Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический обзор международных
тенденций развития высшего образования № 5 (январь – июнь 2003
г.) |
3.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ
(Аналитик Алтайцев А.М.)
3.1. Общая
характеристика проблемы
Одной из ведущих
тенденций в реформировании отечественного университетского образования, и в
связи с переходом на 2-х ступенчатую систему подготовки кадров высшего
образования (Постановление Совета Министров РБ от 14 октября
На основании опыта реформирования
университетского образования в БГУ переход на многоступенчатую систему
"предполагает не только разработку обновленной модели и стандартов образования,
но и соответствующее методическое обеспечение. Причем от успеха в деле оснащения
учебного процесса в БГУ современными педагогическими технологиями, методиками
активного обучения во многом зависит и успех проводимой реформы в целом… В этой связи представляется перспективным (целесообразным)
сделать ставку на разработку и внедрение учебно-методических комплексов (УМК) по
конкретным учебным курсам и дисциплинам" [1, С. 3].
Модернизации обучения с помощью
специально подготовленных учебно-методических комплексов достаточно полно
рассматривалась и в Центре проблем развития образования БГУ в связи с
возможностью развития дистанционного образования. Под дистанционным образованием
понимается способ обучения вне непосредственной коммуникации между
преподавателем и студентом. Такой способ обучения может реализовываться в
различных формах: очное, заочное, экстернат, обучение с использованием
средств телекоммуникации, компьютерных программ и др. При этом самостоятельная
работа студентов становится преобладающей в структуре учебно-образовательной
деятельности.
Более того, необходимость детальной
разработки УМК при дистанционном обучении, на наш взгляд, становится базовой для
любой формы обучения, что мотивировано несколькими обстоятельствами,
зафиксированными ЦПРО БГУ при анализе образовательной ситуации в университете, а
также при изучении национальных и мировых тенденций развития университетского
образования. Среди этих обстоятельств обратим внимание на следующие:
1. В информационном обществе
возникает устойчивая тенденция изменения организации учебной деятельности
студентов: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций и
возрастание доли самостоятельной работы студента, что в педагогической практике
проявляется в:
─ переносе
центра тяжести в обучении с преподавания на учение, т. е. систематическую,
управляемую преподавателем самостоятельную деятельность студента, но не
самообразование, осуществляемое индивидом по собственному
произволу;
─ акценте
на управлении самостоятельной работой студентов (см. соответствующий раздел в
"Аналитический обзоре - 4" за июль - декабрь
2. В развитии современных знаний
проявляется тенденция межпредметности, которая
мотивирует модульную организацию учебной информации вузовского образования,
когда сведения из разных, прежде автономных сфер познания составляют новые
научные дисциплины, например, актуарная математика (факультет прикладной
математики и информатики), историческая информатика (исторический факультет),
радиоэкология (биологический факультет) и др.
3. Переход к многоступенчатой
подготовке в БГУ предполагает необходимость обновления технологий обучения,
дидактического и психолого-педагогического обеспечения для решения задачи
улучшения качества образования по единым критериям независимо от формы процесса
обучения [2, С. 229-230].
Таким образом, УМК той или иной
дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится
важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей,
содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический
комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для
изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы,
что обеспечивается модульным построением учебных курсов. В этом случае учебный
модуль, выступающий как структурная единица данного УМК, одновременно является:
1) целевой программой действий студента, 2) банком информации, 3)
методическим руководством по достижению учебных целей и 4) формой самоконтроля
знаний студента и их возможной коррекции [3, С. 3-4].
3.2.
Основные характеристики и возможная структура учебно-методического
комплекса
УМК можно определить как совокупность
различных дидактических средств обучения, в том числе, печатных пособий,
технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств
телекоммуникации, призванных управлять самостоятельной работой студента в
процессе изучения учебного курса.
О структурных составляющих
учебно-методического комплекса
Если говорить о самых общих подходах
к возможным структурным составляющим средств обучения УМК, то последние
могут быть представлены следующим образом [4, С. 110-112]:
· бумажные
издания;
· сетевые электронные учебные издания
(электронный учебник);
· компьютерные обучающие системы в
гипертекстовом и мультимедийном
вариантах;
· аудио учебно-информационные
материалы;
· видео учебно-информационные
материалы;
· лабораторные практикумы (в том числе
и лабораторные практикумы удаленного доступа);
· тренажеры, т.е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с
удаленным доступом);
· информационные базы данных и знаний
с удаленным доступом;
· электронные библиотеки с удаленным
(сетевым) доступом;
· средства обучения на основе
компьютерных образовательных сред (КОС);
· средства обучения на основе
виртуальной реальности (ВР);
· средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС).
