Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитик Гербовицкая М.Ф.
Способность
Франции оставаться в лидирующей группе развитых европейских стран и, как
следствие, поддерживать свою социальную модель непосредственно связана с ее
научно-исследовательским потенциалом. В 2003 национальное богатство (ВВП)
Франции составляет свыше 1.500 миллиардов евро (25.000 евро на каждого жителя).
Из этой суммы в область образования и непрерывного обучения отчисляется 110
миллиардов евро, что составляет 7,1% ВВП. Согласно официальным данным от 1998,
в область научного исследования, государственного и частного, гражданского и
военного, отчислялось более 180 млр. франков (около 27,7 млр. евро). В 2004
внутренние расходы на научное исследование и инновационное развитие (DIRD) составили 35,6 млр. евро (что приблизительно составляет 2,26% ВВП), а
внутренние расходы на исследования, осуществляемые на предприятиях – 22,4 млр.
евро. Расходы на исследования, осуществляемые на предприятиях, составляют 62,6%
от внутренних расходов на научное исследование и инновации, что несколько ниже,
чем в основных промышленных странах (США – 63,1%; Япония – 74,5%; Германия –
66,1%). [1]
Соглашение о научном
исследовании (Pacte pour la recherche), сформулированное
в контексте «Лиссабонской стратегии» стран ЕС и представленное в Парламент в
октябре 2005, фиксирует необходимость увеличения затрат на научное исследование
и инновационное развитие до 3% от ВВП к началу 2010, из которых 2% составят
расходы на исследования, осуществляемые на предприятиях [3].
Во
Франции основные приоритеты и национальные программы в области научного
исследования и инновационного развития устанавливаются правительством и
Парламентом, а затем предлагаются на рассмотрение ведущим
научно-исследовательским организациям и высшим учебным заведениям. Министерская
политика традиционно поддерживает основные исследовательские программы в тех
областях, где исполнителем является государство (космос, авиационная
промышленность, ядерная энергетика, информатика и электроника). В сфере
государственного научного исследования занято около 158000 человек, 163000 – на
предприятиях.
Основная
часть работ в сфере государственного исследования (59%) обеспечивается
двадцаткой ведущих научно-исследовательских организаций, к числу которых
принадлежат Национальный научно-исследовательский центр (CNRS), Национальный центр здравоохранения и медицины (Inserm), Национальный центр агрономических исследований (Inra), Институт Пастера и т. д.
Остальные работы осуществляются в 160 высших
учебных заведениях (85 университетов, большие школы, высшие нормальные школы…),
поддерживающих тесные связи с вышеназванными научно-исследовательскими
организациями [1].
На
ближайшие годы правительство Франции определило следующие приоритеты:
— фундаментальные исследования, которые должны
способствовать креативности и созданию новых отраслей знания;
— технологические
исследования, которые должны способствовать созданию инновационных
производств;
— развитие национальной
инфраструктуры (национальная сеть технологических коммуникаций,
технологические площадки для физических, химических и биологических
исследований). [4]
С
целью обеспечения исследовательских работ было решено увеличить ассигнования на
научные исследования и гранты, что способствовало увеличению рабочих мест в
исследовательском секторе. Основные ресурсы были мобилизованы в пользу
университетcких лабораторий и исследовательских организаций за
счет сокращения административных структур.
По
мнению экспертов, будущее научного исследования и экономическая
конкурентоспособность Франции определяются инновационной политикой.
