Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 6 (июль – декабрь 2003 г.)

 

5. К РАЗРАБОТКЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(опыт мегапроекта «Развитие образования в России»

 

(Аналитик Краснов Ю.Э.)

5.1. Университетское образование и региональное развитие
5.2. Структура понятия "качество образования" и механизм стратегического развития университетского образования
5.2.1. Возможная концептуальная модель перспектив развития университетского образования (на примере стратегии развития образования Ленинградской области)
5.2.2. Переход университета на модель стратегического развития. Центр стратегического развития образования
5.2.3. Этапы деятельности Центра (университетского) стратегического регионального развития
5.2.4. Создание Клуба университетских стратегических команд как механизма перехода университетов на модель стратегического развития.

5.3. Задачи проекта, нацеленного на переход университета на модель стратегического развития [на примере проекта "Региональная система управления качеством образования" (Россия, Ярославская область)]
5.3.1. Принципы новой практики повышения квалификации преподавателей и управленцев университета
5.3.2. Реализация проекта перехода университета на модель стратегического развития через формирование экспериментальных площадок и культивирования сетевых принципов управления.

Библиография используемой литературы по теме 5.: "К разработке механизмов управления качеством университетского образования. Опыт мегапроекта "Развитие образования в России"

 

 

Анализ материалов мегапроекта «Развитие образования в России», который реализуется в разных регионах России при поддержке фонда «Открытое общество» показывает, что данный мегапроект содержит в себе определенный инновационный потенциал и его ключевые идеи могут быть заимствованы для проектирования механизмов стратегического управления качеством и развитием университетов Беларуси. Для этого выделим основные положения данного мегапроекта изначально в интересующем нас контексте, а, значит, и в соответствующем языке.

5.1. Университетское образование и региональное развитие

 

Университетское образование должно рассматриваться как система, способная производить «продукт» значимый для развития региона.

«Стратегическое развитие системы образования должно качественно изменить существующую ситуацию, что возможно сделать только в случае привлечения в систему образования дополнительных ресурсов (кадры, техника, финансы) из других сфер социальной жизни. Это окажется возможным только в том случае, если система образования в общественном сознании станет рассматриваться как система, способная производить “продукт” значимый для развития региона. Можно сказать, что таким “образовательным продуктом” будет являться выпускник образовательного учреждения, обладающий таким “качеством образования”, которое обеспечит его готовность успешно включиться в процесс развития своего региона» [1].

Широкое вовлечение региональной общественности в процесс разработки общественно значимого продукта «качества образования» является условием складывания нового университета.

«Это изменение роли системы образования возможно, если процесс разработки общественно значимого продукта “качества образования” станет процессом взаимодействия различных социальных групп, а не только предметом деятельности педагогов. Иными словами, развитие общественной составляющей системы управления образованием предполагает широкое вовлечение общественности в процесс стратегического планирования развития образования» [1].

Авторы считают, что «главным направлением решения проблемы стратегического развития системы образования Ленинградской области будет ее развитие в качестве открытой образовательной системы». Это означает, в частности, что: «развитие системы образования рассматривается как важный фактор развития общества; развитие системы образования согласуется с перспективами социально-экономического развития региона и учитывает его финансовые возможности; развитие системы образования выступает как интегрирующий фактор социально-экономического развития региона, согласующий потребности, цели и интересы различных социальных групп;…» [Там же].

«Открытость системы образования Ленинградской области, как стратегической линии ее развития, должна быть ориентирована, в первую очередь, на формирование и выполнение образовательного заказа со стороны основных социальных групп населения Ленинградской области, представителей ведущих отраслей производства, бизнеса, науки и культуры, представителей исполнительной и законодательной власти, объединенных в единое сообщество, заинтересованное в развитии Ленинградской области» [1].

«Интегрирующим понятием, позволяющим консолидировать и согласовать образовательный заказ всех вышеназванных групп к системе образования … и трансформировать его в новое качество “образовательного продукта” может выступать понятие “качество образования”. Это понятие интегрирует в себе основные цели и ценности системы образования, возможности учащегося, содержание социального заказа и перспективные направления развития региона. Понятие “качество образования” представляет собой систему критериев оценки модели выпускника образовательного учреждения по таким направлениям как:

— знания и способность человека применять их в своей жизни;

— навыки, умения и способности человека реализовать свой потенциал в современном человеческом обществе;

— система ценностей, позволяющая человеку позитивно жить в человеческом обществе;

— готовность человека к ведению здорового образа жизни и сохранению вокруг себя экологически благоприятной среды.

