Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 4 (июль - декабрь 2002 г.)

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

 

4.1. Состояние и общая характеристика проблемы

Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует особый уклад жизни высшей школы, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний.

Многие вузы за последние годы значительно продвинулись в организации воспитательной работы со студентами. Для этих вузов характерна сложившаяся или складывающаяся система воспитательной работы, включающая в себя четкую структуру, планирование, разнообразное содержание, кадровое и материальное обеспечение: взаимодействие кафедр, деканатов и советов вузов. В ряде учебных заведений заметна координирующая роль проректоров, управлений (отделов) по воспитательной работе, всемерно поддерживается студенческое самоуправление, создаются педагогически целесообразные условия для деятельности общественных молодежных организаций, активизировалась деятельность кураторов.

Однако говорить о высокой результативности социально-воспитательной работы преждевременно. В этой области имеется ряд проблем – студенчество не проявляет должного интереса к освоению избранной профессии, отличается низкой внутренней культурой, политически и граждански индифферентно и инфантильно. Социологические исследования в молодежной среде показывают их терпимое отношение как к употреблению спиртных напитков, так и к наркотикам. Все это формирует живительную почву для распространения пагубных привычек в молодежной среде и соответствующие нормы поведения. Среди молодежи происходит резкая поляризация способов общественного поведения как реакция на изменившиеся условия жизни. Быстрое расширение границ индивидуальной свободы и сужение сферы социального контроля в условиях социально-экономической нестабильности приводят к росту различных видов отклоняющегося и саморазрушающегося поведения, самые опасные из которых — алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД.

Статистика свидетельствует, что в 1998 г. привлечено к административной ответственности за пьянство и появление в нетрезвом виде 350 студентов вузов, а в 1999 г. — уже-403. Значительное число преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. В стране 3152 человека ВИЧ инфицировано. Основной путь передачи ВИЧ-инфекции — инъекционное введение наркотиков. Наркомания размножается в геометрической прогрессии. За последний год число только официально зарегистрированных наркоманов в Минске выросло почти в полтора раза, в Могилевской области в 1,3 раза, в Брестской и Витебской областях — в 1,2. Самая многочисленная возрастная группа среди наркоманов от 21 до 25-лет (38,4%), среди них 5,7% — студенты. Некоторые студенты сами становятся распространителями наркотиков.

И хотя практически в каждом вузе имеются комплексные программы "Здоровье", "Формирование здорового образа жизни", "Профилактика ВИЧ/ СПИДа" и другие, которые пока в силу своей заформализованности не являются достаточно эффективными. Студенты, как свидетельствуют социологические исследования, среди источников информации по проблеме наркотиков и ВИЧ/СПИДа не называют учебное заведение и преподавателей.

Профилактическо-разъяснительная работа, формирование здорового образа жизни должно стать наиболее актуальным и значимым направлением деятельности вуза.

«Результативность усилий по формированию здорового образа жизни мы связываем не только с улучшением воспитательной работы на вербальном уровне. Пожалуй, более действенным является создание условий для включения студентов в различные виды общественно значимой деятельности: клубно-кружковая работа, волонтерство, физкультурно-оздоровительная, студенческие строительные отряды, т.е. необходимо обеспечить развитие социально-приемлемых возможностей самореализации, самоутверждения и социальной адаптации молодых людей в условиях вуза. При соответствующем профессиональном и умелом педагогическом сопровождении сами студенты могут стать активными пропагандистами здорового образа жизни в молодежной среде.» [1].

Важнейшим показателем воспитанности студенческой молодежи является уровень преступности в ее среде. Несмотря на то, что с учетом численного роста студенчества ее удельный вес на одну тысячу имеет некоторую тенденцию к снижению, в целом эта проблема по-прежнему беспокоит.

Все это говорит о формализме, заорганизованности и низкой эффективности воспитательно-профилактических мероприятий.

