Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 7 (январь – март 2004 г.)

 

 

Часть I. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

 

I.1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА

I.1.1. Общая структура системы образования Республики Азербайджан.
I.1.2. Высшее образование в Республике Азербайджан
I.1.3. Статистические показатели системы высшего образования

I.1.3.1. Государственные вузы
I.1.3.2. Выпускники государственных вузов
I.1.3.3. Профессорско-преподавательский состав государственных вузов
I.1.3.4. Негосударственные вузы

I.1.4. Азербайджанской Республики об образовании
I.1.5. Проблемы и перспективы развития образовательной системы Азербайджанской Республики

Библиография используемой литературы по теме I.1: "Система образования Азербайджана"


 

I.1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА


(Аналитик Корбут А.М.)

I.1.1. Общая структура системы образования Республики Азербайджан

 

Система образования Азербайджанской Республики включает в себя следующие элементы [1, 4, 6, 7, 13]:

Дошкольное воспитание.

Общее образование:
начальное образование;
основное образование;
среднее образование.

Специальное профессиональное образование:
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее специальное образование.

Постдипломная подготовка (стажировка, ординатура и др.).
Магистратура.
Докторантура.
Внешкольное обучение и воспитание.
Самостоятельная учеба.
Повышение квалификации и переподготовка кадров.

Общее образование состоит из трех уровней:
Начальное образование: 4 года, с 6 до 10 лет (1—4 классы).
Основное образование: 5 лет, с 10 до 15 лет (5—8 классы); по окончании выдается аттестат об основном образовании.
Среднее образование: 2 года, с 15 до 17 лет (9—11 классы); по окончании выдается аттестат об общем образовании.

При поступлении в вузы необходимо иметь аттестат об общем образовании и сдать вступительные экзамены. После десятого класса ученики могут по желанию выбирать специализированное среднее обучение и поступать в профессиональные лицеи или профессиональные училища, где они учатся три или четыре года, либо в средние специальные учреждения (техникумы, колледжи), где они учатся один или два года и куда можно поступать также после окончания профессионального лицея или профессионального училища. Профессиональные лицеи и техникумы предлагают как специализированные, так и общеобразовательные курсы. Профессиональные училища дают только специализированное образование. По окончании среднего специального учебного заведения после сдачи государственного экзамена ученики получают звание «младшего специалиста».

В систему высшего образования Азербайджанской Республики входят 5 основных типов государственных и частных вузов: университеты, академии, институты, колледжи и консерватории. После 1993 года, когда был принят Закон об образовании, вузы получили право самостоятельно выбирать свой подход к многоуровневому образованию специалистов, определять содержание образования и составлять академические программы по этим дисциплинам. Некоторые вузы начиная с 1997 года начали предлагать обучение по программе подготовка магистров. Единственное ограничение накладывается требованиями соблюдения государственного образовательного стандарта, гарантирующего обучение необходимому минимуму знаний. Закон об образовании закрепляется за вузами независимость в финансовых и управленческих вопросах.

Преподавание в вузах ведется на азербайджанском, русском и английском языках.

I.1.2. Высшее образование в Республике Азербайджан

 

Университетское образование разделено на следующие ступени:

Первая ступень — бакалавр. Обучения на этой ступени длится 4 года и заканчивается получение диплома бакалавра. В процессе обучения студенты изучают основные гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, а также базовые курсы по избранной специальности. Максимальная учебная нагрузка для студентов бакалавриата составляет 54 аудиторных и внеаудиторных часа. Подготовка по программам бакалавриата завершается сдачей государственных аттестационных экзаменов.

Вторая ступень — магистр. На второй ступени, которая длится от полутора до двух лет и завершается получением диплома магистра, студенты получают углубленное знание в области гуманитарных и естественных наук, а также проходят расширенную профессиональную подготовку. Максимальная учебная нагрузка для студентов магистратуры варьируется в зависимости от программы обучения от 12 до 20 часов в неделю. Заключительным этапом обучения в магистратуре является написание и защита диссертации.

Третья ступень — доктор. Те студенты, которые проявили себя на ступени магистратуры, могут учиться дальше по докторской программе. После успешного завершения обучения (которое длится от двух до трех лет) они получают степень доктора (PhD).

На всех ступенях используется 5-бальная система оценивания.

Стоимость обучения — от 500.000 до 800.000 азербайджанских манат.

Общее количество высших учебных заведений подразделено на 26 университетов, 10 академий, 12 институтов и других учебных структур [2].

