Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Аналитический
обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь – июнь
2003 г.) |
5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
5.1. Актуальность воспитательной
работы в современных условиях.
(Аналитик Ященко Л.А.)
В
контексте сложнейших социально экономических перемен, характерных для стран СНГ
в последнее 10-летие ХХ века, были подвергнуты переоценке, а порой просто
отброшены многие традиционные постулаты нашей жизни. В этом разряде оказалась и
категория воспитания, которая стала квалифицироваться как потерявший свою
актуальность и жизненную необходимость идеологический придаток ушедшей
политической системы.
Воспитание всегда
ориентировалось, прежде всего, на подрастающее поколение, молодежь. В
сложившейся ситуации образовался вакуум в целенаправленном воздействии со
стороны государства, его общественных институтов (семья, образовательная
система) на молодое поколение.
Но процесс социализации,
т.е. личностное становление молодежи – объективный и перманентный и поэтому
данный вакуум заполнила стихия – спонтанное влияние среды, новых ценностей
социального бытия, а также хлынувший на молодежь поток неконтролируемой
информации, как со стороны запада, так и собственных СМИ.
На фоне и без того
множества проблем наше общество достаточно быстро начало ощущать серьезные
рецидивы со стороны молодого поколения, ранее в такой мере ей не свойственные:
правонарушения, пьянство, сексуальная свобода, наркомания, СПИД, суицид,
увеличение падения духовности, нравственности, культуры. Наметился серьезный
раскол между поколениями.
На деле
ощутив возникшие проблемы и их последствия не только для нынешней молодежи, но
и будущих поколений и общества в целом уже в начале 90-х годов по линии
Министерства образования РБ была инициирована серьезная исследовательская
работа по переосмыслению подходов к воспитанию подрастающего поколения, поиску адекватных
времени его организационных и содержательных аспектов.
Первое, что стало очевидно
- необходим обстоятельный научный анализ понятий «воспитание» и «воспитательная
работа» применительно к новым реалиям жизни. Отправным началом в научной
разработке проблем воспитания студенческой молодежи послужило проведение в
феврале
Анализ материалов
конференции, а также результатов научных разработок проблем воспитания
студенчества, проведенных в РИВШ БГУ, БГПУ им. М.Танка, Могилевском педагогическом
университете им. А. Кулешова позволил сформулировать
ряд основополагающих концептуальных выводов.
1. Воспитание как
целенаправленный процесс социализации личности, является неотъемлемым
составляющим звеном единого образовательного процесса.
2. Суть современного
понимания воспитания базируется на личностной и культурологической основе:
всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика
посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях;
нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.
3. Воспитание - есть
интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов
обеспечивается усилиями обеих сторон, как педагогов, так и воспитуемых.
4. Воспитательный процесс
должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами.
5. Воспитательный процесс
должен строиться на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений
студенческой молодежи, а также особенностей личностно-значимой для них
микросреды [1].
Результаты исследований
в области воспитательной работы
Проведенное
на протяжении 1996-1998 гг. исследование социокультурных
ориентаций 5898 студентов, представлявших 13 вузов РБ, позволило установить
новые тенденции в их мотивационно-потребностной и
ценностной сферах, а также особенности их взаимодействия в личностно значимой
микросреде.
Исследование позволило
установить новые тенденции в структуре потребностей белорусского
студенчества: в качестве важнейших приоритетов для них выступают потребности в
самореализации, в хороших материальных условиях жизни, содержательном общении,
познавательная потребность, потребность в социальном признании, нравственная
потребность.
Одновременно наблюдается
потеря потребности в коллективной жизни и деятельности, рост разобщенности
среди студенческой молодежи. Важно подчеркнуть, что важнейшей исторически
сложившейся особенностью социальной и духовной культуры славян, их менталитета
является ориентация на совместную деятельность, общинный уклад жизни. В этом
кроются истоки одного из традиционно сильных преимуществ общественного бытия
белорусов - коллективизма с такими присущими для него ценностями как
сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание. Отказ от коллективных принципов
жизнедеятельности, жесткая ориентация на индивидуализм чреваты невосполнимыми
нравственными потерями для подрастающего поколения и общества в целом.
Настоятельно
встает проблема возобновления традиций коллективизма среди студенческой
молодежи посредством развития коллективных форм их совместной деятельности в учебе,
труде, отдыхе, спорте, туризме, активизации студенческого самоуправления с
обеспечением его реальных прав и возможностей, повышением роли самоуправления в
организации воспитательной работы. Воспитание молодежи, по
нашему мнению, должно быть направлено на становление гуманной личности с
присущим для неё сочетанием выраженной индивидуальности с коллективистской
направленностью, характеризующейся осознанием своего гражданского долга,
трудолюбием, ответственностью, профессиональной и гуманитарной культурой, а
также культурой взаимодействия с окружающими людьми [2].