5.2. Структура понятия «качество образования» и механизм стратегического развития университетского образования

 

Структурно формирование понятия “качество образования” может быть представлено следующим образом:

1. Кто выступает заказчиком по отношению к системе образования?

2. Что вкладывает заказчик в понятие “качество образования”?

3. Модель системы образования, способной обеспечить выполнение данного заказа – цели образования, содержание и программное обеспечение, технологии, формы, критерии оценки и диагностика результата.

4. Финансовое обеспечение деятельности данной образовательной системы со стороны заказчика» [1].

Если говорить о механизме стратегического развития университетского образования, то «открытость образования предполагает разработку новых методологических оснований теории и практики образования в регионе. Ключевым понятием такой методологии выступает понятие “сообщество”, а ведущим методом деятельности — согласование целей и ценностей членов этого сообщества (от уровня личности до уровня социальных групп).

Сообществом называется широкая группа населения объединенная своей заинтересованностью и деятельностью по развития своего региона, населенного пункта, муниципального округа или волости. В сообщество могут входить представители власти и общественных объединений, руководители и рабочие предприятий, деятели в сфере бизнеса и коммерции и просто заинтересованные жители.

Механизмом согласования целей и ценностей членов этого сообщества станет технология проектирования перспектив развития своего региона, поселка , волости. Как только у сообщества появится разработанный и согласованный проект развития, для системы образования этот проект становится образовательным заказом, так как для будущего выпускника этот проект станет реальной жизнью» [1].

5.2.1. Возможная концептуальная модель перспектив развития университетского образования (на примере стратегии развития образования Ленинградской области)

«Таким образом, концептуальная модель перспектив развития системы образования Ленинградской области выглядит следующим образом:

Территория Ленинградской области (район, волость, поселок, деревня) ________________________________________

Местное сообщество, объединенное социально-экономическим проектом развития своей территории ________________________________________

Образовательный заказ сообщества к системе образования в виде модели выпускника образовательного учреждения – “качество образования” ________________________________________

Оформление образовательного заказа в образовательную систему (на уровне отдельного образовательного учреждения или комплекса образовательных учреждений) ________________________________________

Ресурсная поддержка образовательной системы со стороны местного сообщества» [1].

«Основными направлениями реализации этой модели в практической деятельности выступают:

1) Дополнение существующей модели управления системой образования Ленинградской области особой структурой, разрабатывающей перспективные направления развития системы образования региона.

Существующая модель управления отвечает в первую очередь за решение внутренних проблем системы образования за счет перераспределения наличных средств. Структура стратегического планирования развития будет отвечать за привлечение в систему образования дополнительных средств ( кадры, финансы, материальные ресурсы), способных обеспечить ее развитие.

Создание такой структуры возможно при условии подготовки управленческих кадров:

— способных в условиях определенной территории провести процесс формирования активного сообщества жителей;

— выявить объективный социальный заказ сообщества, отвечающий перспективам его развития, к системе образования;

— структурировать этот заказ в форме образовательной системы, включающей ключевые понятия, цели, образовательные и учебные программы, технологии и т.д.;

— проводить постоянный мониторинг результативности реализации социального заказа региона в деятельности системы образования и широкое общественное обсуждение этих результатов.

2) Изменения в системе повышения квалификации педагогов. Выдвижения качества образования как важнейшего фактора для развития регионального образования означает необходимость структурно-функциональных перемен в системе повышения квалификации педагогов и руководителей в целом в работе механизма развития образования.

Главная системообразующая задача состоит в создании службы научно-методического обеспечения управления качеством регионального образования. …

Реализации содержания вышеназванной концепции позволит выделить в качестве значимых продуктов проекта развития системы образования Ленинградской области:

—· создание модели управления системой образования, способной успешно реализовать функцию стратегического планирования развития региональной системы образования, на основе вовлечения в этот процесс широких слоев общественности;

—· создание модели и механизма повышения квалификации педагогических кадров, способных воплотить в жизнь идеи стратегии развития региональной системы образования» [1].

