Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5. Центр проблем развития образования БГУ. Современные образовательные технологии. Современные информационные технологии в образовании. Учебно-методический комплекс и самостоятельная работа студентов. Оценка результатов учебной деятельности студентов. Воспитательная работа в высшем учебном заведении.

Издания Центра проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования

 

 

№ 5 (январь – июнь 2003 г.)

 

 

 

Содержание

1. Современные образовательные технологии

1.1.  Деловые игры

Определения

Из истории деловых игр

Виды деловых игр

Деловая игра как метод активного обучения.

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением

Определение темы и целей деловых учебных игр

Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры

Структура деловой игры

Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр

Библиография используемой литературы в обзоре "Современные образовательные технологии. Деловые игры"

 

1.2. "Метод проектов" как перспективная педагогическая технология университетского образования

Что такое хороший образовательный проект и чего он должен достигать по Д. Жаку?

Из истории метода проектов.

Определение образовательного проекта и требования к нему по А.В. Хуторскому.

Структурная основа образовательных проектов и их тематика по А.В. Хуторскому.

"Метод проектов" как технология четвёртого поколения по В.В. Гузееву.

 

1.3. Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития "высших компетентностей" по Дж. Равену

Место метода проектов в системе других методов обучения и его ограничения.

Описание Дж. Равеном результатов работы педагогов, использующих метод проектов

"Развитие компетентности в высших учебных заведениях" в изложении Дж. Равена

Библиография используемой литературы в обзоре "Современные образовательные технологии. "Метод проектов" как перспективная педагогическая технология университетского образования.

2. Современные информационные технологии в образовании

 

2.1. Образовательные информационные технологии: эволюция к новому качеству образования

Информационные технологии в образовании : ключевые понятия, определения и задачи.

Структура информационно-образовательной среды.

Проблемы эффективности образования в новой образовательной среде. Проблемы дистанционного образования.

Приоритеты и проблемы в развитии новых информационных технологий в образовании.

Библиография используемой литературы в обзоре "Современные информационные технологии в образовании" (Часть I).

 

2.2. Информационные навыки в высшем образовании

Информационные навыки или навыки пользования информационными технологиями?

Почему важны информационные навыки?

Что такое "информационные навыки"?

Семь заглавных навыков

Модель информационных навыков

Каков размах и объем работы формирования информационных навыков, проводимой сегодня в зарубежных вузах?

Примеры практик формирования информационных навыков

Некоторые вопросы для дальнейших размышлений

Библиография используемой литературы в обзоре "Современные информационные технологии в образовании" (Часть II).

3. Учебно-методический комплекс и самостоятельная работа студентов

3.1. Общая характеристика проблемы

Место и роль учебно-методического комплекса в процессе реформирования образовательного процесса в университете

 

3.2. Основные характеристики и возможная структура учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс и комплект. Функциональные характеристики УМК

О структуре учебно-методического комплекса

Описание структуры учебного модуля

 

3.3. Учебно-методический комплекс и компьютерные образовательные среды

О возможностях использования компьютерных образовательных сред в учебно-методических комплексах

О дидактических характеристиках компьютерной образовательной среды WebСТ

О дидактических характеристиках компьютерной образовательной среды LearningSpace

Сравнительная оценка компьютерных образовательных сред WеbСТ и LearningSpace

Основные сравнительные выводы:

Библиография используемой литературы в обзоре "Учебно-методический комплекс и самостоятельная работа студентов"

 

4. Оценка результатов учебной деятельности студентов

 

4.1. Из истории балльной системы оценивания

 

4.2. Критерии знаний студентов.

Десятибалльная система оценки

Рейтинговая система оценивания (из опыта Белорусского государственного университета)

 

4.3. Кредитная система оценки

Характеристика Европейской кредитная системы (ECTS)

Об эффективности кредитных технологий

Получение кредитов студентами. Соотношение кредита и оценки (из опыта

Европейского гуманитарного университета)

Библиография используемой литературы в обзоре "Оценка образовательной деятельности студентов"

 

5. Воспитательная работа в высшем учебном заведении

 

5.1. Актуальность воспитательной работы в современных условиях.

Результаты исследований в области воспитательной работы

 

5.2. О состоянии разработки воспитательных проблем вуза

 

5.3. Актуальные проблемы студенческой молодежи в контексте деятельности социальных педагогов и психологов

Общие характеристики

Функции социально-психологической службы в вузе

Эффективность института кураторов и воспитателей

 

5.4. Воспитание с позиции личностно-ориентированного подхода

 

5.5. Актуальные проблемы совершенствования воспитательной работы студенческой молодежи

 

5.6. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в высшей школе

 

Библиография используемой литературы в обзоре "Воспитательная работа в высшем учебном заведении"

 

 

 

Аналитику осуществили: Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут А.М., Краснов Ю.Э., Краснова Т.И., Костюкевич С.В.,

Харченко А.В., Ященко Л.А. – сотрудники ЦПРО БГУ.

 



Аналитический обзор № 6

 


ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА

ССЫЛКА НА  САЙТ  ОБЯЗАТЕЛЬНА!

 

Hosted by uCoz