Необходимо отдельно остановиться на повышении роли физического воспитания, в организации и проведении которого как в учебное, так и во внеучебное время больше недостатков, чем достижений. При этом, следует заметить, в новых программах по физической культуре прослеживается ярко выраженная оздоровительная направленность. Но занятия физкультурой и спортом по-прежнему являются невостребованными большей частью студенчества. Прилагаемые усилия со стороны Министерства, Республиканского центра по физической культуре и спорту не дадут искомых результатов, если не изменить отношение к этой сфере непосредственно в вузах.

Не зря в качестве приоритета заострили внимание на укреплении психофизического, нравственного здоровья, без чего немыслимы подготовка будущего специалиста высшей квалификации, воспитание гражданина, патриота. Воспитать гражданина — значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач государства и общества, выполнению функций хозяина и труженика, организатора и исполнителя, защитника Родины.

В настоящее время учебно-воспитательный процесс вуза в основном сориентирован на формирование профессиональных качеств будущих специалистов и не способствует в полной мере воспитанию у них гражданского долга, гражданской позиции, патриотизма в целом. Передача культуры, функцию формирования мировоззрения и функццию продуцирования культурных ценностей (воспитательная функция), является одной из главных задач университетов, которая на сегодняшний день практически утрачена. Возникла необходимость целенаправленной и планомерной работы вузов по патриотическому воспитанию молодежи.

В системе ценностных ориентаций студенческой молодежи патриотизм и национальное достоинство занимают последнее место. Значит, система формирования патриотических качеств личности студента в современных условиях нуждается в существенном обновлении.

Президент РБ А.Г.Лукашенко на республиканском совещании преподавателей гуманитарных наук отметил, что “формирование активной патриотической позиции должно стать стержнем всей воспитательной работы с молодежью” [2]. Практика свидетельствует, что современная молодежь не менее патриотична, чем ее сверстники прошлых лет [3]. Просто в этом плане с молодежью мало работают, вопросы понимания патриотизма, патриотического действия практически ушли из воспитательных мероприятий. В условиях трансформирующегося общества важно помочь молодому человеку не только определиться в пониманиии патриотических ценностей, но и помочь ему следовать им.

Знание истории своей страны является одним из важнейших компонентов в системе патриотических ценностей. При проведении социологического исследования в целях более глубокого уяснения процесса формирования мировоззрения у современной студенческой молодежи, респондентам был задан комплекс взаимосвязанных вопросов. На вопрос ”Знаете ли Вы недавнее историческое прошлое своей страны?” 46% респондентов ответили, что знают хорошо; 52% - знают плохо; 2% - совсем не знают. В развитие этих ответов сделано уточнение: ”Их каких источников Вы чаще всего узнаете о недавнем историческом прошлом и настоящем своей страны” 83% респондентов ответили, что узнают по телевидению; 70% - из газет и журналов; 50% - из учебных лекций и семинарских занятий по общественным дисциплинам; 38% - по радио; 21% - из оппозиционных СМИ; 6% - в ходе политинформации. Итак, знания о недавнем историческом прошлом студенты получают главным образом из СМИ, а не в учебном процессе, что говорит не в пользу системы образования. Можно констатировать, что одну из своих функций, воспитательную, вуз практически передал другим институтам социализации.

Во исполнение распоряжения главы государства от 2 декабря 1997 г. "О некоторых мерах по патриотическому воспитанию молодежи", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. одобрена Республиканская программа патриотического воспитания детей и молодежи. Эти и некоторые другие документы ставят проблему патриотического воспитания в основополагающие направления государственной политики. Вся деятельность органов образования вкупе с другими государственными и неправительственными организациями должна быть в большей степени направлена на создание в государстве мощной патриотической среды. Следует устанавливать истину, формировать гражданскую и мировоззренческую культуру молодежи не на митингах, а в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин, организации всей учебно-воспитательной деятельности, дополняемых системой внеучебных мероприятий.