5.2.2. Переход университета на модель стратегического развития. Центр стратегического развития образования

«Исходной точкой реализации проекта будет создание на первом этапе специальной команды специалистов по стратегическому планированию. Деятельность данной команды будет проходить в рамках межведомственного Центра стратегического развития образования Ленинградской области.

Центр создается в структуре Министерства общего и профессионального образования Ленинградской области на базе Ленинградского Областного Института Развития Образования, что позволит данному Центру осуществлять как деятельность по управлению развитием образования, так и деятельность по обучению и повышению квалификации педагогических кадров. В соответствии с Положением о данном Центре его основными функциями являются:

— разработка на основе тенденций социально-экономического развития Ленинградской области программу стратегического развития системы образования Ленинградской области;

— целевое повышение квалификации педагогических кадров в рамках темы “Проектирование современного качества образования”;

— разработка программы деятельности по вовлечению широкого круга жителей местных сообществ в совместную с педагогами работу по теме “Качество образования, как перспективный социальный заказ региона к системе образования”;

— разработка инструментария мониторинга по качеству образования в образовательных учреждениях региона;

— подготовка проектов нормативной документации, позволяющих обеспечивать оптимальное качество образования в регионе.

Реализовать данные функции Центра способна лишь группа хорошо подготовленных специалистов при соответствующей технической обеспеченности их деятельности.

Вариативность каналов и субъектов-носителей образовательного заказа предполагает, что в составе такой группы должны быть представлены высококомпетентные специалисты различных профилей: управленцы, экономисты, социологи, педагоги, методологи с навыками аналитической и проектной деятельности, специалисты по РR, юристы. Это позволит команде успешно взаимодействовать с представителями власти, бизнеса, производства, национальных диаспор, СМИ.

Подготовка таких специалистов предполагает их предварительное обучение по следующим направлениям деятельности:

- Стратегическое планирование и анализ.
- Основы проектирования.
- Философия образования.
- Международный опыт развития образовательных систем.
- Прикладная культурология.
- Социальная психология и основы социального сотрудничества.
- Нормативно-правовое и финансовое обеспечение деятельности системы образования.
- Навыки консультационно-тренинговой деятельности» [1].

5.2.3. Этапы деятельности Центра (университетского) стратегического регионального развития

«Деятельность Центра в рамках реализации проекта будет осуществляться по следующим этапам:

Подготовительный этап.

На этом этапе ведущей целью выступает формирование единой команды специалистов и ее оформление в статусе Центра стратегического развития образования Ленинградской области. В рамках региональной системы образования число таких подготовленных специалистов должно быть не менее семи человек, т.е. оптимальное число членов управленческой команды.

Формирование команды происходит в процессе обучения сотрудников Центра, результатом которого является разработка согласованного документа “Стратегия развития системы образования Ленинградской области”. Другим результатом обучения является становление данной команды в качестве субъекта обучения и повышения квалификации для специалистов системы образования Ленинградской области. Ведущим элементом процесса повышения квалификации выступает при этом курс “Основы социально-педагогического проектирования.”

Первый этап.

Это работа команды специалистов Центра в территориях Ленинградской области (в района, волостях) по формированию местных сообществ, заинтересованных в стратегическом развитии образования. Предметом их деятельности является:

- Создание сетевой системы взаимодействия системы образования с субъектами социально-экономической жизни региона.

- Разработка модели обучения взрослой части населения навыкам социального проектирования развития своих сообществ.

- Разработка модели “качества образования”, востребуемой данным сообществом.

Результатом их будет формирование территориальных команд стратегического планирования, способных оперативно реагировать на изменения в социально-экономической жизни региона, через проектирование оптимального “качества образования”. Эта работа позволит вовлечь в образовательное пространство территории максимальное количество взрослых жителей и сделать образовательные цели адаптивными к их запросам.

Второй этап.

Повышение квалификации различных групп работников системы образования Ленинградской области. Главным предметом повышения квалификации выступает курс “Проектирование качества образования”. Целью этого курса будет подготовка руководителей образовательных учреждений к проектированию образовательных систем своих учреждений способных реализовать необходимое “качество образования”. Подготовка разных групп педагогов к включению критериев “качества образования” в образовательную деятельность по предмету.

