Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 7 (январь – март 2004 г.)

 

I.2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



I.2.1 Общая характеристика системы образования РБ.
I.2.2. О структуре высшего профессионального образования
I.2.3. Академические свободы в вузах Беларуси
I.2.4. Негосударственные (частные) высшие учебные заведения РБ
I.2.5. Обучение иностранных граждан
I.2.6. Высшее образование Республики Беларусь в цифрах

I.2.6.1. Сеть и контингент студентов высших учебных заведений республики
I.2.6.2. Прием студентов в вузы республики
I.2.6.3.Выпуск специалистов из высших учебных заведений республики
I.2.6.4. Количество государственных высших учебных заведений по отраслевым специализациям
I.2.6.5. Условия оплаты учебы студентов в высших учебных заведениях Республики Беларусь в 2003/04 учебном году

I.2.7. Основные законы, концепции, программы РБ в сфере образования

Библиография используемой литературы по теме I.2: "Система образования Республики Беларусь"


 

I.2.1. Общая характеристика системы образования РБ

 

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный Совет республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.

Национальная система образования РБ включает:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
внешкольные формы образования;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
подготовку научных и научно-педагогических кадров;
повышение квалификации и переподготовку кадров;
самостоятельное образование граждан.

В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения [1].

I.2.2. О структуре высшего профессионального образования

 

Нормативное и методическое управление системой высшего образования осуществляется Министерством образования Республики Беларусь независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности вуза [1, с. 4]

Государственная система высшего образования финансируется из средств государственного бюджета. Кроме этого, государственные высшие учебные заведения получают средства министерств, предприятий, организаций, иных юридических и физических лиц.

Многоступенчатая система подготовки специалистов с высшим образованием, принятая в Республике Беларусь в 1994 году, диверсификация типов и преобразования статуса высших учебных заведений усложнили ранее существовавшую унитарную структуру и управление ею. В настоящее время учебные заведения системы высшего образования РБ делятся на четыре типа. Основными типами высших учебных заведений являются:

— классический университет;
— профильный университет или академия;
— институт;
— высший колледж.

Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа.

В настоящее время в системе высшего образования Республики Беларусь сложилась разветвленная сеть высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства. Учебные планы и программы учитывают особенности национальной системы высшего образования и необходимость интеграции ее в мировое образовательное пространство. Структура учебного плана включает изучение дисциплин гуманитарного и социально- экономического профиля — 25-35%, общенаучного и общепрофессионального — 35-45%, специальных дисциплин — 25-35%, дисциплин специализаций — 10-15%.

I.2.2.1. Квалификации, степени, дипломы

В 1994г. начато реформирование национальной системы высшего образования, основанное на принципах государственной политики в области образования и международной классификации, принятой ЮНЕСКО.

В частности, в Республике Беларусь была введена система подготовки специалистов, которая включает две ступени. На первой ступени (4-5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием, а также предусматривается возможность получения выпускниками академической степени бакалавра. На второй ступени в течение 1-2 лет осуществляется специализированная углубленная подготовка специалистов, а также предусматривается возможность получения академической степени магистра.

Диплом о высшем образовании

Программы обучения по большинству специальностей включают 4500-5700 учебных часов, что соответствует длительности обучения 4-5 лет. После завершения обучения выпускники сдают государственные экзамены по специальности и защищают дипломный проект (работу). Государственная экзаменационная комиссия присваивает выпускнику квалификацию в соответствии с избранной специальностью. Полученная специальность и квалификация указывается в Дипломе о высшем образовании.

Академическая степень бакалавра

Право на получение академической степени бакалавра имеют успешно обучающиеся студенты. Они должны пройти дополнительный курс обучения в 300 часов. Этот дополнительный курс проходит одновременно с курсом обучения для получения диплома о высшем образовании, поэтому срок подготовки (4-5 лет) остается неизменным. Программа подготовки бакалавра включает курсы для расширения фундаментальной научной подготовки, психолого-педагогические дисциплины и изучение иностранного языка. Претендент должен сдать экзамены по программе подготовки бакалавра. Академическая степень бакалавра с указанием направления подготовки присуждается Государственной экзаменационной комиссией и подтверждает Диплом бакалавра. Степень бакалавра, присваиваемая в белорусских высших учебных заведениях, является свидетельством того, что выпускник получил расширенную академическую подготовку.

