Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

«Образовательная политика в области интеграции высшего образования в национальную инновационную систему» Аналитический обзор № 13 (январь - июнь 2006 г.)

 

VI. Интеграция высшего образования ФРАНЦИИ в национальную инновационную систему

 

Аналитик Гербовицкая М.Ф.

 

VI.1. Высшее образование Франции в системе научного исследования и инновационного развития

Способность Франции оставаться в лидирующей группе развитых европейских стран и, как следствие, поддерживать свою социальную модель непосредственно связана с ее научно-исследовательским потенциалом. В 2003 национальное богатство (ВВП) Франции составляет свыше 1.500 миллиардов евро (25.000 евро на каждого жителя). Из этой суммы в область образования и непрерывного обучения отчисляется 110 миллиардов евро, что составляет 7,1% ВВП. Согласно официальным данным от 1998, в область научного исследования, государственного и частного, гражданского и военного, отчислялось более 180 млр. франков (около 27,7 млр. евро). В 2004 внутренние расходы на научное исследование и инновационное развитие (DIRD) составили 35,6 млр. евро (что приблизительно составляет 2,26% ВВП), а внутренние расходы на исследования, осуществляемые на предприятиях – 22,4 млр. евро. Расходы на исследования, осуществляемые на предприятиях, составляют 62,6% от внутренних расходов на научное исследование и инновации, что несколько ниже, чем в основных промышленных странах (США – 63,1%; Япония – 74,5%; Германия – 66,1%). [1]

Соглашение о научном исследовании (Pacte pour la recherche), сформулированное в контексте «Лиссабонской стратегии» стран ЕС и представленное в Парламент в октябре 2005, фиксирует необходимость увеличения затрат на научное исследование и инновационное развитие до 3% от ВВП к началу 2010, из которых 2% составят расходы на исследования, осуществляемые на предприятиях [3].

Во Франции основные приоритеты и национальные программы в области научного исследования и инновационного развития устанавливаются правительством и Парламентом, а затем предлагаются на рассмотрение ведущим научно-исследовательским организациям и высшим учебным заведениям. Министерская политика традиционно поддерживает основные исследовательские программы в тех областях, где исполнителем является государство (космос, авиационная промышленность, ядерная энергетика, информатика и электроника). В сфере государственного научного исследования занято около 158000 человек, 163000 – на предприятиях.

Основная часть работ в сфере государственного исследования (59%) обеспечивается двадцаткой ведущих научно-исследовательских организаций, к числу которых принадлежат Национальный научно-исследовательский центр (CNRS), Национальный центр здравоохранения и медицины (Inserm), Национальный центр агрономических исследований (Inra), Институт Пастера и т. д.

 Остальные работы осуществляются в 160 высших учебных заведениях (85 университетов, большие школы, высшие нормальные школы…), поддерживающих тесные связи с вышеназванными научно-исследовательскими организациями [1].

На ближайшие годы правительство Франции определило следующие приоритеты:

— фундаментальные исследования, которые должны способствовать креативности и созданию новых отраслей знания;

— технологические исследования, которые должны способствовать созданию инновационных производств;

— развитие национальной инфраструктуры (национальная сеть технологических коммуникаций, технологические площадки для физических, химических и биологических исследований). [4]

С целью обеспечения исследовательских работ было решено увеличить ассигнования на научные исследования и гранты, что способствовало увеличению рабочих мест в исследовательском секторе. Основные ресурсы были мобилизованы в пользу университетcких лабораторий и исследовательских организаций за счет сокращения административных структур.

 

VI.2. Наука и инновационная политика во Франции

По мнению экспертов, будущее научного исследования и экономическая конкурентоспособность Франции определяются инновационной политикой.

Закон об инновации, принятый в июле 1999 [4], призван стимулировать предпринимательскую активность, облегчить кооперацию между исследователями государственного сектора и предприятиями, помочь малым и средним предприятиям извлекать прибыль из передачи технологии и валоризации достижений в области индустриальных исследований. Эту область курирует Министерство высшего образования и научного исследования (Ministere délégué à lEnseignement supérieur et à la Recherche), которое на протяжении ряда лет осуществляет ряд действий в поддержку инновационных исследований.

