регионов);

учебно-исследовательские вузы (большинство региональных классических университетов и академий) — самый распространенный на сегодняшний день тип вуза, на который приходится основной объем подготовки специалистов» [11, с. 19];

учебный комплекс высшего профессионального образования, ориентированный на междисциплинарное обучение (колледжи, реализующие модель непрерывного образования, берущиеся за освоение вузовских программ профессионального образования и привлекающие в значительной мере ресурсы других вузов).

Таким образом, если модернизация высшего образования 70-х годов может быть охарактеризована как научно-технологическая, а процессы преобразований конца 80-х и 90-х годов можно назвать организационно-управленческими, то «современный этап модернизации российского высшего образования следовало бы назвать социально-технологическим» [12, с. 29].

 

IV.2.1. Высшее образование в организационной политике интеграции с наукой и производством

Проблемы интеграции науки и образования, науки и производства, образования и производства сравнительно давно стали общим местом в решении задачи создания национальной инновационной системы в России. Первый шаг в этом направлении традиционно был сделан “сверху”: 9 марта 2004 г. было создано Министерство образования и науки РФ во главе с министром А. Фурсенко, который в первой же пресс-конференции сделал стратегическую оценку: «"Теперь мы закрываем разрыв между наукой и образованием, но есть другая опасность — разрыв между наукой и промышленностью". Более того, он несколько раз повторил, что в принципе нужна единая цепочка — наука, образование и промышленность. Только такой союз способен совершить инновационные прорывы. Но создание подобного министерства — утопия» [13].

Представители академической науки и вузовского образования в основном положительно оценили создание Минобрнауки с точки зрения объединения возможностей успешного развития инновационной экономики, самой науки и высшего образования. Но было отмечено, что для осуществления полноценных инновационных проектов необходима более широкая интеграция науки, образования и бизнеса [см. 13].

События последних двух лет показали, что организационно-бюрократическое объединение в лице Минобрнауки России, несмотря на достаточно большие усилия последнего, не приводят к эффективным результатам в инновационных процессах.

Аналитически обобщающим потенциалом в рассматриваемом нами проблемном поле является выступление В.Е. Шудегова, Председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии на международной научной конференции на тему "Интеграция науки, образования, бизнеса и промышленности: инновационный и инвестиционный аспекты" 17 апреля 2006 г.

По его словам, при всей очевидности и необходимости интеграционных процессов между наукой, образованием, бизнесом реальное положение дел в России обстоит далеко не самым лучшим образом. В. Шудегов приводит мысль нобелевского лауреата, академика РАН Ж.И. Алферова о том, что «до тех пор, пока не будет восстановлена в России промышленность и развит бизнес, которым потребуются результаты фундаментальных научных исследований и высоко образованные трудовые ресурсы, трудно в России рассчитывать на что-нибудь путное со стороны государственной исполнительной власти» [14] .

«Можно со всей определенностью утверждать, что сегодня у России есть возможности перешагнуть полосу жесточайшего экономического и социального кризиса последних 15 лет. Такой возможностью является — перевод бизнеса и промышленности на инновационный путь развития, который можно обеспечить только при активном использовании объединенного на основе глубокой интеграции потенциала отечественной науки и вышей школы. Решение этой проблемы зависит от дальнейшего развития законодательного процесса в сфере науки и образования»[14].

Главные причины нерешенности многих вопросов в интеграционных процессах различия в существующих, требующих значительной корректировки, принципах государственного регулирования образовательной и научной деятельности в Российской федерации:

«1) образовательная деятельность, в отличие от научной, относится к категории лицензируемых видов деятельности;

2) образовательные организации, в отличие от научных организаций, могут существовать только в форме образовательных учреждений;

3) научная и образовательная системы нашей страны различаются по организационной структуре» [14].

Достаточно четкая классификация образовательных учреждений по уровням образования плохо сопрягается со сложной классификацией научных учреждений: виды научных направлений (наука академическая, вузовская, ведомственная); внутри каждого направления существуют фундаментальные и прикладные исследования, ведущиеся определенными организациями.

В России за последние годы реформ число ведомственных научных центров сократилось в 7 раз, хотя «мировой опыт показывает востребованность структурной перестройки бизнеса и промышленности в пользу наукоемких секторов. Именно это позволяет достаточно быстро повысить темпы роста и долю страны в мировой торговле» [14].