Диплом о специальном высшем образовании

Претендент на получение специального высшего образования после получения диплома о высшем образовании должен пройти дополнительный курс обучения по этому направлению сроком 1-2 года по индивидуальному плану. По окончании обучения студент сдает экзамен по специальности и защищает дипломную работу (проект). Государственная экзаменационная комиссия присваивает квалификацию в соответствии с выбранной специальностью и специализацией, что подтверждается Дипломом о специальном высшем образовании.

Академическая степень магистра

Магистратура как вторая ступень высшего образования организуется в высших учебных заведениях университетского типа. Ее цель – подготовка специалистов для научной и педагогической деятельности в высшей школе, работы в органах государственного управления, а также подготовка для продолжения обучения на ступени научного образования.

Необходимым условием доступа к обучению на второй ступени является диплом, подтверждающий не менее чем 4-5-летнее обучение на первой ступени высшего образования. Прием проводится на конкурсной основе.

Обучение на второй ступени длится 1-2 года и включает углубленную подготовку по избранной специальности по индивидуальному плану, выполнение научных исследований, подготовку и публичную защиту магистерской диссертации. Продолжительность учебной недели в магистратуре устанавливается равной 40 часам, включая все виды аудиторных и лабораторных занятий и самостоятельную подготовку, а также не менее 10 часов исследовательской работы.

После успешного окончания магистратуры студент получает академическую степень магистра с указанием направления подготовки (например, магистр экономических наук), что подтверждается Дипломом магистра. Степень присваивается после защиты диссертации Государственной экзаменационной комиссией [1; с. 5-6]

I.2.2.2. Академический персонал вузов

Академический персонал вузов включает профессорско-преподавательский штат и научных работников. Профессорско-преподавательский штат состоит из профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов. В научно-исследовательский штат входят главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, научные сотрудники, младшие научные сотрудники.

Должности педагогических и научных работников высших учебных заведений замещаются на конкурсной основе сроком на 5 лет или на основе срочных трудовых договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь. Педагогическую деятельность в высшем учебном заведении могут также вести приглашенные на срок до одного этапа обучения специалисты из других высших учебных заведений, органов управления, научных организаций, предприятий, в том числе из-за рубежа.

Органы управления образованием, высшие учебные заведения обеспечивают регулярное и специальное повышение квалификации педагогических и научных работников высших учебных заведений. Регулярное повышение квалификации может быть заменено получением второго высшего образования.

Основной задачей академического персонала является совокупность преподавательской и методической деятельности, научно-иследовательской и творческой работы в течение периода, указанного в контракте

Преподавательская деятельность включает:

— чтение лекций, проведение семинарских, практических, лабораторных занятий, индивидуальное курирование студентов, консультации, руководство курсовыми и дипломными работами, соискателями степеней магистра или кандидата наук;

— оценку обучения студентов (прием экзаменов и зачетов, участие в государственных экзаменационных комиссиях).

Научно-исследовательская деятельность включает:

— участие в научно-исследовательских проектах, публикации, внедрение и популяризацию результатов;

— участие в организационной деятельности по науке, включая членство в научно-исследовательских организациях и работу в соответствующих советах, редактирование научно-исследовательских периодических изданий и сборников, организацию конференций, участие в проектах сотрудничества и обмена опытом.

Методическая деятельность включает:

— составление учебников и учебных пособий, их доработку, издание;
— составление учебного плана и его оценка;
— популяризация результатов научно-исследовательской деятельности;
— участие в работе кафедры, факультета, вуза.

Учебная нагрузка и время на научно-исследовательскую деятельность

Объем работы профессорско-преподавательского состава вуза устанавливается исходя из утвержденного штата и с учетом необходимости выполнения всех видов учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы.

Объем различных видов работ, выполняемых каждым преподавателем, устанавливается в зависимости от характера контингента обучающихся (студенты, аспиранты, слушатели подготовительного отделения, факультета повышения квалификации, специальных факультетов, иностранные студенты), необходимости его участия в учебной, научной или методической работе, а также с учетом индивидуальных возможностей преподавателя в наиболее эффективном выполнении того или иного вида работ.

Фактическая учебная нагрузка штатного преподавателя должна составлять от 450 до 1000 часов в год, включая (для профессоров и доцентов) не менее 150 часов в год на проведение лекций, семинарских (практических) занятий, прием экзаменов и зачетов.