Бумажные
(печатные) издания
– это твердые копии на бумажных носителях учебников, учебных пособий,
методических указаний, словарей, справочников и т.п. Доля традиционных учебников,
учебно-методических и учебно-практических пособий, рабочих тетрадей и др. весьма
широко используются при создании УМК даже в зарубежных образовательных системах
(например, в США - 85%, в Германии - 95%), где технический уровень оснащения
образовательного процесса высок.
В свою очередь возможным типовым
«набором» средств УМК при "бумажной" технологии может быть
следующее:
· Учебная
программа;
· Список литературы (основной,
дополнительной, факультативной);
· Методические указания по изучению
курса;
· Учебно-практическое пособие
(учебно-методический «навигатор», информационно-справочное пособие учебного
назначения, опорный конспект, план-конспект лекций);
· Тесты (входные, промежуточные,
идентификационные, итоговые);
· Аудиокассета;
· Видеокассета с записями установочных
или обзорных лекций, или видеосъемка работы оборудования, опытов по физике,
химии и другим дисциплинам;
· Обучающие программы на компьютерах в
обычном и мультимедийном (СD-RОМ) вариантах
исполнения;
· Хрестоматия или ксерокопии учебных
материалов из статей, учебников, нормативных материалов и
др.
· Рабочая тетрадь, содержащая как
примеры выполнения практических заданий, так и задания для самостоятельного
выполнения. Тетрадь содержит свободные листы, куда слушатель может записывать
свои решения, создавая свой рабочий документ при освоении
дисциплины;
· Рекомендации по организации
самостоятельной работы слушателя и план-график его самостоятельной работы,
ориентировочные данные о трудоемкости того или иного раздела изучаемой
дисциплины.
В случае изучения естественнонаучных
дисциплин в состав УМК включаются задания и материалы для выполнения
лабораторного практикума, а также комплекты лабораторных
работ.
Учебно-методический комплекс и
комплект. Функциональные характеристики УМК
Авторы учебно-методического пособия
[3], ссылаясь на Д.Д. Зуева, проводят важное, на наш взгляд, различение между
понятиями учебно-методического комплекса и комплекта: “Мы вводим
термин учебный (учебно-методический) комплекс, – пишет
Д.Д. Зуев, – для обозначения открытой системы дидактических средств в отличие от
термина комплект, который означает полный набор: комплект учебников
такого-то класса, т.е. закрытую систему” (Школьный учебник. М.: Педагогика,
1983. С. 215). Таким образом, УМК как система средств
обучения имеет непреходящее значение – это инвариант самых различных модификаций
и вариантов УМК, что необходимо учитывать при их разработке [3,C. 8].
Но при всем возможном многообразии,
функционально УМК представляет модельное описание педагогической
системы
1. Выступает в качестве инструмента
системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его
предварительного проектирования. В этом его главная
функция.
2. Объединяет в единое целое различные
дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и
воспитания.
3. Не только фиксирует, но и
раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к
умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем
самым способствует его реализации.
4. Служит накоплению новых знаний,
новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала
педагогов [3, C. 9].
Важно отметить также, что модульный
подход к разработке УМК позволит кафедрам и факультетам создать корпус
собственных учебных и учебно-методических средств, дефицит которых наблюдается в
настоящее время, по крайней мере, на многих факультетах и
кафедрах.
О
структуре учебно-методического комплекса
УМК состоит, как правило, из нескольких
учебных модулей (УМ), соответствующих основным разделам конкретного
предметного курса [2, С. 231-236].
Логика выделения учебных модулей
соответствует логике преподавания учебного курса. При этом учитываются временные
затраты студента на проработку и усвоение раздела. Представляется разумным,
исходя из опыта организации модульного обучения за рубежом, в частности в Хагенском заочном университете (Германия), чтобы затраты
времени на изучение одного учебного модуля равнялись в среднем 20 часам.
(Количество часов устанавливается эмпирически и является
приблизительным).
Самая общая структурная блок-схема
УМК может быть отражена следующим образом:
Различные учебные
модули (и сами УМК) могут компоноваться в новые УМК, в том числе
поли- и междисциплинарные, или входить составными частями в другие УМК.
Ядерной единицей
учебно-методических комплексов выступает учебный модуль (УМ), т.е.
пособие, содержащие необходимую и достаточную информацию для управления
самостоятельной учебной деятельностью студента.
а) предварительные замечания
Данное описание представляет
динамическую модель разработки и использования УМ.
В его структуру входят элементы,
необходимые и достаточные для организации и осуществления учебного процесса, и
дополнительные элементы, как правило, используемые для подачи той информации,
которую трудно или невозможно предъявлять в текстовой форме.