Требует снижения нагрузка воспитателей. Она не должна превышать 200 студентов на одного воспитателя. В отдельных вузах нагрузка составляет 330 студентов на одного воспитателя. Необходимо, чтобы руководители постоянно держали в поле зрения состояние воспитательной работы в общежитиях.

Сегодня в высших учебных заведениях Республики Беларусь 606 студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 338 студентов находится под государственной опекой и на полном государственном обеспечении. В отношении сирот не всегда вузы в полной мере осуществляют функции государственного опекуна, как это предусмотрено статьей 174 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. В ряде вузов забота об этой категории студентов полностью возложена на студенческие профкомы, которые не обеспечены даже необходимой нормативно-правовой базой.

Необходимо больше внимания уделять изучению в вузах прав человека. 24 ноября 2000 г. на заседании Национальной комиссии по правам ребенка рассмотрен ход реализации Национального плана развития образования в области прав человека на 1999—2004 гг. Утвержден доклад "Образование в духе мира, прав человека, демократии, международного взаимопонимания и толерантности", который направляется секретариату ЮНЕСКО и Верховному комиссару по правам человека ООН.

Как известно, в ближайшее время вопросы образования в области прав человека станут предметом обсуждения на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО. Как отмечалось на заседании Национальной комиссии, в ряде высших учебных заведений не выполнено инструктивно-методическое письмо Министерства образования "О преподавании прав человека и международного гуманитарного права в высших учебных заведениях в 2000-2001 учебном году", где количество выделенных часов не соответствует программам. Не реализована пока позиция Национального плана о создании в высших учебных заведениях кафедр (лабораторий) по правам человека. Не вошли в практику работы вузов конкурсы студенческих работ по данной проблематике.

В современной России, например, уже наметилась тенденция постепенного «вызревания» элементов системы гражданского воспитания, начиная уже со средней школы. Многие педагогические коллективы по желанию родителей и учащихся при активной методической помощи ученых-педагогов, органов управления образованием, а также инициативных профильных сообществ и ассоциаций вводят изучение в качестве основных учебных предметов государственно-правовой политики, граждановедения, правоведения. Эта профильно очерченная деятельность, направленная на воспитание базовых начал гражданственности у молодежи, стала чаще получать поддержку государственных органов, научных организаций, СМИ как на федеральном, так и региональном уровнях.

На воспитание гражданской зрелости студентов, уяснении ими своих прав и обязанностей должна быть направлена воспитательная работа в вузе. В Российских средних школах уже с середины 70-х годов началось обязательное преподавание "Основ государства и права" в старших классах общеобразовательной школы, а также в профессионально-технических училищах, средних специальных и во многих высших учебных заведениях. Изучение этого предмета в системе образования позволяет соблюсти преемственность соответствующих учебных программ, учесть профиль работы будущих специалистов.

Однако факты свидетельствуют: содержание правовой социализации еще не отвечает современным требованиям. Среди молодых людей господствует правовой нигилизм и вседозволенность, многие из них не имеют необходимых знаний о правах человека, вследствие чего не могут отстаивать свои права в области образования, труда, защиты здоровья, неприкосновенности частной собственности. Одной из важных причин этого является низкий качественный уровень преподавания предметов правового цикла в школах, профтехучилищах (если они вообще есть) и высших учебных заведениях. В значительной степени это объясняется недостатком квалифицированных кадров среди преподавателей, слабой работой в этом направлении средств массовой информации.

Наряду с правовой следует углублять и совершенствовать политическую социализацию студентов, так как на фоне не устоявшейся тенденции к росту политического самосознания отчетливо проявляется отчуждение молодежи от государства, наблюдается рост апатии, цинизма среди молодых людей, их неверие в официальную политику, провозглашенную властными структурами. По данным Института молодежи, лишь 5% учащихся интересуются политикой [4].

Необходимо и здесь отмерить роль социально-гуманитарных дисциплин. Статус этих дисциплин следует рассматривать в контексте государственной образовательной политики, предусматривающей формирование правового самосознания, экономического мышления, культуры общения и труда.