Основным документом, определяющим работу каждого преподавателя является годовой индивидуальный план, в который вносится планируемая на текущий год учебная, конкретная учебно-методическая, научно-исследовательская и другая работа, в том числе по повышению собственной квалификации. Индивидуальный план преподавателя рассматривается на заседании кафедры и утверждается ее заведующим, а индивидуальный план заведующего кафедрой – ректором вуза или деканом факультета. Изменения в индивидуальный план в течение года могут быть внесены на основе решения кафедры с согласия преподавателя. По окончании каждого семестра в индивидуальном плане отмечается фактическое выполнение работы.

Повышение квалификации

Регулярное повышение квалификации проводится в виде теоретических, практических, лабораторных и иных занятий, организуемых в учреждениях повышения квалификации. Обучение включает в себя учебные мероприятия по повышению педагогического и исследовательского мастерства, овладению методами работы с новыми технологиями образования и источниками информации, ознакомление с историей и достижениями науки. Изучению законодательной и нормативной базы высшей школы и науки, развитию творческих начал.

Регулярное повышение квалификации должно иметь продолжительность не менее одного семестра или триместра. Специальное повышение квалификации проводится в виде краткосрочных курсов продолжительностью от двух до шести недель и проводится, как правило, в дополнение к регулярному повышению квалификации с целью более глубокого овладения определенными разделами знания, особо необходимых для выполнения служебных обязанностей, например, в связи с подготовкой принципиально нового учебного курса, перехода к иному виду деятельности или исследований. В настоящее время регулярное повышение квалификации практически заменено специальным. Особой формой повышения квалификации являются научные, методические или педагогические стажировки за пределами высшего учебного заведения продолжительностью от двух недель до четырех месяцев.

Время нахождения в учреждении повышения квалификации засчитывается в общий, непрерывный и специальный трудовой стаж.

В настоящее время допускается сокращение продолжительности обучения в рамках повышения квалификации до двух недель, а также практикуется все шире научная или методическая стажировка, как правило, без отрыва от производства [1; с. 7-9].

I.2.2.3. Доступ и прием в системе высшего образования Беларуси

В соответствии с законом «Об образовании в Республике Беларусь» все жители республики, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории республики, имеют равное право доступа к национальной системе образования.

Последние годы в Беларуси отмечается существенное повышение спроса на высшее образование, что привело к небывало высоким конкурсам при поступлении на все формы обучения по всем специальностям при одновременном расширении приема.

Сегодня в республике численность студентов вузов приближается к 300 тысячам. На каждые 10 тысяч населения республики приходится около 280 студентов. С начала 90-х годов отмечается ежегодное увеличение приема в вузы, в том числе за счет введения платных форм обучения.

Доступ к высшему образованию в республике осуществляется на конкурсной основе на базе среднего и среднего специального образования. При организации конкурсного отбора обеспечивается сохранение прав граждан на образование, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, гласность и открытость работы приемных комиссий, объективность оценки знаний, умений и склонностей абитуриентов, возможность апелляций.

Право граждан на образование обеспечивается наличием разнообразных форм обучения. В настоящее время обучение в вузах ведется по трем формам: дневной, вечерней и заочной. Наиболее распространенной и востребованной является дневная форма обучения, по которой обучается 2/3 студентов. Студенты дневной формы обучения, имеющие положительные оценки, получают учебные стипендии, размеры которых дифференцированы в зависимости от успеваемости; для некоторых категорий студентов устанавливаются социальные стипендии; для особо одаренных – именные. Заочная и вечерняя формы обучения позволяют получать образование лицам, не имеющим возможности учиться стационарно из-за материальных, возрастных, физических и других ограничений.

Одной из форм получения высшего образования в республике, основанной на самостоятельном изучении гражданами учебных дисциплин или полного курса высшего образования без посещения занятий, со сдачей установленных зачетов и экзаменов, является экстернат. В экстернат принимаются граждане, имеющие среднее образование, но не имеющие возможности обучаться очно или без отрыва от работы. Выдача дипломов экстернам производится на общих основаниях.

Основным руководящим документом является «Порядок приема в государственные высшие учебные заведения РБ». Он пересматривается и утверждается каждый год приказом Министра образования и регламентирует прием абитуриентов в текущем году. В нем определяются общие требования: количество вступительных испытаний и сроки их проведения; необходимые документы для предоставления в приемную комиссию; льготы для определенных категорий граждан. На основе этого документа каждый вуз разрабатывает собственные правила приема, учитывающие специфику данного вуза. Что касается частных (коммерческих) вузов, то общий Порядок приема не является для них обязательным и при разработке своих правил подобные вузы могут им не руководствоваться, что выражается, например, в значительном увеличении сроков набора и более лояльных требованиях к абитуриентам [1; с. 10-13].