Главная составляющая УМ ─
академический текст (АТ) ─ по содержанию соответствует части (разделу,
главе и т.п.) предметного курса и излагает необходимую информацию, которой
должны овладеть студенты. Зачастую объем информации в
УМ бывает меньше объема, предлагаемого студентам при традиционной
(лекционной) форме преподавания, если материал курса преподносится в строго
структурированном и обобщенном виде, но без ущерба для содержания. Это
достигается за счет специальной организации учебного материала. Каждый учебный модуль в целях
организации познавательной деятельности студентов, может содержать в своем
составе следующие структурные единицы: введение, информационный текстовый
модуль, приложения и др. Каждая из этих единиц, кроме непосредственно учебной
информации, снабжена особыми дидактическими элементами, например: указаниями на
последовательность материала, советами по технологии ДО, различными заданиями и тестами. б) введение в модуль Введение содержит сведения,
призванные оптимизировать деятельность студентов при работе с учебной
информацией: от советов по “навигации” в содержании модуля до четких
рекомендаций, как эффективно с его помощью учиться. Содержание учебных курсов
(модулей) в идеале должны “предвидеть” возможные трудности студента, разрешать
или не допускать их возникновение. Введение адресуется исключительно
студентам и может содержать: ─ четко обозначенную тематику
УМ (возможны указания на ее связи с тематикой предыдущего (их) и
последующего (их) модулей, а также учебных пособий по смежным дисциплинам); ─ однозначные, краткие и доступные
пониманию обучающихся формулировки учебных целей модуля, которые позволяют
сделать явным для учащегося ожидаемый от него результат образовательной
деятельности; ─ тематику его отдельных параграфов
с рекомендуемыми затратами времени на их изучение; ─ соглашения о символах,
“расшифровка” аббревиатур; ─ графическое
представление (блок-схема, логическая схема, таблица и т.п.) содержания модуля,
отражающее "архитектуру" строения, логические, иерархические и прочие связи его
элементов (например, указывать стрелками на параграфы модуля, логически
связанные между собой); ─ указания на тренировочные,
контрольные и на творческие задания и тесты; ─ календарь промежуточных и
итоговых контрольных работ, тестов, зачетов и экзаменов, сведения о том, как
можно получить консультацию преподавателя; ─ информацию о
дополнительных учебных материалах к данному УМ или к используемым
совместно с ним средствам обучения (справочники, словари и т. п., а также
аудио-, видео-, электронные и другие обучающие средства); ─ список терминов с указанием их
местонахождения в учебном тексте и / или словарь терминов (для электронных УМ ─ система гиперссылок и
глоссарий); ─ аннотированный список
литературы; ─ оглавление, которое четко и
однозначно отражает содержание всего УМ (его глав, параграфов и т.
п.); ─ сведения об авторах модуля
(УМ). в) программа модуля На наш взгляд, УМ непременно
должен содержать текст учебной программы, поскольку студенту, порой не имеющему
должных навыков самостоятельной работы, трудно ориентироваться в научной
информации, предлагаемой ему. В электронных пособиях пункты программы могут быть
связаны ссылками с соответствующими частями академического текста. г) академический текст и его
дидактические параметры Академический текст (АТ) ─
неотъемлемый элемент УМ ─ излагает необходимую информацию, которой должны
овладеть студенты. Слово “академический” здесь означает не
только “имеющий отношение к высшему образованию”, но и “отвечающий определенной
традиции”, “многократно опробованный” а, следовательно, и “легче всего
приводящий к желаемому результату”. АТ (он может быть как оригинальным, так и компилятивным)
организуется так, чтобы информация осваивалась студентом без непосредственного
участия преподавателя. Разумеется, это предполагает особую дидактическую форму
преподнесения и структурирования учебного знания, составляющего содержание
АТ. АТ сопровождается дополнительными дидактическими
элементами, поскольку в условиях самостоятельной работы дидактика средств
обучения играет решающую роль. Арсенал дидактических средств модуля должен
обеспечивать успешное понимание и усвоение изучаемой
дисциплины. В качестве таких элементов могут
выступать: ─ демонстрация правильных
мыслительных и практических действий; ─ промежуточные учебные задания для
самоконтроля, в том числе и с ответами; ─ комментарии и пометки,
ориентирующие студентов в цепочке логического развертывания учебного материала,
например: объект ─ понятие ─ дефиниция ─ экскурс в
предшествующие или смежные сферы ─ гипотеза ─ тезис ─ решение ─ обобщение
и т. п.; ─ содержательные элементы: ключевые
слова фрагмента текста, проблемный вопрос, на который этот фрагмент отвечает,
указание или вопрос для акцентирования внимания студентов на том или ином