Серьезной результативности в воспитательной, информационно-пропагандистской работе в студенческой среде невозможно добиться без активизации деятельности молодежных организаций. Реализуя свои проекты и программы, молодежные объединения так или иначе решают собственными методами вопросы формирования гражданской позиции молодежи, их ответственного отношения к социальному окружению через реализацию в Обществе собственных идей и намерений.

«Сегодня в республике зарегистрировано более 80 молодежных и детских общественных объединений, различных по своим целям, задачам, численному составу. Но пока они не стали социальным полем для самовоспитания молодых людей. Молодежные объединения во многом утеряли привлекательность, связанную с романтизмом, традициями, чувством товарищества, ритуалами и праздниками, ответственностью перед коллективом (эти атрибуты были типичны когда-то для комсомола). В ряде нынешних объединений их отбросили, забыв, что они необходимы для жизни организации, без них не обходятся скауты, "соколы", "зеленые", члены клубов восточных единоборств» [1].

Вместе с прекращением общественно-политической работы в деятельности молодежных объединений утеряна идейно-воспитательная направленность. Термин "воспитание" превратился в неприемлемый для характеристики межчеловеческих взаимоотношений. В итоге вопросы воспитания патриотизма, трудолюбия, добросовестности, уважения к правам и свободам человека зачастую рассматриваются как неактуальные.

Сегодня очевиден всплеск социальной активности разных слоев общества, в том числе и студенческой молодежи. Изменения направлены в сторону приоритета личности, что не исключает важности коллективного творчества. Вот почему молодежные организации и объединения, какой бы направленности они не были, как по содержанию своей деятельности, так и по структуре, должны выступать формой реализации прав и интересов молодежи. Вся деятельность их должна строиться на основе реализации принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности.

Основные функции молодежных организаций и объединений заключаются в оказании своим членам помощи в адаптации к новым социально-экономическим условиям, в участии молодежи в национально-культурном возрождении, организации свободного времени и досуга, сохранении и развитии духовных ценностей. Создаваясь и действуя в учебное и каникулярное время, будучи постоянными или временными, студенческие сообщества должны действовать как самоорганизуемые, самоопределяемые и самоуправляемые, выражающие волеизъявление и социальные потребности самой молодежи. Поэтому молодежные организации и объединения сегодня, имея разветвленную структуру (БПСМ, БСМ), могут выступать достаточно действенным институтом воспитательной работы при условии оказания им соответствующей помощи, умелой координации деятельности.

Во многом процессу становления личности студента способствует деятельность куратора. На разработку проблем деятельности куратора, воспитания студенческой молодежи должны быть направлены научные усилия гуманитарных кафедр, особенно кафедр педагогики и психологии.

В целом успех воспитательной работы со студенческой молодежью зависит от позиции руководителя учебного заведения, понимания им важности этого направления деятельности вуза, его неразрывности с профессиональным становлением молодого специалиста, от каждого преподавателя, его активной позиции по отношению к молодым людям.

4.2. О системе управления воспитательным процессом в Витебском государственном медицинском университете.

Для проведения воспитательной и информационной работы в университете создана организационная структура, в состав которой входят: отдел по воспитательной работе, деканаты, кафедры, профкомы сотрудников и студентов, Совет ветеранов, БПСМ, студенческий и спортивный клубы, студенческие советы общежитий, оперативный молодежный отряд, многотиражная газета "Медвузовец", информационные кабинеты.

Поскольку любой процесс нуждается в управлении, для управления воспитательным процессом решением Совета университета и приказом ректора создан Совет по воспитательной работе, возглавляемый проректором по учебно-воспитательной и информационной работе. В состав Совета входят проректоры по учебной работе и международным связям, деканаты факультетов, заведующие кафедрами социально-гуманитарных наук, психологии и педагогики, военной подготовки, физического воспитания, руководители общественных и молодежных организаций, воспитатели общежитий, старосты курсов. На заседаниях Совета, которые проводятся раз в месяц, рассматриваются вопросы быта и отдыха студентов, физического развития и социальной защиты, студенческого самоуправления и правопорядка, информационного обеспечения. Здесь же в присутствии проректоров, деканов и студентов принимаются решения по различным направлениям воспитательного процесса.

