Издания Центра проблем развития образования
Белорусского
государственного университета
www.charko.narod.ru
Аналитический обзор
международных тенденций развития университетского образования
№ 6 (июль – декабрь
СОДЕРЖАНИЕ
1. Идеология
развития образования в переходный период
1.1. Общая характеристика проблемы
1.1.1. Изменения системы образования, необходимые
в новых социально-экономических условиях
1.2. Переориентация образования на рыночную
экономику и открытое общество
1.2.1. Стратегические
направления деятельности государства в вопросе переориентации образования в
соответствии с требованиями рыночной экономики и открытого общества
1.3. О деятельности государства в вопросе
обеспечения равных возможностей в сфере образования
1.4. О финансировании образования с целью
обеспечения стабильного, качественного и справедливого предоставления
образовательных услуг
1.4.1. Возможные пути
приведения системы образования в соответствие с новыми условиями
1.5. Об эффективности использования ресурсов
1.5.1. О повышении эффективности системы
образования
1.6. О принципах и практике государственного
руководства и административного управления сектором образования, укреплении
ответственности за предоставление образовательных услуг
1.6.1. Оптимизация выполнения функций и
полномочий административного управления и критерии государственного управления
образованием
1.6.2. О стратегической деятельности государства
по управлению системой образования
1.6.3. Государственное управление высшим
образованием как предоставление благоприятных условий и необходимых стимулов
1.7. Основные выводы
Библиография используемой литературы по теме 1.: "Идеология
развития образования в переходный период"
2. О качестве
высшего (университетского) образования в условиях формирования рыночных
отношений
2.1. Некоторые аспекты преемственности средней и
высшей школы
2.1.1. Распределение выпускников довузовских средних учебных заведений
2.1.2. Успеваемость в довузовских
учебных заведениях
2.1.3. Уровень довузовской
подготовки и форма обучения (платная/бесплатная)в вузе
Приложение
2.2. Актуальность философии рынка в образовании
2.2.1. Почему сторонники рыночного похода к качеству
образования выбирают маркетинг?
2.3. Маркетинговая модель качества образования
2.3.1. Политическая среда
2.3.2. Регионализация образования как социально-географический
критерий его диверсификации
2.3.3. Качество образовательного продукта
2.4. Образование в контексте меновой и потребительской стоимости
2.4.1. Пример применения рыночных
принципов в образовании Великобритании
Библиография используемой литературы по теме 2.: "О качестве
высшего (университетского) образования в условиях формирования рыночных
отношений"
3. Оценивание
учебной деятельности студентов
3.1. Ценности, принципы оценивания
3.1.1. Оценивание: современные тенденции
3.1.2. Изменение функции оценивания: от оценивания для контроля к
оцениванию для развития.
3.1.3. Идея "петли качества".
3.1.4. Чем может помогать оценивание студенту? (Или:
Когда оценивание становится развивающим?)
3.1.5. Ключевые ценности оценивания
3.1.6. Характеристики оценивания
3.1.7. Соответствие целей курсов и методов оценивания используемых
в них.
3.2. Способы оценивания учебной деятельности студентов
(инструменты, критерии, примеры, образцы)
3.2.1. Виды экзаменов
3.2.2. Реферат
3.2.3. Что такое эссе как вид учебной деятельности?
3.2.3.1. Типы эссе
3.2.3.2. Критерии оценки эссе
3.3. Cамооценка
и взаимооценка студентов (прецеденты из практики)
3.3.1. Портфолио
3.3.2. Использование самооценивания
и взаимооценивания для оценки индивидуального вклада
в работу группы
3.3.2.1. Распределение оценок по весу
участия каждого студента в групповой работе
Библиография используемой литературы по теме 3.: "Оценивание
учебной деятельности студентов"
4.
Использование современных информационных технологий в образованиии
4.1. Общие проблемы распространения новых технологий в образовании
4.1.1. Характеристика основных средств общения в современном
образовании
4.2. Процесс информатизации образования как компьютерно-опосредованная
коммуникация в образовании
4.3. Проблемы формирования электронной образовательной среды.
Конкретные примеры конструирования
4.3.1. Современные технологии в Сетевом
обучении. Сетевые адаптивные и интеллектуальные обучающие системы
4.3.2. О технологии индивидуализированного
обучения
4.3.3. Интеллектуальная обучающая среда и
мотивация обучения
4.3.4. Информационно-обучающая среда и
организация учебного процесса
Библиография используемой литературы по теме 4.:
"Использование современных информационных технологий в образовании"
(Часть I).
4.4. Перспективы использования отдельных видов новых
информационных технологий в высшем образовании
4.5. Влияние ИКТ на образование и заинтересованные стороны
4.5.1. Влияние ИКТ: что изучается?
4.5.2. Влияние ИКТ: как студенты учатся?
4.5.3. Влияние ИКТ: когда и где студенты
учатся?
4.5.4. Влияние ИКТ: кто учит?
4.5.5. Влияние ИКТ: кто учится?
4.5.6. Влияние ИКТ: стоимость образования.
4.6. Процесс внедрения ИКТ в высшем образовании с позиций теории
деятельности
4.6.1. Выбор ИКТ.
4.6.2. Адаптация ИКТ.
4.6.3. Изменение практики преподавания.
Критерии оценки информационных компьютерных технологий в
образовательном процессе
Библиография используемой литературы по теме 4.:
"Использование современных информационных технологий в образовании"
(Часть II).
5. К разработке
механизмов управления качеством университетского образования
(опыт
мегапроекта "Развитие образования в России"
5.1. Университетское образование и региональное развитие
5.2. Структура понятия "качество образования" и механизм
стратегического развития университетского образования
5.2.1. Возможная концептуальная модель перспектив развития
университетского образования (на примере стратегии развития образования
Ленинградской области)
5.2.2. Переход университета на модель стратегического развития. Центр стратегического развития образования
5.2.3. Этапы деятельности Центра (университетского) стратегического
регионального развития
5.2.4. Создание Клуба университетских стратегических команд как
механизма перехода университетов на модель стратегического развития.
5.3. Задачи проекта, нацеленного на переход университета на модель
стратегического развития [на примере проекта "Региональная система
управления качеством образования" (Россия, Ярославская область)]
5.3.1. Принципы новой практики повышения квалификации
преподавателей и управленцев университета
5.3.2. Реализация проекта перехода университета на модель
стратегического развития через формирование экспериментальных площадок и
культивирования сетевых принципов управления.
Библиография используемой литературы по теме 5.: "К
разработке механизмов управления качеством университетского образования. Опыт мегапроекта "Развитие образования в России"
Аналитику осуществили:
Алтайцев А.М., Гербовицкая М.Ф., Корбут
А.М., Краснов Ю.Э., Краснова Т.И., Харченко А.В., Ященко Л.А. – сотрудники ЦПРО
БГУ.
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ
САЙТА
ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!