I.2.3. Академические свободы в вузах Беларуси

 

Существующая в мире система академических свобод и вузовской автономии сводится к четырем основным положениям:

— свобода выбора методов и содержания образования и свобода выбора направлений научных исследований для академического сообщества;

— свобода выбора программы и места обучения для студента, право распоряжаться материальной и интеллектуальной собственностью (включая недвижимость, оборудование, денежные средства, объекты промышленной собственности и т.п.);

— формировать органы самоуправления и штаты, назначать должностных лиц, составлять и реализовывать собственные планы, участвовать в программах и проектах, профессиональных ассоциациях – для вузов.

Основные положения, касающиеся автономии вуза, должны содержаться в его уставе и единственным ограничителем должны выступать Закон и мнение академического сообщества. Непременным демократическим институтом каждого вуза в любой стране мира является его совет, составленный из представителей различных слоев вузовской общественности. Такие советы действуют и в вузах РБ, обсуждая самые важные проблемы их деятельности. Их решения становятся обязательными к выполнению после утверждения ректором. Ректор по определению является председателем совета, а места в президиуме занимаются проректорами, входящими в его состав по должности [1; с. 14-16].

I.2.4. Негосударственные (частные) высшие учебные заведения РБ

 

Негосударственный сектор высшего образования получил наиболее интенсивное развитие в период с 1991 по 1994 гг. Этот процесс был вызван сокращением потенциальных возможностей трудоустройства молодежи, а также недостаточным приемом в вузы государственного сектора вообще, особенно по престижным специальностям.

Первый негосударственный вуз назывался «Институт современных знаний» осуществлял подготовку специалистов как в достаточно традиционных областях (юриспруденция и экономика), так и в новых (маркетинг, менеджмент), а также в таких, которые не укладывались в рамки регламентирующих документов, например: продюсеров, бизнес-переводчиков и некоторых других. В это время был осуществлен на практике гендерный подход к образованию в женском негосударственном институте «ЭНВИЛА». Другое направление было связано с созданием экспериментальной элитарной модели, интегрированной в международное пространство (Европейский гуманитарный университет).

В 1997 году Советом Министров Республики Беларусь было принято Постановление «О порядке организации и регулировании деятельности негосударственных учебных заведений». Был разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих деятельность негосударственных вузов.

Лицензии на ведение образовательной деятельности по программам высшего образования выдаются негосударственным высшим учебным заведениям Министерством образования на основании заключения экспертной комиссии. Подготовка специалистов может осуществляться только по специальностям, указанным в лицензии. Запрещается организация филиалов и других структурных подразделений без лицензии Министерства образования.

Право выдачи документов государственного образца о высшем образовании появляется у высшего учебного заведения с момента его государственной аккредитации. Сертификат о государственной аккредитации устанавливает статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца, а также ступени высшего образования и квалификации (степени).

По состоянию на 2002/2003 годы в РБ функционируют 14 негосударственных вузов и 9 их филиалов, которые имеют лицензию Министерства образования. Количество обучающихся в них студентов составляет 47,8 тыс. человек. Кроме того, на территории РБ осуществляют свою деятельность ряд структурных подразделений высших учебных заведений других государств (преимущественно России) [1; с. 22-24]

I.2.5. Обучение иностранных граждан

 

В 1991 году в республике насчитывалось 3832 иностранных учащихся из 97 стран. К 1997/98, 1998/99 учебных годах численность иностранных студентов, обучавшихся в республике на контрактной основе, стабилизировалась на уровне 3000 человек из 74 стран дальнего зарубежья. Наиболее многочисленными контингентами представлены КНР (527 чел.), Ливан (443 чел.), Ирак (258 чел.), Сирия (202 чел.), Пакистан (174 чел.), Польша (122 чел.), Иордания (102 чел.), Индия (95 чел.).

В 1999/2000 учебном году в 27 учебных заведениях республики обучалось 2016 иностранных граждан из 71 страны. В 2000/2001 учебном году в 28 высших учебных заведениях и одном колледже обучается 2667 иностранных граждан из 29 стран.

Среди белорусских вузов в подготовке специалистов для зарубежных стран лидируют: Минский государственный медицинский институт — 480 иностранных учащихся, Витебский государственный медицинский университет — 427, Белорусский государственный университет — 402, Белорусская государственная политехническая академия — 375, Гродненский государственный медицинский институт — 246, Минский государственный лингвистический университет — 249.