Результатом этого этапа станет широкий спектр экспериментальной работы образовательных учреждений по адаптации традиционных целей образования к специфике образовательного запроса со стороны местного сообщества.

Одним из показателей результативности экспериментальной работы образовательных учреждений будет создание разнообразных социально-образовательных комплексов в системе образования на различных уровнях.

Первый уровень — образовательное учреждение, как социальный комплекс позитивного взаимодействия учителей, учащихся, родителей.

Второй уровень — образовательные комплексы, интегрирующие деятельность различных образовательных учреждений: дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) — школа, сельская школа — городская школа, школа — ПТУ, школа — ВУЗ.

Третий уровень — социальное объединение, интегрирующее деятельность образовательных учреждений с такими социальными институтами, как: клуб, библиотека, больница, предприятие.

Четвертый уровень — муниципальное объединение.

Третий этап.

Деятельность специалистов Центра по организации процесса общественной экспертизы результатов деятельности системы образования. Эта деятельность предполагает обсуждение критериев оценки “ качества образования” в местных сообществах и обучение представителей сообществ способам диагностики и экспертизы результатов деятельности экспериментальной работы образовательных учреждений» [1].

5.2.4. Создание Клуба университетских стратегических команд как механизма перехода университетов на модель стратегического развития.

Данное положение мы могли бы проиллюстрировать опытом Саратовской области по разработке и реализации проекта "Модернизация управления муниципальной образовательной системой на основе развития демократических государственно-общественных отношений", реализуемого в качестве составной части Мегапроекта "Развитие образования в России" (Среднее образование). Целью проекта является «выработка открытых моделей управления муниципальными образовательными системами (МОС), направленных на воспитание людей, способных адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни демократического общества» [2].

Задачи проекта следующие:

1.

«Обучение муниципальных партнеров (представителей муниципальных структур, чьи интересы замыкаются на образовании), направленное на формирование нового образовательного опыта

2.

Изменение стиля и механизмов управленческой деятельности служащих муниципальных государственных структур, их ориентация на открытость управления

3.

Формирование и развитие потребности общественности в участии в управлении образованием, активное вовлечение общественных структур в управлении образовательной деятельностью» [2].

 

«Механизм реализации проекта: через "каскадное" обучение членов МОС осуществить их подготовку к региональному тендеру проектов модернизации управления, в ходе которого будет отобрано 3 проекта, приобретающих статус пилотных. В ходе их реализации будут отрабатываться модели государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне. Стратегия проекта: эволюционная модернизация муниципальной системы управления образованием: оптимальное сочетание государственной и общественной составляющих. Планируемые последствия:

1.

Школа станет социальным институтом, готовящим детей к жизни в изменяющемся мире

2.

Будет накоплен опыт управления, который может быть перенесен в другие отрасли социальной сферы» [2].

 

Далее дадим наиболее интересные выдержки из «ПОЛОЖЕНИЯ О КЛУБЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОМАНД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (см. — [3]).

«I. Общие положения

I. 1. Клуб муниципальных стратегических команд (в дальнейшем именуемый Клуб) создан в рамках Саратовского регионального проекта "Модернизация управления муниципальной образовательной системой на основе развития демократических государственно-общественных отношений", реализуемого в качестве составной части Мегапроекта "Развитие образования в России" (Среднее образование).

I. 2. Клуб является добровольным объединением общественных инициативных групп, создаваемых в муниципальных образованиях Саратовской области с целью содействия модернизации образовательных систем.

I. 3. Клуб представляет собой самостоятельную региональную общественную структуру, действующую в интересах развития образовательной системы области.