Важное значение имеет наличие методической базы. В университете разработаны: концепция воспитания в системе непрерывного медицинского образования; нравственный кодекс сотрудников и студентов; комплексный план воспитательной работы на период обучения в вузе; памятка студента; дневник куратора; программа «Студенческое общежитие до 2005 года»; положения о подразделениях и функциональные обязанности их руководителей.

К кадровому обеспечению воспитательной работы необходимо отнести 170 кураторов академических групп.

Технологии управления воспитательным процессом в вузе включает следующие звенья: 1)цель, 2)сбор и анализ информации, 3)разработка и принятие решений, 4)контроль выполнения решений и обратная связь, 5)оценка эффективности [5].

4.3. О социально-воспитательной работе в Белгосуниверситете

Социально-воспитательная работа в общежитиях университета строится на основании принципов целенаправленности, взаимодействия методов и форм деятельности, составляющих единую систему. В соответствии с ними формируются основные направления деятельности различных подразделений, среди которых можно выделить студенческий городок. В этой структуре воспитательная работа ведется в следующих направлениях: социально-педагогическое; социально-психологическое; социально-правовое; культурно-массовое; спортивно-оздоровительное.

Социально-педагогическое направление призвано организовывать процесс социального воспитания и формировать социальную позицию студенческой молодежи, проживающей в общежитиях.

Благодаря сотрудничеству студгородка и психологической службы БГУ осуществляется социально-психологическая помощь студентам, проживающим в общежитиях, проводятся психологические мероприятия, направленные на выявление проблемных моментов в процессе обучения и воспитания, и разрабатываются способы их преодоления.

Социально-правовой аспект воспитательной работы направлен на предупреждение правонарушений: выявление, устранение, ограничение или вытеснение причин и условий их совершения. Формирование у молодежи высокого правосознания, правовой культуры и правомерного поведения, активной жизненной позиции гражданина - это наиболее значимые задачи правового воспитания на современном этапе.

Состояние нравственного и эстетического воспитания молодежи во многом определяется характером использования свободного времени. В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения культурного отдыха (досуга ).

Культурно-массовая работа направлена на формирование и развитие традиций, приобщение молодежи к культурному наследию, подготовка к будущей самостоятельной жизни. Занимается претворением в жизнь этих направлений педагог-организатор. В последние годы рамки досуговой деятельности расширились от развлекательных мероприятий до познавательных встреч с интересными людьми. На базе общежитий образован клуб «Что? Где? Когда?», который заявил о своем существовании весной 2000 года и уже провел большую игру с участием команд из других вузов. В этом году воспитательная работа получила новый виток развития, так совместно с кафедрой педагогики и проблем образования, Союзом женщин БГУ на базе студенческого городка был образован и начал свою работу клуб «Студенческая семья - 21 век», который призван помочь молодым студенческим семьям, получить необходимые знания о репродуктивном здоровье [6].

4.4. О студенческом самоуправлении

Демократизация высшей школы, современные педагогические технологии и подходы к организации обучения и воспитания в вузе требуют широкого участия студентов в управлении вузом, в решении значительного числа вопросов учебы, быта и отдыха, обеспечении оптимальной системы формирования личности будущего специалиста. Ведущая роль в этих процессах принадлежит студенческому самоуправлению. Оно занимает особое место в формировании социально зрелой личности, развитии управленческих, организаторских, коммуникативных способностей будущих специалистов, оказывает существенное влияние на рост их профессиональной компетентности, ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, выработке творческого подхода в решении поставленных задач. При этом студенческое самоуправление является не просто самостоятельным явлением, а выступает существенным компонентом всего воспитательного процесса в вузе, несущим особую идеологическую нагрузку.