Средний индивидуальный уровень оплаты за обучение составляет 800-1500 долларов США в год, по медицинским специальностям — 1500-2500 долларов. Ежегодные поступления на счета учебных заведений и научно-исследовательских учреждений республики от этого вида деятельности составляют более 2 млн. долларов ежегодно [1; 25-27].

I.2.6. Высшее образование Республики Беларусь в цифрах

 

По состоянию на начало 2002/03 учебного года в республике функционировало 43 государственных и 16 негосударственных вузов. К 43 государственным вузам, подчиненным 11-ти различным министерствам и ведомствам, относилось: 28 университета, 8 – академий, 1 – институт, 5 – высших колледжа и одно – высшее училище. В непосредственном подчинении Министерства образования находилось 22 вуза.

Подготовка студентов в государственных вузах велась по 233 специальностям по дневной, вечерней и заочной формам обучения, как за счет средств бюджета, так и на договорной основе за счет средств предприятий и организаций и личных средств граждан. По состоянию на начало 2002/03 учебного года во всех вузах республики обучалось 64196 чел. Из них в государственных вузах обучалось 272,9 тыс. чел., в том числе по дневной форме обучения – 163,5 тыс. чел (59,91%), по вечерней – 1,8 тыс. чел. (0,66%) и по заочной – 107,6 тыс. чел. (39,43%). В негосударственных вузах республики обучалось 47,8 тыс. чел.

56,1% от общего количества студентов государственных вузов составляли женщины, 89,1 тыс. чел. (36,4%) обучались на договорных условиях, в том числе за счет собственных средств — 72,2 тыс. чел (29,4%).

Начиная с 1993/94 учебного года отмечается ежегодное увеличение приемов в государственные вузы, как за счет расширения их договорной деятельности, так и за счет средств бюджета. В 2000 году в государственные вузы было принято 57,6 тыс. чел., в том числе на дневную форму обучения — 36,7 тыс. чел. (63,7%) на вечернюю — 0,7 тыс. чел. (1,2%) и на заочную — 20,2 тыс. чел. (35,1%).

В 2002 году государственными вузами республики было выпущено 41,3тыс. специалистов с высшим образованием, в т.ч. обучавшихся по дневной форме обучения — 25,6 тыс. чел. (61,99%), по вечерней — 0,3 тыс. чел. (0,73%) и по заочной — 154,4 тыс. чел. (37,29%). Негосударственными вузами республики в 2002 году было выпущено 6,1 тыс. человек. Максимальный выпуск из государственных вузов республики был отмечен в 1993 году — 35,7 тыс. чел.

Из 22,6 тыс. выпускников дневных отделений государственных вузов направления на работу получили 17,9 тыс. чел. (79,2%).

Без учета штатных совместителей в государственных вузах республики работает 18824 преподавателя, из них: 1040 докторов и 7315 — кандидатов наук. Ученое звание профессора имеют 1059 человек и доцента — 5621 человек. 48,3% преподавателей государственных вузов составляют женщины. В негосударственных вузах работает 1556 преподавателей, 52 из которых имеют звание профессора и 313 — доцента.

37 вузов республики имеют аспирантуру. На конец 2000 года общая численность аспирантов, занимающихся при вузах, составляла 3840 чел., в том числе аспирантов, которые обучались с отрывом от производства 2586 чел. Кроме того, 2039 чел. являлись соискателями на получение ученой степени кандидата наук.

18 вузов республики имеют доктарантуру с численностью докторантов 91 чел. [2]

I.2.6.1. Сеть и контингент студентов высших учебных заведений республики (на начало учебного года, тыс. чел.)

Учебный год

Число учебных заведений

Общее количество студентов

В том числе по формам обучения

дневная

вечерняя

заочная

всего

%

всего

%

всего

%

1990/91

33

188,6

115,9

61,45

5,9

3,13

66,8

35,42

1991/92

33

184,6

115,9

62,78

5,3

2,87

63,4

34,34

1992/93

37

185

118,1

63,84

4,6

2,49

62,3

33,68

1993/94

38

175,4

112,8

64,31

3,6

2,05

59

33,64

1994/95

39

173,8

114,3

65,77

2,4

1,38

57,1

32,85

1995/96

39

174,2

115,6

66,36

2,1

1,21

56,5

32,43

1996/97

39

180

120,3

66,83

1,7

0,94

58

32,22

1997/98

42

190

126

66,32

1,4

0,74

62,6

32,95

1998/99

42

207,2

136,4

65,83

1,7

0,82

69,1

33,35

1999/00

42

228,6

146,7

64,17

1,9

0,83

80

35,00

2000/01

43

245,1

153,9

62,79

2,3

0,94

88,9

36,27

2001/02

44

260

159,1

61,19

2,8

1,08

98,1

37,73

2002/03

44

272,9

163,5

59,91

1,8

0,66

107,6

39,43

1994/95*)