5.2. О состоянии разработки
воспитательных проблем вуза
Научный анализ данной
проблемы со стороны ученых и практиков привел к заключению – воспитание должно
выступать в качестве одной из приоритетных задач современной высшей школы.
Однако, несмотря на
предпринимаемые усилия со стороны органов управления образованием и,
непосредственно, вузов, эффективность целенаправленного воспитательного влияния
на студенчество остается существенно ниже по сравнению с воздействием
спонтанных факторов среды (псевдокультура, коммерционализированные СМИ, неформальная среда общения).
Одна из первостепенных
причин заключается в отсутствии системного подхода к решению проблем воспитания
студентов. До настоящего времени в РБ не создано фактически ни одной
самостоятельной научной структуры, обеспечивающей разработку проблем
студенческой молодежи и осуществляющей координацию воспитательной работы в
вузах на республиканском уровне. Это не позволяет последовательно интегрировать
уже накопленный позитивный опыт воспитания, продуктивно его развивать и
совершенствовать.
Существенно улучшить
сложившееся положение можно путем создания в структуре РИВШ БГУ
самостоятельного подразделения воспитательных проблем вуза со следующими
функциями:
І. Научно-методическая
функция направлена на:
1. Комплексное нормативно-технологическое
обеспечение воспитательного процесса путем целенаправленной работы по
созданию нормативной базы, а также банка технологий воспитательной работы, их
систематизации и внедрения в высшие учебные заведения.
2. Научную разработку программ
социологической и психологической диагностики, позволяющих квалифицировано
осуществлять мониторинг личностного состояния студенческой молодежи и социокультурной среды ее взаимодействия.
3. Разработку критериев
эффективности воспитательной работы вуза как разновидности образовательных
стандартов, направленных на реальную оценку состояния воспитательной работы в
конкретном вузе и сравнительный анализ ее эффективности в пределах республики.
ІІ. Учебная функция, позволяющая совместно с кафедрами
РИВШ разрабатывать учебно-планирующую документацию по воспитательным
аспектам психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации
педагогических работников высшей школы, а также непосредственно участвовать в
их организации и проведении.
ІІІ. Информационная
функция, включающая
пропаганду концептуальных идей, актуальных направлений и технологий
воспитательной работы со студентами путем проведения конференций,
семинаров, круглых столов, а также рецензирования и подготовки к печати
публикаций по проблемам воспитания в высшей школе.
Таким
образом, речь идет о выделении воспитательной работы в самостоятельное
направление образовательной деятельности высшей школы, предусматривающее ее
целенаправленное научно-методическое и нормативно-технологическое обеспечение
[3].
5.3. Актуальные проблемы
студенческой молодежи в контексте деятельности социальных педагогов и
психологов
Общие характеристики
Успешность обучения
студентов в вузе во многом определяется реальными условиями их
жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учебы проблем и
возможностями их разрешения со стороны администрации, преподавателей, а также
формирующихся в настоящее время служб социальных педагогов и психологов. Для
правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические
работники вуза должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые
имеют место в студенческой среде. При этом надо четко разводить грань между
общими тенденциями личностного становления современной студенческой молодежи и
теми проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются студенты в условиях
конкретного учебного заведения.
Наше исследование было
посвящено выявлению наиболее типичных для современного студенчества проблем. В
качестве основного метода исследования использовался анкетный опрос, которым
были охвачены 3438 студентов, представителей 13 вузов Республики Беларусь.
Результаты опроса свидетельствуют, что среди проблем, возникающих в жизни
студентов, доминирует недостаточная материальная обеспеченность. На нее
ссылается 5-42% от общего числа всех опрошенных.
Традиционно материальное
обеспечение студентов зависело от двух основных факторов: размера стипендии и
помощи со стороны родителей либо других близких родственников. В последние годы
к этим источникам в качестве достаточно существенного добавляется и фактор
дополнительных заработков самих студентов.
Анализ ответов студентов об
использовании дополнительных заработков в свободное время показал, что к ним
обращается примерно четверть от всех опрошенных. Причем основными формами
дополнительной работы студентов являются те, которые предлагают всевозможные
рыночные структуры: от сферы обслуживания (4,2%) и коммерческой торговли (7,5%)
до перепродажи валюты и вещей (3,5%). Доля строительных отрядов и организация
вспомогательной работы в вузе незначительна (соответственно 2,2% и 2,5%). Лишь
0,3% от общего массива участвует в вузовских хоздоговорных исследованиях.