С точки зрения процессов интеграции науки и образования необходимо:

1. Качественно улучшить законотворческую и нормативно-правовую деятельность соответствующих министерств, особенно Минобразнауки (сближение основных подходов и принципов в государственном регулировании образовательной и научной деятельности).

2. Разработать «комплексную программу совершенствования законодательства в области науки и образования, которая должна стать основой для разработки целевых комплексных программ в области науки, образования» [14].

3. Создавать более эффективные программы для молодых исследователей, включая, прежде всего, механизмы их экономической поддержки.

Таким образом, для успешного формирования НИС пристального внимания требуют механизмы реализации государственной политики по интеграции науки, образования, производства (бизнеса). Эффективность же механизмов напрямую зависит от их нормативно-правового обеспечения. Для этого на законодательном уровне установить:

« принципы и разграничение полномочий в государственной инновационной политике, её направления, основные элементы; критерии отнесения и формы осуществления инновационной деятельности;

правовые и экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических результатов, включая меры налогового стимулирования, антимонопольного, таможенного, финансового контроля и технического регулирования интеграционной деятельности;

снятие административных барьеров интеграции науки, образования, бизнеса и промышленности» [14].

 

IV.2.2. Роль университетов в инновационной инфраструктуре и реализации инновационных технологий

На сегодняшний день инновационная инфраструктура России в основном сформирована.

«В 24 регионах России созданы более 60 технологических парков и 60 инновационно-технологических центров (ИТЦ), в которых на площади примерно 500 тыс. кв. метров разместилось свыше 1000 малых высокотехнологичных фирм. Функционирует 40 технопарков, 30 центров трансфера технологий, два территориальных отраслевых высокотехнологичных кластера в области микро- и оптоэлектроники, в основном создана система государственных научных и научно-технических фондов, внебюджетных фондов НИОКР, формируется сеть региональных и отраслевых венчурных фондов (которых уже более 40)» [14].

В нашем контексте важно отметить деятельность центров трансфера технологий (ЦТТ) и Венчурного инвестиционного фонда (ВИФ). Центры трансфера технологий формируются при непосредственном участии Минобрнауки в вузах и научных организациях в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий. Основная задача ЦТТ коммерциализация создаваемых разработок.

Деятельность Венчурного инвестиционного фонда (создан в 2000 году) это полноценный механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях создания системы эффективного инвестирования и инвестиционных институтов с отечественным и зарубежным частным капиталом, которые вкладывают средства в технологический инновационный бизнес.

Сегодня роль научно-образовательно-исследовательских флагманов в инновационной инфраструктуре России принадлежит университетам: МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московскому государственному энергетическому институту электронной техники (МИЭТ), Томскому политехническому, Санкт-Петербургским государственным политехническому, и электротехническому, Южно-Российскому государственному техническому, Южно-Уральскому государственному, Уральскому политехническому и др. Именно в этих университетах «обкатываются» вузовские формы взаимодействия с властью и бизнесом, которые затем могут быть использованы и используются во многих университетах и институтах научно-исследовательской направленности.

Главная проблема, которая решается в инновационной деятельности университетов это востребованность инноваций в виде интеллектуально-разработческого продукта, возможная только при экономической заинтересованности собственников в реальных бизнес-процессах. А эффективность бизнес-процесса обеспечивается непрерывностью инновационного цикла: от научных исследований до рыночной реализации готового продукта [см. 2].

По мнению директора Центра инноваций МГТУ им. Н.Э. Баумана Н В. Козлова, «с университетом в инновационном плане в основном должны работать средние фирмы. Они будут питать университет своими практическими потребностями, которые коррелируются с проблемами крупных предприятий-заказчиков» [2] Именно таким образом в современных условиях возможно эффективное участие университетов в формировании институциональной основы экономики знаний национальной инновационной системы, основанной на использовании стремительно растущих интеллектуальных ресурсов.

 

IV.3. Система высшего образования России в стратегическом развитии науки и инноваций

Материал данного раздела выстроен на тексте «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (далее — Стратегия), утвержденном Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол № 1 от 15 февраля 2006 г.) Министерства образования и науки Российской Федерации [15]. Основное внимание уделяется стратегическому видению места и роли системы высшего (университетского) образования в комплексных усилиях государства, частного бизнеса, институтов гражданского общества в сфере научно-инновационного развития как основы национальной инновационной системы России.

 

IV.3.1. Характеристика основных подходов, проблем, целей и задач современной стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации

Стратегия разработана с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.

В стратегии определены целевые показатели по годам до 2015 г., объемы и источники финансирования, рассмотрены возможности инерционного и активного сценариев реализации Стратегии, и предпочтение отдано активному сценарию.