17

13,8

8,6

62,32

0,4

2,90

4,8

34,78

1995/96*)

20

23,2

13

56,03

0,6

2,59

9,6

41,38

1996/97*)

20

28,9

15,9

55,02

0,4

1,38

12,6

43,60

1997/98*)

17

34,5

16,9

48,99

0,2

0,58

17,5

50,72

1998/99*)

15

36,5

16,8

46,03

0,1

0,27

19,6

53,70

1999/00*)

15

33,5

15,3

45,67

0,04

0,12

18,2

54,33

2000/01*)

14

36,63

16,67

45,51

0,01

0,03

19,95

54,46

2001/02*)

14

41,76

17,41

41,69

0,01

0,02

24,34

58,29

2002/03*)

14

47,8

17,5

36,61

0

0

30,3

63,39



*) – данные по негосударственным ВУЗам

I.2.6.2. Прием студентов в вузы республики (на начало учебного года, тыс. чел.)

Учебный год

Принято всего

В том числе по формам обучения

Дневная

вечерняя

заочная

всего

%

Всего

%

всего

%

1990/91

37,5

24,9

66,40

1

2,67

11,6

30,93

1991/92

36,2

24,4

67,40

1

2,76

10,8

29,83

1992/93

35

24

68,57

0,8

2,29

10,2

29,14

1993/94

34,4

23,8

69,19

0,2

0,58

10,4

30,23

1994/95

36,3

25,9

71,35

0,2

0,55

10,2

28,10

1995/96

38,5

26,9

69,87

0,3

0,78

11,3

29,35

1996/97

43,9

30,3

69,02

0,4

0,91

13,2

30,07

1997/98

46,7

31,1

66,60

0,3

0,64

15,3

32,76

1998/99

53,4

35,5

66,48

0,6

1,12

17,3

32,40

1999/00

54,5

35,7

65,50

0,5

0,92

18,3

33,58

2000/01

57,6

36,7

63,72

0,7

1,22

20,2

35,07

2001/2002

61

37,3

61,15

0,9

1,48

22,8

37,38

2002/2003

64,2

37,5

58,41

0,3

0,47

26,4

41,12

1994/95*)

7,2

4,2

58,33

0,2

2,78

2,8

38,89

1995/96*)

10,6

5,9

55,66

0,2

1,89

4,4

41,51

1996/97*)

9,4

4,9

52,13

0,1

1,06

4,4

46,81

1997/98*)

10,85

5,09

46,91

0,02

0,18

5,75

53,00

1998/99*)

10.09

5,04

49,95

0

0,00

5,05

50,05

1999/00*)

7,45

3,91

52,48

0

0,00

3,53

47,38

2000/01*)

10,74

5,37

50,00

0

0,00

5,37

50,00

2001/02*)

10,74

5,37

50,00

0

0,00

5,37

50,00

2002/2003*)

15,6

5

32,05

0

0,00

10,6

67,95



*) – данные по негосударственным ВУЗам

I.2.6.3. Выпуск специалистов из высших учебных заведений республики (тыс. чел.)

Учебный год

Выпущено специалистов всего

В том числе по формам обучения

Дневная

Вечерняя

заочная

Всего

%

всего

%

всего

%

1990

28,6

15,8

55,24

1,6

5,59

11,2

39,16

1991

30,2

17,7

58,61

1,3

4,30

11,2

37,09

1992

32,7

20,4

62,39

1

3,06

11,3

34,56

1993

35,7

23,3

65,27

0,7

1,96

11,7

32,77

1994

32,7

20,4

62,39

0,7

2,14

11,6

35,47

1995

31,9

20,4

63,95

0,6

1,88

10,9

34,17

1996

31,7

20,9

65,93

0,5

1,58

10,3

32,49

1997

31,5

20,8

66,03

0,5

1,59

10,2

32,38

1998

31,3

21

67,09

0,3

0,96

10

31,95

1999

30,9

20,3

65,70

0,2

0,65

10,4

33,66

2000

33,6

22,6

67,26

0,2

0,60

10,8

32,14

2001

38,5

25,1

65,19

0,2

0,52

13,2

34,29

2002

41,3

25,6

61,99

0,3

0,73

15,4

37,29

1994*)