К высшим учебным заведениям относятся 14 государственных вузов:
Бакинский Государственный Университет,
Азербайджанский Технический Университет,
Азербайджанский Архитектурно-Строительный Университет,
Азербайджанский Государственный Педагогический Университет,
Бакинский Славянский Университет,
Азербайджанский Государственный Экономический Университет,
Азербайджанский Университет Языков,
Азербайджанский Государственный Университет Культуры и Искусства,
Сумгайытский Государственный Университет,
Ленкоранский Государственный Университет,
Гянджинский Государственный Университет,
Азербайджанский Технологический Университет,
Нахичеванский Государственный Университет,
Азербайджанский Медицинский Университет;

и 12 частных вузов:
Университет «Азербайджан»,
Бакинский Университет «Азия»,
Западный Университет,
Университет «Хазар»,
Нахичеванский Университет,
Университет «Тефеккюр»,
Университет «Одлар Юрду»,
Азербайджанский Международный Университет,
Бакинский Университет Бизнеса,
Кавказский Университет,
Независимый Азербайджанский Университет,
Нахичеванский Частный Университет).

Академии республики представлены:
Азербайджанской Государственной Нефтяной Академией,
Бакинской Музыкальной Академией,
Азербайджанской Академией Сельского Хозяйства,
Азербайджанской Государственной Художественной Академией,
Академией Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики,
Азербайджанской Государственной Академией Физической Культуры и Спорта,
Национальной Академией Авиации,
Бакинской Полицейской Академией,
Академией Национальной Безопасности.

К институтам и другим высшим учебным учреждениям относятся:
Мингячевирский Политехнический Институт,
Азербайджанский Институт Учителей,
Азербайджанский Институт Управления Народным Хозяйством (созданный при Кабинете министров),
Азербайджанский Кооперативный Институт,
Бакинское Высшее Военное Училище Общевойсковых Командиров,
Бакинское Высшее Военное Училище,
Бакинская Высшая Педагогическая Женская Семинария,
Высший Дипломатический Колледж,
Высший Общественно-Политический колледж,
Гянджинский Научно-образовательный Центр,
Бакинский Филиал Российской Академии Труда и Социальных Отношений.

Из 48 высших учебных заведений только 11 имеют свои ресурсы в Интернете. Первые сайты появились во всемирной сети в 1999—2000 гг. Пионерами в области освоения интернет-пространства стали такие вузы страны, как:
Бакинский Государственный Университет,
Азербайджанский Государственный Экономический Университет ,
Азербайджанский Технический Университет и
Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия .

За последние три года к ресурсам вышеуказанных вузов присоединились также сайты:
Академии Государственного Управления ,
Азербайджанского Международного Университета ,
Западного Университета ,
Университета «Хазар» ,
Бакинского Славянского Университета ,
Национальной Академии Авиации и
Нахичеванского Государственного Университета .

По данным Министерства образования Азербайджанской Республики на ступени бакалавра высших учебных заведений Азербайджана обучаются 115820 студентов. Процентное соотношение бакалавров государственных вузов составляет более 74 % (около 87 тыс. студентов). Основная часть студентов учится на очных отделениях (70278 человек), 16185 человек — на заочном. Количество магистрантов почти в 4 раза уступает числу бакалавров — 4879 человек.

В государственных высших учебных заведениях учатся как на бесплатной, так и на платной основе. Так, из вышеуказанного общего числа учащихся вузов 41325 студентов учатся на платной основе.

На ступени бакалавриата проходят подготовку студенты в 92 направлениях по 320 специальностям, а в магистратуре — более 400 специалистов в 80 направлениях.

Согласно статистическим данным Министерства образования республики на сегодняшний день общее количество учителей всех вузов Азербайджана составляет 22135 человек, из них около 1 тыс. профессоров и свыше 8 тыс. доцентов.

В каждом вузе имеется несколько библиотек, которые располагают необходимыми учебными пособиями. Общий фонд библиотек высших учебных заведений представлен более 20 миллионами книг. На сегодняшний день только в Бакинском Государственном Университете и Азербайджанском Международном Университете библиотеки являются автоматизированными. Наличие автоматизированных библиотек предполагает не только перевод всех книжных картотек в электронный вариант, но также и оснащение библиотек компьютерами для доступа к электронным картотекам. Работы по созданию автоматизированных библиотек ведутся также в Азербайджанском Государственном Медицинском Университете, Азербайджанской Нефтяной Академии и Азербайджанском Техническом Университете. В дальнейшем электронные картотеки вузов будут доступны также через Интернет.