II. Цели Клуба

II. 1. Основными целями Клуба являются:

– распространение в муниципальных образованиях области ценностей и принципов открытого общества и стратегии Мегапроекта "Развитие образования в России";

– стимулирование и поддержка развития стратегического потенциала муниципальных образовательных систем, усиление вовлеченности общественности в реализацию общей стратегии модернизации образования и поиск новых путей решения ключевых проблем региональной и муниципальных образовательных систем;

– укрепление ориентации муниципалитетов на системные изменения в образовании;

– развитие межмуниципального сотрудничества, объединение интеллектуального потенциала, созданного в муниципалитетах области в лице муниципальных стратегических команд и других инициативных групп, в реализации регионального и муниципальных проектов, направленных на модернизацию управления образовательными системами на основе развития демократических государственно-общественных отношений. …

III. Предмет деятельности Клуба

Основу деятельности Клуба составляет межмуниципальное сотрудничество, позволяющее обеспечивать: …

IV. Членство в Клубе

IV. 1. Членство в Клубе является коллективным.

IV. 2. Членами Клуба являются муниципальные стратегические команды, созданные в ходе реализации регионального проекта "Модернизация управления муниципальной образовательной системой на основе развития демократических государственно-общественных отношений".

IV. 3. Клуб является организацией, открытой для вступления в него других инициативных групп, создаваемых в регионе с целью содействия модернизации образования.

V. Организация деятельности Клуба

V. 2. Руководство деятельностью Клуба осуществляет Правление, состоящее из 7 человек, в том числе:

руководителей муниципальных стратегических команд пяти пилотных районов регионального проекта;

двух членов региональной стратегической команды.

V. 3. Правление клуба на своем заседании избирает Председателя правления.

V. 4. Заседания Правления клуба проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

V. 5. Правление разрабатывает с учетом пожеланий членов муниципальных стратегических команд план работы клуба, направленный на реализацию стоящих перед ним целей и задач» [3].

5.3. Задачи проекта, нацеленного на переход университета на модель стратегического развития
[на примере проекта «Региональная система управления качеством образования» (Россия, Ярославская область)]

 

«В рамках Мегапроекта «Развитие образования в России» Ярославской областью выполняется Проект «Региональная система управления качеством образования», сориентированный на создание государственно-общественного механизма обеспечения качества образования (КО) . Ключевые задачи Проекта:

1. Создать и апробировать технологическое обеспечение функционирования механизма государственно-общественного управления качеством образования.

2. Разработать региональную нормативную и правовую базу государственно-общественного управления качеством образования.

3. Разработать новую практику обучения управлению руководителей образовательных учреждений.

4. Обеспечить информационно-аналитическое сопровождение деятельности по модернизации образования.

5. Подготовить на уровне региона команды по созданию, поддержке и трансляции образцов государственно-общественного управления качеством образования» [Юдин, 2003].

5.3.1. Принципы новой практики повышения квалификации преподавателей и управленцев университета

=

Мы выделили следующие инновационные моменты, важные в контексте формирования новой образовательной политики в университете.

«Целевые проектные группы (ЦПГ).

Семинары с работниками ИРО в связи с разработкой Программы развития института.

Семинары для целевой группы администраторов муниципальных органов управления, а также руководителей РЭП (Респ. Эксп. Площадок – Ю.К. ) по актуальной для них тематике. …

Обучение проектной деятельности.

Обучение проектно-программной организации деятельности как перенос опыта ЯрРСК, а также реализация классического деятельностного подхода в педагогике. …

Сетевой принцип.

Инициация горизонтальных многофункциональных связей при активной субъектной позиции структур и персон. …

Ниже приведено описание опыта инновационных форм ПК. …В разворачивании новой практики повышения квалификации в ИРО реализуются 2 базовых принципа:

– принцип соединения процессов обучения, решения реальных проблем в управленческой и педагогической практике и исследовательской деятельности;

– принцип системного воздействия на РСО, что предполагает отказ от идеологии точечных, локальных воздействий на отдельные элементы системы и переход к проектированию и реализации воздействий на ключевые позиции в РСО (ключевые фигуры, ключевые институциональные образования, наиболее значимые в РСО линии взаимодействий и т.п.). …

Закладываются новые принципы и разрабатываются современные технологии работы со слушателями (компетентностный подход, модульный принцип, внутрифирменное обучение, тьюторство, продуктивные, интерактивные технологии и др.). Задача - помочь слушателям научиться не воспроизводить стереотипные способы работы, не выстраивать деятельность по заданному образцу, а вести поиск индивидуальных способов деятельности, вырабатывая собственную ответственную профессиональную позицию.