0,11

0,04

36,36

0

0,00

0,07

63,64

1995*)

0,6

0,5

83,33

0,01

1,67

0,09

15,00

1996*)

1

0,8

80,00

0,06

6,00

0,15

15,00

1997*)

2,6

2

76,92

0,1

3,85

0,53

20,38

1998*)

4,1

2,7

65,85

0,04

0,98

1,34

32,68

1999*)

4,6

2,3

50,00

0,05

1,09

2,24

48,70

2000*)

5,1

2,51

49,22

0,02

0,39

2,58

50,59

2001*)

5,7

2,8

49,12

0,001

0,02

2,9

50,88

2002*0

6,1

2,6

42,62

0,001

0,02

3,5

57,38



*) – данные по негосударственным ВУЗам

I.2.6.4. Количество государственных высших учебных заведений по отраслевым специализациям (на начало учебного года, тыс. чел.)

Учебный год

Общая численность студентов

Отрасли

Промыш-ленности и сторои-тельства

Транспор-та и связи

Сель-ского хозяйства

Эконо-мики

Здравоохранения, физич. Культуры и спорта

Просвещения

Искус-ства и кинематогра-фии

прочие

Количество высших учебных заведений

1990/1991

33

9

1

4

3

10

4

2

1994/1995

39

9

2

4

2

11

5

2

4

1995/1996

39

10

2

4

2

11

5

2

3

1996/1997

39

10

2

4

2

11

5

2

3

1997/1998

42

10

3

4

3

12

5

2

3

1998/1999

42

10

3

4

3

12

5

2

3

1999/2000

42

10

3

4

3

12

5

2

3

2000/2001

43

10

3

4

3

12

5

2

4

2001/2002

44

10

3

4

3

12

5

2

5

2002/2003

44

10

3

4

3

12

5

2

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество студентов в них (человек)

 

 

 

 

 

 

1990/1991

188604

57273

4621

22109

17008

70095

15979

1519

--

 

 

 

 

 

 

1994/1995

173844

44726

4453

16772

14735

71342

13650

1450

6716

 

 

 

 

 

 

1995/1996

174189

45040

4573

16621

15407

71059

12652

1441

7396

 

 

 

 

 

 

1996/1997

180023

47630

4840

16600

17277

72501

11712

1499

7964

 

 

 

 

 

 

1997/1998

189986

51040

5193

17340

19023

76613

11001

1538

8238

 

 

 

 

 

 

1998/1999

207210

58252

5622

18637

21639

81706

11014

1607

8733

 

 

 

 

 

 

1999/2000

228616

63863

6367

20264

29189

86873

11422

1686

8952

 

 

 

 

 

 

2000/2001

241133

70673

7264

21945

31721

90328

12584

1787

4831

 

 

 

 

 

 

2001/2002

259993

76779

8118

22915

34171

93205

13470

1848

9487

 

 

 

 

 

 

2002/2003

272918

81038

9033

23598

35736

96670

14110

1938

10795

 

 

 

 

 

 

Принято студентов (человек)

 

 

 

 

 

 

1990/1991

37501

10924

850

4051

3234

15015

3118

309

--

 

 

 

 

 

 

1994/1995

36325

9552

1042

3499

3221

14591

1984

293

2143

 

 

 

 

 

 

1995/1996

38534

10691

1052

3638

3774

15174

1974

328

1903

 

 

 

 

 

 

1996/1997

43872

12614

1220

3670

5017

16910

1954

350

2137

 

 

 

 

 

 

1997/1998

46695

13215

1325

4156

5472

17993

2137

338

2059

 

 

 

 

 

 

1998/1999

53384

16426

1387

4824

6342

19342

2498

358

2207

 

 

 

 

 

 

1999/2000

54511

16031

1713

5355

7033

19087

2604

380

2308

 

 

 

 

 

 

2000/2001

56885

17741

2049

5638

7454

19602

2786

403

1212

 

 

 

 

 

 

2001/2002

61010

18133

2237

5352

8484

21061

2766

435

2542

 

 

 

 

 

 

2002/2003

64196

18503

2404

5104

8546

22765

2901

469

3504

 

 

 

 

 

 

Выпуск специалистов

 

 

 

 

 

 