Учебный год в вузах состоит из двух семестров. Первый семестр начинается в сентябре и предполагает 17 недель. Второй семестр включает в себя 18 недель. Он начинается 9—10 февраля, после окончания зимних каникул. Общая длительность каникулы, зимних и летних, составляет 7—10 недель.

В соответствии с Указом Президента Республики Г. Алиева «О совершенствовании системы образования Азербайджана» от 13 июня 2000 г. полное самоуправление было предоставлено 4 вузам: Бакинскому медицинскому университету, Азербайджанской государственной академии нефти, Бакинскому государственному университету и Азербайджанской сельскохозяйственной академии. Эти учебные заведения финансируются из госбюджета по специальной статье [3].

В государственных вузах, подчиненных Министерству образования, в 2000—2001 учебном году 54 % студентов обучалось за счет бюджетного финансирования и почти 46 % на коммерческой основе [3].

I.1.3. Статистические показатели системы высшего образования
(по данным Государственного статистического комитета Азербайджанской Республики) [14]



I.1.3.1. Государственные вузы (на начало учебного года)

Показатели

1990

-1991

11991-1992

11992-1993

11993-1994

11994-1995

11995-1996

11996-1997

11997-1998

11998-1999

11999-2000

22000-2001

22001-2002

Число вузов

17

18

22

23

23

23

23

25

25

25

25

25

Общая численность поступивших (тыс.)

105,1

107,9

99,6

94,3

89,2

86,3

82,4

79,8

82,3

88,5

91,0

99,0

из которых :

 

 

дневная форма обучения

60,4

62,4

57,4

55,3

55,6

58,6

61,6

61,2

68,2

72,4

74,7

80,4

 

вечерняя форма обучения

16,7

15,2

12,6

10,2

8,1

6,2

4,2

2,8

0,5

0,2

0,1

0,1

 

заочная форма обучения

28,0

30,3

29,6

28,8

25,5

21,5

16,6

15,8

13,6

15,9

16,2

18,5

 

Число студентов на 10 000 населения

148

150

136

127

119

113

107

103

105

112

114

123

 

Общее число поступивших на первый курс (тыс.)

19,5

20,5

12,2

13,6

13,4

15,4

16,9

18,9

18,8

19,9

20,5

23,5

 

из которых :

 

 

дневная форма обучения

12,3

12,6

8,5

11,0

11,7

13,2

14,5

15,9

16,2

16,9

17,6

19,6

 

вечерняя форма обучения

2,7

2,3

1,0

1,0

0,9

0,5

0,4

0,0

0,1

0,1

 

заочная форма обучения

4,5

5,6

2,7

1,6

0,8

1,7

2,0

3,0

2,6

3,0

2,8

3,8

 



I.1.3.2.Выпускники государственных вузов

 

Показатели

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Общая численность выпускников (.)

18,2

18,2

20,2

18,8

16,1

17,3

18,7

22,3

17,1

16,4

19,6

19,9

Из которых

по специализации :

Промышленность и инженерное дело

6,8

6,3

6,7

7,4

5,5

5,1

5,0

5,4

4,3

4,4

5,3

5,6

Транспорт

0,2

0,1

0,1

0,2

0,2

Сельское хозяйство

1,2

1,7

2,0

2,1

1,5

1,1

1,3

1,2

0,7

0,9

0,8

0,8

Экономика

1,2

1,3

1,7

0,8

1,4

1,5

2,0

3,1

2,7

2,2

2,5

2,7

Здравоохранение, физическая культура и спорт

1,3

1,5

2,0

1,9

1,9

1,9

1,6

1,7

1,8

1,7

2,0

1,9

Педагогика

7,2

6,9

7,2

6,1

5,3

7,2

8,2

9,9

7,0

6,5

8,2

8,2

Искусство и кинематография

0,5

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

0,6

0,8

0,5

0,6

0,6

0,5

Количество выпускников на 10000 населения

26

25

28

25

21

23

24

29

22

21

25

25



I.1.3.3. Профессорско-преподавательский состав государственных вузов (на начало учебного года)

Показатели

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Общая численность профессорско-преподавательского состава (штатные сотрудники)

8541

8954

9342

9831

9936

10511

10200

10615

11468

10726

10786

11216

Из которых:

с ученой степенью:

Доктор наук

581

659

803

795

816

849

843

881

879

894

868

823

Кандидат наук

4301

4743

4784

4937

4896

5092

5068

5114

5075

5259

5140

5159

в научном звании:

Профессор

612

662

814

870

872

971

907

995

964

963

1065

914

Доцент

3021

3105

3096

3327

3172

3498

3299

3723

3372

3592

3654

3662



I.1.3.4. Негосударственные вузы (на начало учебного года)

Показатели

1995-1996

1996-1997

1997-1998

1998-1999

1999-2000

2000-2001

2001-2002

Число негосударственных вузов

20

23

16

17

17

18

15

Общая численность студентов (тыс.)