аспекте содержания и др. ─ “предтекстовые” вопросы, задания или минитексты, позволяющие актуализировать необходимые знания,
предупредить студентов от возможных ошибок, обозначить роль нового материала в
контексте уже изученного; ─ тексты и другой материал,
способствующий развитию интереса к изучаемой дисциплине; ─ резюме фрагментов учебного текста
(глав, параграфов и т. п.). АТ должен также содержать элементы
психолого-педагогической поддержки студентов, обучающихся самостоятельно,
например, указания на ожидаемые от него действия, акцентирование внимания на
наличных знаниях и опыте. При самостоятельном освоении
содержания предмета дидактические и, если можно так сказать,
психолого-педагогические элементы в АТ должны поддерживать у студента
ощущение успешности его учебной деятельности, уверенности в собственном
развитии. Такую роль могут играть повторение, закрепление и
обобщение материала как фиксация в сознании студента, что именно он усвоил, к
чему необходимо вновь обратиться, насколько оно продвинулся в данном предмете и
т. д. Действенными в этом плане могут оказаться учебные промежуточные задания и
тесты, близкие по содержанию зачетным и экзаменационным. Промежуточные задания
сопровождаются разобранными ответами или образцами ответов, что помогает
студенту определить, как успешно идет его обучение на том или ином этапе
освоения АТ. д) контролирующий блок Средства обучения должны брать на
себя не только информативную, но и контролирующую функцию. Причем, как
представляется, ее значимость должна быть достаточно высока, чтобы обеспечивать
целостный контроль результатов самостоятельной учебной деятельности в рамках
всего содержания АТ. Отчасти эту функцию выполняют сопровождающие
АТ элементы для самоконтроля, однако они не пригодны для объективного
итогового контроля. В целом же средства УМК (УМ) должны
контролировать не только степень усвоения студентами содержания дисциплины, но
одновременно предоставлять им возможность реализовывать свой творческий,
исследовательский потенциал. Таким образом, контролирующий блок
УМ должен служить, по крайней мере, двум целям: –
определению
качества полученных студентами знаний; –
развитию
самостоятельного творческого, исследовательского и проектного мышления. Выполняя одни задания из
контрольного блока, студент должен продемонстрировать степень усвоения знаний,
выполняя другие, ─ сформировать собственную позицию по отношению к дискуссионным
проблемам осваиваемой области знаний. Задания второго типа исключают
обнаружение в научной литературе готовых ответов-рецептов. Разумеется, научные,
а тем более, ─ политические и идеологические предпочтения студентов ни в коей
мере не должны влиять на оценку его работы. Задача преподавателя при оценивании
ответов на такие задания ─ обратить внимание на целостность взглядов учащегося
на то, как формируется профессиональное сознание студента. Контролирующие задания должны
касаться всех узловых проблем изучаемой дисциплины, ориентировать студентов на
самостоятельное изучение важнейших фрагментов классических, программных образцов
научной литературы (при этом нужно помнить о проблеме учебной перегрузки
студентов). е) приложения В приложениях к
УМ содержатся ответы и образцы решений учебных заданий, необходимые
комментарии к ним. Кроме того,
приложения могут включать фрагменты текстов первоисточников, другие учебные и
иллюстративные материалы. ж) дополнительные средства
поддержки УМ Наряду с печатными информационными
текстовыми модулями весьма продуктивным представляется их поддержка и
сопровождение дополнительными средствами обучения: аудио- и видеозаписи, а также
обучающими программами и технологиями обучения на основе использования
возможностей компьютерных сетей (распределенное обучение, тьюторинг). Разумно, чтобы печатные и иные
средства модернизации учебного процесса с помощью УМК дополняли друг
друга, причем возможности аудио-, видео- и компьютерных средств обучения “брали”
бы на себя те функции, которые с трудом реализуются в печатном виде или не могут
быть реализованы на жестких носителях вовсе. Аудионосители (аудиокассеты, звуковые компьютерные файлы) могут
сопровождать УМ и выступать как инструмент поддержки печатных материалов.
На аудионосителях содержатся разъяснения основной
проблематики курса, тексты важнейших лекций или их фрагменты и т. п. Видеоносители (видеокассеты, компьютерные видеофайлы) могут содержать учебные фильмы (в том числе и
анимационные), выполняющие функцию визуализации и/или сопровождения печатных
материалов. Это особенно актуально для демонстрации лабораторных опытов и
представления процессов и явлений, актуальных для изучения, но эмпирическое
наблюдение которых недоступно или невозможно. Наиболее перспективным
представляется создание и использование учебных материалов на электронных
носителях. Прежде всего, это могут быть электронные версии печатных материалов.