1990/1991

28582

7682

713

2806

3692

11377

2043

269

--

 

 

 

 

 

 

1994/1995

32728

8576

717

2808

3110

13224

2984

266

1043

 

 

 

 

 

 

1995/1996

31877

7977

523

2577

3070

13569

2724

290

1147

 

 

 

 

 

 

1996/1997

31722

7858

514

2632

2860

13578

2763

232

1285

 

 

 

 

 

 

1997/1998

31475

7545

694

2640

3312

12818

2695

238

1533

 

 

 

 

 

 

1998/1999

31288

6957

773

2584

3551

13043

2325

237

1818

 

 

 

 

 

 

1999/2000

30868

7411

785

2795

2530

13214

1962

242

1929

 

 

 

 

 

 

2000/2001

32655

8152

917

2876

4140

13971

1397

264

938

 

 

 

 

 

 

2001/2002

38463

9438

991

3174

5018

15832

1525

340

2145

 

 

 

 

 

 

2002/2003

41260

10059

1038

3186

6107

16522

1842

311

2195

 

 

 

 

 

 

 

I.2.6.5. Условия оплаты учебы студентов в высших учебных заведениях Республики Беларусь в 2003/04 учебном году

Условия оплаты

Прием по формам обучения

Контингент студентов по формам обучения

дневная

вечерняя

заочная

дневная

вечерняя

заочная

За счет бюджетных средств, всего:

в том числе:

Государственные вузы

Негосударственные вузы

 

24701

 

24701

 

189

 

189

 

7899

 

7899

 

117057

 

117057

 

958

 

958

 

41695

 

41695

За счет личных средств студентов, всего:

в том числе:

Государственные вузы

Негосударственные вузы

 

16887

 

12871

4016

 

169

 

169

 

29776

 

17683

12093

 

59910

 

43609

16301

 

575

 

575

 

101832

 

65523

36309

За счет средств предприятий и организаций, всего:

в том числе:

Государственные вузы

Негосударственные вузы

 

1074

 

644

430

 

75

 

75

 

1371

 

779

592

 

6675

 

4142

2533

 

276

 

276

 

8946

 

5464

3482



I.2.7. Основные законы, концепции, программы РБ в сфере образования

 

Закон об образовании Республики Беларусь (2002) определил общую структуру национальной системы образования РБ, принципы государственной политики в сфере образования, стандарты в сфере образования и требования к организации образовательного процесса.

Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998) разработана Министерством образования на основе обобщения опыта развития высшей школы республики. В ней определены основные цели, задачи, принципы и пути совершенствования высшего образования на период до 2005 г., направленные на создание национальной системы образования Республики Беларусь.

Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000). Предполагает создание научно-организационных основ и механизмов дальнейшего развития педагогического образования в Республике Беларусь в новых социально-экономических условиях, а также совершенствование системы подготовки педагогических кадров высшей квалификации. В концепции определены приоритетные задачи развития педагогического образования на период до 2010 года, средства их достижения, социально-педагогические условия, механизмы и прогноз перспектив развития педагогического образования.

Программа развития высшего образования в регионах Республики Беларусь разработана в соответствии с основными направлениями развития национальной системы образования (1999). Программа направлена на решение производственных и социально-экономических задач регионов, более полное удовлетворение запросов сельской молодежи в получении высшего образования, дальнейшее улучшение кадрового обеспечения регионов. В программе определены цели, задачи и приоритетные направления развития высшего образования с учетом развития демографической ситуации в республике. Программа предполагает создание организационных основ и механизмов совершенствования системы высшего образования в регионах Республики Беларусь.

Программа развития последипломного образования в Республике Беларусь на базе высших учебных заведений (2001). Программа включает комплекс мероприятий, связанных с решением основных организационных, учебно-методических, кадровых, финансовых вопросов, направленных на развитие системы последипломного образования на базе ведущих высших учебных заведений Республики Беларусь. В ее реализации задействованы республиканские органы государственного управления, ведущие высшие учебные заведения республики [1; с. 33-53].

Библиография используемой литературы по теме I.2: «Система образования Республики Беларусь»

 

1. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин С.С. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001.-- 70 с.

2. Система образования Республики Беларусь в цифрах 1940-2000 годы (статистический сборник) / Под ред. Листопада Н.И. – Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2001 г. – 58 с.

3. Развитие образования. Национальный доклад Республики Беларусь. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – 70 с.

4. Белорусская Образовательная Интернет-сеть




Назад


Hosted by uCoz