Общая констатирующая оценка проблемы состоит в том, что, если характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний, то место России в мировых инновационных процессах пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. К основным причинам такого положения относятся следующие.

1. Остается невостребованным высокий кадровый потенциал вузовской науки. Численность профессорско-преподавательского состава российских вузов с учеными степенями в 2004 году составляла 184 354 человека, в том числе 35769 докторов наук и 148 585 кандидатов наук. Штатная численность научных работников вузов составляла около 26 тысяч человек. Общая численность исследователей России с учеными степенями (без профессорско-преподавательского состава) составляла в 2004 году 99 910 человек, в том числе 23 102 доктора наук и 76 808 кандидатов наук.

2. Объем финансирования научных исследований в вузах, выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя из штатной численности научных работников в секторе высшего образования и составляет в 2006 году менее 4% от расходов федерального бюджета на гражданскую науку.

3. Система формирования приоритетов бюджетного финансирования неэффективна. Существует недооценка фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы. В то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и глобальном рынках.

4. За последнее десятилетие произошел разрыв междисциплинарных связей и цикла «фундаментальные исследования-прикладные исследования-промышленное производство».

5. Недостаточно востребован высокий потенциал академического и вузовского секторов науки, эти сектора мало вовлечены в процесс формирования экономики знаний. Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности.

6. Не преодолены тенденции технологического отставания значительной части перерабатывающих отраслей российской экономики. Интеллектуальный потенциал общества задействован в решении ключевых задач развития страны недостаточно эффективно.

Основная модель мирового опыта поступательного социально-экономического и конкурентоспособного развития государства обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Основные предпосылки (критически рассмотренные в предыдущих разделах данной аналитики) для формирования такой модели развития в России существуют, но требуют значительного реформирования.

В рамках активного сценария предлагается следующее направление реализации Стратегии: опережающее развитие среды «генерации знаний», обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов.

В целом, реализация активного сценария является наиболее рациональным вариантом действий в рамках рассматриваемой Стратегии. Вероятность его успешной реализации может быть оценена как умеренная. Этот сценарий предполагается реализовать в рамках выполнения Стратегии.

Таким образом, цель реализации Стратегии формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

 

IV.3.2. Основные стратегические направления и целевые индикаторы интеграции науки и образования

Конкретными направлениями Стратегии по реализации процессов интеграции науки и образования являются следующие.

1. Поддержка формирования базовых кафедр ведущих вузов в академических институтах, а также отраслевых лабораторий в вузах.

2. Конкурсное предоставление средств на приобретение научного оборудования для вузов.

3. Государственная поддержка российских научно-педагогических коллективов, развитие механизмов функционирования «распределенных» научных школ.

4. Предоставление молодым ученым и преподавателям грантов для проведения исследований.

5. Формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ведущих ученых из академических и отраслевых НИИ).

6. Создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров.

7. Развитие инновационных и исследовательских университетов, поддержка деятельности научно-образовательных центров в университетах, в том числе во взаимодействии с международными организациями

8. Развитие системы аспирантур и докторантур.

В стратегии обозначены и определены специальные программы, реализация которых, по мнению авторов Стратегии, позволит не только успешно решить задачу эффективной интеграции науки и образования, но и создать положительную динамику процессов формирования национальной инновационной системы.

1). Федеральная целевая научно-техническая программа (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы в части развития сферы генерации знаний, в том числе поддержка ведущих научных школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы, интеграция науки и образования, поддержка исследований, выполняемых молодыми учеными, концентрация финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

 

Сегодня такими приоритетными направлениями в России являются следующие.

« Безопасность и противодействие терроризму

Живые системы

Индустрия наносистем и материалы

Информационно-телекоммуникационные системы

Перспективные вооружения, военная и специальная техника

Рациональное природопользование

Транспортные, авиационные и космические системы

Энергетика и энергосбережение» [16].

2). Программы Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;

3). Программы финансирования фундаментальных исследований, в том числе на конкурсной основе, проводимых Российской академией наук и другими академиями наук, имеющими государственный статус, и обновления приборной базы академического сектора науки.

4). Федеральная целевая программа (ФЦП) «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы, обеспечивающая развитие ключевых направлений в сфере разработки технологий.

5). ФЦП «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы».

6). Ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)».

7). Ведомственные целевые программы «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня», «Ориентированные фундаментальные научные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы; «Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования 2007-2009 годы».