Отсюда следуют серьезные
выводы о роли наших официальных вузовских структур, государственной службы
занятости, Госкомитета по делам молодежи в решении вопросов вторичной занятости
студентов. Учитывая переживаемые государством экономические трудности, ожидать
в скором времени заметного увеличения размеров стипендий либо существенной
помощи со стороны родителей не приходится. Поэтому усилия государственных и
молодежных структур должны быть направлены на расширение возможностей вторичной
занятости для подавляющего большинства студентов.
Второе место, согласно
мнению студентов, занимает проблема большой загруженности учебными занятиями.
При этом, если в случае с недостаточной материальной
обеспеченностью различие в весомости этого фактора между вузами невелико, то по
второму фактору они существенно разнятся в зависимости от профиля профессиональной
подготовки студентов.
Судя по полученным
результатам, наиболее загружены, а точнее сказать, перегружены учебными
занятиями студенты медицинских (ГГМИ – 80,0%) и технических вузов (БАТУ – 75%;
БГПИ – 70,8%). Среди вузов с наименьшим числом студентов, указывающих на
высокую загруженность учебными занятиями – БГУК (20,9%), БГЭУ (31,9%), а также
негосударственные вузы: Институт современных знаний (24,2%) и
Гуманитарно-экономический институт (33,8%). По остальным вузам на высокую
загруженность ссылается примерно половина от общего числа опрошенных студентов.
Очевиден факт необходимости
реформирования процесса обучения в высшей школе, в том числе путем сокращения
числа обязательных учебных занятий с целью предоставления студентам большего
времени для самостоятельной работы с учебной и научной литературой, участия в
научных исследованиях.
На третье место среди
возникающих проблем студенты поставили отсутствие необходимых условий для
самостоятельной работы (26,8%). Это означает, что простое сокращение
обязательных аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не принесет
мгновенного положительного результата. Для решения данной проблемы требуется
наличие в вузе соответствующей учебно-методической базы, обеспечение регулярной
помощи и консультаций со стороны преподавателей.
Как свидетельствуют
результаты исследования, четвертая часть опрошенных нами студентов ощущают
неудовлетворенность материально-бытовыми условиями жизнедеятельности. Еще больше не удовлетворены они условиями для отдыха и полноценного
проведения досуга – 37,1%. 18,1% от общего числа опрошенных указали на
неудовлетворительные условия для занятий физкультурой и спортом. Такая
ситуация ни в коей мере не может способствовать созданию и укреплению здорового
образа жизни студентов. Не случайно 13,4% студентов,
участвовавших в опросе ссылаются на слабое здоровье, а также
существенные психологические пергрузки, которые им
приходится переносить в период учебы в вузе.
Наличие психологического
дискомфорта в студенческой среде подтверждают и результаты ответа на вопрос о
необходимости создания в вузах службы социально-психологической помощи. Первое,
что следует отметить, это достаточно ярко выраженная со стороны студентов
потребность в такого рода
службе [4].
Функции
социально-психологической службы в вузе
В какой помощи со стороны
социально-психологической службы нуждаются студенты? Наибольший процент от
общего числа опрошенных указали на причины личностного
и эмоционального плана. Это помощь в изучении своих
способностей, особенностей характера и поведения (36,9%), консультации по
снятию стрессовых состояний и психологических перегрузок (32,3%), получение
консультаций в сфере личной жизни (дружба, любовь, создание семьи, семейные
взаимоотношения (30,8%), а также приобретение навыков общения (22,9%).
Не обнаружено значимых расхождений в ответах по курсам и полу, кроме
потребности в получении консультаций по снятию стрессовых состояний,
психологических перегрузок (юноши – 21,4%, девушки – 42,0%).
Отдельным блоком
представлена необходимость получения помощи в разрешении конфликтных ситуаций с
однокурсниками (5,4%), товарищами по общежитию (6,7%), преподавателями и
администрацией вуза (13,9%). Вызывает беспокойство достаточно высокая доля
конфликтов, имеющих место, согласно мнению студентов, между ними и
педагогическим составом, а также администрацией вуза. Проблема
эмоционально-психологического состояния студенчества представляется
исключительно актуальной и должна стать предметом специального научного
изучения. Требуется разработка практических методов ее решения в системе высшей
школы [5].