Несмотря на критику, этот путь представляется достаточно перспективным, тем
более что электронные аналоги печатных материалов могут быть структурированы
сообразно дидактическим задачам, гипертекстуализированы и снабжены системами поиска
информации. Более эффективными являются мультимедийные средства обучения, которые, объединяя тексты,
графические материалы, звук и видео позволяют полнее представить изучаемые
явления и процессы. Развитие сетевых информационных технологий дало новый толчок в
процессе использовании компьютерных технологий в образовании. Появились
специализированные компьютерные образовательные среды, созданные на основеWorldWideWeb технологии.
Разработчиками такого типа сред предлагаются различные направления их
использования: от поддержки реального курса до автономной системы дистанционного
образования. В основу данного типа сред заложены идеи коммуникации и
сотрудничества, обеспечивается опосредованный диалог между обучаемым и
преподавателем, обучаемым и обучаемым и т.д. Предлагаемый ниже в рамках возможного построения УМК
аналитический материал основан на экспертизе двух компьютерных образовательных
сред: WebCT 1.3
[разработка университета Британской Колумбии в г. Ванкувер (Канада)] и LearningSpace [разработка фирмы
IВМ], проведенной с 1
июня по 20 июля В экспертном исследовании участвовали представители Центра проблем
развития образования БГУ, Республиканского института высшей школы БГУ,
факультета прикладной математики и информатики, химического факультета и
исторического факультета БГУ. Компьютерные образовательные среды (КОС) рассматриваются как
инструментальный компонент УМК, разрабатываемых в БГУ для повышения
эффективности организации и проведения учебного процесса в условиях
реформирования высшего (университетского) образования и перехода на
многоступенчатую систему подготовки. Вследствие этого КОС должна
обеспечить –единые правила подготовки и
электронные форматы данных информационных материалов, определяющих
содержательную часть учебного процесса, максимально адаптированные к
существующим освоенным технологическим приемам в работе с электронными текстами
в БГУ; –снижение нагрузки на преподавателя
в процессе проведения учебного процесса за счет увеличения и повышения
самостоятельной работы студента; акцент преподавательской работы должен быть
смещен в область качественной подготовки учебных курсов; –эффективные механизмы актуализации
учебных курсов; –действенные механизмы контроля
самостоятельной работы студентов и самих преподавателей. Можно отметить следующие дидактические
возможности и достоинства КОС WebCT при разработке и
создании предметных УМК: ·WebCT является развитой
интегрированной модульной системой, позволяющей создавать различные виды
методических материалов, объединенных в одном курсе в виде Web-страниц. ·Поддержка
большого количества форматов текстовых, графических, аудио- и видео данных, их
накопление и хранение централизованно на сервере; ·Возможность
представить текст лекций с использованием изображений (графики, гравюр, картин,
карт, фотографий и т.д.), звуковых и видео-файлов, что чрезвычайно важно при
дистанционном обучении. ·Четкое
структурирование лекционного курса, что дает возможность довести до студента
каждое определение. ·Наличие
полнотекстового поискового механизма. ·Возможность
выступления преподавателя в роли дизайнера курса. ·Наличие
развитой системы контроля процесса обучения каждого студента с отличной системой
статистики. ·Система
тестов и контроля результатов хорошо проработана. Используются три типа
тестовых заданий: 1 выбор правильного ответа из предложенных вариантов — закрытая
форма; 2 соответствие между множествами; 3 самостоятельное написание правильного ответа — открытая форма. ·
Имеется возможность вставки графических объектов в любой тип
вопроса, вставка комментариев преподавателя при ответе на каждый вопрос. ·
Возможность организовать телеконференцию со студентами,
находящимися в разных уголках республики, по определенной теме (например,
"Французская революция и ее роль в истории"). Подобные компьютерные "круглые
столы" способны значительно активизировать познавательные способности студентов.
Кроме того, студенты могут общаться между собой по Chaty, обсуждая разные
проблемы. ·
Возможность организации группы студентов по специализациям и по
интересам. ·
Поддержка механизма ведения глоссария и индекса, как для всего
курса, так и для отдельной темы курса. ·
Реальная возможность снижения аудиторной нагрузки
преподавателей. ·
Рациональная организация расписания занятий студентов (особенно
заочников), а также заблаговременное предоставление вопросов к зачетам и
экзаменам. Функционально система WebCT может быть
оценена как одна из наиболее развитых среди систем подобного типа. К некоторым недостаткам функциональных возможностей системы
WebCT можно
отнести: – Отсутствие русификации версии. Все
кнопки программы, помощь выполнены на английском языке, что может вызвать
трудности у преподавателя, недостаточно им владеющего, а также отсутствует
проверка орфографии и грамматики. – Необходимость знания для
преподавателя языка HTML. Возможность редактирования только
текстовых файлов и файлов HTML. Таким образом, преподавателю
необходимо знать также графические пакеты, электронные таблицы, базы данных. – Преподаватель имеет ограниченные
средства по созданию, управлению и контролю работы всей группы студентов.