Особым приоритетом пользуются проекты в области кооперации между государственным и частным исследовательскими секторами, проекты по созданию инновационных предприятий, которые финансируются правительством из специальных исследовательских и технологических фондов. В 2004 был выделен государственный кредит на проведение научных исследований – Crédit dImpôt Recherche (CIR), который является существенным элементом финансирования инновационных предприятий, позволяя увеличить конкурентоспособность предприятий, поддерживая их усилия в плане исследовательских инициатив. Пользоваться этим кредитом могут все промышленные, коммерческие или сельскохозяйственные предприятия, а также некоторые ассоциации. Особым приоритетом пользуются так называемые «молодые инновационные предприятия» (в основном малые или средние предприятия), срок функционирования которых не превышает 8 лет и затраты на исследования которых составляют минимум 15% от всего предприятия. По приблизительным данным 2004, около 6.500 предприятий пользовались кредитом CIR. До 2005 CIR составлял максимум 8 миллионов евро в год на одно предприятие. К 2006 его максимальная сумма составила 10 миллионов евро. [5]

Кроме того, буквально в последние годы был создан ряд национальных агентств, поддерживающих и финансирующих область научного исследования и инновации: Национальное агентство научного исследования (Agence Nationale de la Recherche), созданное 7 февраля 2005, которое занимается поддержкой и финансированием исследовательских проектов в области кооперации между государственными исследовательскими лабораториями и предприятиями; создание в августе 2005 Агентства промышленной инновации (Agence de linnovation industrielle) c целью финансирования крупномасштабных промышленных программ.

В 1999 Министерством высшего образования и научного исследования был организован национальный конкурс в поддержку проектов по созданию предприятий, опирающихся на инновационные технологии. Победители конкурса получают пособие в размере от 45.000 € до 450.000€ для последующего развития своего проекта. Результатом успешной реализации конкурсных проектов явилось создание 786 инновационных технологических предприятий и появление около 4750 рабочих мест к концу 2005. [5]

По основным показателям (бюджетные показатели, публикации, патенты) французская система научного исследования занимает высокое 2-место среди стран ЕС (см. Таблицу 1):

 

показатели OECD середины 90-х (1995-1996) [6]

Таблица 1

 

% исследователей

%

DIRD

% публикаций

% патентов

%

от ВВП

% от

населения

Германия

28,7

29,9

19,3

40,1

27,4

21,9

Франция

18,7

21,2

15,6

16,2

17.9

15,6

Великобритания

18,3

18,1

26,1

14,6

13,4

15,7

Италия

9,5

9,9

9,5

7,4

14,1

15,4

Испания

6

3,5

6,4

1,3

6,8

10,5

Голландия

4,3

4,7

6,4

4,9

4,6

4,2

Швеция

3,7

3,9

4,9

5,3

2,9

2,4

 

В графе (% исследователей) учитывается государственный исследовательский сектор и предприятия.

 

Несмотря на то, что актуальная система научного исследования во Франции позволила добиться несомненных успехов, она, по мнению экспертов, не может быть признана пригодной для ближайших десятилетий и нуждается в серьезной реорганизации. Франция в настоящее время наследует весьма сложную, парадоксальным образом сверхцентрализованную и одновременно раздробленную систему научно-исследовательских организаций и университетов, требующих огромного вложения времени и средств. Такая система, по мнению экспертов, при сохранении своей актуальной структуры не сможет совершить качественный скачок в научном исследовании в ближайшие десятилетия. Задача, следовательно, будет состоять в упрощении, а не в дальнейшем мультиплицировании структур. [6]

 

VI.3. Университеты Франции в системе научного исследования и инновационного развития

Многочисленные отчеты, представленные в 2004 на рассмотрение Французскому правительству, особо отмечают два пункта:

настоятельная необходимость увеличения средств в области высшего образования и научного исследования;

центральное место, которое в этом порядке должны занимать университеты, как повсюду в Европе.