Эффективность института
кураторов и воспитателей
Несмотря на ряд позитивных
тенденций, складывающихся в последние годы в организации воспитательной работы
в высшей школе, институт кураторов и воспитателей еще не обеспечивает должного
воспитательного воздействия на студенческую молодежь. Так, 14,5% от числа
опрошенных указали на недостаточное внимание к себе со стороны преподавателей,
кураторов, воспитателей. Это обусловливается рядом причин, в
том числе отсутствием регламентированного статуса куратора студенческой группы,
следовательно, и соответствующим отношении со стороны преподавателей к роли
куратора; отсутствием должной психолого-педагогической подготовки кураторов и
воспитателей общежитий к работе со студентами; высокой загруженностью
преподавателей учебными занятиями и необходимостью искать дополнительные
источники доходов в силу невысокой заработной платы.
Значительное ослабление
позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов
повлекло за собой изменение статуса академической группы. Это
подтверждается не только результатами данного опроса, где 20,3% студентов к
числу существенных проблем студенческой жизни отнесли «неорганизованность,
разобщенность моей студенческой группы», но и проведенными нами с помощью
социометрических методов исследованиями уровня развитости взаимоотношений в
академических группах вуза. Полученные результаты свидетельствуют о
существенном падении роли академической группы в жизни студентов, что неизбежно
влечет за собой ряд негативных тенденций, в том числе утрату чувства
коллективизма и взаимопомощи, нарастание тенденций индивидуализма. Повышение
авторитета куратора и академической группы с целью их влияния на личностное
становление студенческой молодежи должны быть отнесены к числу важных задач
воспитательной работы вуза.
К
числу проблем, возникающих в студенческие годы, относятся и забота о
собственной семье (10,1%). Создание семьи, налаживание семейного быта, рождение
ребенка и уход за ним в сочетании, как правило, с завершающим этапом обучения
требует не только существенных душевных, физических и материальных затрат, но и
должного уровня готовности к обеспечению сложнейшей социальной роли семьянина.
Каково отношение студентов к браку и созданию семьи в студенческий период?
Анализ результатов нашего исследования показал, что отрицательное отношение к
браку выразили лишь 12,3% от всех опрошенных. При общей положительной установке
на брак, 58,4% респондента считают его возможным при
условии материальной обеспеченности. 11,1% от опрошенных допускают брак при
вынужденных обстоятельствах и примерно столько же (11,8%) относятся к идее
брака положительно не зависимо от любых обстоятельств [6].
5.4. Воспитание с позиции
личностно-ориентированного подхода
До настоящего времени
существуют различные позиции относительно назначения воспитания студенческой
молодежи. Сторонники традиционного подхода считают, что воспитание должно быть
направлено на целенаправленное формирование личности студента в соответствии с
заданным общественным идеалом. В другом случае отстаивается взгляд на студента
как сложившуюся личность, которая не нуждается во внешнем воспитательном
воздействии. Одновременно для современной
психолого-педагогической науки и практики все более доминирующее значение
начинает приобретать понимание воспитания как средства, направленного на
создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, максимально
полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культурой общественного
бытия (И.А. Зимняя, Н.И. Кочетов, Ю.М. Орлов, В.И. Слободчиков
и др.).
Новая гуманистическая
парадигма призвана утвердить следующие позиции: –
по своей сути личность
представляет уникальное, неповторимое явление, в целостности реализующее себя в
социуме; –
ключевой характеристикой
личности выступает стремление к саморазвитию и самореализации. Отсюда
необходимость изучать личность не столько с точки зрения достигнутого ею,
сколько исходя из учета ее творческого потенциала и стратегии индивидуального
жизненного пути; –
в качестве основного
способа существования личности выступает система целеполагания,
к ведущим условиям реализации поставленных целей относятся потребности и мотивы
личности, побуждающие ее к постоянной творческой деятельности; –
изучение личности
необходимо проводить исходя из «социальной ситуации ее развития» (Л.С. Выготский), включая как внешние факторы многостороннего
социального воздействия, так и ее внутренний, феноменологический мир; –
эффективность внешнего
воспитательного влияния на личность будет значительно выше в условиях не
прямого, а опосредованного воздействия; –
отношения формирующейся
личности с социальным окружением должны строиться на основе партнерского
взаимодействия, в котором она выступает и воспринимается как активный субъект деятельностного саморазвития [7].
Воспитательная работа и
ценностные ориентации.
Проведенный
анализ структуры инструментальных и терминальных ценностей белорусских
студентов подтвердил происходящую в настоящее время радикальную смену их
ценностных приоритетов: переориентацию студенчества с общественных на
индивидуальные ценности, возрастание самоценности
личности, падение престижа таких ценностей, как гражданственность, патриотизм,
коллективизм, труд, что может служить свидетельством глубокой перестройки
духовного мира современной молодежи. Особенности ценностного сознания молодежи
в значительной мере определяются тем местом и ролью, которую она занимает в
обществе, возрастной спецификой и характером влияния социального окружения,
разнообразными историческими, социально-демографическими национальными
факторами, а также воспитательным воздействием со стороны важнейших социальных
институтов общества, что в конечном итоге обуславливает реальную социальную
ситуацию развития для каждой конкретной личности
Мотивация профессионального
выбора студентов характеризуется высоким престижем высшего образования, ориентацией
на самостоятельный выбор своей будущей профессиональной деятельности,
существенными различиями личностной значимости профессиональных социальных и
ситуативных мотивов в зависимости от профиля высшего учебного заведения.