Система рассчитана в основном на индивидуальный процесс обучения и контроля на
уровне каждого студента. Из возможностей групповой работы можно отметить
механизм реализации совместного группового проекта и его презентацию. Он может
быть оценен преподавателем, но не ранжируется системой. Группе студентов не
может быть назначен адрес электронной почты. – Преподавателю предоставлены
недостаточно развитые возможности по четкому планированию последовательности
учебного процесса. Он не может установить даты и время изучения конкретных
информационных материалов по курсу. Он может задать только последовательность их
изучения, но отсутствуют механизмы, ограничивающие свободу обучаемого в
обращении к этим данным. В тоже время, для контрольных и проверочных работ такой
механизм существует. Можно установить не только время на выполнение теста, но
дату доступности теста. – Перечень типов тестовых вопросов
достаточно хорошо проработан, но не полон. Слабо развит тип вопросов с
поддержкой формул. – Все вопросы во время тестирования
отображаются сразу, а не последовательно по одному по мере ответов – Система поиска проработана
недостаточно — не поддерживаются логические выражения в запросе. – Отсутствуют
механизмы импорта текстов из файлов формата текстовых процессоров типа MSWord, что требует
предварительной конвертации в форматHTML внешними средствами и вызывает
необходимость описания в методических рекомендациях по подготовке данных для
системы WebCT. – Невозможность работы с формулами,
что особенно важно для естественных и точных наук и спецкурсов по гуманитарным
дисциплинам с использованием количественных методов. Выводы: 1. КОС WebCT
строится полностью по технологии Internet, хорошо переносима, разработана в соответствии с требованиями
открытых стандартов и соответствует современному уровню развитию информационных
технологий, требует минимальных затрат на установку и сопровождение. 2. Сама система WebCT является бесплатно
распространяемой для режима разработки курсов и требует приобретения лицензии
для функционирования в режиме обучения студентов. Стоимость лицензии на
неограниченное количество студентов составляет 250 - 300$, что вполне
приемлемо. 3. Обеспечиваются достаточно развитые функциональные возможности по
компьютерной поддержке учебного процесса и формирования УМК. Накопленные
в системе информационные материалы, благодаря принятой системе хранения, могут
быть легко перенесены в другую информационную систему, функционирующую на
принципах Интернет, с минимальными изменениями. Таким образом, WebCT представляет собой
универсальную среду для создания УМК курсов по различным темам. В системе
предусмотрен доступ 3-х уровней: администратор, преподаватель, студент (в
порядке возрастания возможностей). Различие в правах доступа между
преподавателем и администратором в том, что администратор задает пароли доступа.
Администратор и преподаватель имеют возможность настраивать внешний вид
страницы, которую увидит студент, создание Welcome страниц, тестов, словарей
терминов календарь работ, список студентов с отражением посещения курсов и их
успеваемости, разбиение студентов по группам и т.д. Студент имеет возможность
вести записи во время самостоятельного прохождения курса, общаться с другими
студентами по Chat’у,
участвовать в форумах. Дидактические
достоинства и возможности LearningSpace для разработки и
создания УМК: ·
Имеется система организации учебного курса и механизм четкого
планирования учебного процесса по датам изучения информационных материалов и
проведения проверочных и контрольных работ. Центром системы является
календарь учебного процесса. ·
Предлагается возможность общения между преподавателями и студентами, создания и
управления малыми учебными группами. (Courseroom). ·
Поддержка большого количества форматов текстовых, графических, аудио и
видео данных, их централизованное накопление и хранение на сервере. ·
Наличие мощного полнотекстового поискового механизма. ·
Возможность ознакомления с лекцией и сдачи экзамена в определенный
день. ·
Отличные базовые средства коммуникационного взаимодействия. ·
Интерфейс пользователя для специализированного клиента в системе хорошо
проработан и логичен, но местами недостаточно функционален. К недостаткам функциональных образовательных возможностей системыLearningSpace можно
отнести: Очень слабо проработанную систему вопросов контрольных тестов: §
невозможность включения в ответы нетекстовой информации; §
отсутствие механизмов работы с формулами в вопросах; §
негибкая система оценок и ранжирования ответов; §
отсутствие возможности просмотреть результаты тестирования и их
автоматическую оценку обучаемым во время тестирования. –Механизмы коммуникационного
взаимодействия ограничиваются возможностями электронной почты, отсутствует chat и графическая доска. –Механизм внедрения графической
информации в содержательную часть неудобен — графический образ не отображается
по месту размещения, а хранится в виде ссылки, активизация которой приводит к
загрузке его в отдельном окне; –Полнота и способы представления
статистической информации о прохождении учебного процесса по каждому студенту
слабо проработаны. –Не поддерживается импорт текста из
файлов формата текстовых процессоров, т. к. в принципе формат информационных
материалов ориентирован на неформатированный текст. –Отсутствие поддержки русского и
белорусского языков. –Используется только один вид тестов
(в четырех разновидностях). Отсутствие статистики ответов обучаемых и др. Таким образом, система LearningSpace на сегодняшний день
представляет собой еще недостаточно функционально проработанную образовательную
среду с несомненными достоинствами, но и существенными недостатками в плане
создания и использования УМК в самостоятельной работе студентов (см.