Высшее образование Франции может быть определено как сосуществование множества форм обучения, которые весьма отличаются как по своим административным способам организации, условиям приема в высшие учебные заведения, так и с точки зрения целей и организации обучения. Законы от 1968 и 1984 [7] утверждают принцип административной, финансовой, педагогической и научной автономии высших учебных заведений Франции. Высшие учебные заведения определяют свои образовательные и исследовательские приоритеты, предлагая их на рассмотрение государству. Государство определяет программы и утверждает дипломы.

Согласно официальным данным от 2005, затраты в системе высших учебных заведений Франции составляют 1,1% от ВВП. Затраты на одного студента в год составляют 9.276 долларов США (с учетом научно-исследовательской подготовки), что несколько ниже среднего показателя OECD (страны Организации экономического сотрудничества и развития) (10.655 долларов США). С учетом средней продолжительности обучения в высшем учебном заведении (4,7 лет), затраты на одного студента составляют 43.428 долларов США (средний показатель по странам OECD – 45.812 долларов США на одного студента). [7]

Число студентов высших учебных заведений Франции в настоящее время превышает 2,2 миллиона, что составляет около половины всей учащейся молодежи. Начало 1980, а также 90-е гг были отмечены значительным увеличением численности студентов в системе высших учебных заведений. После 1995 был период стабилизации, после чего, в 2002 и 2003, отмечается очередное увеличение числа студентов. В настоящее время, Франция по количеству студентов высших учебных заведений превышает средний показатель стран OECD.

Нижеприведенная таблица Évolution du nombre d’étudiants [7] отображает динамику численности студентов в высших учебных заведениях.

 

ÉTUDIANTS

  

 

Условные обозначения Таблицы «Увеличение численности студентов»

Университеты, Университетские технологические институты (IUT) и университетские педагогические институты (IUFM).

Подготовительные классы больших школ (CPGE) и высшие технические отделения (STS).

Другие специальности (инженерные, коммерческие и т.д.)

Métropole + DOM – метрополия + заморский департамент

Projection – предположительная численность студентов к 2011-12 гг.

 

Около половины студентов (1,4 миллиона) распределены в 85 университетах (к их числу также относятся университетские технологические институты (IUT) и университетские педагогические институты (IUFM)), которые в большинстве своем являются государственными междисциплинарными учебными заведениями и состоят на специальном бюджетном финансировании. Французские университеты дают общее и профессиональное образование + научно-исследовательская подготовка на трех циклах обучения. Основное число студентов ограничиваются специальным сертификатом об «общем университетском образовании» (1-1,5 года) и дипломом специалиста (Licence) на втором цикле обучения (так называемое «укороченное университетское образование»). Небольшая часть студентов получают диплом Master после прохождения научно-исследовательской подготовки на третьем цикле обучения. Диплом Doctorat является высшей университетской квалификацией, после дополнительной научно-исследовательской подготовки, что дает право заниматься самостоятельными научно-исследовательскими изысканиями. Помимо университетов система высшего образования Франции представлена так называемыми «большими школами» (что является спецификой Франции), где готовят инженеров, архитекторов, управленцев. К их числу принадлежат: Высшая Политехническая школа (Polytechnique), Национальная школа администрации (ENA), высшие нормальные школы и т.д..

В настоящее время, с целью создания единого европейского образовательного пространства Франция, наряду с Германией, Италией, Великобританией и другими европейскими странами, включилась в так называемый проект «гармонизации дипломов» в рамках Болонского процесса. С целью обеспечения мобильности как студентов, так и преподавателей эти страны утвердили свое желание обеспечить совместимость и прозрачность своих образовательных систем. С этой целью было решено выделить три квалификационных уровня: bac + 3, bac + 5, bac + 8. Франция в настоящее время приспосабливает свою систему высшего образования к этой формуле. С этой целью была проведена реорганизация дипломов Licence Master Doctorat (LMD). В рамках европейской программы «Конкурентоспособность и инновация» был предложен проект создания в 2007 новой университетской квалификации Master «европейского образца» (Master «Recherche et Innovation européennes»).