Проведенный анализ
структуры микросреды взаимодействия студенческой молодежи, выявил ее
доминирующие подструктуры, в число которых вошли: академическая группа вуза,
преподаватели, родительская семья и дружеская компания. Получены доказательства
устойчиво проявляющейся у студентов приоритетной ориентации на родительскую
среду как важнейший личностно значимый социум. Достаточно близко к ней по
значению примыкает дружеская компания, которую также можно отнести к числу
приоритетной для студенчества неформальной микросреды.
Исследование показало, что
единство в дружеских группировках достигается главным образом, посредством
психологического комфорта, обеспечиваемого его членами. При этом здесь
отсутствует продуктивная деятельностная основа, сплачивающая
членов группы и обеспечивающая им реальные условия для самореализации. Ведущим
мотивом, обуславливающим выбор студентами дружеской компании, выступает
возможность быть понятым и принятым, быть таким, какой есть. К числу значимых
мотивов относятся такие, как общие взгляды на жизнь, общность интересов к
определенному делу, общность социальной принадлежности, возможность вместе
провести время, развлечься. Назрела необходимость проведения разносторонних
исследований той неформальной среды общения, с которой взаимодействует
студенческая молодежь, с целью выявления ее направленности, ценностных
ориентаций, содержательного характера деятельности, организационной
устойчивости.
В результате, складывается
ситуация, когда как в институциональной, так и в неформальной среде отсутствуют
условия для полноценного раскрытия личности, ее персонализации.
Из одной весьма ограниченной в плане самопрезентации
среды студент попадает в другую, не менее локальную в отношении реализации
социальных ожиданий общность.
Встает проблема поиска
путей выхода из не вполне благоприятной ситуации личностного развития
студенческой молодежи в условиях основной микросреды. К числу возможных ее
путей можно отнести, прежде всего, реорганизацию учебной деятельности с
переориентацией на самостоятельную работу студентов, развитие студенческого
самоуправления.
выводы
1. Молодежь другая. Она
адекватна времени, складывающейся социальной ситуации своего развития.
2. Молодежь стратифицирована и процесс ее стратификации нарастает, т.е.
молодежь разная.
3. Молодежи остро недостает
перспективных линий социального развития в силу отсутствия четкой стратегии
развития общества: структура мотивационно-потребностных
приоритетов молодежи свидетельствующей об ее ориентации на достойную жизнь в
обществе.
4. В системе ценностных
ориентаций молодежь «зависла» между традиционными ценностями нашего бытия
(славянский менталитет, коллективизм и т.д.) и западной моделью индивидуального
сознания (принцип «твои проблемы»). Отсюда синдром «одиночества в толпе» (его
следствия - отчуждение, суицид, наркомания, равнодушие к жизни).
5.
Молодежь надо вести (доминанта – целенаправленная
социализация (воспитание). Основной принцип: направляемая
самостоятельность [8].
5.5. Актуальные проблемы
совершенствования воспитательной работы студенческой молодежи
1. Теоретическая разработка
модели личности в контексте ее важнейших социально значимых и социально
востребованных качеств и свойств.
2. Обеспечение
социологического и социально-психологического мониторинга личностного состояния
и социальных ориентаций учащейся молодежи.
3. Возрождение работы с
лидерами как одаренной молодежью (выявление, отбор и организация деятельности
школ лидеров).
4. Мониторинг формальной и
неформальной микросреды общения студенческой молодежи (академическая группа,
дружеская компания и т.д.) и обеспечение ее психолого-педагогического
сопровождения (работа социально-психологических и социально-педагогических
служб). Наличие банка данных о тенденциях, характерных для микросреды общения
студентов.
Основной акцент в
воспитательной работе сделать на коррекцию и развитие таких личностных качеств студенческой молодежи, как:
– нравственность;
– гражданственность;
– коллективизм;
– труд.
1. Наличие комплексной базы
данных о наиболее продуктивных направлениях и технологиях воспитательной работы
в высшей школе РБ.
2. Разработка правового
поля деятельности всех структур и воспитательных служб вуза.
3. Информационное
обеспечение вузов имеющейся базой данных по воспитательной работе.
