Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
В очередном сборнике «Аналитический
обзор № 13» сделана попытка рассмотрения и анализа места, роли, значения и
перспектив университетского (высшего) образования в становлении, формировании и
функционировании национальной инновационной системы (НИС) как необходимого
фундаментального условия конкурентоспособного социально-экономического развития
современных государств.
Формирование инновационных систем
характерно для многих стран, каждая из которых исходит из множества факторов и
особенностей своего развития: географическое положение, природные, трудовые и
финансовые ресурсы, состояние и развитие государственных и общественных
институтов, особенности и традиции культурно-исторического бытия. Эти
обстоятельства и определяют стартовые условия и скорость инновационных
процессов той или иной страны.
Таким образом, инновационная модель
формируется, прежде всего, как национальная инновационная система со своей
инфраструктурой, важнейшим и необходимым элементом которой является
образовательно-научно-исследовательский и интеллектульно-производственный
потенциал системы высшего образования.
Сегодня успех социально-экономического
развития белорусского общества предполагает очевидную необходимость более
эффективной государственной политики в сфере интеграционного взаимодействия
науки и образования, науки и промышленного производства, образования и бизнеса,
причем вузовский потенциал становится одним из стержней инновационной системы.
Сравнительный анализ интеграции высшего
образования в инновационные системы некоторых стран и лег в основу данного
аналитического обозрения как некоторый общий взгляд на основные подходы,
проблемы и стратегии взаимодействия высшего образования с другими основными
блоками весьма разнящихся по степени развитости инновационных систем Беларуси,
Германии, Казахстана, России, Украины, Франции.
Руководитель
аналитической группы
А.М. Алтайцев