Закон об инновации,
принятый в июле 1999 [4], призван стимулировать предпринимательскую активность,
облегчить кооперацию между исследователями государственного сектора и
предприятиями, помочь малым и средним предприятиям извлекать прибыль из
передачи технологии и валоризации достижений в области индустриальных
исследований. Эту область курирует Министерство высшего образования и научного
исследования (Ministere délégué à l’Enseignement supérieur et à
Особым
приоритетом пользуются проекты в области кооперации между государственным и
частным исследовательскими секторами, проекты по созданию инновационных
предприятий, которые финансируются правительством из специальных
исследовательских и технологических фондов. В 2004 был выделен государственный
кредит на проведение научных исследований – Crédit d’Impôt Recherche (CIR), который является существенным элементом финансирования инновационных
предприятий, позволяя увеличить конкурентоспособность предприятий, поддерживая
их усилия в плане исследовательских инициатив. Пользоваться этим кредитом могут
все промышленные, коммерческие или сельскохозяйственные предприятия, а также
некоторые ассоциации. Особым приоритетом пользуются так называемые «молодые
инновационные предприятия» (в основном малые или средние предприятия), срок
функционирования которых не превышает 8 лет и затраты на исследования которых
составляют минимум 15% от всего предприятия. По приблизительным данным 2004,
около 6.500 предприятий пользовались кредитом CIR. До 2005 CIR составлял максимум 8
миллионов евро в год на одно предприятие. К 2006 его максимальная сумма
составила 10 миллионов евро. [5]
Кроме
того, буквально в последние годы был создан ряд национальных агентств,
поддерживающих и финансирующих область научного исследования и инновации: Национальное агентство научного
исследования (Agence Nationale de
В
1999 Министерством высшего образования и научного исследования был организован национальный
конкурс в поддержку проектов по созданию предприятий, опирающихся на
инновационные технологии. Победители конкурса получают пособие в размере от
45.000 € до 450.000€ для последующего развития своего проекта. Результатом
успешной реализации конкурсных проектов явилось создание 786 инновационных
технологических предприятий и появление около 4750 рабочих мест к концу 2005.
[5]
По
основным показателям (бюджетные показатели, публикации, патенты) французская
система научного исследования занимает высокое 2-место среди стран ЕС (см.
Таблицу 1):
показатели OECD середины 90-х (1995-1996)
[6]
Таблица
1
|
% исследователей |
% DIRD |
% публикаций |
% патентов |
% от ВВП |
% от населения |
Германия |
28,7 |
29,9 |
19,3 |
40,1 |
27,4 |
21,9 |
Франция |
18,7 |
21,2 |
15,6 |
16,2 |
17.9 |
15,6 |
Великобритания |
18,3 |
18,1 |
26,1 |
14,6 |
13,4 |
15,7 |
Италия |
9,5 |
9,9 |
9,5 |
7,4 |
14,1 |
15,4 |
Испания |
6 |
3,5 |
6,4 |
1,3 |
6,8 |
10,5 |
Голландия |
4,3 |
4,7 |
6,4 |
4,9 |
4,6 |
4,2 |
Швеция |
3,7 |
3,9 |
4,9 |
5,3 |
2,9 |
2,4 |
В графе (% исследователей)
учитывается государственный исследовательский сектор и предприятия.
Несмотря
на то, что актуальная система научного исследования во Франции позволила
добиться несомненных успехов, она, по мнению экспертов, не может быть признана
пригодной для ближайших десятилетий и нуждается в серьезной реорганизации.
Франция в настоящее время наследует весьма сложную, парадоксальным образом
сверхцентрализованную и одновременно раздробленную систему
научно-исследовательских организаций и университетов, требующих огромного
вложения времени и средств. Такая система, по мнению экспертов, при сохранении
своей актуальной структуры не сможет совершить качественный скачок в научном исследовании
в ближайшие десятилетия. Задача, следовательно, будет состоять в упрощении, а
не в дальнейшем мультиплицировании структур. [6]
Многочисленные
отчеты, представленные в 2004 на рассмотрение Французскому правительству, особо
отмечают два пункта:
— настоятельная
необходимость увеличения средств в области высшего образования и научного
исследования;
— центральное место, которое
в этом порядке должны занимать университеты, как повсюду в Европе.
Высшее
образование Франции может быть определено как сосуществование множества форм
обучения, которые весьма отличаются как по своим административным способам
организации, условиям приема в высшие учебные заведения, так и с точки зрения
целей и организации обучения. Законы от
1968 и 1984 [7] утверждают принцип административной, финансовой,
педагогической и научной автономии высших учебных заведений Франции. Высшие
учебные заведения определяют свои образовательные и исследовательские
приоритеты, предлагая их на рассмотрение государству. Государство определяет
программы и утверждает дипломы.