Предполагается также реализация в рамках федеральных и ведомственных целевых программ мероприятий по развитию сотрудничества (научно-инновационного и инвестиционного) государственного и корпоративного секторов науки, межотраслевого научно-инновационного сотрудничества образовательных учреждений и научных организаций с высокотехнологичным сектором промышленности.

 

Целевые индикаторы Стратегии в сфере интеграции науки и образования в сравнении с инерционной динамикой приведены в Таблице 1

 

Таблица 1

 

2004

2007

2010

2015

1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП

 

инерционная динамика

1,17

1,54

1,63

1,8

с учетом реализации Стратегии

1,17

1.62

2,0

2,5

2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%)

 

инерционная динамика

39,4

44,8

45,4

47,0

с учетом реализации Стратегии

39,4

45,0

60,0

70,0

3. Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным ISI) (%)

 

инерционная динамика

2,7

3,2

3,6

4,2

с учетом реализации Стратегии

2,7

3,2

4,0

4,7

4. Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%)

 

инерционная динамика

5,5

7,4

8,2

10,0

с учетом реализации Стратегии

5,5

10,0

15,0

20,0

5. Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет (%)

 

инерционная динамика

28,4

29,2

28,0

29,0

с учетом реализации Стратегии

28,4

33,0

35,0

36,0

 

Создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику является важнейшей задачей Стратегии в части интеграции науки и образования. Для этого необходимо решить подзадачи:

(1) образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;

(2) развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.);

(3) содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы

(4) развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности.

 

Таким образом, реализация стратегической политики интеграция науки и образования в сфере взаимодействия «наука образование интеллектуально-знаниевые ресурсы производство бизнес» позволит создать:

·                      сбалансированный, устойчиво развивающийся сектор исследований и разработок, имеющий оптимальную институциональную структуру, обеспечивающий расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.

·                      эффективную инновационную систему, встроенную в глобальную инновационную систему, обеспечивающую взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующую по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

 

Библиография используемой литературы

1. Л.К. Гуриева Л.К. Национальная инновационная система России: модели и инфраструктура WWW-Документ URL http://www.viu-online.ru/science/publ/bulleten92002/page12.html

2. Козлов Н.В.: Инновации – не только наука. Инновации – это наука плюс образование, плюс бизнес [WWW-Документ] URL http://www.sciencerf.ru/client/doctrine.aspx?ob_no=3108&cat_ob_no=245

3. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [WWW-Документ] URL http://www.admhmao.ru/innovac/osn_napr.htm

4. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы (14.02.2006) WWW-Документ URL http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4132583f-eeeb-4ee1-98cd-f7775a1fd772&_Language=ru

5. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 — ФЗ.

6. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу WWW-Документ URL http://www.csr.ru/about-publications/plan2010.html

7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22.08.96. № 125-ф 3 (принят ГДФСРФ 19.07.96.) «Собрание законодательства РФ», 26.08.96., №3 5, ст. 4135 //Российская газета. 1996. 29 августа., С. 1-2

8. Федеральная программа развития образования WWW-Документ URL  http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/51_fz_pril.htm Приложение к Федеральному закону "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002  N 393 WWW-Документ URL http://teacher.km.ru/npa03.htm

10. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001. – 56 с. – (Проблемы зарубежной высшей школы; Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6)

11. Куцев Г.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. — М. — 2004. — № 3. — 108 с

12. Романкова Л.И. Траектория модернизационных процессов в российской системе высшего образования (конец XX - начало XXI в.) // «Экономика образования» 2003. № 1

13. Шиц М, Медведев Ю. В союзе образования и науки родятся российские Невтоны и Платоны / Российская газета, 12.03.2004 г. WWW-Документ URL http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/2004/cour0403/3500.htm

14. Шудегов В.Е. Выступление на Международной научной конференции на тему "Интеграция науки, образования, бизнеса и промышленности: инновационный и инвестиционный аспекты" 17.04.2006 г. WWW-Документ URL http://www.sciencerf.ru/client/doctrine.aspx?ob_no=2580&cat_ob_no=244

15. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1), Министерство образования и науки Российской Федерации WWW-Документ URL http://www.smi-svoi.ru/content/?fl=573&sn=1181

16. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации Утверждены Президентом РФ В.В. Путиным 21.05.2006 г. WWW-Документ URL http://www.bmstu.ru/mstu/nauchrab/pnrntt

 

 

 

Назад



Hosted by uCoz