выше). Финансовые затраты на внедрение системы можно ориентировочно оценить
на порядок выше, чем для WebCT даже с учетом соглашения
IBM и Министерства
образования России. К сожалению, у системы есть весьма существенный недостаток, который
вытекает из закрытого формата самой базы LotusNotes – данные не могут быть
легко экспортированы в другие информационно-образовательные среды, базирующиеся
в основном на технологии Интернет. Требуется предварительная, достаточно
трудоемкая, их обработка. Таким образом, сделав ставку на LearningSpace как образовательную
среду, достаточно трудно потом от нее отказаться. Общие свойства. WebCT –
среда, которая полностью Web ориентированная. Документы
для WebCT создаются в формате HTML, что позволяет
использовать при оформлении документов любые включения, которые поддерживает
стандарт HTML. Например, статическую графику, анимацию, видео, аудио, вызов
приложений и т.д. LearningSpace, как одна из баз данных LotusNotes, поддерживает стандарт
LotusNotes для документов и HTML стандарт, так как LotusNotesDomino – это и Web сервер. Обе электронные оболочки могут использоваться для создания УМК
учебных курсов и поддерживать следующие элементы: §
учебный материал в виде отдельных текстово-мультимедийных единиц; §
индексный массив; §
базу контрольных заданий; §
набор контрольных работ, сформированных из контрольных заданий; §
учебный план, определяющий последовательность и иерархию учебных единиц и
контрольных работ; §
учет результатов контрольных работ; §
средства для представления индивидуальных разработок; §
средства коммуникации; §
средства авторизации доступа. Обе оболочки ближе соответствуют потребностям гуманитарного
образования, обеспечивая представление текстовой и мультимедийной информации. К сожалению, отсутствуют средства
формализованного ввода и анализа математических формул. По-видимому, это связано
с отсутствием соответствующих стандартов в НТМL. Образовательные среды такого типа целесообразно использовать для
создания УМК в том случае, если преподаватель/преподаватели морально
готовы к активному общению со студентами посредством электронной почты и других
средств организации диалога в реальном режиме времени. Замечено, что
такого типа среды вызывают интерес к самостоятельной образовательной активности
у студентов интерактивных курсов, если преподаватель отвечает на их письма очень
быстро (не позже чем через 5-10 ч. с момента отправки письма студентом). В контексте настоящей аналитики важно отметить, что WebCT поддерживает значительно
больше типов контрольных заданий и позволяет ограничивать время на выполнение
тестов. База контрольных заданий в WеbСТ может быть экспортирована и
импортирована в текстовом формате на несложном языке. В WеbСТ ведется детальный учет результатов
тестирования. Возможности LearningSpace для тестирования
студентов весьма ограничены. По сравнению с LearningSpace, использование
КОС WebCT для формирования и создания
УМК, ориентированных на организованную (контролируемую) самостоятельную
работу студентов, видится более адекватным сложившимся в нашем высшем и
последипломном образовании традициям, формам и методам обучения. Среда WebCT предоставляет большие
возможности для управления учебной деятельностью со стороны преподавателя
(например, в LearningSpace отсутствует
возможность управления прохождением теста и его оценивания в режиме on-lin). Система самостоятельного и контрольного тестирования в LearningSpace значительно
уступает аналогичной системе в WebCT, прежде всего в части
разнообразия тестовых заданий, корректности их организации, и особенно в части
организации экранных форм, содержащих графическую информацию. Например, в LearningSpace, в отличие от WebCT, невозможно в качестве
вариантов ответов предлагать графическую информацию. Кроме того, способ фиксации
результатов тестирования в LearningSpace, как
представляется, не использует тех возможностей, которые позволяют реализовывать
компьютерные технологии. В LearningSpace не предусмотрен
даже учет посещений студентом того или иного курса или его структурных
элементов. LearningSpace уступает WebCT и
по своим коммуникационным возможностям. В частности, в LearningSpace отсутствуют, в
отличие от WebCT, возможность организации
chat-сессий,
коммуникация «один со многими» и возможность создания электронного адреса для
рабочей группы. В части разработки учебных курсов и его элементов LearningSpace удобнее