Согласно
официальным данным от 2005, затраты в системе высших учебных заведений Франции
составляют 1,1% от ВВП. Затраты на одного студента в год составляют 9.276
долларов США (с учетом научно-исследовательской подготовки), что несколько ниже
среднего показателя OECD (страны Организации экономического сотрудничества и
развития) (10.655 долларов США). С учетом средней продолжительности обучения в
высшем учебном заведении (4,7 лет), затраты на одного студента составляют
43.428 долларов США (средний показатель по странам OECD – 45.812 долларов США на одного студента). [7]
Число
студентов высших учебных заведений Франции в настоящее время превышает 2,2
миллиона, что составляет около половины всей учащейся молодежи. Начало 1980, а
также 90-е гг были отмечены значительным увеличением численности студентов в
системе высших учебных заведений. После 1995 был период стабилизации, после
чего, в 2002 и 2003, отмечается очередное увеличение числа студентов. В
настоящее время, Франция по количеству студентов высших учебных заведений
превышает средний показатель стран OECD.
Нижеприведенная
таблица Évolution du nombre d’étudiants [7] отображает динамику численности студентов в высших учебных
заведениях.
ÉTUDIANTS |
Условные
обозначения Таблицы «Увеличение численности студентов»
Университеты,
Университетские технологические институты (IUT) и университетские
педагогические институты (IUFM).
Подготовительные
классы больших школ (CPGE) и высшие технические
отделения (STS).
Другие
специальности (инженерные, коммерческие и т.д.)
Métropole + DOM – метрополия +
заморский департамент
Projection – предположительная
численность студентов к 2011-12 гг.
Около
половины студентов (1,4 миллиона) распределены в 85 университетах (к их числу
также относятся университетские технологические институты (IUT) и университетские педагогические институты (IUFM)), которые в
большинстве своем являются государственными междисциплинарными учебными
заведениями и состоят на специальном бюджетном финансировании. Французские
университеты дают общее и профессиональное образование +
научно-исследовательская подготовка на трех циклах обучения. Основное число
студентов ограничиваются специальным сертификатом об «общем университетском
образовании» (1-1,5 года) и дипломом специалиста (Licence) на втором цикле
обучения (так называемое «укороченное университетское образование»). Небольшая
часть студентов получают диплом Master после прохождения
научно-исследовательской подготовки на третьем цикле обучения. Диплом Doctorat является высшей университетской квалификацией, после
дополнительной научно-исследовательской подготовки, что дает право заниматься
самостоятельными научно-исследовательскими изысканиями. Помимо университетов
система высшего образования Франции представлена так называемыми «большими
школами» (что является спецификой Франции), где готовят инженеров,
архитекторов, управленцев. К их числу принадлежат: Высшая Политехническая школа
(Polytechnique), Национальная школа администрации (ENA), высшие нормальные школы и т.д..
В
настоящее время, с целью создания единого европейского образовательного
пространства Франция, наряду с Германией, Италией, Великобританией и другими
европейскими странами, включилась в так называемый проект «гармонизации
дипломов» в рамках Болонского процесса. С целью обеспечения мобильности как
студентов, так и преподавателей эти страны утвердили свое желание обеспечить
совместимость и прозрачность своих образовательных систем. С этой целью было
решено выделить три квалификационных уровня: bac + 3, bac + 5, bac + 8. Франция в настоящее
время приспосабливает свою систему высшего образования к этой формуле. С этой
целью была проведена реорганизация дипломов Licence Master Doctorat (LMD). В рамках европейской программы «Конкурентоспособность и инновация»
был предложен проект создания в 2007 новой университетской квалификации Master «европейского образца» (Master «Recherche et Innovation européennes»).