12,5

20,3

20,4

24,2

27,6

28,7

21,5

Из которых:

Дневная форма обучения

10,8

16,0

16,5

20,0

22,0

21,5

16,6

Вечерняя форма обучения

0,2

0,3

0,2

0,2

0,1

0,1

0,0

Заочная форма обучения

1,5

4,0

3,7

4,0

5,5

7,1

4,9

Число студентов, получающих образование по специальностям:

Промышленность

1,3

2,8

0,5

0,7

Экономика

3,1

5,0

3,7

6,2

6,8

6,7

6,5

Здравоохранение

0,5

0,3

0,5

педагогика

4,6

6,6

1,9

3,8

17,9

22,0

15,0

Сельское хозяйство

1,2

0,7

0,8

2,2

Право

3,0

4,4

13,6

12,9

Число принятых студентов (тыс.)

3,9

5,2

4,6

8,0

4,7

5,9

3,4

Число выпускников (тыс.)

0,1

0,7

2,0

4,0

3,6

4,9

4,0

[14].

I.1.4. Закон Азербайджанской Республики об образовании

 

Основным законодательным актом, регулирующим функционирование образовательной системы в Азербайджанской Республике, является Закон об образовании, принятый в 1992 году [1].

Согласно Закону высшее образование в Азербайджанской Республике осуществляется на базе среднего образования в очной, заочной либо вечерней форме. Очное (дневное) образование играет ведущую роль. По заочной, вечерней форме и экстерном можно получить только степень бакалавра.

Высшие учебные заведения функционируют на основе государственных заказов, а также договоров, заключенных с учреждениями, организациями, предприятиями и с отдельными лицами.

Высшее образование осуществляется в одноступенчатых, двухступенчатых и трехступенчатых вузах. Срок обучения на отдельных ступенях этих вузов устанавливается на основе учебного плана и утверждается Министерством образования.

В одноступенчатых вузах (институтах, консерваториях, высших колледжах и др.) готовятся специалисты с высшим образованием по определенным профессиональным направлениям или конкретным специальностям; по завершении обучения студентам присваивается степень «бакалавр».

Студенты, окончившие первую ступень двухступенчатого вуза и получившие степень «бакалавр», могут приступать к трудовой деятельности. На бакалаврской ступени вузов после завершения обучения основным специальным дисциплинам, включая иностранный язык, студенты сдают на кафедре итоговые государственные экзамены по этим дисциплинам. В течение срока обучения сдаются итоговые экзамены.

Наиболее перспективные и хорошо зарекомендовавшие себя специалисты, получившие степень бакалавра, оставляется на конкурсной основе в магистратуре. В конкурсах для прохождения в магистратуру могут участвовать также выпускники одноступенчатых вузов. В магистратуре углубляется специализация, обращается особое внимание на формирование умений и навыков научных изысканий, изучение иностранных языков. Завершившие магистратуру при защите научной работы получают степень «магистр». Специалисты со степенью «магистр» могут быть задействованы на бакалаврской ступени высших учебных заведений, а также в институтах, колледжах, консерваториях и других одноступенчатых вузах, также как в научно-исследовательских центрах и институтах, в учебных заведениях различных ступеней.

На трехступенчатую систему образования переходят некоторые университеты и академии, если это им позволяет кадровый потенциал и материально-техническая база. В таких вузах выпускники, продемонстрировавшие при получении степени «магистр» особую научную подготовку, способности и конкретные научные результаты, рекомендуются по решению учебного совета к оставлению на третьей ступени — в докторантуре, и после сдачи соответствующих экзаменов продолжают обучение в докторантуре. На магистерской ступени высших учебных заведений могут быть задействованы только высококвалифицированные специалисты, окончившие докторантуру, защитившие докторскую диссертацию на специализированном ученом совете и получившие степень доктора. Доктора задействуются также в научно-исследовательских центрах и институтах, в учебных заведениях различной ступени и в иных сферах.