Показательной в этом отношении является система студенческого самоуправления, сложившаяся в Белорусском государственном университете[7].

В настоящее время это устойчивая многоуровневая система, включающая в себя студенческие советы общежитий, координационный Совет студсоветов общежитии, Совет старост учебных групп, курсов, факультетов, студенческое общественное объединение "Студенческий Союз БГУ", Советы по профилактике нарушений правил внутреннего распорядка в общежитиях БГУ, по премированию и оказанию материальной помощи студентам университета. Значительную работу проводят также молодежные общественные организации - профсоюзный комитет студентов, комитеты БПСМ, БСМ, клуб ЮНЕСКО и др.

Работа органов студенческого самоуправления, молодежных общественных организаций, структурных подразделений по работе с молодежью позволяет скоординировать деятельность всех звеньев сложного воспитательного процесса, направить его в нужное русло. С целью обеспечения представительства студентов в высших органах управления БГУ председатель Совета Старост университета введен в состав Ученого Совета БГУ, председатели Советов старост факультетов - в Ученые Советы факультетов. Администрация БГУ постоянно взаимодействует с органами самоуправления и общественными объединениями ВГУ, оказывая им разнообразную помощь и поддержку. Ректоратом разработаны и утверждены "Основные направления социальной политики и воспитательной работы Белгосуниверситета", определяющие концептуальные подходы и направления общественного развития университетского сообщества, методологические основы организации воспитательного процесса, предполагающего активное содействие всех его звеньев воплощению принципов студенческого самоуправления в университете, развитие и расширение молодежного движения в БГУ. Издан приказ о поддержке в БГУ молодежных общественных организаций.

6 ноября 2001 года на историческом факультете Санкт-Петербургского Университета был запущен не имеющий аналогов в университетской практике проект студенческого самоуправления, основными задачами которого являются:

1)самоорганизация студентов, для создания наиболее благоприятных условий для самореализации всех студентов исторического факультета в научном и культурном пространстве СПГУ;

2)организация связей и взаимодействия между студентами и администрацией не только факультета, но и университета.

На данный момент в структуре Студенческого Совета исторического факультета действует 6 комитетов:

– комитет по внешним связям и связям с общественностью;
– комитет по учебной и научной работе (СНО ИФ);
– комитет по спортивно-оздоровительной работе;
– комитет по социально-бытовым вопросам;
– контрольный комитет [8].

4.5. Приоритеты государственной молодежной политики

Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Вместе с тем, в нашей стране почти нет устойчивых структур гражданского общества, крупных общественно-политических структур, профсоюзов, ориентированных на проведение своей молодежной политики, и роль государства в реализации молодежной политики объективно доминирует.

Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой:

– деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека;
– социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив;
– деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.

На реализацию целей государственной молодежной политики направлен целый комплекс мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика очень разнородна - здесь и вопросы социальной защиты, и проблемы труда и занятости, обеспечения процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия для молодежи из так называемых групп риска и многое другое. Молодежная политика в развитых странах включает в себя, как известно, еще и специальные институты по защите прав молодежи, профилактические и исправительные программы в отношении бытового насилия, ювенальную юстицию, активную, подчас массированную пропаганду здорового образа жизни.

Организация Объединенных Наций в своих документах выразила краткую формулу молодежной политики тремя основными понятиями: “участие, развитие, мир” . “Участие” подразумевает вовлеченность самой молодежи в выработку и реализацию государственной политики, “развитие” – направленность государственных программ на развитие человеческого потенциала, долговременные инвестиции в молодое поколение, на создание гарантий его профессионального становления, защиту семьи и здоровья. “Мир” - необходимое условие нормального развития страны и общества.

В современных социально-экономических условиях в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения. При таких тенденциях молодежь не имеет условий, чтобы полноценно развиваться. Как следствие – известные факты падения рождаемости и резкий рост числа разводов в первые годы брака.

Таким образом, сегодня приходится констатировать, что нашему обществу много еще предстоит сделать для формирования зрелой, целостной, учитывающей всю национальную специфику государственной молодежной политики [9].