Ряд
мероприятий министерской политики направлены на то, чтобы стимулировать
предпринимательскую активность молодых исследователей, помочь им включиться в
инновационные проекты, реализуемые на предприятиях. С этой целью создаются
дополнительные квалификации: пост-докторантуры, (post-doctorants), CIFRE или DRT (дипломы технологов-исследователей). Эти новые квалификации, благодаря
условию мобильности, позволяют молодым исследователям успешно зарекомендовать
себя на предприятиях. В 2004 увеличение ассигнований на подготовку молодых
исследователей выросло до 20% (по сравнению с 8% в 2002), что примерно
составило 305 M€. В этом же плане следует
отметить ряд мерояприятий, осуществляемых так называемой Обсерваторией
педагогических практик (Observatoire des pratiques pédagogiques en entrepreneuriat) в поддержку
предпринимательства cреди студентов; создание
экспериментальных «предпринимательских домов» (maisons de l’entrepreneriat) на 6 университетских сайтах; конкурсы «инициативы
молодежи» на средней ступени обучения, с целью поддержания предпринимательской
активности студентов. [7]
Признавая,
что университет должен быть непосредственно включен в социально-экономическое
развитие, где он является одним из акторов на уровне создания рабочих мест и
предприятий, а также появления новых специальностей, ряд экспертов все же
высказывают сомнение относительно способности французских университетов быть
автономными, ответственными исполнителями в осуществлении научных исследований,
сохраняя при этом свою образовательную миссию, как это имеет место в
большинстве европейских стран. Отмечается, например, недостаточная включенность
университетских лабораторий в проекты, реализуемые на предприятиях. Причиной
этому является не столько низкий исследовательский потенциал отдельных
университетских лабораторий, сколько недостаточность практики валоризации
результатов исследований. Валоризация и
трансфер [передача] университетских исследований [8], по замыслу, должны способствовать установлению отношений
кооперации между университетским миром и внешними акторами (компаниями,
предприятия), чтобы результаты исследований университетских лабораторий могли
быть преобразованы в продукты или методы, способствующие экономическому
развитию, а также позволит изыскивать дополнительные финансовые средства.
Валоризации подлежат следующие элементы университетской деятельности:
— научное исследование;
— компетенции, развиваемые в
университетской системе, которые могут быть использованы в плане экспертизы и
анализа;
— знания, развиваемые в
системе непрерывного обучения; [8]
Помимо
научного исследования важным аспектом валоризации является область
образовательной инженерии. Франция в настоящее время особенно заинтересована в
распространении своих компетенций в плане использования новых образовательных
технологий. В 1998 по инициативе Министерства образования и научного
исследования было создано национальное агентство Edufrance [2], миссией
которого является производство
образовательной продукции, конкурентоспособной на европейском образовательном
рынке. Франция также помогает некоторым странам в плане экспертизы и оценки их
образовательных систем.
Следует
отметить, что в последние годы французские университеты становятся недостаточно
привлекательными для иностранных исследователей и студентов, предпочитающих в
этом плане англо-саксонские страны. Между тем, французские университеты
особенно заинтересованы в привлечении в cвои лаборатории
зарубежных исследователей, со степенью post-doctorant (имеющих опыт научного исследования на предприятиях),
поскольку именно период post-doctorat является наиболее
продуктивным в карьере исследователя. Кроме того, зарубежные пост-докторские
программы способствовали бы лучшей интеграции Франции в европейское
образовательное и научно-исследовательское пространство [6].
Сайты Министерства
Национального образования Франции:
1.
www.education.gouv.fr/sup/univ.htm
3.
www.ocde.org
Pierre Cohen, Jean-Yves Le Déaut,
Priorité à la recherche. Quelle recherche pour demain?
(Rapport)[1999] // WWW-Документ URL - http://numerix.univ-lyon1.fr/~schatz/rapportCL.html
Regards sur le système éducatif
français// WWW-Документ URL - http://www.education.gouv.fr/stateval/regards/index.htm
Valorisation de la recherche universitaire (Les
rencontres de l’Agence) 30 novembre 2000 // WWW-Документ URL - http://www.amue.fr/Publications/Publication./index.htm