До открытия в соответствии с Законом первых докторантур сохранялась ученая степень «кандидат наук». С началом деятельности новых докторантур проводится аттестация кандидатов наук, которым присваивается ученая степень «магистр» или «доктор» в соответствии с результатами аттестации.

Ученые звания «доцент», «профессор», «старший научный сотрудник» и др. присваиваются учеными советами вузов, научно-исследовательских институтов и утверждаются в установленном порядке. В связи с переходом к ученой степени доктора непосредственно после магистра повышается требовательность к присвоению ученых званий «доцент» и «профессор». В выборах на вузовские должности участвуют только доктора.

Согласно Закону об образовании вузам гарантируется автономность. Вузы самостоятельно выполняют и строят учебные планы, полностью соответствующие мировым стандартам и прошедшие регистрацию в Министерстве народного образования. Они самостоятельно внедряют эффективные и передовые методы обучения, а также проводят научные изыскания. До 20 процентов предусмотренного в учебных планах учебного времени должно использоваться самостоятельно.

Вузы, получившие автономность, приобретают дополнительно право: устанавливать, при условии — не ниже мировых стандартов, содержание обучения; определять, с учетом государственного заказа, планы приема студентов (бакалавров, магистров) и докторантов; самостоятельно присуждать ученые степени, устанавливать и присваивать свои ученые звания; иметь в собственности здание, в котором расположено образовательное учреждение, материально-техническую базу, землю и прочее имущество; осуществлять полномочия, представляемые, согласно положению, органам государственного управления.

Учреждение по высшему образованию, получившее автономность, может передать отдельные свои полномочия государственным органам образования.

Кроме того, вузы обладают правом на самоуправление, в которое входит: самостоятельное планирование своей работы, самостоятельное решение учебно-воспитательных, научно-исследовательских, методических, финансово-хозяйственных, экономико-коммерческих и др. вопросов; участие в установлении плана приема с учетом государственного заказа, а также заявок отдельных предприятий, организаций, учреждений и граждан; установление школьного компонента содержания образования, форм и методов обучения; комплектация учреждения кадрами, в том числе прием на работу граждан других государств; утверждение структуры и штатного расписания учреждения в пределах установленного фонда заработной платы, свободное использование различных видов финансирования; осуществление в учебно-воспитательном учреждении общественного контроля над питанием.

I.1.5. Проблемы и перспективы развития образовательной системы Азербайджанской Республики

 

В процессе осуществления преобразований с области образования, которые неминуемы в силу изменения экономический условий в Республике, возник ряд трудностей, среди которых исследователи выделяют [5, 8, 9, 10, 12]:

Снижения качества учебных сред на всех уровнях образования, но особенно в области начального и среднего. Слабое развитие библиотек, отсутствие доступа к различным базам данных и литературе.

Применение устаревших учебных планов и методов обучения, унаследованных от советской образовательной системы, которые практически не соотносятся с требованиями рыночной экономики и независимости. Используемые преподавателями методы в большинстве случаев не отражают современные разработки в данной области.

Падения качества преподавательского состава из-за резкого снижения реальных преподавательских зарплат, ухудшения состояния учебных сред и низкого уровня подготовки преподавателей.

В целом плохое состояние технической и материальной инфраструктуры учебных заведений. В области среднего специального образования, например, используемые инфраструктура и оборудования устарело на 70—80 %. По-прежнему практически не используются новейшие информационно-коммуникационные технологии.

Связь между учебными заведениями и рынком, а также другими экономическими и социальными партнерами (различными общественными объединениями, родителями и пр.) практически отсутствует.

Традиционно сложившийся перевес гуманитарного образования и слабое развитие образования инженерно-технического. В последнее время наблюдался значительный рост поступающих в вузы на такие специальности, как экономика и педагогика, при одновременном уменьшении числа желающих получать образование, например, в сфере сельского хозяйства.

В силу отмеченных недостатков в 1999 году была сформулирована 10-летняя программа реформы образования, первый этап которой начал реализовываться в 2003 году, для чего Мировой банк выделил Азербайджану 18 миллионов долларов [15]. Программа включает в себя три фазы [11].