4.6. О понятии «технология воспитания»

Научно-технический прогресс к концу XX в. обусловил технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу культуры, гуманитарных областей знаний, в том числе и в сферу образования. Термины "информационные технологии", "педагогическая технология", "технология обучения", "технология воспитания", "технология общения" и подобные - являются в настоящее время едва ли не самыми употребительными в педагогической литературе. Ведь на производстве, например, при изготовлении телевизора или автомобиля, точное соблюдение технологии ведет к гарантированным результатам, так почему бы ни идти по этому пути и в педагогике, и в частности, при воспитании граждан.

Слово “технология” пришло к нам от греков (tесhnе - искусство, ремесло, наука + Lоgos - понятие, учение) и включает также и искусство владения процессом, т. е.

Словарное толкование терминов "техника" и "технология" допускает их использование в педагогической сфере.

Еще А.С.Макаренко ставил вопрос об аналогии школьного производства с промышленным. Однако образование и воспитание, естественно, не могут быть технологизированы точно так же, как изготовление продукта в промышленности.

Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий. < b> К числу существенных признаков технологии относят стандартизацию, унификацию процесса и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям.

"Основная идея состоит в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и ведущим к гарантированным результатам, которые должны соответствовать поставленным на основе данных диагностики целям, описывающим планируемое, прогнозируемое поведение учащегося.(!!) Под поведением в данном случае имеется в виду выполнение учебных действий, демонстрация знаний, соблюдение норм общения, а в более широком смысле - все социально одобряемые реакции, действия (деятельность) в определенных ситуациях, наличие и проявление социально приемлемых ценностей, взглядов, норм поведения (это уже область воспитания)" [6].

Таким образом "технологию воспитания" можно рассматривать как относительно самостоятельный определенный уровень, составную часть "педагогической технологии".

Понятие "технология воспитания", как самостоятельный термин в педагогической литературе, прочно стало на ноги только в 90 гг.

Многие ученые в области педагогики считают, что технология воспитания связана с проектированием деятельности педагога в области воспитания. Так, например В.В. Воронов говорит: "если признать, что педагогическая технология (технология обучения) - направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых обучающих процессов, то технология воспитания имеет предметом проектирование воспитательных процессов, также управляемых и воспроизводимых в аналогичных условиях" [10].

БИБЛИОГРАФИЯ
используемой литературы по теме: «Современные приоритеты воспитания студенческой молодежи»

1. Бутрим Г.А. Современные приоритеты воспитания студенческой молодежи// Вышэйшая школа. - 2001. - №1. - С. 9-13.

2. Лукашенко А.Г. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве// Советская Беларусь. 1998. 26 ноября.

3. Русецкий А.В., Гащенко Л.А. Патриотические ценности студенческой молодежи в условиях социальной трансформации// Социология. - 2000. - №1. - С.34 - 43.

4. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2002. - №5. - С.107-111.

5. Заяц В.И. Система управления воспитательным процессом в вузе (на примере Витебского государственного медицинского университета)// Вышэйшая школа. - 2001. - №1. - С.47-49.

6. Долгонюк С.В. Социально-воспитательная работа в общежитиях Белгосуниверситета// Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, 12 октября 2000 г. , Минск / Под. ред. Н.А. Березовина. В 2 ч. Ч1.- Мн.: БГУ, 2000. - 230 с.

7. Чайкун С.А., Богданович А.Б., Логимахов А.И. Методические и организационные аспекты воспитательной работы в вузе// Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, 12 октября 2000 г. , Минск/ Под. ред. Н.А. Березовина. В 2 ч. Ч1.- Мн.: БГУ, 2000. - 230 с.

8. Студенческое самоуправление

9. Рябухин С.Н. Приоритеты государственной молодежной политики.

10. Луцевич О.И. Технология воспитания курсантов-пограничников: к постановке проблемы.



Назад


Hosted by uCoz