Ряд мероприятий министерской политики направлены на то, чтобы стимулировать предпринимательскую активность молодых исследователей, помочь им включиться в инновационные проекты, реализуемые на предприятиях. С этой целью создаются дополнительные квалификации: пост-докторантуры, (post-doctorants), CIFRE или DRT (дипломы технологов-исследователей). Эти новые квалификации, благодаря условию мобильности, позволяют молодым исследователям успешно зарекомендовать себя на предприятиях. В 2004 увеличение ассигнований на подготовку молодых исследователей выросло до 20% (по сравнению с 8% в 2002), что примерно составило 305 M€. В этом же плане следует отметить ряд мерояприятий, осуществляемых так называемой Обсерваторией педагогических практик (Observatoire des pratiques pédagogiques en entrepreneuriat) в поддержку предпринимательства cреди студентов; создание экспериментальных «предпринимательских домов» (maisons de lentrepreneriat) на 6 университетских сайтах; конкурсы «инициативы молодежи» на средней ступени обучения, с целью поддержания предпринимательской активности студентов. [7]

Признавая, что университет должен быть непосредственно включен в социально-экономическое развитие, где он является одним из акторов на уровне создания рабочих мест и предприятий, а также появления новых специальностей, ряд экспертов все же высказывают сомнение относительно способности французских университетов быть автономными, ответственными исполнителями в осуществлении научных исследований, сохраняя при этом свою образовательную миссию, как это имеет место в большинстве европейских стран. Отмечается, например, недостаточная включенность университетских лабораторий в проекты, реализуемые на предприятиях. Причиной этому является не столько низкий исследовательский потенциал отдельных университетских лабораторий, сколько недостаточность практики валоризации результатов исследований. Валоризация и трансфер [передача] университетских исследований [8], по замыслу, должны способствовать установлению отношений кооперации между университетским миром и внешними акторами (компаниями, предприятия), чтобы результаты исследований университетских лабораторий могли быть преобразованы в продукты или методы, способствующие экономическому развитию, а также позволит изыскивать дополнительные финансовые средства. Валоризации подлежат следующие элементы университетской деятельности:

научное исследование;

компетенции, развиваемые в университетской системе, которые могут быть использованы в плане экспертизы и анализа;

знания, развиваемые в системе непрерывного обучения; [8]

Помимо научного исследования важным аспектом валоризации является область образовательной инженерии. Франция в настоящее время особенно заинтересована в распространении своих компетенций в плане использования новых образовательных технологий. В 1998 по инициативе Министерства образования и научного исследования было создано национальное агентство Edufrance [2], миссией которого является производство образовательной продукции, конкурентоспособной на европейском образовательном рынке. Франция также помогает некоторым странам в плане экспертизы и оценки их образовательных систем.

Следует отметить, что в последние годы французские университеты становятся недостаточно привлекательными для иностранных исследователей и студентов, предпочитающих в этом плане англо-саксонские страны. Между тем, французские университеты особенно заинтересованы в привлечении в cвои лаборатории зарубежных исследователей, со степенью post-doctorant (имеющих опыт научного исследования на предприятиях), поскольку именно период post-doctorat является наиболее продуктивным в карьере исследователя. Кроме того, зарубежные пост-докторские программы способствовали бы лучшей интеграции Франции в европейское образовательное и научно-исследовательское пространство [6].

 

Библиография используемой литературы

Сайты Министерства Национального образования Франции:

1. www.education.gouv.fr/sup/univ.htm

2. www.edufrance.fr

3. www.ocde.org

4. www.recherche.gouv.fr

5. www.technologie.gouv.fr

Pierre Cohen, Jean-Yves Le Déaut, Priorité à la recherche. Quelle recherche pour demain? (Rapport)[1999] // WWW-Документ URL - http://numerix.univ-lyon1.fr/~schatz/rapportCL.html

Regards sur le système éducatif français// WWW-Документ URL - http://www.education.gouv.fr/stateval/regards/index.htm

Valorisation de la recherche universitaire (Les rencontres de l’Agence) 30 novembre 2000 // WWW-Документ URL - http://www.amue.fr/Publications/Publication./index.htm

 



Назад


Hosted by uCoz