4. Организация и проведения
конференций, семинаров, круглых столов, выездных заседаний по обмену опытом
воспитательной работы.
5. Создание
научно-методического центра по разработке проблем воспитания студенческой
молодежи (на сегодняшний день это единственное звено, которое отсутствует в
системе воспитательных структур образования).
6. Создание
Республиканского координационного совета по проблемам воспитания учащейся
молодежи, основной состав которого должен быть представлен руководителями
соответствующих воспитательных структур АПО, РИПО, НИО, РИВШ БГУ.
7.
Развертывание организационно-методической работы по подготовке, переподготовке
и повышению квалификации педагогических кадров всех звеньев
системы образования к воспитательной работе со студенческой молодежью.
5.6. Психолого-педагогическое
обеспечение воспитательного процесса в высшей школе
Радикальные изменения
ключевых основ жизнедеятельности нашего общества повлекли за собой
необходимость критического переосмысления сущности и функционального назначения
воспитательного процесса в современной высшей школе.
Благодаря усилиям
отечественных исследователей и практиков, в образовательной среде Республики
Беларусь сформировались достаточно четкие научные представления относительно
теоретических аспектов проблемы воспитания учащейся и студенческой молодежи.
В настоящее время
практически во всех вузах, где функционируют отделы (управления) воспитательной
работы. В поле их деятельности находится работа студгородков,
спортклубов, студклубов, студенческих молодежных
организаций и т.д. Принципиально новым направлением стало создание на базе
отделов (управлений) воспитательной работы социологических и
социально-психологических служб, позволяющих профессионально исследовать
проблемы студенческой молодежи и содействовать их разрешению.
Задачи воспитания выступают
ключевыми для вновь созданной молодежной организации БРСМ и возрождающихся
студенческих профсоюзов.
Воспитательные
аспекты становления личности специалиста входя в число ключевых функций
педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр и
руководства вузов. И при этом налицо парадоксальная ситуация: эффективность
целенаправленного воспитательного влияния на студенческую молодежь существенно
ниже по сравнению с воздействием спонтанных факторов среды.
Возникает вопрос: почему
современный вуз, располагая достаточно мощным воспитательным потенциалом, не
обеспечивает в полной мере его реализацию? Не претендуя на освещение всех,
связанных с этим вопросом проблем, обратимся к рассмотрению тех из них, которые
касаются системного обеспечения воспитательного процесса.
1. Координация усилий
всех субъектов воспитания, четкая функциональная согласованность их
деятельности.
В качестве примера
обратимся к взаимодействию отделов воспитательной работы со студенческими
молодежными организациями, в том числе БРСМ. Опыт функционирования
предшественников БРСМ – БСМ и БПСМ – дополнительное свидетельство известной
истины: чтобы вести за собой общественной организации необходим авторитет,
признание среди студентов. Но авторитет не привносится извне, одновременно с
механическим ростом численности членов. Авторитет необходимо заслужить путем
активного включения каждого члена БРСМ в повседневную жизнь своего
студенческого коллектива.
Так, одной из важнейших
точек приложения сил студенческого актива, лидеров БРСМ должна выступать среда
взаимодействия студентов.
Демократизация социальной
действительности повлекла за собой реструктуризацию сферы деятельности и
общения студенческой молодежи, проявившуюся в изменениях групповых ценностей и
норм, принципов организации жизнедеятельности социальных общностей, значимости
для студентов формальной и неформальной микросреды, при нарастающем влиянии
последней.
Сама по себе подобная
вариативность выступает объективным фактором развития гражданского общества.
Однако, когда данный процесс осуществляется спонтанно,
без целенаправленной регуляции со стороны воспитательных институтов общества,
мы неизбежно сталкиваемся с кризисными явлениями в личностном становлении
молодого поколения.
Так, данные нашего
исследования свидетельствуют о существенном снижении социального влияния на
студентов такого важнейшего микросоциума как
академическая группа вуза. К характерным тенденциям современного состояния
группы можно отнести неразвитость делового взаимодействия и его невостребованность со стороны студентов, локализованность личностных контактов в рамках отдельных
группировок.
Выявленный дефицит
взаимодействия в значительной степени связан с резким сужением спектра
совместной деятельности членов группы, фактическим доминированием одной,
индивидуальной по своей сути, учебно-профессиональной деятельности. Такие,
традиционно присущие академическим группам коллективообразующие
виды деятельности как УИРС, трудовая, общественно-политическая деятельность,
представлены здесь недостаточно и, как свидетельствует практика, активно не
культивируются со стороны воспитательных структур вуза, в том числе его
молодежных организаций.