интерфейсом, однако его простота во многом достигается за счет меньших
функциональных возможностей LearningSpace. Для
пользователя-студента организация диалога со средой выглядит в WebCT более функциональной с
дидактической точки зрения и при этом более ясной и детализированной. Очевидно,
что больший дидактический потенциал среды WebCT по сравнению с LearningSpace является критериальным, если рассматривать в качестве ведущего
субъекта педагогического процесса того, кто обучается. Среда WebCT значительно дешевле LearningSpace, а функционально
WеbСТ выглядит предпочтительным средством
для УМК. Материалы, подготовленные в WеbСТ, менее зависимы от оболочки. Таким образом, анализ доступных версий обеих образовательных сред
продемонстрировал широкие возможности каждой из них для построения УМК
как средства организованной (контролируемой) СРС. Разработка и создание УМК в КОС, в частности, WebCT
требует от пользователей определенного уровня общей компьютерной
грамотности, не считая необходимости изучения самой среды. Для
преподавателя: 1. Знание основ Windows 95/98/NT 2. Знание основ Word, Exel и других офисных
приложений. 3. Умение обращаться с оргтехникой (сканер). 4. Умение работать с пакетами обработки графики (например, PhotoShop, CorelDraw и т.п.). 5. Знание основ языка HTML. 6. Знание Internet-браузеров. 7. E-mail. Для
студента: 1. Знание основ Windows 95/98/NT. 2.
Знание Internet –
браузеров. 3.
E-mail. Работа с
КОС (WebCT) на уровне отдельного
факультета требует проведения курсов повышения общей компьютерной грамотности
для тех преподавателей, кто будет работать со средой. Следует особо отметить, учитывая методическую и техническую сложность
разработки и создания УМК в КОС и их использования в самостоятельной работе
студентов, целесообразность организации общеуниверситетской постоянной группы по
поддержке информационных сред. В состав такой группы должны входить: –специалист по представлению
знаний; –специалист по компьютерному
тестированию; –специалист по сетям; –специалист по дизайну учебных
материалов; –методист-преподаватель
компьютерного обучения. Таким образом, создание современных полноценных УМК для
организации эффективной самостоятельной работы студентов требует использования
информационных компьютерных технологий, в частности, КОС и является достаточно
сложно задачей, решение которой предполагает совместные усилия по оказанию
преподавателям учебных курсов научной, информационной и методической помощи
целой группы специалистов. Завершая данный аналитический блок, следует сказать, что разработка и
использование УМК направлены, прежде всего, не только на овладение
студентами определенной суммой знаний в деятельностном
режиме, но и на самостоятельное приобретение их, на работу с учебной
информацией. Важно также, чтобы студенты в своей самостоятельной работе смогли
увидеть способы познавательной деятельности, на которых построен комплекс,
овладеть ими и в дальнейшем применять в условиях самообразования для решения
различных проблем, связанных с компетенциями в жизненно-практической
деятельности. 1. Жук А.И., Макаров А.В.
Учебно-методические комплексы (из опыта разработки): Методическое пособие. –
Мн.: БГУ, 2001. — 47 с. 2. Алтайцев А.М., Наумов В.В.
Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств
дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного
преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 3. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс:
модульная технология разработки: Учебно-методич.
пособие – Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с. 4. Андреев А.А., Солдаткин В.И.
Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация. — М.: Издательство
МЭСИ, 1999. — 196 с. 5. Отчет о проекте "Информатизация
учебного процесса БГУ" (прикладное исследование) / Белорусский государственный
университет. Центр проблем развития образования. — Мн., 2002. — С.
11—22.
3.3. Учебно-методический комплекс и компьютерные
образовательные среды
О возможностях использования компьютерных
образовательных сред в учебно-методических комплексах
О дидактических характеристиках компьютерной
образовательной средыWebСТ
О дидактических характеристиках компьютерной
образовательной среды LearningSpace
Сравнительная оценка компьютерных образовательных сред
WеbСТ и LearningSpace
Основные сравнительные выводы:
Библиография используемой литературы в обзоре
«Учебно-методический комплекс и самостоятельная работа студентов»