Основой содержательных идей учебных программ Центра образовательной политики Ярославского ИРО является предоставление слушателю возможности сформировать собственную, авторскую позицию в решении образовательных задач в конкретных социокультурных условиях, с учетом современных исторически обусловленных тенденций развития человека и общества. …

Особое место занимает освоение проектно-программных способов деятельности, методологии и практики ведения экспериментальной работы, деятельности, направленной на развитие социального партнерства, усиление клиентной ориентации руководителей и команд ОУ. …

Целевые проектные группы, опыт создания которых был приобретён в ходе семинаров, и стихийно распространился на другие контакты специалистов (как средство соорганизации в выполнении новых проектов и как инструмент взаимодействия других профессионалов). Для решения своих проблем, реализации проектов руководители школ активно создают ВТК с широкими горизонтальными связями, часто с участием одних и тех же ключевых организаций и персон. В этом видится явное прорастание сетевой организации взаимодействия. Пусть пока в этих контактах немалую организующую роль играет РСК, работники ИРО, но нельзя не видеть здесь творчества школьных администраторов, их явную вовлеченность в преобразования, игру на себя, партнёрство с научными и руководящими структурами на равных. Всё это свидетельствует и о демократизации образования на практике» [4].

В заключение важно отметить, что в данном проекте осуществляется «реализация экспериментальной практики на основе проектно-программной организации деятельности». Этапы этой деятельности приводятся авторами на примере деятельности команд РЭП).

5.3.2. Реализация проекта перехода университета на модель стратегического развития через формирование экспериментальных площадок и культивирования сетевых принципов управления.

=

В рассматриваемом проекте в параграфе «Место и роль региональных экспериментальных площадок в становлении новой практики управления» говорится: «Ключевая проблема, на решение которой направлена деятельность региональных экспериментальных площадок (РЭП): каким образом должен быть устроен организационный механизм государственно-общественного управления качеством образования и каково его содержательное наполнение?» [4].

В другом параграфе автор размышляет о том каким образом используя потенциал сетевых методов управления можно было бы усилить инновационный потенциал проекта. «На уровне региональных экспериментальных площадок происходят "инициативные включения" в распространение результатов проекта другими школами, не являющимися региональными экспериментальными площадками. За счёт разворачивания сетевых форм взаимодействия другие образовательные учреждения разрабатывают совместные проекты с РЭП, тем самым формируя активную деловую сеть проекта, распространяя в регионе ценности открытого общества, нового управленческого и педагогического мышления, активной позиции субъектов РСО и представителей местного сообщества. Развитие сетевых форм взаимодействия РЭП позволяет, с одной стороны, расширять активную деловую сеть РЭП за счёт "укоренения" результатов своих проектов в рамках регионального проекта. С другой стороны - разворачивать "вторичные" проекты и формировать "узлы" своей собственной сети» [4].

Наиболее важными документами по данному проекту являются:
1. Проект «Региональная система управления качеством образования»
2. Каталог продуктов Ярославской РСК в рамках проекта «Региональная система управления качеством образования».
3. Программа работы с муниципальными стратегическими командами.
4. Программа курса «проектно-программная организация деятельности.

Положение о деятельности экспериментальных и инновационных площадок Ярославского института развития образования [4].

Библиография используемой литературы по теме 5: «К разработке механизмов управления качеством университетского образования. Опыт мегапроекта «Развитие образования в России»



1. Проект стратегического развития системы образования Ленинградской области в рамках программы “Развитие образования в России”. (Разработчики проекта: Начальник Управления общего образования КОПО Ленинградской области, к.п.н. В.С. Кошкина, Ректор ЛОИРО, профессор С.А. Лисицин, доцент СПб ГУПМ В.Н. Виноградов)

2. Проект Саратовской области: "Модернизация управления муниципальной образовательной системой на основе развития демократических государственно-общественных отношений"
Сайт Саратовского Центра развития образования

3. Положение о клубе муниципальных стратегических команд саратовской области
Сайт Саратовского Центра развития образования

4. Юдин В.В. Проект «Региональная система управления качеством образования». Новая практика повышения квалификации педагогических и управленческих кадров / Департамент образования администрации Ярославской области; Институт «Открытое общество». — Ярославль, 2003.



Назад


Hosted by uCoz