Как следствие, наблюдается
потеря потребности в коллективной жизни и деятельности, базой которых служила,
в первую очередь, трудовая и общественная деятельность, рост тенденций
индивидуализма и разобщенности среди студенческой молодежи. Важно подчеркнуть,
что важнейшей исторически сложившейся особенностью социальной и духовной
культуры славян, их менталитета является ориентация на совместную деятельность,
общинный уклад жизни. В этом кроются истоки одного из традиционно сильных
преимуществ общественного бытия белорусов – коллективизма с такими присущими
для него ценностями как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание. Отказ от
коллективных принципов жизнедеятельности, жесткая ориентация на индивидуализм
чреваты невосполнимыми нравственными потерями для подрастающего поколения и
общества в целом.
Со своей стороны, дружеская
компания, выступающая в качестве приоритетной среды неформального
взаимодействия студентов, также не компенсирует складывающейся дефицит их
содержательного взаимодействия. Ее основное назначение, согласно полученным
нами данным, состоит в реализации возможности совместного времяпровождения, в
том числе и с целью распития спиртных напитков, употребления наркотиков и т.д.
Как
следует относиться к складывающейся ситуации: правомерна ли в данном случае
позиция невмешательства или речь должна идти об объединении усилий всех
участников воспитательного процесса, в том числе социальных педагогов,
психологов, членов БРСМ на активизацию жизнедеятельности студенческой группы, а
также изучение неформальной среды общения студентов с целью оказания
организационной и педагогической поддержки в приобщении к социально и личностно
значимым видам деятельности.
Настоятельно встает
проблема возобновления традиций коллективизма среди студенческой молодежи
посредством развития коллективных форм их совместной деятельности в учебе,
труде, отдыхе, спорте, туризме, активизации студенческого самоуправления с
обеспечением его реальных прав и возможностей, повышением роли самоуправления в
организации воспитательной работы. Воспитание молодежи, по
нашему мнению, должно быть направлено на становление гуманной личности с
присущим для нее сочетанием выраженной индивидуальности с коллективистской
направленностью, характеризующейся осознанием своего гражданского долга,
трудолюбием, ответственностью, профессиональной и гуманитарной культурой, а
также культурой взаимодействия с окружающими людьми.
2. Профессиональный
подход к осуществлению воспитательной работы.
Необходимость такого
подхода обусловливается следующими ключевыми факторами.
Во-первых,
личностно-ориентированным подходом в воспитании, при котором развитие личности
студента выступает в качестве фундаментальной системообразующей
основы высшего образования.
Во-вторых, динамично
изменяющейся социальной ситуацией развития современной молодежи, влекущей
необходимость мониторинговых исследований личностного состояния студентов.
К сожалению, в настоящее
время профессионализм в воспитательной работе можно характеризовать с большими
оговорками. И это касается не только сотрудников отделов воспитательной работы,
лидеров молодежных организаций, но и готовности профессорско-преподавательского
состава к реализации воспитательной функции, а также деятельности
социологической, психологической и социально-педагогической служб вуза. С какими
проблемами здесь мы сталкиваемся?
Прежде всего, это
используемый социологический инструментарий, а также технологии его применения.
Сегодня во многих вузах бытует представление о легкости и доступности
проведения социологических исследований. Произвольно, без должного научного
обоснования составляются различного рода анкеты. К проведению опросов нередко
подключаются неподготовленные в этом плане лица, в том числе преподаватели. Не
учитываются непременные требования использования только апробированного инструментария,
грамотной разработки процедуры исследования, корректной обработки полученных
данных, что обеспечивает наличие достоверной информации, способствующей
повышению эффективности воспитательной работы.
Серьезные проблемы
существуют и в организации работы вузовских психологов. Это эклектичность
применяемых диагностических методик, чрезмерное увлечение лабораторными
игротехниками, подменяющими работу по актуализации
реальной системы жизнедеятельности студентов, созданию в вузе активной социокультурной среды.
Настоятельно встает
проблема разработки комплексных интегрированных компьютерных программ
социологической и психологической диагностики, позволяющих квалифицировано
осуществлять мониторинг личностного состояния студентов, а также факторов социализирующего
влияния среды.
3. Комплексное
технологическое обеспечение воспитательного процесса.
Применительно к настоящему
времени можно говорить об этапе спонтанного накопления технологий
воспитательной работы в высшей школе РБ. В ряде вузов разработаны и эффективно
используются инновационные технологии воспитания. К их числу могут быть
отнесены: психологическая служба БГУ, малые формы воспитательной работы в
общежитиях БГПУ им. М. Танка, художественная галерея Академии спорта, учеба
кураторов БГЭУ, психологическое сопровождение студентов-первокурсников БГМУ и
т.д.