В течение первой фазы (продолжительность — 4 года) предполагается осуществить ряд изменений, связанных с введением новых учебных планов и интегрированных учебных программ. Кроме того, особое внимание будет уделено подготовке образовательных менеджеров, способных использовать новые современное технологии управления. Будут создаваться новые интегрированные учебные программы (включающие элементы гуманитарных и естественных наук), а также будет осуществляться компьютеризация обучения, внедрение в образовательную систему новых мультимедийных технологий. Отдельное внимание на первой фазе будет уделено переподготовке преподавательского состава. Помимо этого, будет создан новый механизм приема преподавателей на работу, их профессионального совершенствования, а также правовой защиты. Будет разработана единая система лицензирования, оценки и аккредитации преподавателей. Еще одна линия реформирования на этом этапе — создания новых методических материалов и библиотечная реформа. Будут предприняты шаги по организации в учебных заведениях доступа к электронным базам данных и информационным источникам. Одним из центральных моментом на этом этапе реформирования станет разработка механизма распределения власти и децентрализации в области образования. Без этого образовательная система не сможет стать достаточно гибкой, чтобы отвечать на требования рынка. Предполагается, что в первую очередь всем учебным заведениям будет представлено право на экономическую и управленческую самостоятельность, однако с сохранением системы бюджетного финансирования для государственных образовательных структур. Наконец, предполагается создать необходимые условия для регулярной оценки деятельности образовательных учреждений экспертами и представителями общественности.

На второй фазе в образовательный процесс будут внедряться учебные программы, предполагающие возможность выбора учащимся своей образовательной траектории. Благодаря этому образование будет учитывать потребности отдельных учащихся, в то же время удовлетворяя требованиям общества и государства. Предполагается также реформировать экзаменационную систему, сделав ее более простой и в то же время справедливой. Кроме того, на втором этапе реформы на основе международных будет создана научная база для обеспечения возможности организации образовательных стратегий с учетом требований рынка. Предполагается так же создание специальных институтов, которые будут обеспечивать дистанционную переподготовку преподавательского состава без отрыва от учебного процесса. На втором этапе будет создана система распределения учебников и других методических материалов в образовательном секторе. В библиотеках будет введена новая единая автоматизированная система обработка информации. Будут созданы образцы учебных планов и учебно-методических комплексов; одновременно с этим будет стимулироваться работа по созданию альтернативных учебников и учебных программ. Важным компонентом второй фазы реформирования станет создание единой системы мониторинга частного сектора образования. На второй фазе также будет проводиться реконструкция материально-технической инфраструктуры учебных заведений. Наконец, с целью привлечения в сферу образования дополнительных инвестиций будут разработаны правовые механизмы снижения налогового бремени для тех негосударственных организаций и предприятий, которые вкладывают свои в образование. Будет создана система кредитования образовательных институтов.

На третьей фазе будет внедрена информационная система управления образованием. Особое внимание будет уделено стимулированию научных разработок в области педагогики и психологии. Предполагается создать ряд телекоммуникационных массмедийных каналов, а также обеспечить публикацию ряда журналов в области педагогики, психологии и проблем образования, которые призваны помочь исследователям, преподавателям и молодым специалистам. Важной составляющей третьего этапа будет организация возможности общественного контроля за деятельностью образовательных институтов и соблюдения ими республиканского законодательства. В дополнение к этому предполагается широкое привлечение к управления в образовании учащихся, представителей общественности, инвесторов, представителей промышленных предприятий и других заинтересованных сторон. Основная цель этого — полностью демонополизировать управление образованием и создать такую систему, которая сможет обеспечить достижение наиболее высокого качества предлагаемых образовательных услуг.


Библиография используемой литературы по теме I.1: «Система образования Азербайджана»

 

1. Закон Азербайджанской Республики «Об образовании»

2. Исмайлова Н. Высшее образование в Азербайджане.

3. Лукичев Г. Азербайджан: система высшего образования.

4. Azerbaijan education system.

5. Azerbaijan human development report 2002.

6. Azerbaijan: structure of educational system.

7. Azerbaijan’s educational system: some facts.

8. Bagirov H. Rethinking education: the birth of Western University.

9. Buskirk E. van. Current trends in education in Azerbaijan.

10. Catterall J. S., McGhee, R. Jr. The emergence of private postsecondary education in the former Soviet Republic of Azerbaijan // International Higher Education. — 1996. — № 5. — Pp. 3—5.

11. Education for all. The year 2000 assessment. Azerbaijan.

12. Key challenges for vocational education and training in Azerbaijan.

. 13. Rasulova L. Azerbaijan higher education

14. Statistical yearbook of Azerbaijan 2002.

15. World Bank supports long-term education reforms in Azerbaijan.



Назад




Hosted by uCoz