Основная проблема
заключается в отсутствии целенаправленной работы по созданию банка социальных
технологий с их последующей систематизацией и оснащением высших учебных
заведений. Наряду с обобщением имеющегося эмпирического опыта необходима
специальная научная разработка отдельных технологий и технологических
комплексов по таким направлениям как:
– информационная работа;
– нравственное, гражданское, профессиональное, семейное
воспитание студентов;
– кураторская деятельность;
– студенческое самоуправление;
– самоподготовка студентов;
– организация вторичной занятости, быта, свободного времени
и т.д.
4. Разработка критериев
эффективности воспитательной работы.
Воспитательная работа должна
иметь свои количественные и качественные индикаторы и критерии, направленные на
оценку ее результативности. Разработка критериев эффективности воспитания,
которые можно рассматривать как разновидность образовательных стандартов –тонкая и сложная работа, представляющая самостоятельное
направление научного обеспечения воспитательного процесса. Отсутствие таковых
не позволяет относительно объективно оценивать уровень постановки
воспитательной работы в конкретном вузе, что приводит к случайным, порой не соответствующим
истинному положению дел, заключениям. Соответственно нет должной ясности и в
целостном представлении о состоянии и эффективности воспитательной работы
высшей школы РБ.
5. Профессиональная
подготовка всех участников воспитательного процесса.
Она должна обеспечиваться
через образовательные каналы вузовского обучения и последипломной
переподготовки и повышения квалификации, на следующих основных уровнях:
– республиканском;
– региональном;
– межвузовском;
– внутривузовском;
– в режиме самоподготовки.
Встает проблема разработки
системного подхода к профессионально-педагогической подготовке каждого
работника сферы воспитания, начиная от преподавателей до воспитателей общежития
нацеленной на их непрерывный рост и совершенствование. Одним из актуальных
направлений повышения квалификации выступает изучение опыта воспитательной
работы в вузах ближнего и дальнего зарубежья.
Мы долгое время пребывали в
иллюзии, что воспитательная работа со студентами – удел только нашей
социалистической образовательной системы. На самом деле воспитание молодежи
поликультурная проблема. На Западе устойчиво сложились в качестве
самостоятельных научных направлений: философия воспитания, социология
воспитания, психология воспитания, педагогика воспитания. Над данной проблемой,
в частности, в России, США, ФРГ работают крупные
научные центры, функционирующие при ведущих университетах, либо министерствах
образования.
Достаточно сослаться на
принятый в США в
На сегодняшний день в
Республике Беларусь не создан самостоятельный научный центр, обеспечивающий
разработку воспитательных проблем студенческой молодежи. Это не позволяет
последовательно интегрировать уже накопленный в вузах позитивный опыт
воспитания, продуктивно его развивать и совершенствовать.
Таким
образом, назрела настоятельная необходимость выделения воспитательной работы в
самостоятельное направление образовательной деятельности высшей школы,
предусматривающее ее целенаправленное научно-методическое и
нормативно-технологическое обеспечение. Одновременно должен решаться вопрос о
научной координации воспитательной работы в вузе на республиканском уровне [9].
Библиография используемой литературы
в обзоре «Воспитательная работа в высшем усебном
заведении»
1. Шумская
Л. И. Проблемы воспитания студенческой молодежи // Адукацыя
і выхаванне. — 2000. — № 5.
— С. 57–61.
2. Шумская
Л. И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические
особенности. // Психология. — 2000. — № 3. — С. 3–11.
3. Шумская
Л.И. Педагогическое обеспечение студенческого самоуправления. // Педагогическое
образование в классическом университете: проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч.-практ.
конф., 12 октября
4. Шумская
Л. И. Актуальные проблемы жизнедеятельности студентов и их влияние на
успешность процесса обучения. // Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного
труда: Материалы респ. науч.-практ. конф., 25 апр.
5. Ценностный мир
современного студента / Социологическое исследование // Под ред. В.Т .Лисовского, Н.С. Слепцова. М.,
1992. 242 с.
6. Шумская
Л.И., Спикевич А.А., Шур В.С., Кондрашов Б.Я.
Социологический и социально-психологический портрет студентов-первокурсников.
Мн.: Веды, 1998. 135с.
7. Шумская
Л. И. Социально-педагогические основы обновления воспитательной работы со
студенческой молодежью // Воспитательная работа в высших учебных заведениях:
теория, практика, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.,
февраль
8. Шумская
Л. И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические
особенности. // Психология. — 2000. — № 3. — С. 3–11.
9.
Шумская Л.И. Студенческое самоуправление в учебной
группе вуза. — Мн.: Изд-во БелНИИ образования, 1992.
77 с.